Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

В очередь, дети!

В очередь, дети!
04 апреля 2013

За ближайшие пять лет в стране должна исчезнуть очередь в детские сады – чиновникам разрешили фантазировать на заданную тему

Провокация правительства в области демографии привела к тому, что кривая рождаемости резко поползла вверх, подгоняемая материнскими сертификатами, обещаниями земельных участков и другими очевидными материальными выгодами. Только по Челябинской области количество новорожденных за последние годы в несколько раз превысило среднестатистические показатели: количество детей в возрасте от 1 до 7 лет увеличилось до 19 тысяч человек.

Эксперты в области демографии еще на заре бэби-бума заявили, что рост нельзя воспринимать как маленькую революцию - это нормальный процесс спадов и подъемов. Этим объясняется и слабая готовность инфраструктуры - тех, кто по социальным государственным гарантиям обязан сопровождать ребенка от 0 до 18 лет - родильных домов, детских садов, школ.

Смыкая ряды

Предыдущий спад рождаемости, помимо снижения численности детей, оставил после себя серьезные «долги». Под «сокращение» попали здания детских садов, которые в массовом порядке пришлось закрывать из-за отсутствия детей. Там, где сохранение здания было принципиальным решением местной администрации, шли на хитрости, давшие сегодня обратный эффект.

В период сокращения численности детского населения руководители всех рангов добивались пересмотра численности групп в сторону уменьшения. Вместо «советских» 20 человек СанПиН позволил содержать группу из 15 детей. Затем, когда начался «очередной» период, нормы вновь пересмотрели, но теперь в сторону увеличения до 20 дошколят. В момент максимальных показателей дефицита мест санитарные врачи отказались от количественных показателей, порекомендовав ориентироваться на площадь помещений.

Система дошкольного образования начала хитрить. С одной стороны, органы управления образования, ориентируясь на проектные мощности зданий, начали по максимуму нагружать детские сады, раздавая путевки при первой возможности. С другой стороны, надзорные органы усилили внимание к наполняемости, регулярно напоминая о нормативах, требованиях, условиях. И в лексиконе заведующих появилось два понятия: «списочный состав» - те, кто получил путевку и хотя бы раз отметился в детском саду, и «посещаемость» - фактическая наполняемость групп. Играя на разнице, образованной за счет заболевших, временно отсутствующих детей, заведующие формально выполнили требования СанПиНа и помогли частично побороть очередность.


Детские сады вынуждены сегодня идти на сокращение негрупповых площадей за счет реконструкции спортивных, музыкальных залов и других кабинетов, открытых во времена профицита мест.


«Уплотнение детских садов у нас проходит и за счет увеличения численности групп, и за счет пересмотра помещений, которые есть в дошкольном учреждении. Мы действуем согласно закону здравого смысла: нельзя лишить детей хореографического или спортивного зала, но при наличии двух таких помещений я одно могу переделать, - делится опытом начальник управления образования Саткинского района Елена БАРАНОВА. - У нас есть помещения хозяйственного назначения, которые можно перепрофилировать. Хотя бы потому, что если раньше партии продуктов приобретались впрок, то сегодня оговаривается, что молоко, хлеб привозят ежедневно, два раза в неделю - мясо и рыбу. И в таком объеме складских, холодильных помещений большой потребности нет. Я не скажу, что этот вариант применим в каждом дошкольном учреждении, но, тем не менее, он есть».

Тем более что и СанПиНы пошли навстречу желанию увеличить число воспитанников. Разрешение на использование многоуровневых кроваток и отказ от жестких правил по их расстановке вкупе с возможностью считать площадь с учетом размещенной мебели сыграли в пользу снижения очередности. Условно, вместо одной группы - «собственников» игровой и спальной комнаты - можно разместить сразу два детских коллектива. Достаточно заменить одноуровневые кровати на многоуровневые (сразу три спальных места вместо одного), поставить их вдоль стен или одной линией посередине помещения. Учитывая, что старые капитальные здания строились по более объемным нормативам и помимо свободной площади учитывалось место, которое занимали, например, стационарные кровати, новый перерасчет покажет полное соблюдение норм для группы в условиях одной комнаты.

Но не стоит рассчитывать, что за счет оптимизации помещений заведующая может значительно увеличить число воспитанников. На входе и выходе всех детей пересчитает Госпожнадзор, расчетные нормативы которого строго-настрого запрещают вмещать в одни и те же стены больше детей, чем положено.

«У нас была проектно-сметная документация на садик численностью 220 мест, но изменились требования, и, в конце концов, мы вышли на 160 мест, а надзорные органы сократили еще 15 мест. Приехали пожарные и увидели, что не хватает сантиметра в проходах для пожарных требований - сказали сократить численность детей. Есть расчетные цифры: если ширина проемов меньше, то при эвакуации детей могут возникнуть проблемы, - рассказывает начальник управления образования Красноармейского района Галина АФАНАСЬЕВА. - С одной стороны, увеличивать число мест в детских садах необходимо, но, с другой стороны, я как должностное лицо - противник уплотнений, потому что это ухудшение условий для сотрудников и детей и нарушение требований безопасности».

К слову, ради сохранения проектных мощностей в двух новых детских садах, расположенных в строящемся микрорайоне Челябинска, архитекторы вынуждены были нарушить дизайн-проект здания и прилепить декоративные балкончики на втором и третьем этажах. Номинально они служат пожарными выходами для эвакуации детей по спасательным лестницам, но двери балконов ради безопасности детей наглухо закрыты, ключи хранятся на вахте. Вот и возникает вопрос: чем будет занят воспитатель в случае пожара - попытками вывести детей по отлаженному маршруту через двери первого этажа или беготней по переполненным лестничным маршам вверх и вниз и попытками найти ключи?

Средняя нагрузка на действующие здания системы образования сегодня составляет, в среднем по области, 120 детей на 100 проектных мест. Ряд муниципалитетов уже достиг уровня 130 человек, и пополнять дальше группы физически невозможно.

Своих не бросаем

Демографический спад начала 90-х годов, сначала «опустошивший» садики, добрался сегодня до школ. Численность учеников постепенно снижалась, и на грани закрытия оказался целый перечень общеобразовательных учреждений. В основном проблема коснулась сельской местности, где вместе с естественным падением численности произошел отток населения. Свободные площади школ наученные горьким опытом управленцы отказываются пускать в расход. Каждая седьмая школа в Челябинской области открыла на своей базе дошкольное отделение.

«Проблема с очередностью меняется, она постоянно находится в динамике. По прогнозам, к 2017 году в репродуктивный возраст вступит малочисленное поколение 90-х, количество новорожденных будет сокращаться, в то время как нынешние детсадовцы пойдут в школы, и увеличение начнется там, - рассуждает Елена КОМАРОВА. - Держать много специализированных зданий одного типа и консервировать их на время спада неправильно. Поэтому открытие дошкольных групп в школах - нормальная практика использования свободных помещений исключительно в интересах детей».

Открытие дошкольных групп в перспективе принесет школе больше плюсов, нежели минусов. По действующим нормативам финансирования двухуровневое образовательное учреждение имеет повышающий коэффициент. Педагоги до- и школьного образования могут наладить преемственность и заранее познакомиться с будущими первоклассниками. Более того, ресурсы школы позволяют и организовать ряд дополнительных, иногда - платных занятий. Родители и дети привыкают к одному образовательному учреждению: и с точки зрения «логистики», и с точки зрения коммуникаций, связей.

Но до «ворот рая» директорам надо пройти «семь кругов ада». Далеко не каждое образовательное учреждение готово выделить целый блок - рекреацию и несколько кабинетов - под дошкольников. Ориентировочную стоимость реконструкции помещений в Минобрнауки называют среднезатратной. Учебные аудитории как минимум надо снабдить системой водоснабжения и канализацией, у блока должны быть отдельные выходы, детский сад отделен огнеупорной дверью от школы. У ребятишек должна быть собственная игровая зона на улице, огороженная от остального мира.

«У дошкольных групп в школах есть серьезные минусы. Прежде всего, это организация питания, потому что у школьников и дошкольников разные требования. У детского сада должна быть собственная прачечная или директору надо искать место, куда он будет транспортировать белье. Это целый комплекс проблем только по набору помещений, - рассуждает Елена БАРАНОВА. - Возникают вопросы и по режиму функционирования: если школа работает в две смены, то во время сончаса дошколят у школьников - шумная пересменка. И даже если школа учится в одну смену, во вторую половину дня школьники заняты внеурочными занятиями».

При общем уровне охвата 80 % Челябинская область, как, собственно, и любой другой регион, по показателям представляет из себя лоскутное одеяло. В каждом третьем муниципалитете, например, проблем с детскими садами нет. В разрезе отдельных территорий обязательно есть населенные пункты, где проблема с очередностью - первоочередная, и наоборот: пункты, где детские сады вернулись в эпоху «пустых» 90-х.

«По уплотненности наши детские сады находятся на отметках 102-112. В селе Долгодеревенское не хватает мест, но в других поселениях садики свободны, и мы можем открывать там дополнительные группы, - поясняет заместитель главы по социальным вопросам Сосновского района Людмила ЕФИ-МОВА. - Например, из Долгодеревенского возят детей в замечательный детский сад в деревне Касарги, где есть свободные места. Расстояние небольшое, всего 10 км, но в семье должен быть автомобиль».

Наладили обмен детьми между несколькими населенными пунктами и в Красноармейском районе. Выезжая из деревни А, школьный автобус везет дошколят в деревню Б и забирает оттуда учеников в школу деревни А. В ближайшем будущем администрация района намерена провести реорганизацию нескольких начальных школ - детских садов в поселках Лесное и Боровое, чтобы за счет перевода учеников в более современные учреждения освободить помещения и принять детей из данного и окрестных населенных пунктов.

«Как раньше строили школы, больницы и церкви? Всем миром, - рассуждает Галина АФАНАСЬЕВА. - Мы говорим главам поселений, сельскому сходу: посмотрите, есть ли дома, участки, которые заброшены, но можно восстановить? Районная администрация окажет всесильную помощь. Пусть это будет небольшой детский сад, ровно на потребность - 1 или 2 группы. Но, к сожалению, в решении этого вопроса активность родителей крайне низкая. Они считают: раз государство обещало, оно должно дать».

Стройки на тройку

Ограниченность бюджетных средств сегодня мешает пойти по наиболее простому, но самому дорогостоящему пути. На строительство детских садов решаются наиболее обеспеченные муниципалитеты. Так, например, в Челябинске, вычеркнутом из списка дотационных территорий, за последний год ввели в строй 6 больших детских садов, половина которых построена с нуля. В текущем году заявлено о возведении еще 5 учреждений.

Руководители всех уровней тихо стонут: если бы не повышение заработной платы учителям, воспитателям, возможно, бюджет смог бы выделить средства на возведение детских садов. И в этом есть своя правда. Возведение здания на более чем 200 мест обходится бюджету в 100-150 млн рублей при условии наличия проектно-сметной документации и без внутренней «начинки». Стоимость же строительства с нуля вырастает сразу в несколько раз - вышеупомянутые садики в новом микрорайоне Челябинска обошлись застройщику почти в миллиард рублей.

В крупных городах, где идет активное строительство жилого сектора, местная власть пытается повлиять на застройщиков, вынудив хотя бы спроектировать детский сад. Законодательных рычагов нет даже у федеральной власти - земельные участки под строительство продаются через аукционы и имеют довольно скудное наименование: под жилищное строительство, сельхозугодья и так далее. Остается уповать только на сознательность строительных компаний, которые ради привлечения покупателей готовы строить детские садики или, как минимум, заикаться об их строительстве.

В поселке Петровка, расположенном в 10 км от границы мегаполиса, уже несколько лет идет активное строительство малоэтажного жилья. Удобное во всех отношениях место привлекает прежде всего молодые семьи, у которых либо уже есть, либо запланированы дети. Но вот строители при возведении кварталов просчитались, отказавшись от строительства детских садов.

«В поселке Петровка развивается огромный жилой массив, рассчитанный на горожан. Застройщикам казалось, что молодежь, которая купит там квартиры, будет возить ребятишек в детские сады Челябинска, поближе к месту своей работы, - рассказывает Галина АФАНАСЬЕВА. - Но все понимают, что значит утром передвигаться по городу: если машина одна, надо отвезти ребенка в детский сад, самим добраться до работы и так далее - физически это очень тяжело».

Районная администрация предложила застройщику купить перестроечный недострой, реконструировать его и открыть там детский сад. Муниципалитет уже готовится к этой сделке - в будущих условиях продажи здания и участка земли прописаны все условия. В перспективе районная администрация намерена выкупить у строителей уже готовый детский сад.

Эта уже ставшая традиционной схема, когда коммерческие структуры строят, а затем продают государству готовые «под ключ» объекты социальной сферы, натыкается на ограниченность бюджета. В львиной доле случаев у муниципалитетов нет средств на приобретение здания.

На слуху многолетняя история с детским садом «Какаду» в новом микрорайоне Челябинска. Если кратко: строительная компания построила шикарный садик с бассейном, но город, узнав стоимость здания, отказался его приобретать.

Аналогичная история готова сегодня развернуться еще в одном новом микрорайоне в пределах «шаговой доступности» от границ Челябинска. Застройщик заверил администрацию сельского района в готовности построить детский садик и представил проект. У чиновников волосы зашевелились на голове - ориентировочная стоимость здания равнялась почти годовому бюджету муниципалитета.

Заменить строительство может возврат бывших зданий детских садов. Только в Челябинской области из дошкольного образования было выведено 365 зданий, третью часть которых сегодня удалось вернуть. И здесь был поставлен своеобразный рекорд: на фоне общероссийской цифры - полторы тысячи возвращенных зданий - южноуральские 117 детских садов смотрятся внушительно.

«По числу возвращенных зданий мы занимаем лидирующие позиции в стране. К сожалению, вернуть удалось не все. Здания были приватизированы, попали в состав федерального имущества, и получить обратно их непросто. Надо пересматривать итоги передачи и приватизации, - рассказывает Елена КОМАРОВА. - У нас есть досье на каждое здание: его история, причины передачи, попытки возврата и так далее. Есть много причин, по которым здание нельзя вернуть, в том числе - техническое состояние. Иногда проще построить новое».


Оптимальный выход нашли в Сосновском районе. В поселке Красное Поле летом этого года планируется открыть третий в России блок-модульный детский сад, построенный по аналогии с федеральным кардиоцентром в Челябинске. Принцип довольно прост: здание собирается словно конструктор из уже готовых модулей. С виду каждый из них напоминает железнодорожный контейнер, а между собой они соединяются обычными болтами.


«Мы разместим блок-модульный детский сад на территории школы, потому что у нее огромные площади, где можно выделить место; рядом с ней проходят все инженерные коммуникации, - объясняет Людмила ЕФИМОВА. - Для села подобные модули - интересный вариант. Мы создаем комплекс «детский сад-школа», и уже на стадии проектирования мы в два раза увеличили его мощность, с 40 до 80 детей. Кроме того, к нему можно будет крепить новые модули и увеличивать численность».

Проект новый, и современное законодательство к нему не готово. Разработчикам пришлось долго искать реперные точки между действующими требованиями и проектом. Больше всего споров вызывала высота помещений: при действующих нормативных трех метрах высота модулей всего 2,6 м. Решением южноуральского Роспотребнадзора для сохранения объема воздуха площадь садика пришлось увеличить. И проектировщикам вновь пришлось пересматривать эскизы, чтобы сохранить конструктивную целостность сооружения.

«Когда типовые контейнеры размером 2,6 4 м соединяются, в центре образуется колоннада. Представьте игровую комнату площадью 90 кв. м, которая разделена колоннами, - дети будут бегать и постоянно травмироваться о конструкции. Мы смогли «очистить» пространство за счет дополнительных несущих балок на потолке, - поясняет директор предприятия «Теплострой-МК» Сергей КУКУШКИН. - Нам помог неудачный опыт Владивостока: за счет утепления полов и потолка они сократили высоту помещений до 2 метров и не смогли убрать колонны. В итоге получился, простите, коровник».

Санитарные врачи Вологодской области, в отличие от южноуральских коллег, разрешили использовать электрические обогреватели в модульном детском саду города Кириллова. В Сосновском районе проектировщикам пришлось тянуть централизованное водяное отопление из школы. Дабы организовать нормальное питание, пришлось фантазировать с модулями и подключением инженерных коммуникаций.

В итоге длительных перипетий удалось прийти к общему знаменателю. Проект, по мнению районной администрации, получился хороший. На создание 80 мест из бюджетов всех уровней было потрачено 24 млн рублей.

«Окончательно сказать, насколько дорого и долго строить блок-модульные сады, можно будет после того, как детский сад сдадут в эксплуатацию, - говорит Елена КОМАРОВА. - По расчетам, которые представляли проектировщики, определенная экономия должна быть при строительстве. С этой точки зрения нам интересно иметь примеры разных подходов к строительству зданий детских садов, чтобы понимать, какой способ строительства выгоднее».

Когда говорить «никогда»?

В экономической науке есть аксиома: «Потребности - безграничны, ресурсы - ограничены», которая доступно объясняет, почему проблема ликвидации очередей в детские сады относится к разряду риторических.

Сегодня средняя продолжительность очереди в детские сады по Челябинской области составляет два года. Встав в «режим ожидания» сразу после рождения ребенка, родителю остается уповать на постепенное расширение количества мест в детских садах, на отсутствие детей из первоочередной или внеочередной категории.

«Наша задача - поддержать территории, в которых срок ожидания в детских садах максимален, но основные сложности связаны с тем, что прирост численности детей продолжается, - поясняет Елена КОМАРОВА. - Для того, чтобы поддерживать один и тот же уровень очередности, надо обеспечивать постоянный прирост количества мест, при этом мы будем стоять на одном месте».

Игра «на равных» с очередностью в Челябинской области идет только последние два года. При том, что за это время в системе дошкольного образования было создано свыше 14 тысяч мест. Предыдущие пять лет регион уверенно лидировал в этой гонке, где главным аргументом соперника было постоянное увеличение численности детского населения.

Некоторое время назад один высокопоставленный чиновник, отвечая на вопрос журналиста, когда будут ликвидированы очереди в детские сады, отвел его в сторону и тихо прошептал: «Никогда», после чего «под запись» рассказал о первоочередных мерах регионального правительства по сокращению очередности в дошкольных учреждениях.


Теги: дошкольное образование, модульный детский сад, СанПиНы
Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Дошкольное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD