Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Не говори «доп»

Не говори «доп»
10 сентября 2013

Дополнительное образование отмечает 95 лет с момента огосударствления. От всеобъемлющей внеурочной, внешкольной деятельности сегодня остались только воспоминания и раздробленное на три ведомства «подсобное» хозяйство

Деятельности дополнительного образования без малого три века. В 30-е годы XVIII столетия курсанты Шляхетского кадетского корпуса, расположенного в Санкт-Петербурге, организовали литературный кружок. Они же придумали девиз своего объединения, способного быть лозунгом дополнительного образования современного образца: «Праздное время, в пользу употребленное».

Сегодня, по данным разных источников, свое время с пользой в учреждениях дополнительного образования коротают всего около четверти школьников, без учета тех, кто ходит в спортивные, музыкальные, художественные школы, а также учеников начального звена, принудительно вовлеченных в 10 часов внеурочной деятельности. Эти теоретические выкладки подтвердил эксперимент, проведенный в Москве. Когда детям выдали сертификаты на бесплатное посещение одного детского объединения, пустующими оказались около 70 % мест.


Наши муки не для скуки

Определяющим документом для дополнительного образования внутри территории было и остается муниципальное задание - количественные выкладки, сухие цифры, которые необходимо освоить тому или иному учреждению. Но если в детские cады и школы детей приводят, то дворцы, центры творчества вынуждены собирать «цифры» всеми возможными способами.

«В муниципальном задании указано общее количество детей в возрасте от 6 до 18 лет, которые должны обучаться на бюджетной основе. Качественные показатели мало от них отличаются - это число детей старшего школьного возраста, подростков в трудной жизненной ситуации, укомплектованность кадрами, - разъясняет директор челябинского Дворца пионеров и школьников им. КРУПСКОЙ Иван ИОГОЛЕВИЧ. - В образование механически перенесли способы управления, доказавшие свою эффективность на производстве, в торговле или финансово-экономических сферах. Но при этом статистика вообще не отражает специфики нашей деятельности».


Специфика проста: развивать и поддерживать у детей увлечения. При этом само дополнительное образование тоже становится своеобразным хобби для администрации города или района. Пока есть силы и средства на его поддержание - «увлечением» занимаются, как только интерес пропадает - с ним расстаются.


Позицию главы муниципалитета можно понять и принять - к учреждениям этой категории больше всего вопросов о необходимости их существования, потому что у остальных образовательных организаций есть конкретное предназначение. Детские сады должны осуществлять присмотр и уход, готовить к школе, где ребенок получает общее образование.

«Система дополнительного образования, подведомственная министерству образования, нацелена на развитие способностей ребенка, навыков общения и выстраивания взаимоотношений в разновозрастных группах, умения организовать свое время с пользой, - говорит начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся регионального Минобрнауки Ирина АНФАЛОВА. - Все это способствует социальной адаптации детей к современным условиям и требованиям общества. Учреждения, подведомственные другим министерствам (спорта или культуры), ориентированы на предпрофессиональную подготовку, конкретные цели, например, участие в Олимпиаде, других масштабных выступлениях».

В итоге дополнительное образование оказалось позади «старших братьев» и на остаточном принципе. Отсюда и протекающие крыши, и устаревшее оборудование, и главный раздражитель - крайне низкая заработная плата педагогов, особенно на фоне их коллег из школ и детских садов.

С принятием нового закона «Об образовании», когда основой финансирования вместо статуса учреждения станет его программа, дополнительное образование, возможно, получит новые источники финансирования. По крайней мере, глава областного Минобрнауки Александр КУЗНЕЦОВ намерен забрать финансирование учебных расходов - выплату заработной платы и содержание образовательного процесса - в ведение регионального бюджета.

«Пока мы живем под определенную финансовую нагрузку. Условно: дали 100 рублей - как хотите, так и обучайте 100 детей. А чем мы займем ребенка - это наше, совместное с родителями решение, - рассуждает директор Центра детского творчества Троицкого района Елена ГОНЧАРОВА. - У нас 2,7 тысячи детей, и если за каждого заплатят, пускай даже меньше, чем планируется в дошкольном образовании (около 6 000 рублей - «В.О.».), то мы все равно будем в «шоколаде».

Чтобы перейти к «сладкой жизни» нормативного финансирования, необходимо посчитать детей. Но масса размазана, причем неравномерно, между учреждениями, подчиняющимися тройке ведомств, - Минобрнауки, Минкульту, Минспорту. Вместе с тем, один и тот же ребенок может одновременно посещать сразу несколько кружков, секций.

Даже если (гипотетически) детей, способных в силу возраста осваивать дополнительное образование, посчитают, в областном бюджете на данный момент нет средств, чтобы поддерживать еще одно дополнительное образование. Уже открыто правительство признается: чтобы поддерживать зарплаты учителей, врачей, иных бюджетников на указанном уровне, казна живет в долг, который измеряется миллиардами. Прибавив к этому перевод финансирования образовательных услуг в дошкольном образовании на областной уровень, можно предположить причину отказа от аналогичных действий в сфере дополнительного образования.

Помимо дефицита финансов, дополнительное образование пока остается обделенным и с точки зрения содержания. Это единственная отрасль, в которой до сих пор нет требований или стандартов - тех установок для образовательных программ, которые станут основой финансирования по новому закону «Об образовании».

«В подведомственных Министерствам спорта и культуры учреждениях, где ведется предпрофессиональная подготовка, есть федеральные требования и стандарты. У нас в дополнительном образовании такого стандарта нет, мы только теоретически знаем, к чему должен прийти обучаемый, - рассуждает Ирина АНФАЛОВА. - Если мы, например, говорим о кружке вязания, то для одного ребенка важно научиться правильно держать спицы, а для другого - создавать шедевральные изделия для выставок и конкурсов. Стандарта здесь нет - мы не можем навязать ребенку, что он должен делать через месяц, а что - через полгода. В большинстве случаев результат зависит от того, насколько воспитаннику интересно то, чему его обучают в конкретном кружке».

«В творчестве не должно быть стандартов, потому что это будет общее образование. Нельзя ставить рамки для развития, творческого поиска ребенка. Если он хочет заниматься в девяти объединениях, значит, ребенок себя ищет, - уверен директор Дома детского творчества Златоуста Алексей РАЗУМЕЙКО. - Нельзя двух детей ставить на одну планку, каждому их них надо дать шанс реализоваться, показать себя, вне зависимости от качества этого представления».

Теоретически введение стандартов заставит систему дополнительного образования спрогнозировать результаты своей деятельности. Всех, кто занимается распределением средств, будет интересовать достижение условных индикативных показателей - таков, к сожалению или счастью, тренд последних лет в системе образования.

«Образовательные программы не имеют общего стандарта. Есть лишь примерные требования к их структуре, утвержденные еще в 1998 году. Балльно-оценочная система в допобразовании недопустима, ее просто нет, - говорит методист Центра детского творчества Троицкого района Мария ФАЙЗУЛИНА. - Мы сами отслеживаем результаты: с помощью педагогического наблюдения, каких-то знаков, звездочек, порой тестирования и так далее. Естественно, учитываем и участие в мероприятиях: если у педагога группа из 30 человек постоянно участвует в конкурсах, а 20 из них становятся призерами и победителями, то это, мы считаем, результат».

В этом Центре детского творчества на протяжении нескольких лет работала собственная система мониторинга, состоящая из пяти уровней. С ее помощью педагоги отслеживали результативность учебных программ, полноту их выполнения, ряд других показателей, эффективность которых оценивалась по специальным формулам. В результате получался некий коэффициент, позволяющий стимулировать педагога. «Оклад педагога - 3 901 рубль, умножаем его на «сельские». «Уральские» съедают налоги, я их даже не считаю. А дальше - премирование согласно положению. Но при этом на 112 человек у нас всего 20 тысяч рублей надтарифного фонда», - резюмирует директор Елена ГОНЧАРОВА.

«Государство, общество, родители хотят увидеть то, чему научился ребенок. Многих не устраивает, что он просто проводит время, они хотят видеть результат, - констатирует Иван ИОГОЛЕВИЧ. - Подход изменился: введение образовательных программ уже является элементом стандартизации. Если несколько десятков лет назад ребенок приходил в кружок и развивал свои интересы, то сегодня количество детей напрямую связано с доходами учреждения».

«Если наша цель - организация свободного времени, чтобы забрать детей с улицы, развитие способностей на уровне возможностей и мы хотим сделать дополнительное образование доступным, охватив как можно больше детей, то тогда мы вынуждены отказаться от стандарта, - рассуждает Ирина АНФАЛОВА. - А если мы говорим о заработной плате, финансировании, поддержке, конкретных результатах, тогда нужен норматив, который без стандарта или требования невозможен». Высший пилотаж, если эти цели совпадут и будут реализованы».


Кручу-верчу - научить хочу

В системе дополнительного образования складывается парадоксальная ситуация: при крайне низкой заработной плате в большинстве учреждений почти нет оттока кадров. Повышение зарплаты учителям стало «медом». Для всех, кроме «допников».

Самоотверженные педагогические фанатики, для которых дополнительное образование - религия, готовы денно и нощно заниматься любимым делом: обучать детей ремеслу, которому они свято верны. Каждый из них уникален по своему подходу к детям, способу передачи знаний, набору знаний и умений. Одним словом, собственной учебной программе, взращиваемой в течение многих лет.

«Правда дополнительного образования в том, что все строится вокруг человека, а не программы. Если из обычной школы уйдет учитель математики - на его место придет другой. И замены в большинстве случаев никто не заметит, - рассуждает Иван ИОГОЛЕВИЧ. - Если из дополнительного образования уйдет педагог - уйдет носитель определенных традиций. На его место вряд ли придет достойная замена, потому что уникальность педагога в том, что кроме него именно так делать никто не умеет».

Новый педагог несет с собой свою программу. Насколько равнозначной будет замена, судить можно только в конкретном случае, но вряд ли подвергается сомнению факт, что фрагменты учебного курса, например, по батику или судомоделированию, будут сильно отличаться друг от друга.

«У нас методическое объединение туристов кричало: «Давайте нам одну программу на всех, мы занимаемся одним и тем же». Мы попытались свести к общему знаменателю программы и представили на суд комиссии из областного министерства образования. Нам сказали, что программа должна быть индивидуальна, общими могут быть только цели и задачи, так как дополнительное образование подразумевает вариативность», - рассказывает Мария ФАЙЗУЛИНА.

«Учебные программы пишутся, исходя из имеющихся кадровых и материально-технических условий. Мы понимаем, что педагог дополнительного образования, как правило, реализует свои представления, мысли, умения, навыки, когда делится своим опытом с детьми, - продолжает Ирина АНФАЛОВА. - Для руководителя учреждения дополнительного образования важно в этой ситуации увязать программы в единое целое и добиться главных результатов - увеличить охват и повысить качество. Если у педагога нет детей, надо ставить вопрос о компетентности педагога или востребованности программы. Если для реализации программы нет условий, значит, надо привлекать средства либо искать применение своим силам в другом направлении или в другом учреждении».

Выбор кружков и секций в большинстве учреждений дополнительного образования тривиален. Можно пересчитать по пальцам: хореографические, вокальные коллективы, студии изобразительного и народно-прикладного творчества, кружки авиа-, судо- или автомоделирования, секции спортивного, туристического, военно-патриотического направлений, интеллектуальные объединения. При этом будет ошибкой назвать педагогов закостенелыми консерваторами - практически все стремятся к теоретическому и практическому обновлению. Но все желания спотыкаются о материальные препоны - лишних средств на модернизацию нет, равно как и сил, чтобы самостоятельно зарабатывать.

«В муниципальном задании написано общее количество детей, а дальше - как пойдет: кто - рисовать, кто - петь. Мы его выполняем, потому что увеличивая охват, мы оттягиваем детей с улицы, но, вместе с тем, тратим на эти цели все силы - педагоги работают, как правило, на две ставки, - рассуждает директор Центра эстетического воспитания Златоуста Ольга СОЛОВЬЕВА. - С другой стороны, охватывая все больше детей, нам тяжело предлагать платную услугу. Чтобы заманить ребенка и его родителя, нужно предложить ему что-то большее, чем в бесплатном кружке: может, это будет какая-то фишка, может быть - интересный педагог. Школам в этом отношении проще: есть стандарт, программа, а все, что сверху, становится дополнительной, платной услугой».

Центр эстетического воспитания - единственное в Златоусте автономное учреждение дополнительного образования. Здесь открыли уникальную по российским меркам фольклорную школу: под одной крышей собрали творческое объединение «Лапоточки» из подведомственного Минобрнауки центра и музыкальную школу, подотчетную Минкульту. Выпускникам фольклорной школы выдаются сертификаты о предпрофильной подготовке, а на ее базе открыта платная услуга - занятия в дополнительных группах.


Администрация учреждений сетует, что значительную часть доходов съедают налоги, убрав которые государство откроет второе дыхание дополнительному образованию.


«Если бы нам пошли навстречу и предусмотрели льготы в налогообложении, освободили от налога на прибыль и НДС (с миллиона рублей мы сейчас «теряем» около половины), эти деньги можно было бы пустить на стимулирование педагогов, обновление материальной базы и так далее, - поясняет Алексей РАЗУМЕЙКО. - Сегодня свои доходы мы можем оправдать только расходами на оказание услуг - зарплату, призовой фонд. Но если мы начнем перебрасывать средства на ремонт или закуп оборудования, нашу декларацию не примут».

«Скромные условия, в которых живет допобразование, - мягко сказано, потому что большинство учреждений требуют хороших вложений и в части капитального ремонта, и в части материального оснащения, которое в основном из прошлого века, устарело, - считает Ирина АНФАЛОВА. - Хочется хороших условий даже для традиционных направлений, таких, как прикладное творчество, где есть серьезные новации - и в обжиге, и в нанесении краски. Прогресс - налицо, и мы должны за ним двигаться».


На ФГОС надейся, а сам не плошай

С введением стандартов нового поколения учреждения дополнительного образования получили хороший шанс. Если в период апробации и в первый год внедрения ФГОС школы по разным причинам пытались обойтись собственными силами, то в последние два года общее и дополнительное образование живут «не разлей вода».

«Если вчера зарплата учителей начальных классов была низкой, и чтобы ее поднять, директора нагружали их внеурочной деятельностью, то сегодня, когда зарплата выросла, все признают, что детей лучше отдать в руки профессионалов, - считает заместитель директора Дома детского творчества Златоуста Любовь ЛИПОВАЯ. - Школе выгоден педагог дополнительного образования, потому что он дает результаты, которые важны для директора. Конечно, есть руководители, ревностно относящиеся к заслугам своих учеников, но мы не жадные - пусть ребенок несет грамоту в школу, потому что интересы взрослых не должны идти вразрез с интересами ребенка».

«Когда мы начинали работать со школами, нам казалось, что у статусных учреждений меньше потребностей в наших услугах, чем у обычных школ. Но выяснилось, что есть сферы, где дополнительное образование очень востребовано, - рассказывает Иван ИОГОЛЕВИЧ. - Мы предложили трем школам, находящимся в шаговой доступности (гимназиям № 1 и 10, школе № 30), взять на себя внеурочную деятельность, и если сначала у них были сомнения, то после встречи с педагогами загорелись и дети, и родители».

Сегодня существует несколько схем интеграции школы и допучреждения. В некоторых случаях дети сами приезжают в дом, центр, дворец творчества и занимаются с педагогом. Такая модель сегодня работает в Златоусте, где пять учреждений дополнительного образования, заранее поделивших между собой направления, презентовали кружки и секции всем директорам школ, а те, в свою очередь, выбрали наиболее интересные предложения для своих детей.

«В этом союзе выигрывают все: если есть договор о сотрудничестве, то школа, получившая средства на внеурочную деятельность, переводит их в учреждение дополнительного образования, - поясняет заместитель начальника управления образования Златоуста Татьяна РЫБКИНА. - Школы выигрывают, потому что у них нет ресурсов, мало профессионального опыта, а им предоставляется команда профессионалов. Но уже сегодня все понимают, что когда во внеурочку окунутся 3-е и 4-е классы, школы захлебнутся, а с введением ФГОС в основном звене станет еще тяжелее».

Еще одним вариантом интеграции стал договор с педагогом дополнительного образования, который проводит занятия на площадке школы, являясь совместителем. Но такой «обмен» могут позволить себе учреждения, где есть лишние площади.

«Мне бы как директору не хотелось отправлять педагогов в школы, я ратую за то, чтобы дети занимались в стенах дворца, - считает Иван ИОГОЛЕВИЧ. - Это вопрос идентичности, единства - с одной стороны, а с другой - вопрос соблюдения законодательства, потому что в лицензии указываются все адреса, по которым ведется образовательная деятельность. И мы, по сути, должны проверить все школы, где работают наши педагоги».

Именно по такому пути распределения педагогов пошли в Троицком районе, где населенные пункты в основном малокомплектные, а детей преимущественно обучают «на подвозе». Исходя из количества детей (60 детей на одну ставку), педагогу дополнительного образования определяют долю: четверть, половину или более от ставки.

«У нас сетевая система: педагоги работают при сельских школах, домах культуры. В начале года они сдают свою программу и выстраивают деятельность, учитывая подвоз, нагрузку и так далее, - поясняет Елена ГОНЧАРОВА. - В районе свыше 2,7 тысячи детей, и мы всех охватили дополнительным образованием, потому что оно востребовано - чем еще ребенку и педагогу заниматься в маленькой, отдаленной деревне?»

«С учетом того, что в школах заработная плата выше, произошел отток педагогов дополнительного образования для реализации ФГОС - это факт. Система дополнительного образования помогла общему образованию разнообразить формы реализации ФГОС, потому что предложила свои ресурсы, педагогов, направления, опыт работы с малыми и большими группами детей, с одаренными. И мне кажется, что общая школа выиграла от сотрудничества, - считает Ирина АНФАЛОВА. - При этом мы понимаем, что педагоги дополнительного образования получили дополнительный заработок. Поэтому нельзя говорить о помощи кого-то кому-то - две системы органично дополняют друг друга».

В этом году советское, оно же - российское дополнительное образование отмечает 95-летие. Некогда действительно огромное хозяйство, включающее в себя художественные, спортивные школы, в том числе олимпийской подготовки, дворцы пионеров, дома творчества, распалось. Ребенок, его «душа» стали заложниками трехстороннего, скрытого «конфликта» за объемы нормативного финансирования. Что поможет сместить центр внимания в сторону детей, пока неизвестно. Может быть, окончательное деление по профилям, за счет отказа от хобби, а может - реконструкция ранее существовавшей единой системы внеурочного, но не дополнительного образования. Ответить на этот вопрос придется уже в ближайшее время: к 2015 году трое из четверых несовершеннолетних бесплатно и желательно добровольно должны посещать кружок, секцию, объединение.


Теги: образование, программа, закон
Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Дополнительное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD