Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Семь бед - один пед

Семь бед - один пед
30 сентября 2013

В педагогическом образовании наступил кризис - время переходного состояния, когда обучать по-старому уже нельзя, а по-новому - пока невозможно. Профессия педагога сегодня выпала из рейтинга наиболее престижных специальностей. Поэтому и спрос среди абитуриентов на нее крайне низкий.

Если вузы «подкупают» школьников дипломом о высшем образовании, то ссузам довольно трудно найти более весомые аргументы. Как бы ни старались учреждения среднего профессионального образования, все-таки ассоциативное мышление приравнивает педагогические колледжи к общему ряду «технарей», куда идет зачастую довольно сомнительный контингент. Это стереотип, который сегодня пытаются ломать.

Между тем, вопреки еще одному распространенному убеждению, значительная часть действующих учителей - выпускники ссузов, доля их коллег из вузов примерно одинакова, а в некоторых, особенно сельских, территориях порой даже ниже. Если отнять от числа педагогов с высшим образованием тех, у кого есть диплом о среднем профессиональном образовании, то перевес будет на стороне системы НПО-СПО. Достаточно сказать, что практически все выпускники ссузов идут работать по полученной профессии, в то время как среди выпускников вузов этот коэффициент намного ниже - около 35 %, по данным разных источников.


Купировать с плеча

В 2009 году федеральное Министерство образования и науки скорректировало направления подготовки для среднего профессионального образования.

Из перечня были удалены специальности, не только наиболее популярные среди студентов, но и наиболее востребованные среди работодателей, - общеобразовательных школ.

«На сегодняшний день мы имеем огромную потребность со стороны учебных заведений в учителях информатики, иностранного языка, а у нас - ссузов - изымается подготовка по этим направлениям, при этом педагогические вузы не могут восполнить пробелы, - сетует директор Челябинского педагогического колледжа № 1 Михаил ЭНГЕЛЬМАН. - Возникает вопрос: инициаторы живут в пределах Садового кольца? Россия - страна большая, и если мы говорим об одинаково качественном и доступном образовании для всех, то изымая востребованные специальности из среднего профессионального образования, мы оголяем отдаленные территории, из которых к нам поступают дети. Получается замкнутый круг».

К слову, согласно данным, опубликованным на сайте регионального Минобрнауки, в школах Южного Урала открыто около ста вакансий учителя иностранных языков с суммарной нагрузкой более двух тысяч часов в неделю - чуть больше ставки на каждого.

Вместе со школами от сокращения специальностей пострадали и детские сады. В ведении ссузов осталась только подготовка «чистых» воспитателей для обычных или коррекционных групп. Все остальные дополнительные направления - педагог дополнительного образования, физкультурник, музыкальный работник - были сокращены.

«Два года назад у нас было 7 специальностей, сейчас - 4. Более того, нас ограничили в дополнительных квалификациях - учитель начальных классов или воспитатель. И точка. Для нас это беда, потому что раньше мы дополнительными квалификациями привлекали студентов, из которых готовили специалистов широкого профиля, что помогало им легко находить работу. Сейчас этого нет, - рассказывает директор Троицкого педагогического колледжа Валентина КОРОЛЕВА. - Это связано, наверное, с тем, что из дошкольных учреждений тоже будут убирать специалистов: музыкальных, физкультурных руководителей, педагогов театрализованной или изобразительной деятельности - якобы потому что дошкольное образование в них не нуждается».

Масла в огонь добавил стандарт третьего поколения, вводимый повсеместно также с 2009 года. Он коренным образом изменил всю систему среднего профессионального образования, в том числе - по педагогическим специальностям. За рамками узкопрофильной подготовки по ряду компетенций остались общие знания, так или иначе влияющие на «содержательный» уровень педагога, способного быть «носителем определенных культурных норм и традиций».

«Студенты недополучат культурную составляющую по литературе, музыке, которая раньше закладывалась на индивидуальных занятиях, факультативах, кружках. Сегодня их, согласно новым федеральным стандартам, нет, эта деятельность не финансируется, ровно так же, как у нас нет средств на оплату кружков в каких-то городских учреждениях дополнительного образования, - говорит заместитель директора по учебной работе Миасского педагогического колледжа Елена СМОРГОВА. - Система дополнительных кружков дает возможность раскрыть потенциал студентов, и сегодня наши преподаватели если и занимаются чем-то после занятий, то только на голом энтузиазме, потому что ребят жалко».

Помимо энтузиазма, помогла и педагогическая, почти военная смекалка. За счет вариативной части, например, в Миасском педагогическом колледже удалось сохранить театральный кружок. Педагог за один учебный год ставит со студентами сразу несколько спектаклей, обучая их таким образом театральной деятельности, которую они, вероятно, будут использовать в детских садах и начальной школе. Коллеги из Челябинска, наработавшие богатый опыт воспитания профессиональных учителей иностранного языка, создали специальный междисциплинарный курс по основам методики ведения предмета в начальной школе, чтобы хоть как-то сохранить накопленный багаж знаний и умений.


Учиться учить и еще раз учить учиться

Стандарты третьего поколения поставили систему подготовки учителей в ссузах с ног на голову. Прежде всего потому, что их внедрение началось с опозданием, а точнее - одновременно с ФГОС для школы. У среднего профессионального образования отсутствовало время на вдумчивое осознание всех грядущих изменений.

«Как можно было при подготовке специалиста для новой школы опоздать как минимум на 5 лет? - недоумевает заместитель директора по учебно-производственной работе Челябинского педагогического колледжа № 1 Галина СОЛОДЯНКИНА. - Если ФГОС в начальной школе начали внедрять три года назад, то мы должны были дать специалистов к этому времени, а получилось, что школы начали внедрять ФГОС - и у нас началась подготовка по ФГОС. И сегодня по ходу приходится осваивать новые программы, а самое главное - системно-деятельностный подход. Когда мы переходим на «новые рельсы», хочется, чтобы вся нормативная база, которая требуется для качественного внедрения стандарта, уже была».

А ее по факту - нет. Кроме стандарта, который иначе как «рамочный» никто не называет, у ссузов нет каких-то ясных нормативных документов, регламентирующих, поясняющих принципы их новой жизни. Жизни, когда меняется все: от идеи до организации учебного процесса.

«У нас нет нормативных документов, как, например, проводить итоговый государственный экзамен, как тарифицировать преподавателей, практику, какими должны быть журналы, поскольку они должны вестись по-новому, так как в них объединяется теоретическая часть и практика, - констатирует заместитель директора по научной работе Троицкого педагогического колледжа Татьяна УГРИНОВА. - Каждый колледж самостоятельно пишет всю методическую базу, и если, например, студент переводится из одного колледжа в другой, у него и колледжа возникают сложности в синхронизации. Стандарты, которые неоднократно подвергались критике, написаны очень кратко, в них нет методического ядра, единства, даже в рамках одной области».

В отличие от прошлого, когда обучение велось по традиционной схеме «теория - практика - зачет или экзамен», современные стандарты предполагают параллельное ведение двух типов обучения: учебных курсов и профильных модулей. Реализация последних предполагает сразу несколько совмещений. С одной стороны, формирование так называемых междисциплинарных курсов по конкретной тематике, конкретной компетенции, а с другой - интеграцию теоретической и практической частей.

Междисциплинарные курсы, в книжках - модули, а на языках - МДК, призваны сформировать у студента трендовое слово «компетенция». В отличие от школ и вузов, в ссузах нашли более точное определение ему - «перевернутая пирамида зунов», когда вместо «знаний» на первом месте стоят «навыки», а умения по-прежнему остаются связующим между ними.

«Когда мы раскладываем деятельность учителя начальных классов, мы видим, что он учит детей, занимается воспитательной деятельностью, осуществляет методическую работу и так далее, - говорит заместитель директора по учебной работе Челябинского педагогического колледжа № 1 Наталья ШАТАЛОВА. - Ученые очень грамотно выстроили стандарт по этим направлениям. Если раньше педагогика присутствовала во многих курсах, то сейчас все разложено по пунктам, модулям: где и что мы делаем».

Мешают нормальной интеграции отсутствие нормативной базы и человеческий фактор - слишком сильны преподавательские амбиции, в их хорошем понимании. Большинство педагогов имеют значительный стаж и твердую уверенность в значимости своего предмета, которая подкрепляется ныне действующим порядком начисления заработной платы за отведенные часы.

«Преподаватели все разные: по уровню квалификации, накопленному опыту, подходу к студентам. Они субъективны в подборе содержания, а им требуется работать в едином русле, - сетует заместитель директора по научно-методической работе Троицкого педагогического колледжа Лариса СУФЛЯН. - Если раньше всей методикой занимались научно-исследовательские институты, то сегодня весь груз ответственности ложится на преподавателя. Ему надо разработать программы, учебные планы, составить тематическое планирование - работа колоссальная!»

В отличие от вузов, в ссузах нет методической службы - она исключена штатным расписанием. Отдельно взятый преподаватель берет на себя ответственность за подготовку будущих учителей и с позиции подготовки, то есть того качества и объема знаний, с которыми он познакомит студента, и с точки зрения проверки этих знаний. Новые стандарты, их компетентностный подход лишены каких-либо критериев оценки - это тоже ложится на плечи преподавателей. «Чтобы составить контрольно-оценочные средства, требуется масса сил и времени. Потому что нужно составить паспорт, учесть в нем все компетенции, показатели сформированности, материалы проверки, задания, примерные ответы к ним... И все должен делать один преподаватель, бесплатно. Оплачиваются только часы, которые он читает на учебном занятии, на все остальное денег нет», - сетует Лариса СУФЛЯН.

«Новый стандарт определил нам итоговую аттестацию только выпускной квалификационной работой, тогда как раньше еще были экзамены. У нас нет уверенности, что выпускник, защитив квалификационную работу, может получить звание «учитель». Главное, на наш взгляд, чтобы студент смог дать урок, смог учитывать психологические, возрастные особенности детей, а нам ставят во главу угла его способности систематизации и анализа научного материала, - поясняет заместитель директора по научно-методической работе Челябинского педагогического колледжа № 1 Татьяна ПОДГОРСКАЯ. - На государственных экзаменах мы видели, чему обучены студенты, потому что он состоял из теоретической и практической частей, где у них были возможности показать все, чему они научились. Мы проверяли те же самые компетенции, только они были под другим названием: знания, умения, навыки».

Преимущество среднего профессионального образования, за которое работодатель в лице руководителя образовательного учреждения ценит выпускников, - большой объем практической деятельности. С введением модульного принципа обучения ее количество возросло в разы - до двух третей от учебного плана, а следовательно, все поточное расписание, отработанное годами, потребовалось переформатировать и создавать практически с нуля.

«Наше образование построено на практике, только по основной специальности у нас ее более 20 видов. Перед каждым выходом студента мы работаем индивидуально с каждым, причем оплачивается труд как наших преподавателей, так и учителей в школах, которые ведут наших студентов, - поясняет директор Миасского педагогического колледжа Надежда ПИЧУГОВА. - Если в СПО две трети уделяется практике, то в ВПО - наоборот. Чтобы выпускнику вуза стать на один уровень с выпускником ссуза, ему надо как минимум пять лет».

«Например, появился у нас профессиональный модуль «Классное руководство», темы по которому раньше были раскиданы по учебным курсам. Чтобы сформировать у студента соответствующие компетенции, мы должны увязать теорию и практику, причем ее продолжительность идет не 2, а 5, 6 и больше часов. И здесь возникает много технических сложностей, - делится заместитель директора по научной работе Троицкого педагогического колледжа Татьяна УГРИНОВА. - Чтобы завершить профессиональный модуль, студенту надо пройти практику, получить после нее отзывы и оценки. И только после этого выйти на междисциплинарный экзамен, но как его проводить, тоже никто не знает. А если студент по объективным причинам, например, отсутствовал в то время, когда междисциплинарный курс был вычитан и отработан, как он будет наверстывать - никто не знает, каждый будет делать так, как захочет, потому что норматива нет».

Внедрение стандартов третьего поколения в среде педагогических вузов пока вызывает больше вопросов, нежели ответов. Но вместе с тем отрадно, что сам переход на новые стандарты воспринимается однозначно - без сомнений. Прежде всего потому, что стандарты нового поколения по своему содержанию схожи и для среднего профессионального, и для общего, и в будущем для дошкольного образования.

«Внедрение ФГОС в среднее профессиональное образование - совершенно правильный путь развития, который выкристаллизовывался годами. Но здесь важны нюансы, из-за недоработки которых воплощение идеи начинает проскальзывать. Сейчас мы очень много сил тратим на то, чтобы подготовить специалиста, который соответствует всем требованиям современной школы и требованиям к обучению молодого поколения, - считает директор Челябинского педагогического колледжа № 1 Михаил ЭНГЕЛЬМАН. - У нас штучное производство. Не в обиду техническим ссузам, но если можно где-то потоком в 15-20 человек выйти на практику, чтобы оттачивать процесс изготовления детали, то педагог - штучное производство. В зависимости от того, кто придет в школу, во многом зависит развитие нашей страны, без лишнего пафоса».


В состоянии транша

Начиная с прошлого года, педагогические колледжи Челябинской области участвуют в Федеральной целевой программе развития образования - ФЦПРО. За счет средств федерального и областного бюджетов в учреждениях впервые за четверть века смогли преломить «ход истории».

«Мы дважды в сложной ситуации: с одной стороны, мы сами переходим на федеральные стандарты среднего профессионального образования и нам нужно мобильно переориентироваться и готовить педагогов - учителей начальных классов и воспитателей - к Федеральным стандартам начального или общего образования и федеральным государственным требованиям в дошкольном образовании, - говорит заместитель директора по методической работе Миасского педагогического колледжа Наталья ВЕДЕНЕВА. - Оборудование закупалось с целью оптимизации образовательного процесса, то есть главным основанием служит вопрос: а как это будет работать в учебном процессе? Если мы закупаем интерактивные доски, то ориентируемся на преподавателей, которые умеют с ними работать, и знаем, что они будут использовать их в работе. Если мы закупали комплект электронных книг, то он приобретался под «Основы права», потому что невозможно носить всю нормативную документацию, а в книги преподаватель закачал все данные - и студенты смогут работать с любым источником».

Приобретение нового оборудования на средства ФЦПРО помогло, уверяют преподаватели педагогических колледжей, повысить среди студентов интерес к учебе. Бывшие школьники, преимущественно из сельских территорий, порой впервые видят и электронные книги, и интерактивные доски. Зато освоив компьютерную технику, они создают свой контент, вплоть до медиаучебников собственного производства. К слову, в Троицком педагогическом колледже, во многом за счет появления свободного доступа к Интернету, сразу 15 студентов завоевали призовые места на научно-практической конференции.

«Дети получают навыки работы с информационно-коммуникационной средой, обучаются принципам научно-исследовательской работы, что помогает им адаптироваться в своей профессиональной деятельности и как личности в целом, - считает Лариса СУФЛЯН. - Благодаря технике, Интернету преподаватели имеют возможность заниматься со студентами индивидуально - если они по каким-то причинам пропускают занятия, то могут познакомиться с учебными материалами через интернет-ресурс колледжа: проработать ту или иную тему, выполнить ряд заданий и наверстать упущенное».

По сравнению с оборудованием, выбор которого на рынке достаточно широк, педагогические колледжи сегодня испытывают проблемы с научно-методической литературой для среднего профессионального образования - ее просто нет. С другой стороны, широкое разнообразие школьной литературы вынуждает библиотекарей закупать комплекты по многим программам.

Но все эти материальные достоинства меркнут по сравнению с тем, что впервые с начала 90-х годов преподаватели получили возможность пройти курсы повышения квалификации. Это, наверное, самый большой плюс в программе ФЦПРО, и здесь Челябинской области повезло - программы повышения квалификации будут финансироваться еще в течение трех лет.

«Сегодня материальной базы достаточно, чтобы реализовывать все задачи, а вот кадры долгое время «отставали», даже от своего уровня, достигнутого в советское время, - у нас не было возможностей знакомить преподавателей с новыми технологиями, разработками. И поэтому мы рады тому, что в прошлом году обучили хотя бы треть коллектива. Нам бы хотелось больше средств на повышение квалификации, потому что грамотный педагог должен быть в курсе событий, несмотря на то, что мы находимся в глубинке, - считает директор Миасского педагогического колледжа Надежда ПИЧУГОВА. - Мы ушли от той точки зрения, при которой материальная база была на первом месте, а человек - на втором. Сегодня специалисты должны получать достойное образование, а компьютеров хватит на всех».

Педагоги, которые сохраняют оптимизм даже в непростых условиях перехода, с улыбкой замечают: «Обратите внимание, что все самые передовые педагогические технологии МАКАРЕНКО, УШИНСКОГО были рождены в период кризиса. Когда в образовании нет кризиса - это беда, потому что без проблем наше общество замирает».


Теги: вуз, абитуриент, образование
Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Профессиональное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD