Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Бюджетное место пусто не бывает

Бюджетное место пусто не бывает
20 ноября 2013

Сегодня регионы получили возможность влиять на количество бюджетных мест, предоставленное вузам. Федеральное Минобрнауки готово учитывать пожелания субъектов, чтобы выпускники между образовательными учреждениями распределялись равномерно

Все дороги ведут в вуз

В этом году у высших учебных заведений появилась возможность корректировать контрольные цифры приема на следующий учебный год совместно с работодателями и учредителями. Это поможет воплотить в жизнь давнюю мечту о трудоустройстве каждого выпускника, вне зависимости от профиля обучения. Поэтому и выходит образование на прямой разговор с отраслевыми министерствами и потенциальными работодателями.

Нововведение позволит, наконец, избегать таких просчетов, как, например, в прошлом учебном году, когда федеральный центр выделил Челябинской области около 8 тысяч бюджетных мест против реальной потребности в 11 тысяч. Чтобы урегулировать разницу в цифрах, региональное Минобрнауки отправило соответствующую заявку в Москву, и после длительных переговоров сторонам удалось прийти к компромиссу - южноуральским абитуриентам выделили 10 тысяч бюджетных мест.

«Мы подходили к этому вопросу очень точечно и рассматривали заявки в зависимости от отрасли, - рассказала заместитель министра образования и науки Челябинской области Галина КАЗАКОВА. - Например, по экономическим и юридическим направлениям нам потребовалось значительно меньше мест, чем предложил федеральный Минобрнауки. Мы определили их на уровне 60-80 % от цифр, предложенных министерством в пользу других направлений. Например, в этом году возросла потребность в выпускниках творческих и технических направлений».

За счет сокращения каждого пятого бюджетного места по направлениям подготовки экономистов и управленцев на следующий год удалось увеличить контрольные цифры приема по другим специальностям. По естественно-научным направлениям вузы смогут принять больше абитуриентов на 2,5 %, по техническим и медицинским - на 5%, по образованию и педагогике - на 6 %. То есть в целом общее число контрольных цифр приема почти не изменится.

Между тем, уже сегодня вузы идут в сторону именно тех специальностей, набор на которые в следующем году будет увеличен. В Челябинском государственном университете, мотивируя стипендией в течение первого семестра, которая в три раза больше государственной, увеличили число абитуриентов на технические, естественно-научные и физико-математические специальности. Как заверили в вузе, если студенты будут хорошо учиться, бонус будет выплачиваться в течение всех семестров.

Борьба за абитуриента становится сегодня условием выживания вуза, поставленного в рамки подушевого финансирования. Поэтому и приходится приемным комиссиям всеми возможными методами бороться за повышение среднего проходного балла.

«Поскольку нас перевели на подушевое финансирование, мы заинтересованы, чтобы бюджетные места закрывались наиболее подготовленными абитуриентами. Если впоследствии студенты не смогут освоить образовательные программы, мы их потеряем, а значит, лишимся и бюджетного финансирования, - поясняет проректор по учебной работе ЧелГУ Николай МАМАЕВ. - Сегодня мы пришли к выводу, что если средний проходной балл ниже 60, эффективность вуза находится в опасной «красной зоне», если выше - то в безопасной «зеленой». К слову, в погоне за «качественным» абитуриентом в ЮУрГУ проходной балл увеличился в среднем с 64 до 71, в Южно-Уральском медицинском университете (в прошлом медицинская академия - «В. О.») по профильным предметам - до 92 баллов.

Изменение объемов бюджетных мест может привести к парадоксу, нежелательному для вузов и экономики. Сокращая количество бюджетных мест на экономических специальностях, вузы обострят конкуренцию среди абитуриентов. И в грядущей войне сертификатов ЕГЭ и аттестатов победит сильнейший (читай: наиболее умный) выпускник школы. В то же время увеличение количества мест на менее популярных направлениях может привлечь туда не самых успешных абитуриентов за счет снижения проходного балла.

Сократить количество бюджетных мест могут победители олимпиад и те, кто поступают по целевому набору. Первые проходят вне списка, пользуясь льготой, ко вторым у вуза более предвзятое отношение: для них также устанавливается высокий проходной балл.

Уже сегодня ЧелГУ принимает «целевые» заявки от глав муниципалитетов только на абитуриентов, у которых суммарный балл ЕГЭ выше 180. Передавая бюджетное место вне основного конкурса, вузы хотят быть уверены в том, что «целевик» сможет доучиться до конца, потому что в противном случае вузу сократят финансирование на отчисленную «душу», а «заказчик» останется недовольным.

Кроме того, сегодня вузы в целевом наборе стараются работать напрямую с будущим работодателем, частично отказываясь от «бюджетников», отправляемых по путевкам из городов и районов. Так, например, выполняя социальный заказ Роскосмоса, вузы смогли увеличить набор в своих филиалах, расположенных в закрытых городах, - Трехгорном, Снежинске, Озерске. Вдобавок к росту популярности технических профессий подобное сотрудничество помогает решать и целый ряд сопутствующих проблем.

«У нас много предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые готовы самостоятельно выбирать талантливых ребят и направлять их к нам на обучение, - рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии ЮУрГУ Александр ГУБАРЕВ. - Поступая к нам, такой будущий студент уже имеет гарантии будущего трудоустройства, возможность пройти практику и даже места проживания на время обучения в общежитии принимающей стороны. На таких условиях мы совместно с компанией «Мечел» в этом году приняли 50 студентов».

В гонке за качественным абитуриентом вузы порой мешают сами себе и друг другу за счет дублирования специальностей. Расширяя выбор, они предоставляют больше возможностей абитуриентам с низкими результатами ЕГЭ даже на наиболее востребованных специальностях.

Ссузы ждут своих героев

В отличие от вузов, ссузы уже прошли этап борьбы с дублирующими специальностями. За счет оптимизации сети, реорганизации начального профессионального образования в Челябинской области, равно как и в других регионах, были созданы крупные средне-специальные учебные заведения, предлагающие абитуриенту десятки направлений.

Челябинский колледж информационно-промышленных технологий и художественных промыслов за счет слияния сформировал в своем реестре 30 специальностей подготовки, что позволяет удержать даже самого востребованного абитуриента.

«Мы охватили все сферы экономики, начиная от сервиса, заканчивая металлургией, - поясняет директор колледжа Владимир ЛАПИН. - Это позволяет нам вовремя «перекинуть» студента с одного направления на другое, если его ожидания не оправдались. Таким образом, мы сохраняем контингент, избавляем родителей и детей от поиска нового места обучения».

По аналогичной схеме сегодня действуют во многих ссузах. Например, в Магнитогорском политехническом колледже сегодня существует сразу две смежные специальности, связанные с железнодорожным транспортом - «Машинист локомотива» и «Техник обслуживания подвижного состава». Обе профессии востребованные, поскольку отвечают запросам родителей и абитуриентов - гарантия трудоустройства (только в Магнитогорске около 10 предприятий, которым нужны специалисты этого профиля), удобный график работы и довольно неплохая по меркам города заработная плата. Однако из-за профориентационной безграмотности абитуриентов приемной комиссии приходится рассказывать выпускникам, что стать начальником сразу не получится.

«Приходящие учиться на машиниста локомотива уверены, что сразу сядут в кабину и будут получать большую зарплату, но это не так, - поясняет заместитель председателя приемной комиссии Татьяна СВЕТЛИЧНАЯ. - Им все равно придется пройти ряд должностей, на которые они могут попасть, получив диплом техника обслуживания подвижного состава, то есть временно стать слесарем, смотрителем или составителем».

Вместе с повышенным спросом на железнодорожные специальности в магнитогорском политехе популярностью пользуются профессии металлургического направления. Потому что многие абитуриенты - выходцы из тех семей, в которых сложились целые династии металлургов, к тому же на градообразующем предприятии - Магнитогорском металлургическом комбинате - высокая и стабильная зарплата и, самое главное, гарантия трудоустройства.

И хотя у ссузов давно отработана прямая связь с предприятиями, работодатель отказывается пока формулировать четкий заказ на количество и качество выпускников. Поэтому и формирование контрольных цифр приема на год грядущий может оказаться для некоторых специальностей фатальным.

«Мы каждый год корректируем контрольные цифры накануне приемной кампании, потому что наш социальный партнер - Магнитогорский металлургический комбинат - практически каждый раз просит внести определенные коррективы, - поясняет заместитель директора по научно-методической работе Магнитогорского политехнического колледжа Наталья ЖИТНЯК. - На предприятиях происходят вполне закономерные экономические процессы, и прогнозировать, сколько человек по той или иной специальности они смогут принять, фактически невозможно, потому что кроме плановых изменений в производстве могут произойти внезапные перемены. Если мы сегодня, условно, сформулируем потребность на 400 специалистов определенного профиля, то завтра мы можем их вместо предприятия отправить на биржу труда».

Вместе с подготовкой востребованных специалистов ссузы отказались от ряда тех профессий, которые стали «безработными». В их числе: монтажник санитарно-технических систем, связист и электромонтер.

Показательный случай спроса на специальность произошел в Златоусте. После того, как в силу вступил новый закон «Об образовании», на заочное отделение педагогического колледжа стали поступать абитуриенты с высшим образованием, при том что возраст многих заочников уже далек от периода, когда идут учиться. Так, самому старшему слушателю недавно исполнилось 64 года.

«По новым требованиям, все сотрудники дошкольных учреждений должны иметь диплом педагога, а среди помощников воспитателей и нянечек хоть и есть люди с высшим образованием, но по другой специальности. И они вынуждены идти к нам, чтобы сохранить рабочие места, - поясняет директор педагогического колледжа Юрий БУРОВ. - В прошлом году на специальность «Дошкольное обучение» мы попросили контрольную цифру 25 человек, а набрали 50. В этом году количество поступивших увеличилось до сотни. Впервые в этом году мы открыли специальность «Физическая культура», и опять-таки она оказалась очень востребованной. По плану нам нужно было набрать 160 человек, мы набрали 220».

Рабочая сила является чуть ли не ключевым условием формирования крупных компаний в области и зачастую влияет на формирование инвестиционной привлекательности региона. Многим западным компаниям не всегда интересны выпускники вузов, им гораздо важнее квалифицированные рабочие кадры. Система образования начала откликаться на подобные запросы. Так, совместно с Челябинским трубопрокатным заводом в Первоуральском металлургическом колледже, расположенном в Свердловской области, в этом году внедрили новую систему образования. Беря пример с западных стран, колледж перешел на дуальное образование.

«В дуальной системе два участника образовательного процесса - это государство в виде колледжей и частные компании, которые тоже обучают рабочих на производстве и в учебных центрах, - рассказывает генеральный директор Департамента учебных технологий «ФЕСТО-РФ» Андрей ШПИТОВ, который принимал участие в осуществлении проекта совместно с колледжем. - В Германии, например, после окончания школы ребенок, определившись со специальностью, в первую очередь идет на предприятие, заключает с ним договор о трудоустройстве и только после этого отправляется поступать в учебное заведение. Дальше учебный процесс строится следующим образом: два дня в неделю студент изучает теорию в колледже, а три дня занимается в учебном центре на предприятии. Здесь же он проходит практику. Таким образом, и предприятия имеют возможность оценивать работника в процессе подготовки, что-то корректировать, и ребенок адаптируется на уже конкретном производстве».

Отечественная законодательная база не позволит полностью перенять такую систему образования, но в Первоуральске взяли за основу главное: увеличили практические нагрузки - 40 % учебного времени студенты колледжа уделяют теории, остальное же посвящают практике. Таким образом, система все-таки нашла применение и стала возможной.

Конфликтная ситуация, связанная с распределением студентов между ссузами и вузами, до сих пор не исчерпала себя. Спрос на различные специальности не уравняется, пока ссузы не начнут пользоваться популярностью у абитуриентов. В школах все еще не налажен достаточный уровень профориентации, а значит, у средних специальных учебных заведений по-прежнему мало шансов обойти своих более престижных (среди молодежи) конкурентов.

Ссузы уверены, что все это происходит потому, что школы не мотивируют выпускников на получение рабочих профессий. Всю информацию о возможной профессиональной деятельности дети узнают только от родителей или еще лучше - при подаче заявления. Различные Дни открытых дверей, экскурсии, встречи со школьниками, которые организуют техникумы, старшеклассники посещают, но среди пришедших львиная доля тех, кто потом все равно пойдет в 10-й класс. Общеобразовательное учреждение этот процесс не отслеживает, вот и стреляет такая профориентация вхолостую. Тем временем школы с радостью укомплектовывают старшие классы, играя тем самым на руку вузам.

Представители среднего профессионального образования сетуют на то, что, увлекшись комплектацией старших классов, школы готовы оставить у себя и тех девятиклассников, которым не нужно высшее образование. Они расстроены, что каждый сентябрь к ним почти каждый день приходят или звонят родители, которые спрашивают про свободные места, а все потому, что сначала ребенка отправили в 10-й класс, а потом решили, что он в институт не пойдет. И новый поток абитуриентов несет за собой вчерашних десятиклассников, несостоявшихся прошлогодних студентов, которые потеряли целый год из-за того, что не смогли вовремя определиться.

Выход из демографического кризиса уже заметно отразился на школах - в этом году только Челябинск принял около 12 тысяч первоклассников. Вслед за начальными классами увеличивается и число выпускников. По сравнению с прошлым годом их число увеличилось на 4 тысячи человек. Ожидается, что в этом году прирост еще увеличится, а значит, во время приемной кампании в образовательных учреждениях начнется еще больший ажиотаж. А ссузам остается только уповать на то, что выпускники не обойдут их стороной.


Теги: абитуриент, бюджетные места
Автор  Евгения ЧЕРНОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Высшее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD