Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Приоритет на раритет

26 ноября 2013 Какими бы семимильными шагами ни двигался технический прогресс, в реестре профессий остаются вакантные места, востребованные уже на протяжении многих столетий


ШАМАН  ОГНЯ  И  МЕТАЛЛА

Специальность: «Кузнец на молотах и прессах»
Заработная плата: 5 500–50 000 рублей
548 вакансий в России

kuznez.jpg

При словосочетании «древнейшая профессия» на ум приходит всего одна «должность». Неоправданно забытым остается кузнец, ремеслу которого уже несколько тысяч лет. Одних только мифических, теологических, литературных персонажей можно насчитать около полусотни. Греческий ГЕФЕСТ, древнеславянские ПЕРУН и СВАРОГ, гоголевский ВАКУЛА и лесковский ЛЕВША – яркие представители династии «кузнецов».

Кузнецы всегда выделялись из общины, где они проживали: во-первых, потому что без их мастерства нельзя было ни на пахоту, ни на войну выйти; во-вторых, это ремесло было всегда высокооплачиваемым; в-третьих, сам процесс, когда из расплавленного металла получалось нечто искусное, вызывал уважение и страх одновременно. Потому и зачастую самих кузнецов сравнивали с шаманами, тем более что кузня, как правило, находилась на краю села.

Единственным учебным заведением среднего профессионального образования в Челябинской области, где сегодня готовят кузнецов, остается Чебаркульский профессиональный техникум, прозванный в народе «кузницей кузнецов». Подготовка по специальности здесь ведется с октября 1944 года, того времени, когда на Урал из Подмосковья был эвакуирован завод «Электросталь». Сегодня, с внедрением стандартов среднего профессионального образования третьего поколения, профессию кузнеца заменили на наладчика кузнечно-прессового оборудования.

«Отличие в том, что наладчик занимается обслуживанием и настройкой оборудования, а кузнец штампует детали, – поясняет директор Чебаркульского профессионального техникума Максим ДОЛГОПОЛОВ. – Несмотря на это, мы сумели продолжить подготовку кузнецов, когда ввели новую специальность – «Техник обработки металла давлением», потому что заводу вместе с рабочими профессиями требуются руководители среднего звена: мастера, бригадиры».

На массовых производствах современный Левша лишен возможности заниматься творчеством – в его руках сложный процесс изготовления штампованных изделий, при том что сама технология осталась практически без изменений. Металлическую заготовку нагревают в печи до нужной температуры, затем подают на ковочный молот и доводят до определенных форм. Кузнец клещами по транспортеру или специальными машинами подает заготовку под молот, делает удар (силой в несколько тонн), получает штамповку, после чего на обрезном прессе удаляет облой. И так на протяжении нескольких часов «горячей» смены под аккомпанемент постоянного грохота, в гари остывающего и взвеси частиц раскаленного металла.

«Когда бывший школьник стоит и управляет этими агрегатами, руками берет горячий металл, видит, как получается заготовка, он становится мужчиной: у него расправляются плечи, появляются мышцы – поуправляй металлом каждый день! Они находятся в совершенно другой атмосфере, где взрослые, серьезные люди занимаются очень опасным и важным делом, – считает Максим ДОЛГОПОЛОВ. – Кузнец – интересная профессия, она не однотипная: детали все разные, как и технологические процессы, здесь нет однообразия. Кузнец должен быть думающим».


Примечательно, что среди абитуриентов этой мужской специальности зачастую попадаются девушки. Их, кроме романтики профессии, привлекает гарантированное трудоустройство, «горячий стаж», социальный пакет.


В Чебаркульском профессиональном техникуме обучение проходит параллельно с практикой на местном градообразующем заводе ОАО «Уральская кузница». Как признаются в образовательном учреждении, часть будущих воспитанников они набирают уже на экскурсии на завод во время профориентации. Когда школьник видит волшебство перевоплощения расплавленного металла в деталь, его уже трудно переубедить. Специально для студентов здесь выделено несколько агрегатов, где можно отработать навыки, как говорится, локтем к локтю с профессионалами. Всех будущих кузнецов предприятие обеспечивает униформой, средствами индивидуальной защиты и, самое главное, наставником. Лучшие студенты получают от предприятия дополнительную стипендию, а почти все выпускники – гарантированное трудоустройство.

«Если электромонтер, например, может устроиться куда угодно, то приходя в профессию кузнеца, человек делает выбор на всю жизнь, – считает Максим ДОЛГОПОЛОВ. – Взять и перейти с этой профессии на другое предприятие сложно – здесь они повышают квалификацию, растут, создают семьи».



УПОЕНИЕ  В  ПОИСКЕ

Специальность: «Гидрогеолог»
Заработная плата: 6 500–90 000 рублей

62
вакансии в России

agro.jpg

Когда был выкопан первый колодец, доподлинно неизвестно, современный читатель может встретить упоминания о нем и в гомеровской «Одиссее», и в Библии, не говоря уже о более поздних произведениях искусства. Изучением течения вод наземных и подземных занимались и АРИСТОТЕЛЬ, и Михаил ЛОМОНОСОВ, и Владимир ВЕРНАДСКИЙ.

Есть давняя традиция поиска места, где будет выкопан колодец. На языке науки она называется биолокация, или лозоходство, а на практике слегка похожа на передачу про экстрасенсов. В руки берутся две алюминиевые проволоки, каждая из которых согнута под прямым углом, и начинается брожение. Есть верование, что в том месте, где проволоки, которые следует свободно держать в кулаках, начнут поворачиваться друг к другу, находится вода. И чем ближе они повернутся, тем ближе вода.

Миасский геологоразведочный колледж – одно из небольшого числа учебных заведений, где учат, как по науке и по наитию искать воду. По мнению экспертов, именно за этот ресурс в ближайшее время на Земле начнется серьезная борьба. Пока гидрогеолог исключен из геополитики, он занимается вполне приземленными операциями: помогает строителям в изучении грунта, ищет подземные реки для обеспечения водой населения, следит за движениями земной поверхности, вызванными изменениями гидрологической карты.

Поиск воды начинается с теоретического изучения поверхности Земли. По физическим, геологическим картам, фотографиям гидрогеолог ищет точки, где может находиться вода. Потом начинается очное знакомство: по ботаническим, геологическим признакам определяется место пробного бурения. Когда сделан первый «срез», начинается анализ грунта – по химическому составу гидрогеолог должен определить, насколько близко находится вода, из чего она состоит, насколько пригодна для нужд человека.

«Гидрогеолог, как и геолог, – непростая профессия: приходится жить «в полях», когда тебя забрасывают вертолетом на единственный сухой островок посреди болот, а вокруг ходят медведи, – говорит преподаватель Миасского геологоразведочного колледжа Анна ЕЛЬИНА. – Сюда идут за романтикой те, кто любит жить в палатках, слушать песни у костра».

За романтикой скрывается тяжелый и монотонный труд сбора и обработки информации. Если пробу может достать машина, то изучать ее зачастую приходится «вручную». По крайней мере, в колледже ценят традиционный способ исследований, когда студенту, будущему гидрогеологу, приходится все анализы делать умом и руками.

«Конечно, сегодня есть специальные лаборатории, куда загружается образец, а компьютер выстраивает все графики, – говорит Анна ЕЛЬИНА. – Но если у студента нет навыка читать эти показания, то компьютер становится бесполезным».

Вместе с профессией гидрогеолога студент Миасского геологоразведочного колледжа может получить специальность буровика, и тогда его стоимость как специалиста возрастает в разы. Хотя и без этого «дополнительного» образования он пользуется повышенным спросом. Сегодня выпускники разбросаны по всей стране – от Камчатки до Краснодарского края, причем место будущей работы они находят еще во время производственной практики.

«У нас нет трудоустройства в обычном понимании – закончил вуз и пошел на предприятие, – говорит Анна ЕЛЬИНА. – Многие уходят получать высшее образование, потому что работодатель оплачивает. Или студенты сами копят после практики, где получают по 30–40 тысяч рублей, иногда больше, в зависимости от местности».

Полученных знаний и навыков с лихвой хватает и для работы по другим направлениям геологии, будь то поиск полезных ископаемых или изыскательные работы для строительства, например, на «стройках века» грядущей Олимпиады в Сочи или прошедшего на Дальнем Востоке форума АТЭС.

«Профессия перспективна, потому что чем дальше прогресс, тем больше будет востребована наша специальность, – считает Анна ЕЛЬИНА. – Ресурсов мало, их источники нужно пополнять, а значит, нужно искать, разведывать запасы воды, минералов, руды. А это значит, что будет работа, будет заработок».




ВЕЧНОСТЬ  НА  ПЕСКЕ

Специальность: «Изготовление и обработка художественного литья»
Заработная плата: 14 000–40 000 рублей
24 вакансии в России

litye.jpg

Каслинскому литью как ремеслу в 2014 году исполнится 200 лет, как и большинству фигур, которые сегодня украшают квартиры, офисы, публичные заведения. Значительная часть прообразов для коллекции была собрана литейщиками еще в позапрошлом веке по «кладовым» великих мастеров скульптуры. В их числе Александр ОБЕР, Николай ЛИБЕРИХ, Петр КЛОДТ, внук которого почти сто лет назад превратил художественную студию при заводе в фабрично-заводское училище № 18. Ему же, Константину КЛОДТУ, принадлежит авторство одной из первых (прижизненных) статуэток Владимира ЛЕНИНА.

Каслинское литье – одно из немногих ремесел, где от мастерства одного человека мало что зависит. В производстве фигуры задействован коллектив, иначе эту группу назвать нельзя. Все начинается со скульптора – он создает модель, пользуясь пластилином или другим мягким материалом. Затем за дело берется модельер. Из более твердого гипса лепится заготовка, с предельной точностью копирующая прообраз – от мастерства модельера зависит качество конечного изделия. Потом гипсовая модель переходит в руки формовщика – он закапывает ее в смеси песка и других ингредиентов и, грубо говоря, трамбует «землю» в специальном железном ящике – опоке, после чего гипсовая модель вынимается. В образовавшуюся пустоту литейщик заливает расплавленный чугун, соблюдая температуру, плотность и ряд других свойств, чтобы в изделии не было пустот, лишних ямок. Когда металл остывает, заготовку передают чеканщику. Он вручную устраняет все погрешности заливки: рубцы, наплывы, лишние кромки и доводит изделие до идеального состояния. Если фигура сложная, объемная, ее разбивают на несколько составных частей, изготовление которых идет по одному и тому же алгоритму.

«Каслинское литье отличает точность изображения деталей, ровность поверхностей, отсутствие швов и так далее, – говорит заместитель директора Каслинского промышленно-гуманитарного техникума Татьяна ГВОЗДЕВА. – Если мы возьмем фигуру медведя, то у него будет прорисован каждый волосок».

Обучаясь в Каслинском промышленно-гуманитарном техникуме, наследнике фабрично-заводского училища № 18, студент проходит весь цикл производства чугунного литья: начиная от мастерской художника, заканчивая обработкой уже отлитого изделия.

На этапе практического «фантазирования» студенты могут ориентироваться на модели, которым более ста лет. Некоторым, например, фигурке Дон Кихота с книгой в руке – более трехсот. Коллекцию скульптур из гипса, бронзы, меди в 20-е годы XX века собирал первый директор училища Константин КЛОДТ. Прошлое столетие стало богатым на бюсты – галереей вождей, военачальников, политических деятелей заполнена целая комната местного музея при училище.

Дороговизна чугуна стала главным препятствием для студентов в их практической деятельности. У техникума нет средств на литье фигур в учебных целях, а единственное «градообразующее» предприятие – Каслинский завод архитектурно-художественного литья – не может принять всех желающих. Выручают частники, кустари, среди которых немало выпускников техникума: открыв свой небольшой заводик, они с радостью берут к себе студентов.


Даже при отсутствии профильной вакансии выпускник техникума сможет найти себе работу в любой мастерской, которая занимается ландшафтными, архитектурными или бытовыми скульптурами.


Все необходимые навыки у него есть: в художественных мастерских студенты сами рисуют и лепят фигурные ограды (наиболее распространенный вид продукции каслинского литья), создают собственные объемные фигурки: бюсты людей, модели животных, застывшие картины или трудятся подмастерьями в многочисленных мастерских.

 «Профессия востребована, предприятиям требуются новые кадры. И дело доходит до скандалов: нас обвиняют в том, что мы выпускаем мало специалистов, но нашей вины здесь нет – дети не хотят идти на рабочие специальности, – сетует Татьяна ГВОЗДЕВА. – Проблема в том, что ребенок в 15–16 лет не представляет себя в «грязной» профессии, хотя профессионалы в сфере каслинского литья зарабатывают очень хорошо. Поэтому мы пошли на вынужденные меры: договорились с местным заводом архитектурно-художественного литья о дополнительной стипендии, студентам предоставляется возможность получить водительские права категории «В» и «С», а также закончить курсы электросварщика».




ИГРЫ  СО  ВРЕМЕНЕМ

Специальность: «Реставратор декоративных штукатурок и художественных покрасок»
Заработная плата: 9 000-28 000 рублей
41 вакансия в России

restavrator.jpg

Удивительно, но профессия реставратора возникла одновременно с произведениями искусства. Точнее – в момент, когда шедевры стали собираться в частные коллекции, а их владельцам потребовались специально обученные люди, которым следовало содержать экспонаты в первозданном виде. Некоторые исследователи считают началом реставрации эпизод переноса фресок в Римской империи, упомянутый писателем-«документалистом» ПЛИНИЕМ в книге «Естественная история».

За как минимум две тысячи лет профессия реставратора не изменилась. Он по-прежнему по малейшим крупицам пытается восстановить то, что было, кажется, утеряно навсегда. При этом для реставратора нет принципиального различия в том, что требуется воссоздать: картину, скульптуру, автомобиль, часы или целое здание. Представители профессии считают, что в их работе механический труд сочетается с очень жесткими этическими понятиями о ценности, историзме, научности. И если в других сферах действует правило «Клиент всегда прав!», то при проведении реставрационных работ он бессилен – здесь царствует лозунг «Не навреди!».

Особенность реставрационных работ в том, что специалист до последнего не знает, с чем ему придется работать. Практически каждый творец, мастер, создавая свое произведение, старался привнести в него эксклюзив: подобрать несвойственный или уникальный комплекс материалов, вывести особый изгиб, добавить какой-нибудь секрет. И эти тайны мастер либо передавал по великому секрету своим ученикам, либо уносил с собой на тот свет.

«В отличие от архитектуры, скульптуру, лепнину, внутреннюю отделку стен толком никто не изучал, – сетует преподаватель Магнитогорского строительно-монтажного техникума Лидия КИРЬЯНОВА. – Поэтому в момент начала реставрации приходится сначала изучить материалы, которые были использованы, а затем искать современные аналоги с учетом свойств, ранее использованных. Где-то приходится восстанавливать формы: делать модели, заливать, подкрашивать, если идет работа с барельефами или объемными фигурами».

Единственным местом в Челябинской области, где сегодня готовят реставраторов, остается Магнитогорск. Город, которому нет и века, где практически нет памятников архитектуры или зданий с уникальными интерьерами и экстерьерами, хотя построен он по образу и подобию Ленинграда.

«Мы столкнулись с проблемой: отправляя студентов на практику, многие не понимали, кто такой реставратор. У нас самые старые здания относятся к сталинской застройке, – сетует Лидия КИРЬЯНОВА. – Работодатель цепляется за слова «штукатурок» или «покрасок» в названии специальности и считает, что к ним приходят штукатуры и маляры».

Уровень подготовки реставраторов, безусловно, позволяет студентам выполнять «простые» отделочные работы, но при этом в студента закладываются компетенции более высокого уровня. Подбор цветовой гаммы, моделирование картин, навык экспозиционного построения, умение делать рельефные рисунки на штукатурке делают из студентов настоящих профессионалов.

«Абитуриенты, которые приходят к нам после 9-го класса, как правило, слабоваты, – констатирует Лидия КИРЬЯНОВА. – Совершенно иной уровень у девочек, которые поступают после 11-го класса. Многие из них закончили художественные школы, но не смогли поступить в профильные вузы. Их отличает интеллект, чувство стиля, художественное чутье».

Уже после первой практики многие студенты-реставраторы начинают подрабатывать на ремонтах и отделочных работах. По относительно небольшим расценкам они выполняют довольно серьезные виды отделок, например, в венецианском стиле, когда штукатурка с виду кажется сильно устаревшей и потрескавшейся. Или, например, делают небольшие барельефы в том или ином историческом стиле.

Сегодня в колледже вспоминают, как несколько лет назад, когда были проблемы с набором группы реставраторов, абитуриентам предложили перейти на другое направление. Однако ряд уже зачисленных студентов наотрез отказались от перехода, мотивировав свое решение желанием получить именно специальность реставратора. Тем более что и после окончания ссуза выпускник может получить высшее образование, не покидая город – на факультете изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета.




Теги: профобразование, образование, специальность
Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Профессиональное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD