Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Истина где-то рядом

Истина где-то рядом
05 февраля 2014

В среднем профессиональном образовании растет популярность платных дополнительных образовательных услуг, во многом благодаря новым государственным стандартам.

Дополнительное образование - предпрофессиональное и профессиональное - появилось в обороте благодаря новому закону «Об образовании». Кроме того, что он уравнял дополнительное с общим и профессиональным, закон изменил и Трудовой кодекс. Теперь понятие «дополнительное профессиональное образование» заменило собой «повышение квалификации».

Разряд, еще разряд

Для студенток выпускного курса Челябинского промышленно-гуманитарного техникума имени ЯКОВЛЕВА будущее предрешено. Сейчас Елена КОЛМАКОВА и Анастасия ГОР вместе с бесплатным обучением на технолога посещают дополнительные платные курсы повара и кондитера. Полученных знаний им с лихвой хватило, чтобы устроиться в столовую Олимпийской деревни на время проведения Зимних игр в Сочи, а затем, уверены студентки, они без лишних хлопот найдут постоянное место в организации общественного питания.

«Технолог - это слишком широкая профессия. Он формирует меню, опираясь на отдельные знания повара, кондитера и так далее, - рассказывает Елена КОЛМАКОВА. – Когда мы пришли на первую практику гордые, уверенные в том, что мы будем работать технологами, нас «вернули на землю» и сказали, что до этой должности надо расти несколько лет».

Современный стандарт профессионального образования построен на компетентностном подходе, знания из разных областей собраны в отдельно взятые модули. С одной стороны, происходит их концентрация, но с другой - размывание, поскольку ФГОС исключил понятие «базовый курс». Кроме того, сам процесс обучения по новым стандартам сокращен, что также играет против знаний студента.

Например, чтобы освоить поварское дело в полном объеме, необходимо пройти целый комплекс спецдисциплин, продолжительность которых может варьироваться от полугода до нескольких лет. В современном варианте обучения все спецдисциплины раскроены на отдельно взятые эпизоды.

«Мы более тщательно изучаем положения стандарта, потому что реально смотрим на качество подготовки студента - знаем, что с наших студентов спрашивает работодатель, и понимаем, чего им не хватает, - поясняет заместитель директора Челябинского промышленно-гуманитарного техникума им. ЯКОВЛЕВА Галина ЛЮБЧЕНКО. - Если мы говорим о технологах общественного питания, то найти работу по профессии сразу сложно. Выпускников берут кондитерами или поварами, но в рамках стандарта им присваивается только 2-й разряд, в то время как на производстве от них требуют 3-й или 4-й разряд».

С 1997 года техникум предоставляет студентам дополнительные услуги. На сегодняшний день стоимость одного курса в год составляет примерно 5 тысяч рублей, а его продолжительность - 10 месяцев. По своему содержанию такие курсы аналогичны основным программам, поскольку опираются на требования Федеральных государственных стандартов.

В Коркинском горно-строительном техникуме в развитии дополнительных услуг упор сделали на черчении и его более «взрослом» аналоге - инженерной графике. Новыми федеральными стандартами предполагается, что студенты с легкостью будут работать на кульманах. Однако на деле оказалось, что большинство выпускников школ, по большому счету, с чертежами в школе вообще не сталкивались.

«У студентов даже нет базы знаний для того, чтобы осваивать инженерную графику в объеме, который предусмотрен стандартами, хотя она нужна на всех технических специальностях, - поясняет заместитель директора по учебной работе Коркинского горностроительного техникума Валентина АСТАШКИНА. - Мы начинаем с азов: как правильно держать карандаш, циркуль, а дальше учим их развернутой форме чертежа, постепенно переводя на инженерную графику. Последним шагом становится знакомство с графическими программами «Компас», AutoCAD, но уже на другом курсе дополнительного образования».

В техникуме отмечают, что найденная ниша позволяет привлекать слушателей со стороны. Сегодня на курсы записываются и школьники, которые только готовятся к поступлению на инженерные и технические специальности.

«У нас разработано 17 программ дополнительного профессионального образования, но ведем мы только 5, - поясняет Галина ЛЮБЧЕНКО. - По остальным мы пока не оказываем услуг, потому что по данным направлениям у нас нет студентов, обучающихся по программам СПО. Мы используем эти программы для подготовки студентов Челябинской агроинженерной академии, которые записались в строительные отряды, а также по ряду программ обучаем людей, которым нужны документы об образовании, - то есть они работают поварами, например, но соответствующего диплома у них нет».

Материальная база, пригодная для оказания дополнительных услуг, - палка о двух концах. С одной стороны, при ее наличии ссуз готов открывать платные курсы, с другой - даже при наличии спроса, но при отсутствии условий учреждение вряд ли согласится закупить дополнительное оборудование по новому для него профилю подготовки. Львиная доля всей полученной от оказания услуг прибыли (в бюджетном лексиконе - внебюджета), которая должна по законам бизнеса (поскольку речь идет о коммерческих отношениях) тратиться на совершенствование этих самых услуг, уходит на совершенно иные цели. Выплаты стимулирующих, латание дыр, модернизация оборудования - только часть расходов внебюджета.

Сменное образование

Относительно новый путь дополнительного профессионального образования будет открыт в Челябинской области в ближайшее время. На базе Дворца учащейся молодежи «Смена» начнет работать областной профессиональный центр. В нем будет открыто сразу несколько направлений: техническое, научное творчество, центр возрождения промыслов, музей занимательной науки и научное кафе.

«Мы не повышаем профессиональный уровень студентов - мы развиваем их творческий потенциал, лидерские способности, обучаем работать на новом оборудовании, показываем новые направления деятельности, - говорит заместитель директора дворца «Смена» Елена МАЛЬЦЕВА. - И как результат - студент становится более мобильным на рынке труда».

Особенностью этого центра станет его слияние со школой. Вместе с секциями дополнительного профессионального образования начнет действовать областной центр по профоориентации «Формула успеха». В созданном для мониторинга способностей респондентов центре будут проходить тестирование и студенты ссузов.

В центре будет создано несколько лабораторий: по машиностроению, металлургии, энергетике и теплоснабжению, в которых появится современное учебное оборудование. Проектировать изделия слушатели смогут в молодежном конструкторском бюро и школе инженерии, где наряду с техническими знаниями молодое поколение будут знакомить с азами развития логики и памяти. Соорудив проект сначала из бумаги или картона, студенты дальше воплотят его из конструкторов, а затем более детально - в лаборатории прототипирования.

«Лаборатория прототипирования - это уникальное для Южного Урала явление, - заявляет Елена МАЛЬЦЕВА. -Это сочетание 3D-графики и реального воплощения, когда нарисованная модель «печатается» с помощью 3D-принтера, и мы получаем готовое, осязаемое изделие».

В центре подчеркивают, что возможности лаборатории прототипирования помогут не только фантазиям слушателей. Она поможет действующим предприятиям решать инженерные задачи, и такие запросы поступают.

«Наше преимущество в том, что мы как учреждение дополнительного образования свободны в выборе программ, потому что у нас нет стандартов, а есть задача - развить творческие способности детей, - резюмирует Елена МАЛЬЦЕВА. - На деле это означает, что мы должны соблюдать требования к структуре программы, но в выборе содержания мы свободны. Если родители, условно, захотят, чтобы дети учились лепке из глины, то мы откроем такое направление».

Что такое хорошо и что такое даром

Новый закон «Об образовании» наряду с введением дополнительного профессионального образования ввел запрет на репетиторство, обратив внимание на так называемое совпадение интересов. По сути, табу коснулось весьма распространенной в средней

и высшей профессиональной школе помощи отстающим, когда преподаватель зачастую насильно заставлял студентов ходить на дополнительные занятия.

«То, что они получают на дополнительных курсах, в программе среднего профессионального образования, определенной стандартами, нет. Мы не дублируем программу - нам этого не требуется, мы дополнительно даем более широкие знания, - заявляет заместитель директора по учебно-производственной работе Челябинского промышленно-гуманитарного техникума Галина ЛЮБЧЕНКО. - Когда студенты сталкиваются на втором курсе со спецдисциплинами и начинают посещать дополнительные курсы, они понимают, что разница между ними огромная».

«Все сотрудники колледжа имеют большой педагогический стаж, у них довольно ясные и понятные представления о чести преподавателя, что исключает возможность того, что он будет заниматься репетиторством со своими студентами, - подчеркивает заместитель директора по учебной работе Коркинского горно-строительного техникума Валентина АСТАШКИНА. - Если педагог ведет дополнительный курс, который каким-то образом соприкасается со стандартом, то его деятельность выстраивается очень строго. Все, что записано во ФГОС, он должен выдать в обязательном порядке, а все, что свыше, - на курсах. Поэтому вопросов у студента о том, что по стандарту он может чего-то не получить, а на курсах - получить, не возникает».

Как правило, преподаватель, ведущий программу дополнительного профессионального образования, за один час занятия получает ровно столько же, как и за работу по программе, предписанной стандартом. С одной стороны, это защищает платные курсы от желающих легкого заработка, а с другой - ограничивает преподавателя в излишнем упорстве на дополнительных занятиях. Как бы то ни было, но, как заверяют в администрации ссузов, преподаватели охотно соглашаются вести курсы.

Иван БЕВЗ - один из старейших преподавателей Челябинского дорожно-строительного техникума. В свое время он защитил кандидатскую работу по эрозии электрических соединений - довольно специфичной отрасли науки, знания по которой сегодня передает новому поколению. Вместе с основным курсом он ведет кружок теории решения исследовательских задач, где создает уникальные инструменты из подручного материала.

Одна из последних его разработок - устройство, позволяющее наращивать слой металла взамен стертого внутри двигателя. Оно выглядит довольно примитивно - обычная дрель, на которую надеты медная катушка и диск. Примерно также выглядят и остальные устройства, способные решать довольно сложные технологические устройства. К слову, у Ивана БЕВЗА уже составлен список разработок до 2020 года, с ним он ходил к директору, который согласился выделить под лабораторию ТРИЗ отдельную аудиторию.

«Мы получали дипломы, награды и хотели получить патент, но это очень дорогое удовольствие - около 30 тысяч рублей, - сетует Иван БЕВЗ. - А вообще у предпринимателей мало интереса к нашим разработкам. Большому бизнесу это неинтересно, а у малого нет средств».

И все же, скорее всего, дополнительное профессиональное образование ждет расцвет. С одной стороны, образовательные стандарты пока мало синхронизированы с профессиональными, а это значит, что будущему выпускнику потребуется расширять свои знания-умения-навыки. С другой стороны, введение профессиональных стандартов потребует от работников подтверждения своей квалификации, которую, скорее всего, придется обновлять на курсах. Тем более что по такому принципу сегодня живет практически каждый работающий специалист в западных странах, где регулярное повышение своей квалификации стало нормой.


Теги: 
Автор  Михаил Порфирьев
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Профессиональное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD