Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Третьего не ждут

Третьего не ждут
12 февраля 2014

Челябинский педагогический университет повторно оказался в списке неэффективных вузов, что заставило одних говорить об оптимизации, а других - отмалчиваться.

Впервые с официальным эпитетом «неэффективный» Челябинский педагогический университет познакомился после первого мониторинга, проведенного среди вузов в 2012 году. Эксперты оценили высшую школу по пяти критериям, в числе которых были международная деятельность, трудоустройство выпускников, доли студентов на одну штатную единицу профессорско-преподавательского состава.

ЧГПУ, как и большинство педагогических вузов, вошел в число 126 учреждений, признанных неэффективными по ряду критериев. Окончательное решение выносилось после того, как комиссия складывала разницу между реальными и установленными показателями. Например, если число студентов-иностранцев в региональных вузах должно быть больше 1% в общем контингенте, а по факту их меньше, то такому учреждению ставится один из нескольких возможных минусов.

Согласно данным о результатах приема, количество абитуриентов в ЧГПУ стало снижаться с 2011 года. По официальной версии, это было вызвано такими объективными факторами, как численное уменьшение выпускников школы, падение престижа социальных профессий (врачей, учителей, соцработников и так далее), широким ассортиментом учреждений высшего образования, предлагающих абитуриенту более значимые профессии на более выгодных условиях, чем в статусных государственных вузах. По другой версии, рейтинг педагогического университета сильно упал даже в сравнении с медицинской и агроинженерной академиями в результате внутреннего противостояния. Именно на этот период приходится начало борьбы за пост ректора между исполняющим обязанности Владимиром САДЫРИНЫМ и бывшим главой Виталием ЛАТЮШИНЫМ.

К слову, среди наблюдателей этих событий даже ходил анекдот: «Главное, потом не перепутать, как звать ректора: то ли Владимир Витальевич, то ли Виталий Владимирович».

Слухи, распространяемые в средствах массовой информации и по каналам «сарафанного радио», рисовали далеко не радужную картину подковерных интриг. Значительная часть преподавателей, сделавших имя педагогическому университету, уходят, вместо них на работу принимаются другие; оставшиеся педагоги в открытую саботировали решения новой власти, порой призывая к демаршу и студентов. Но эту категорию, по данным преподавателей, пожелавших не называть свои имена, удалось отговорить от акций протеста, пригрозив отчислением и проблемами во время сессий. Хотя практика подсказывает, что молодежь активно выступает против любых нововведений.

Интересна на этом фоне позиция учредителя - федерального Министерства образования и науки, где в течение года наблюдали за событиями в Челябинске. Даже после выборов ректора, на которых с незначительным перевесом победил Владимир САДЫРИН, в Москве затягивали решение о его утверждении.

Как рассказали сотрудники вуза, во время этого периода «межцарствования» Челябинский педагогический университет практически замер в своем развитии: «Мы наскоком, потому что «надо», перешли на болонскую систему, совершив при этом целый ряд грубых ошибок, которые исправляем до сих пор», «У нас в вузе не было ни одного серьезного исследования за последние несколько лет», «Преподаватели ходят на занятия во многом исключительно из-за боязни потерять работу, а не ради интереса».

С этими настроениями Челябинский педагогический университет встретил результаты первого мониторинга. По свидетельствам очевидцев, удивило больше всего не попадание в «красную зону», а реакция администрации вуза, которая сослалась на... отсутствие приказа о назначении ректора и, как следствие, какой-либо ответственности.

Когда приказ - спустя месяц после публикации результатов мониторинга - был подписан, профессорско-преподавательский состав немного приободрился. Благодаря стараниям регионального правительства, в частности - Минобрнауки, федеральный центр удалось убедить в том, что ЧГПУ нужно сохранить. К сведению, ближайшие профильные педагогические вузы находятся в Екатеринбурге, Уфе, Ишиме и Тобольске, поэтому его сохранение было не только делом чести, но и стратегическим шагом.

«В целом, я считаю, педагогические университеты, как явление, должны сохраняться. На мой взгляд, педагогическое образование - уникальное российское явление, то, чего нет в других странах, где педагогов готовят практически везде, причем по схеме, которая будет сейчас у нас внедряться», - говорит министр образования Александр КУЗНЕЦОВ.

Совместными усилиями администрации педагогического вуза и правительства на суд федерального Минобрнауки была представлена двухлетняя программа развития. В ней сказано, что к 2015 году среди абитуриентов будут школьники, сдавшие ЕГЭ на 62 и более баллов, а каждый сотый студент (1%) - иностранцем, желающим получить российское педагогическое образование.

Последний пункт на сегодняшний день в ЧГПУ выполнен. В число студентов зачислено несколько гастарбайтеров из республик Средней Азии и Кавказа, которым необходимо выучить русский язык. Однако их основная (трудовая!) деятельность пока мешает посещать лекции на постоянной основе, а преподаватели лишь разводят руками, потому что не знают, как преодолеть языковой барьер и научить взрослого человека говорить по-русски. В ближайшее время этот контингент увеличится еще на 8 жителей Китая.

«Требовать от педуниверситета такого же количества иностранных студентов, что и от технических вузов, - нонсенс, потому что педагогика - достаточно национальная наука и, наверное, мало есть стран, которые бы послали в страну своих абитуриентов, чтобы воспитать учителя, хотя бы в силу языковых барьеров, - считает Александр КУЗНЕЦОВ. - Англоязычные студенты вряд ли поедут в Россию учиться педагогическому ремеслу, потому что у нас свои методики, своя национальная система педагогического образования и она рассчитана на россиян, а не на зарубежных студентов. Технические специальности более космополитичны, менее национальны».

Вместе с попыткой увеличения числа студентов за счет иностранцев в ЧГПУ предприняли шаг наращивания контингента за счет освоения программ среднего профессионального образования. Но столкнулись с отсутствием стандартов и соответствующих программ подготовки учителей-предметников, с сопротивлением педагогических колледжей, где готовят по имеющимся ФГОС для учителей начальных классов, с отсутствием у них желания делиться своими часами и подушевым финансированием. Вместе с тем на федеральном уровне нет внятной позиции относительно прикладного бакалавриата, с помощью которого можно было бы связать СПО и ВПО.

По итогам второго мониторинга межведомственной комиссией федерального Минобрнауки изначально ЧГПУ был приговорен к реорганизации. Свое влияние оказал и ректор ЮУрГУ Александр ШЕСТАКОВ, планирующий расширение своего вуза, в частности, ради жесткой конкуренции с Уральским федеральным университетом имени Бориса ЕЛЬЦИНА и по количеству студентов, и по учебным площадям - критериям эффективности. В дело, но теперь уже очно, вмешалось областное правительство: на межведомственной комиссии после долгих прений за ЧГПУ сохранили право на самостоятельность, но за счет оптимизации, о которой говорили уже после первого мониторинга.

«Челябинский педагогический университет показывает хорошие результаты. Две трети выпускников устраиваются по специальности. В 2013 году в школы пришло почти 700 молодых специалистов. С учетом позитивной демографической ситуации это очень существенный момент, — подчеркнул в январе 2014 года Михаил ЮРЕВИЧ во время встречи с руководством ЧГПУ. — Считаю, что на данный момент самостоятельный статус вуза оправдан. Я как губернатор против его слияния с другими учебными учреждениями. Педагогическому университету удается удерживать высокую планку образовательных стандартов. Во многом - благодаря работе ректора и его коллег, преподавателей».

Сегодня значительная часть профессорско-преподавательского состава ощущает себя словно на мине замедленного действия. «Руководство не выходит на диалог, ведет себя по крайней мере странно - со времени публикации результатов второго мониторинга в вузе не было ни одного общего собрания коллектива, где были бы озвучены проблемы и пути их решения. Все боятся слова «оптимизация», подразумевается, что будет значительное сокращение штатов и пострадает наиболее работоспособная часть коллектива, потому что старожилы находятся под защитой одного из проректоров, а молодые аспиранты, кандидаты легко найдут себя в других, более спокойных вузах», - поделился своим мнением один из сотрудников вуза.

К сожалению, редакции «Вектора образования» не удалось получить комментарии ректора Челябинского педагогического университета Владимира САДЫРИНА по целому ряду вопросов, которые волнуют не только преподавателей, но и потенциальных студентов. По данным пресс-службы, глава университета был занят подготовкой к съезду ректоров педагогических вузов России, который должен был пройти в феврале этого года в ЧГПУ. Как стало известно «Вектору образования», съезд был перенесен в Москву, однако комментариев редакция так и не получила.


Теги: ЧГПУ, вуз
Автор  Кирилл ПРИМАК
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Высшее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD