Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Оставленные на перевоспитание

Оставленные на перевоспитание
06 марта 2014

 Дошкольникам придется научиться играть по новым правилам. 

В детских садах начали внедрять федеральный государственный стандарт дошкольного образования. У педагогов есть семь месяцев для того, чтобы разобраться с нововведениями и понять, какого ребенка они должны воспитать.

В погоне за рекордом

Появление стандарта должно было решить две насущные проблемы: с одной стороны, дать право для расчета нормативов финансирования дошкольного образования регионам, с другой - добиться четких требований к результатам обучения в детских садах и доказать обществу важность дошкольного периода в жизни ребенка. Однако сделать это удалось лишь частично.

«Последний год я чувствую, как превращаюсь в дошкольника, и во сне вижу себя в панамке, в шортах и с сачком, - сообщил в интервью журналистам руководитель рабочей группы по разработке стандарта, директор Федерального института развития образования Александр АСМОЛОВ. - Мы давно говорили о том, что дошкольное образование - один из самых ключевых периодов в жизни ребенка, когда в человека закладываются основные черты личности, характера, мотивации к полноценной жизни. Но детские сады в нашей стране долгие годы были в положении Золушки. Важны школа и вуз, а детсад - это что-то к ним прилагающееся. Как сказал один управленец: разве трудно носы утирать?»

На бумаге стандарт для детских садов вступил в силу в первый день нового года. Работа над документом шла в очень сжатые сроки - разработчикам и федеральному Минобрнауки необходимо было успеть к 1 января 2014 года. Согласно закону «Об образовании», с этого времени вступает в силу норма перевода полномочий по финансированию дошкольного образования с муниципального на региональный уровень.

Через пять месяцев после начала работы над стандартом разработчики посчитали документ готовым и выставили его на общественное обсуждение. Подгоняемые сжатыми сроками, авторы представили проект стандарта, который многие специалисты назвали сырым. За три недели, которые были отведены на обсуждение, к документу поступило свыше 300 замечаний и предложений. Главной претензией, которую высказали разработчикам, стало отсутствие в стандарте четких требований к результатам образования в детском саду и критериев готовности ребенка к школе. Вместо этого педагоги получили «целевые ориентиры», которые сложно применить в конкретной ситуации.

«Скажите, пожалуйста, какой меркой мы должны измерить так называемые «целевые ориентиры»? Раньше мы выявляли уровень (высокий-средний-низкий) или предлагалась 5-балльная система по некоторым программам. А теперь? - спрашивали педагоги разработчиков. - Какой меркой оценить уровень развития воображения и фантазии, уровень взаимодействия со сверстниками?»

Появления документа, где были бы прописаны критерии оценки детских садов, ждали очень давно. В быстро меняющемся окружающем мире специалисты хотели окончательно установить, чему нужно обучать детей, а какие знания могут подождать до школы, сократить число образовательных программ и установить преемственность в обучении с начальной школой. В то время как для общего образования выходили стандарты первого, а затем и второго поколения, где портрет выпускника был очерчен, дошкольные учреждения пользовались сначала примерным стандартом, а затем федеральными государственными требованиями к образовательной программе и условиям обучения детей, в которых результаты не описывались.

«Ученые всегда говорили, что в дошкольном образовании нет стандарта, потому что у нас не выполняются требования к результату, - пояснила заведующая кафедрой развития дошкольного образования ЧИППКРО Галина ЯКОВЛЕВА. — Мы не выдаем дипломы, аттестаты или свидетельства об образовании. Результат дошкольного обучения в документе не выражается».

В августе стандарт утвердили с незначительными поправками, а ясно сформулированные итоги обучения дошкольника так и не появились. В части требований к результатам образования в качестве «целевых ориентиров», например, приводятся такие, как «ребенок проявляет любознательность» или «ребенок способен к волевым усилиям», однако даже попытки пояснить эти ориентиры в документе выглядят слабыми и не несут ничего принципиально нового. Все описания качеств выпускника детского сада в конечном итоге сводятся к тому, что ребенок должен быть здоров, развит и социально адаптирован. Чтобы уловить динамику в развитии дошкольника, педагог должен не сравнивать его со сверстниками, а отслеживать достижения ребенка на протяжении всех этапов его взросления.

«К сожалению, стандарт в том виде, в котором он вышел, не всегда четко объясняет те или иные вопросы, - считает заведующая детского сада № 29 Снежинска Валентина ГОРБУНОВА. - Например, из документа мне не до конца понятны механизмы взаимодействия с родителями или способы проведения независимой экспертизы учреждения. Разъяснения таких неточностей мы, конечно, получаем, но только из документов, которые выходят позже, или на курсах повышения квалификации».

Согласны с тем, что ФГОС «сыроват», и в Министерстве образования Челябинской области. «В документе очень много неточностей в понятиях, которые требуют разъяснений, - рассказала заместитель министра образования и науки региона Елена КОУЗОВА. - Некоторые термины ранее не применялись в дошкольном образовании либо употреблялись в других значениях».

По мнению же Галины ЯКОВЛЕВОЙ, стандарт, напротив, написан простым и понятным не только для управленца или ученого, но и рядового воспитателя языком. Четкие формулировки результатов образования ребенка будут прописаны в примерных образовательных программах, которые пока не созданы.

«Целевые ориентиры - это не сырое звено, оно требует включения того материала, который предложат федеральные авторы образовательных программ, - пояснила Галина ЯКОВЛЕВА. - Разработчиками стандарта создана концепция. Теперь ее надо наполнить авторскими взглядами».

Навык вспоминать

Пока детские сады продолжают работать по ФГТ - федеральным государственным требованиям к структуре и условиям реализации образовательных программ, принятым несколько лет назад. Согласно недавно опубликованному поручению президента Владимира ПУТИНА, правительство должно обеспечить переход на ФГОС детских садов уже к новому учебному году.

Примерные образовательные программы разработчики пообещали представить также к 1 сентября 2014 года. Они станут основой для программ детских садов. После экспертизы в федеральном Минобрнауки программы войдут в единую базу данных на сайте ведомства, предварительно «потеряв» имена разработчиков: программы решили обезличить, не указывая фамилий их авторов.

Выбирать ту или иную программу будут детские сады совместно с региональными министерствами образования уже без оглядки на авторитеты, руководствуясь лишь стоимостью реализации, перечнем оборудования и штатным расписанием, которое необходимо для ее внедрения. Деньги на эти цели регион получит из федерального бюджета.

Как записано в новом стандарте, содержание вариативной части программы администрации детского сада необходимо будет согласовывать с родителями своих воспитанников. Вместе они должны решить, чему, как и зачем обучать своих дошколят.

Несмотря на то, что примерных программ пока не существует, заведующие уже начали работу по внедрению стандарта у себя в детских садах. Из-за изменений формулировки образовательных областей руководители детских садов вносят коррективы в свои образовательные программы и методическое сопровождение. Вместо десяти образовательных областей, которые в ФГТ носили предметный характер (например, «Физическая культура», «Здоровье», «Чтение художественной литературы»), авторы нового стандарта разработали пять, заложив в основу формирование личности.

Как гласит документ, теперь в детских садах будут заниматься развитием в ребенке социально-коммуникативных, речевых, познавательных, художественно-эстетических и физических компетенций. В эти пять новых областей привнесено содержание прежних десяти. В них войдет и календарно-тематическое планирование, и предметноразвивающая среда, и работа с родителями.

«При внедрении стандарта мы должны выполнить очень много специфической, незнакомой нам ранее работы: внести изменения в план-программу садика, а также организовать творческие группы, которые будут корректировать вариативную часть образовательной программы, ознакомить с содержанием стандарта педагогов и родителей, - объясняет заведующая детским садом № 17 Челябинска Ирина РЫБАЛКО. - В то же время одними беседами о стандарте с педагогами не обойтись. Воспитателям будет трудно разобраться в нововведениях без помощи специалистов. Нам нужна массовая курсовая подготовка».

И все же самое главное - не научить воспитателей правильно переписывать бумаги, а помочь им начать работать по-новому, так как стандарт меняет подходы к обучению детей и роль педагога в детском саду. Не все педагоги готовы самостоятельно отказаться от «командной» системы воспитания и спуститься к ребенку с позиции ментора до партнера по игре. Представляя документ, разработчики не раз заявляли, что в дошкольном стандарте им впервые удалось отстоять ключевые принципы воспитания ребенка: разнообразие и самоценность детства. Документ должен избавить детские сады от формата школы. Все необходимые знания ребенок будет получать от педагога во время игр. Однако, по словам практикующих воспитателей, в методе образования через игру нет ничего нового: «Если раньше мы говорили детям «пойдемте на занятия», то теперь мы говорим «пойдемте играть», - объясняет воспитатель детского сада № 6 Пласта Надежда ХАЛЕЗИНА. - И, по сути, ничего нового в подходе, который предложил нам ФГОС, нет. Такой принцип действовал и раньше, еще до принятия федеральных государственных требований».

Сегодня перед региональным Минобрнауки стоит непростая задача - найти средства на обучение более 20 тысяч педагогов. Сейчас повышение квалификации в ЧИППКРО и ЧГПУ проходят в основном заведующие детских садов. За прошлый год на модульных курсах ЧИППКРО по ФГОС дошкольного образования обучение прошли всего 300 воспитателей Челябинской области. До 1 сентября 2014 года этот список пополнят еще около 600 человек. Всего на переподготовку педагогов отведено три года. Учитывая, что в регионе трудятся около 20 тысяч педагогов-дошкольников, можно подсчитать, что к моменту полномасштабного перехода на ФГОС у нас будут готовы всего около 5% специалистов, непосредственно работающих с детьми.

«Не надо думать, что стандарт - это абсолютно новый, ни на чем не основанный документ. Базой для него стала годами наработанная практика, — говорит Елена КОУЗОВА. - Система дошкольного образования России всегда строилась на развивающей образовательной среде, которая упомянута во ФГОС. В детских садах воспитывает все, начиная от того, что ребенок увидел в раздевалке, какими словами его приветствует педагог, и заканчивая тем, что пронесла нянечка мимо него. Этим садик и отличается - здесь приобретается опыт».

Согласно дорожным картам внедрения и реализации ФГОС, реформа дошкольного образования закончится в конце 2016 года. К этому времени детские сады должны повысить квалификацию всех педагогов, закупить оборудование и начать обучать детей по-новому. Однако самая главная реформа, по мнению идеологов стандарта, должна пройти в головах педагогов. Срок ее окончания предсказывать не берется никто.


Теги: детский сад, ФГОС
Автор  Анна Худякова
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Дошкольное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD