Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Под общий знаменатель

Под общий знаменатель
23 января 2015

Система профессионального образования должна стать более открытой и мобильной - таков лейтмотив усиленного внедрения основ государственно-частного партнерства. Оно в идеальной «картине мира» должно сопровождать студента от поступления в ссуз до приема на работу.

Пути объединения в монолит среднего профессионального образования, промышленности и общественности стали предметом дискуссии, которая перманентно длится на протяжении последних месяцев. Этой теме были посвящены несколько встреч, в которых приняли участие все заинтересованные стороны.


Не чувствуя НОК

Серьезным шагом на пути сближения государства и общества стало введение в закон «Об образовании» возможности независимой оценки качества образования - НОК. По мнению федерального Минобрнауки, которое оно выразило в своих рекомендациях, проводить такую работу может организация, имеющая опыт и соответствующий инструментарий.

«Например, формирование мировых рейтингов университетов осуществляется информационными холдингами USNews, NewsUK, - пояснили в ведомстве. - При создании рейтингов и при реализации иных форм независимой оценки качества в Российской Федерации проявляют инициативу российские информационные агентства и их региональные представители, например, «Интерфакс», «Эксперт РА», РИА Новости.

На уровне регионов функционал по проведению независимой оценки уже возложили на зависимые (иначе - «дочерние») структуры при министерствах, управлениях, департаментах образования. В Челябинской области такой структурой стал Региональный центр оценки качества и информатизации.

Небольшая деталь. Для того чтобы проводить независимую оценку качества образования по заказу совершеннолетних воспитанников, родителей, иных структур, учредители школ, ссузов, вузов должны провести конкурс, который может сорваться по одной простой причине - отсутствие конкурентов на рынке.

По своему содержанию независимая оценка качества образования сродни государственной аккредитации. В обоих случаях это проверка на соответствие реальных условий и программ обучения тем параметрам, которые заложены в государственных стандартах или требованиях.

Единственное исключение для общественной аккредитации - соответствие профессиональным стандартам в конкретной отрасли.

«Государственная аккредитация является по сути академической, ее проводит официальный орган (в сфере образования мы говорим о Рособрнадзоре) для того, чтобы оценить ресурсы и показатели деятельности всей образовательной организации и сопоставить их с интересами государства, - поясняет генеральный директор Челябинского регионального агентства развития квалификаций, эксперт Рособрнадзора Татьяна КАЛУГИНА. - Профессионально-общественная аккредитация (иначе - независимая оценка качества образования) проводится неправительственными организациями для того, чтобы выяснить, по каким образовательным программам готовят специалистов и насколько эти программы могут подготовить выпускника к ведению профессиональной деятельности, к его готовности стать конкурентоспособным на рынке труда».

Как считают эксперты, еще одно отличие между государственной и профессионально-общественной аккредитацией заключается в отношении к ним самой образовательной организации. Если в первом случае администрация ссуза старается показать себя с идеальной стороны, пытаясь скрыть свои недочеты, то при появлении общественников образовательная организация старается показать себя со всех сторон.

Отчасти это связано с тем, что негативные результаты государственной аккредитации могут повлечь за собой серьезные проблемы для учреждения, вплоть до приостановки лицензии. В отличие от профессионально-общественной экспертизы, чьи выводы могут быть приняты лишь как информация к размышлению или как основа для рейтингования.

Проблема, с которой сегодня сталкиваются ныне существующие так называемые операторы независимой оценки, и банальна, и глобальна одновременно - отсутствие внятных критериев оценки. Для операторов из государственного сектора показатели вроде как определены существующими мониторингами, спущенными сверху. Как правило, это данные статистики: сколько студентов, преподавателей, наборов оборудования на одного обучающегося и так далее. Но такой подход в корне противоречит понятию независимой оценки качества, считают операторы негосударственного сектора. Они полагают, что определять уровень подготовки нужно по иным параметрам, гипотетически выраженным в спросе работодателей на выпускника конкретного учреждения, конкурсе во время приемной кампании и так далее.

znamenatel_t2.jpg

«Критерий - это больше, чем основание для оценивания. Критерий - это планка, опираясь на которую мы говорим, что это учреждение лучше, а это - хуже, - прозвучало мнение на научно-практической конференции «Инновации в системе профессионального образования: независимая оценка качества», которая прошла в середине ноября в Миассе. - Если мы возьмем такой критерий, как трудоустройство выпускников, отбросив те ссузы, из которых юноши и девушки идут маршем на предприятия-партнеры, то всем техникумам в депрессивных районах мы вынуждены будем поставить двойки. Но виноват ли директор в том, что соседние с ним предприятия и заводы простаивают? Виноват ли он в том, что сегодня у государства нет денег на переоборудование техникума, чтобы перевести его направленность с тяжелой промышленности на легкую и заменить станки на швейные машинки?»

Безусловно, есть образовательные стандарты, есть условия их реализации, но эту часть проверяет государство, которому общественники все-таки доверяют. Основой могут стать профессиональные стандарты - то есть те требования, которые предъявят выпускнику на рабочем месте.


По состоянию на декабрь текущего года Минтруда утвердило всего 210 профессиональных стандартов - примерно четверть из объема, запланированного указом президента.


При том, что ничего архисложного в создании профессионального стандарта нет - работодатель должен описать деятельность конкретного рабочего места и те компетенции, которыми должен обладать претендент на соискание - работа по созданию профстандартов идет очень медленно. И причина тому - отсутствие какого-либо желания у большинства предприятий проводить ревизию штатного расписания.

Новые профессиональные стандарты должны прийти на смену единому тарифно-квалификационному справочнику, что повлечет за собой пересмотр должностей и, возможно, переоборудование рабочих мест. Это приведет, с одной стороны, к сокращению части работников, а с другой - к увеличению заработной платы тех, кто останется. И это не только требование общественников или вузов - этого требуют правила Всемирной торговой организации, в ряды которой Россия вступила несколько лет назад. А пока для работодателя основным лозунгом остается принцип «Бери больше - неси дальше».

Сблизить между собой профессиональные и образовательные стандарты должна рамка квалификации - некие пограничные установки, которые сводят к единому знаменателю возможности образовательной организации и требования работодателя. В узком смысле рамки определяют принципиальные позиции в компетенциях будущего работника, знания, умения, навыки, которые должны быть заложены в образовательной программе. В более широком - все условия, способствующие формированию рабочих рук.

Учебно-аккредитационный центр саморегулируемой строительной организации «Союз строительных компаний Урала и Сибири» за последние 5 лет провел общественную аккредитацию в 18 учреждениях профессионального образования Челябинска, Кемерово, Кургана и Магнитогорска. Экспертизе были подвергнуты все стороны жизни ссуза, начиная от образовательных программ, заканчивая условиями финансирования. И, как признаются общественники, не всегда экспертиза проходила гладко.

Ряд учреждений просто закрыли свои данные для обследования, сославшись на нормы закона, где «русским языком написано, что вам можно знать, а что - не ваше дело». Отчасти такую позицию администрация ссузов объясняла отсутствием каких-либо преимуществ перед теми, кого общественная экспертиза обошла стороной.

«Отношение ссузов к общественной аккредитации разнополярное, - поясняет директор учебно-аккредитационного центра саморегулируемой строительной организации «Союз строительных компаний Урала и Сибири» Игорь ЖИДЕНКО. - Те, кто испытывает проблемы с социальными партнерами, работодателями, предлагают нам немалые деньги за проведение общественной аккредитации и, соответственно, положительные заключения. У тех учреждений, где связи существуют, от аккредитации отказываются. При этом, как это ни парадоксально, и в том, и в другом случае качество образования в этих ссузах оставляет желать лучшего».


Ты мне друг, но истина дороже

Элементом государственно-частного партнерства и неким вариантом общественной оценки качества образования может служить сертификация квалификаций, которую пытаются внедрить на протяжении нескольких последних лет.

Интригу добавляет Трудовой кодекс, в котором нет понятия «сертификат». Работодатель готов смотреть в диплом и трудовую книжку, но не на сертификат, диплом или «какую-либо другую бумажку».

«Проблема в том, что сегодня море различных курсов, тренингов, семинаров, после которых человеку выдается сертификат. У меня на предприятии есть сотрудник, честно признаюсь, не самый толковый, а сертификатов у него хватит на несколько человек, - заявил работодатель на заседании Межрегионального совета профессионального образования Уральского федерального округа, посвященного государственно-частному партнерству, которое состоялось в конце октября в Пышме. - Если нам система образования скажет, что вот, уважаемые, у нас есть сертификаты государственного, подчеркиваю - государственного образца, за которые мы отвечаем головой, то я, конечно, такого человека поставлю в приоритет. А так я вам каждому готов выдать по любому, по какому захотите сертификату на любую специальность».

«Сертификация - это независимая оценка работодателя, ­- парировали представители системы образования. - Когда мы выпускаем студента, мы даем ему диплом, где есть отметка по каждому предмету. Но, к сожалению, мы не можем сказать, насколько его знания, умения, навыки соответствуют тому набору, который нужен вам, работодателям. И работодатель, к сожалению, тоже зачастую молчит, лишь указывая на то, что мы выпускаем плохого студента».

Чтобы свести две стороны, работодателям и преподавателям необходимо выработать единые требования - так называемые рамки квалификации. Они позволят одной стороне сформулировать профессиональные, другой стороне - образовательные стандарты. Но для этого нужно объединиться, как бы банально это ни звучало.


Производственникам мешает сделать шаг навстречу друг другу пресловутая «коммерческая тайна» - у работодателей нет желания раскрывать секреты своего порой очень устаревшего производства.


Один из показательных примеров, о котором рассказали на Межрегиональном совете профессионального образования: «Мы один раз попросили соседнее предприятие показать, как они делают крепления для одной очень сложной детали. Нам ответили отказом, сослались на какие-то разработки, которые они купили за какие-то немыслимые деньги. Спустя некоторое время пришел рабочий с того завода устраиваться к нам на работу и совершенно случайно рассказал, что никакой технологии дорогой там просто нет - есть два слесаря-токаря, которые вручную пилят, сверлят и гнут металл под нужные размеры».

Разработав профессиональные стандарты, предприятиям придется согласиться с неким средним уровнем. И тогда одни предприятия окажутся перед необходимостью срочной модернизации, а другие - перед пересмотром штатного расписания и должностных окладов. Поэтому сегодня на сертификацию квалификаций соглашаются только крупные предприятия, которым намного проще и выгоднее взять любого мало-мальски толкового выпускника и прогнать его через собственную систему повышения квалификации.

Иное дело в системе образования - образовательные стандарты ссузы получают сверху и должны строго их придерживаться. При этом доля вариативности, которая могла бы скорректировать программу под нужды соседнего предприятия, крайне мала. А заниматься специализацией внутри каждой профессии - дело затратное и затяжное.

«Вот я готовлю электромонтажников, они у меня общего профиля. Чтобы из этого парня сделать профессионала для промышленного предприятия, мне нужны стенды - а у меня их просто нет, - посетовал директор ссуза из Курганской области. - Он выходит с разрядом для монтажа электросетей на бытовых и жилых объектах, и в лучшем случае ему светит работа электриком в ЖЭК. А чтобы дать ему разряд на работы с высоковольтным напряжением, я должен написать программу и аккредитовать ее, чего я сделать не смогу, пока у меня нет стендов».


От завета до совета

Решить часть проблем, связанных с независимой оценкой качества, должны общественные советы, которые будут созданы при каждом учреждении. Их вершина - общественный совет по независимой оценке качества образования, созданный при региональном Минобрнауки. Такова внешняя, верхняя часть концепции региональной модели независимой оценки качества профессионального образования, созданная в Челябинском институте развития профессионального образования.

«Совет должен ответить на целый ряд стратегических вопросов, - заявил ректор ЧИРПО Евгений СИЧИНСКИЙ. - Внутри него должны быть выработаны критерии и показатели независимой оценки. Пока мы предполагаем оттолкнуться от федеральных государственных стандартов и составить перечень организаций, которые будут подвергнуты оценке».

Принципиально уже решено, что независимой оценкой будут охвачены все ссузы на регулярной основе и скорее всего экспертиза будет проходить в автоматизированном режиме, чтобы исключить человеческий фактор. Такова мировая практика, на которую надо равняться.

Но не только за общественными советами будет закреплена инициатива проведения независимой оценки. Ее должны инициировать все участники образовательного процесса - преподаватели, студенты, родители.

Такой подход к оценке эффективности должен подтолкнуть ссузы к повышению качества, особенно в условиях их перехода в автономный статус, когда каждое образовательное учреждение будет бороться за ученика. И с помощью независимой оценки качества оно будет укреплять свой имидж и репутацию на рынке образовательных услуг.


Теги: 
Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ, Татьяна ПРИХОДА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Профессиональное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD