Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Нерабочий союз

Нерабочий союз
19 мая 2015

В современных экономических условиях мало кто из работодателей может себе позволить вкладываться в подготовку кадров.

Государственно-частное партнерство в деле подготовки квалифицированных кадров для промышленности - тема, не теряющая актуальности. Однако несмотря на десятки заключенных многосторонних договоров, которые подписывают бизнес, правительство, учебные заведения, видимого прорыва в этой сфере пока не наблюдается.


Единственно дуальное образование

Основные соревнования I полуфинала Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills в УрФО прошли недавно в Свердловской области. Одной из двух площадок для проведения чемпионата стал образовательный центр группы ЧТПЗ в Первоуральске, где находится одно из предприятий группы ЧТПЗ. Здесь состоялись соревнования по 19 компетенциям, в том числе по тем, которые входят в корпоративную образовательную программу группы ЧТПЗ: мехатроника, мобильная робототехника, токарные и фрезерные работы на станках с ЧПУ и сварочные технологии. Соревнования по системе WorldSkills проходят здесь уже три года, и выбор площадки неслучаен. В свое время в строительство образовательного центра в формате государственно-частного партнерства с правительством Свердловской области группа ЧТПЗ вложила 600 млн рублей, Свердловская область - 200 млн. Двухэтажный корпус площадью 7500 кв. м оборудован лабораториями, симуляторами трубопрокатных станов; установлено пять комплексов учебных тренажеров немецкого и итальянского производства каждый стоимостью от 5 до 30 млн рублей. Посетившим комплекс гостям показывают и рассказывают много интересного. Например, о том, что в ОЦ студентам ежедневно выдают спецодежду - белые халаты для занятий в лабораторном корпусе и комбинезоны желто-оранжевого цвета для практики в цехах. За каждым студентом закреплен наставник из числа опытных производственников. Учащимся компенсируют 50 рублей на питание в день, они получают стипендию от 3 до 5 тысяч рублей в месяц, изучают технический английский язык. Программа предусматривает два вида производственных стажировок: внутренняя - в цехах белой металлургии, внешняя - на производственных площадках двух ведущих компаний нефтегазового комплекса России. Во время практики студенты имеют право на соцпакет предприятия. Затраты на обучение одного студента в течение 3 лет составляют более 1 млн рублей. Обучение основано на немецкой дуальной системе, когда 40 % учебного времени занимает теория, 60 % - практика. При этом обязательного распределения после окончания образовательного центра нет. Студенты не обязаны «отрабатывать» учебу и идти трудиться именно на заводы группы ЧТПЗ. Более того, компания выбирает для работы на своем предприятии только лучших выпускников. Как правило, гости бывают ошеломлены увиденным и услышанным.

Именно к такой модели подготовки кадров в группе ЧТПЗ пришли не сразу. Акционер предприятия Андрей КОМАРОВ на одном из бизнес-форумов в 2013 году рассказывал: «Мы поняли, что проблема заключается в самой системе подготовки кадров, а не на уровне колледжей, области или министерства. Тогда мы стали искать подходящее для нас решение, объездили промышленно развитые страны и выбрали для себя путь Германии. Мы создали учебный центр по системе дуального образования на базе Первоуральского металлургического колледжа». Тогда КОМАРОВ завершил свое выступление оптимистично: «Я уверен, что многие промышленники пойдут по нашему пути, потому что практика показывает: инвестировать в кадры необходимо, и эта инвестиция - бессрочная, потому что нам нужно создавать новую систему и готовить новые кадры».

Прошло несколько лет. Образовательный центр работает, несмотря на то, что у самого Андрея КОМАРОВА проблемы с правоохранительными органами и он продолжительное время находится под домашним арестом. Нынешний генеральный директор группы ЧТПЗ Александр ГРУБМАН гордится достижениями, что есть в системе подготовки кадров, называет образовательный проект уникальным в России.

В марте 2015 года группа ЧТПЗ вступила в новый проект - создание центра непрерывного образования «Первоуральский технический кластер», который объединит все уровни образования в городе и сориентирует детей со школьной скамьи на получение технических специальностей. Однако повторить опыт ЧТПЗ, как надеялся Андрей КОМАРОВ, другие металлурги страны пока не смогли.

И остается «белая металлургия» недосягаемой высотой, напоминая ВДНХ в Советском Союзе: там было представлено самое лучшее, что у нас есть, но только в единственном экземпляре, потому что наладить серийное производство лучшего у нас никогда не получалось.


50 оттенков сотрудничества

Конечно, есть на Южном Урале и другие примеры удачной реализации на деле принципов государственно-частного партнерства, более или менее успешные. О политехническом колледже в Магнитогорске недавно писала наша газета. Там тоже созданы все условия для профессиональной подготовки будущих работников ММК. В столице Южного Урала продолжается многолетнее партнерство Челябинского дорожно-строительного техникума и автокомплекса «Регинас». Студенты техникума - и автомеханики, и специалисты по ремонту и техобслуживанию автомобилей - проходят в известной автофирме производственную практику, а затем, после стажировки, лучшие из них трудоустраиваются в «Регинас». Сотрудничают Южно-Уральский многопрофильный колледж и Челябинский металлургический комбинат. Саткинский комбинат «Магнезит» ответственно подходит к подготовке кадров для своего предприятия, вкладывая немалые средства в колледж. Всего в области, по словам министра образования и науки Александра КУЗНЕЦОВА, подписано и действует 21 трехстороннее соглашение о государственно-частном партнерстве между правительством области, ссузами, предприятиями. Эти соглашения КУЗНЕЦОВ называет якорными, основными. Кроме них есть еще более 600 двухсторонних соглашений - между предприятиями и учебными заведениями.

Опыт нашей области и УрФО оказался интересен коллегам из Приволжского федерального округа, и в апреле в Челябинске побывала с двухдневным визитом большая делегация из 10 республик и областей Поволжья.

Как и в УрФО, у наших соседей на повестке дня внедрение дуальной системы образования. Пермский край победил в федеральном проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». Внедряют дуальное образование в Ульяновской и Нижегородской областях, в республике Татарстан.

Важной темой для обсуждения стало предложение премьер-министра правительства России Дмитрия МЕДВЕДЕВА о выборе приоритетных 50 профессий, на обучение которым стоит сосредоточить усилия и бизнеса, и образовательных учреждений, и органов власти. «Я считаю, что это стоит делать, это реально. А распыляться на всю нашу палитру невозможно, надо сосредоточиться на узком пространстве, - говорит Игорь ТУБЕР. - Дело только за тем, чтобы правительство, РСПП поскорее определились со списком». Ситуация складывается так, что потребность в квалифицированных кадрах на предприятиях, нехватка рабочей силы становятся все ощутимее. По словам министра образования и науки Челябинской области Александра КУЗНЕЦОВА, едва ли не на каждом заседании правления Союза промышленников и предпринимателей области в минувшем году вновь и вновь заходила речь о кадрах.


Не до жиру - быть бы живу

Игорь ТУБЕР, директор Южно-Уральского государственного технического колледжа, настроен далеко не оптимистично: «Я уже 25 лет работаю директором и считаю, что лучшие времена для профессионального образования прошли». Бизнес, может быть, и заинтересован в подготовке кадров, но в сложившихся экономических условиях не имеет возможности вкладывать средства в образование. По словам директора, последние существенные вливания средств от работодателей в его учебное заведение были в 2007 году. Тогда по национальному проекту «Образование» государство выделило колледжу 20 млн рублей, но на условиях софинансирования. Обратившись с просьбой к бизнес-структурам, ТУБЕР получил от них несколько миллионов. На эти средства была обновлена учебная база, закуплено новое оборудование. Но с тех пор больше на просьбы руководства колледжа деловые партнеры не откликались, уверяя, что возможностей нет. «Был у нас работодатель из числа строителей. Его фирма возводила сочинские олимпийские объекты. Ребята из колледжа, человек 40, съездили туда, поработали, остались очень довольны - и впечатления получили, и заработали неплохо. Печально, но сегодня этот работодатель в очень тяжелой ситуации. За выполненную работу государство с ним не рассчиталось, новой работы нет. Ему нечем платить людям зарплаты. Какие ему сейчас кадры?! Не до этого», - рассказывает Игорь ТУБЕР.

Даже если у предприятия все благополучно, нынешняя налоговая система не стимулирует бизнес вкладываться в подготовку кадров. Все затраты ложатся на себестоимость продукции, растет нагрузка на предприятие, и без того вынужденное выживать в кризис. Да и зачем платить колледжу за подготовку студента, если он, колледж, и без того своего ученика на рынок труда выпустит? Игорь ТУБЕР с гордостью констатирует, что его воспитанники на бирже труда не стоят, работодатели их принимают охотно. Да и в целом по области, по данным министра образования и науки Александра КУЗНЕЦОВА, трудоустраиваются практически 100 % выпускников ссузов, что говорит о высокой востребованности кадров для производства.

Тем не менее, работодатель стремится максимально сократить свои издержки. Начальник управления образования Кусинского района Андрей САФРОНОВ делится впечатлениями от встреч с работодателями: «Им нужны парни, уже отслужившие армию, а девушки - желательно замужние, родившие детей, чтобы не уходили в будущем в декрет». Вопрос с армией очень актуален. Почти каждый пятый выпускник ссуза уходит служить, и вернется ли он затем на свое рабочее место - уверенности нет, а значит, нет стимула работодателю вкладывать средства в его подготовку.

Не изменится кардинально ситуация с профобразованием, пока практически все выпускники школ не перестанут отправляться в вузы на коммерческой основе. 


«Во всем мире образование - это компетенции, которыми ты обладаешь, у нас в последние годы диплом - социальный статус. Все хотят иметь дипломы, даже если потом с «корочкой» менеджера пополнить армию безработных», - сетует ТУБЕР. 


Хорошо, что есть и другие примеры. В Южно-Уральский технический колледж нередко обращаются граждане в частном порядке и просят обучить их работе на современных станках, платя за это свои собственные деньги. «Они знают, что эта профессия востребована на рынке труда, и вкладываются в свое будущее, - говорит директор. - Но таких обращений мало. При стоимости оборудования в 10 млн рублей слишком много требуется обучающихся, чтобы его окупить».

Феликс ИСЛАМГАЛИЕВ, директор областного центра координации профессионального образования Свердловской области, называет и другие неурегулированные проблемы в подготовке квалифицированных кадров для промышленности: «Федеральный государственный стандарт образования не дает возможности сокращать количество общеобразовательных дисциплин и добавлять времени на спецпредметы; на предприятиях невозможно трудоустроить несовершеннолетних воспитанников учреждений, потому что для работодателя это слишком хлопотно: им надо создавать особые условия труда, выделять наставников и т. д. Не оплачивается труд руководителей практики; мало современного оборудования на предприятиях. В сфере сельского хозяйства работодатель не всегда готов обеспечивать круглогодичную занятость работника, а лишь сезонную».


Золотой стандарт

В сложившейся ситуации очень важны критерии оценки качества профессионального образования. В разработке этих критериев участвуют и власть, и бизнес, и сами учреждения образования, и независимые некоммерческие организации. В окончательном виде национальная система еще не сложилась, хотя Челябинская область в этой сфере - один из лидеров в стране. С 2008 года работает АНО «Челябинское региональное агентство развития квалификаций», чьи методические разработки в числе других ложатся в основу национальной системы оценки качества образования. Общепризнанный критерий соответствия мировым стандартам уровня мастерства наших специалистов - их результаты в чемпионатах по международной системе WorldSkills. И здесь, на первый взгляд, все неплохо. Совсем недавно команда обучающихся южноуральских колледжей, техникумов и вузов приняла участие в первом в истории полуфинале Национального чемпионата по стандартам WorldSkills в Уральском федеральном округе. Конкурсные задания выполняли участники из Челябинской, Свердловской, Курганской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Соревнования проводились по 41 компетенции, в 22 из них приняла участие сборная команда Челябинской области. По итогам полуфинала студенты Южного Урала заняли первые места в пяти компетенциях - парикмахерском искусстве, веб-дизайне, инженерном дизайне, сварочных технологиях, а также в номинации «Воспитатель детей дошкольного возраста». Победители примут участие во всероссийских соревнованиях WorldSkills Russia, которые пройдут в середине мая в Казани.

Однако есть и оборотная сторона медали. Первое же выступление российской команды на европейских соревнованиях в Лейпциге оказалось откровенно провальным, за редкими исключениями. Так считает Игорь ТУБЕР, присутствовавший там. Одно из наших слабых мест - оснащенность инструментарием. О ярком эпизоде соревнований рассказала Галина ШВЕЦОВА, министр образования и науки республики Марий Эл. «У нашего парня-каменщика совсем не оказалось инструмента для затирки шва. Он снял с себя футболку и затер ею». С завистью смотрели наши ребята на чемоданы всевозможных инструментов, которые привозили с собой англичане; на стульчик, поднимающийся автоматически вместе с ростом кладки стены у мастера из Германии. Не в пример нашим вооружены инструментом и китайцы. При этом участие российских студентов в соревнованиях для бизнеса и бюджета - дело слишком дорогое. По словам Галины ШВЕЦОВОЙ, только одна номинация - «парикмахерское искусство» - обошлась в 100 тысяч рублей.


Выгодная дружба

О будущем государственно-частного партнерства в деле подготовки кадров при нынешней экономической ситуации рассуждает Игорь ТУБЕР, директор Южно-Уральского государственного технического колледжа и председатель совета директоров ПОО:

tuber.jpg

- Когда мы собирались на 60-летие нашего колледжа, к нам приходили друзья - организации, выпускники, коллеги. На сцену поднялись для поздравления около 20 руководителей предприятий и организаций Челябинской области. Директора колледжей, находившиеся в зале, мне позавидовали: такие многочисленные и крепкие связи с работодателями есть не у каждого учебного заведения. Это дорогого стоит. Нынче нам будет 80 лет. На сцену выйдут разве что 5-6 представителей работодателей, не больше. Те деловые отношения вместо того, чтобы развиваться, ушли. То, что называется сотрудничество, дружба - это все категории морально-нравственные. Когда бизнес начинает включаться, эти категории уходят на второй план, а на первый приходит выгода. Если кадры станут так нужны, что без них обрушится бизнес, работодатели встанут в моей приемной в очередь. Но нет, не стоят. В этой ситуации моя задача - воспитать людей, которые умеют работать и хотят работать, а уж экономика их примет или нет - это от меня не зависит». 


Теги: колледж, профессия, WorldSkills
Автор  Галина АБАКУМОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Профессиональное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD