Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Между Россией и Европой

10 августа 2015

Преподаватели челябинского педуниверситета съездили на стажировку в Чехию.

Ярослав ГАШЕК и его бравый солдат ШВЕЙК, автомобиль «Шкода», богемское стекло и мультфильм «Крот» - самые известные для жителей постсоветского пространства «бренды» Чехии. Между тем, есть еще один, больше знакомый европейцам, - Карлов университет. Старейший университет Центральной Европы и один из старейших в мире был основан императором КАРЛОМ IV в 1348 году.

Студенты едут учиться в Чехию охотно - с 2004 года страна входит в Евросоюз, но образование здесь стоит значительно дешевле, чем в старой Европе. При этом оно не уступает в качестве и организации учебного процесса. Познакомиться с последним в конце мая в Прагу приехали и челябинские преподаватели. За 9 дней они познакомились с работой сразу трех университетов: Карлова, Высшей школы экономики и Пражского земледельческого.


Сам без программ

«Мы называем такие поездки методическим туризмом, хотя преподаватели едут за свой счет, - рассказывает директор Института дополнительного образования и профессионального обучения ЧГПУ Артем САЛАМАТОВ. - В Праге мы встретились с преподавателями, смогли познакомиться с учебно-методическим и материальным обеспечением вузов. Наш университет готовится к аккредитации, и в ее преддверии эти вопросы нам были интересны».

Несмотря на схожесть российской и чешской структур высшего образования и специальностей, по которым готовят студентов, южноуральские преподаватели отмечают ряд существенных различий.

«У нас рабочие программы дисциплин разрабатывают сами преподаватели, исходя из своей нагрузки, и затем их реализуют, - отмечает Артем САЛАМАТОВ. - В Чехии подход другой - рабочие программы разрабатывают методисты кафедр и выдают их преподавателям».

Как отмечают преподаватели, в этой системе педагог по сути выступает лишь транслятором чужих идей, потому что отступить от программы, не им разработанной, он не имеет права: ее необходимо выдать студентам в строгом соответствии с распределением часов и заявленной тематикой.

«Мне сложно представить, сколько должно быть методистов на кафедре, чтобы они были компетентны во всех дисциплинах той или иной образовательной программы, - рассуждает Артем САЛАМАТОВ. - Не сомневаюсь, что методисты, которые там работают, - профессионалы, но, тем не менее, они не всегда могут учесть специфику, которую сможет учесть преподаватель, достаточно долго читающий дисциплину. 


С позиции руководителя мне кажется, что у нас более грамотный подход: каждый преподаватель несет ответственность за то, что преподает. 


Поэтому стереотип, будто у зарубежных коллег больше свободы, - отчасти миф».

Хотя преподаватели отмечают, что с их точки зрения, наоборот, замечательно, если рабочую программу за них составляет другой специалист. Составление документа многократно увеличивает и без того немалую нагрузку, тем более что программу нужно регулярно переделывать из-за часто меняющихся требований. Возможно, считают челябинцы, истина кроется где-то посередине. Так, общий макет мог бы готовить методист, а преподаватель - вносить определенные детали, в которых методист не силен.


За все ответишь

Еще одно коренное отличие - это ответственность самого студента. Не только чешская, но вся европейская система высшего образования ставит ее во главу угла. Этот принцип проявляется во всем, начиная с расписания лекций. Если российский студент может подойти к доске (к счастью, все чаще уже и в онлайн-варианте) и посмотреть расписание, которое ему предложил деканат: в какой аудитории пройдут лекции, кто их ведет, когда пройдут лекции и семинары, то его сверстник из-за рубежа такое расписание для себя должен составить сам. Как только он зачисляется на первый курс, то сразу получает доступ в личный онлайн-кабинет и набирает себе курсы. Например, в своем виртуальном кабинете он видит, что нужный ему преподаватель читает лекции по понедельникам утром и в пятницу вечером. Если он не успевает записаться на понедельник, остается только пятничный вечер. Квота на одного преподавателя - 25-30 человек. Все студенты заинтересованы составить расписание как можно быстрее и компактнее, чтобы высвободить время для самостоятельных занятий. Их роль огромна: самоподготовка занимает более двух третей всего учебного времени студента.

«Мы только бьемся над проблемой увеличения часов студентов на самостоятельную работу, по сравнению с Европой наши методики отстают, - рассказывает заведующая кафедрой экономической теории и менеджмента Татьяна ВЕРЕЩАГИНА. - Их культура самостоятельной работы очень высока. Профессор, как правило, дает задания, а далее студенты работают с учебниками и другими источниками. Это нормальная картина, когда молодые люди сидят в библиотеке, зарывшись в учебники, и выполняют задания».

Логика отношений между студентами и преподавателями проста и очевидна: основная цель того, кто учится, - сдать в конце курса экзамен, тех, кто учит, - выдать заданный объем знаний. Если студент не справится со своими обязательствами, его отчислят без лишних разговоров. В то же время каким образом студенты получают знания, для преподавателей не играет особой роли, а потому журнал посещений они не ведут.

«Обучение в Праге отличается от нашего, посещения лекций почти необязательны, но на тестах и экзаменах все скажется, лучше не запускать учебу! - пишет на одном из интернет-форумов москвичка, которая после учебы на медсестру в России решила продолжить обучение в Карловом университете. - Учебники дорогие, некоторые, по медицине, в частности, могут стоить от 50 евро за том, поэтому лучше пользоваться библиотечными, но и бежать туда надо с утра пораньше, пока не разобрали».

chehiya_t.jpg

В помощь студентам и банк видеолекций, доступ к которому можно также получить из личного кабинета. Медиалекторий все время пополняется. Даже если на лекцию придут 2-3 студента, преподаватель ее прочитает, а видео будет записано и выложено.

Остаться дома и не бежать с утра на лекции будущим специалистам позволят и широко распространенные в чешских вузах электронные учебники. С их помощью студент не только знакомится с теорией, но и выполняет различные интерактивные задания, постоянно получая информацию о том, что он сделал правильно, а что еще нужно усвоить. Таким образом, он постоянно вовлечен в процесс обучения. Кроме того, очень четко контролируется время сдачи всех самостоятельных и контрольных работ.

«Как нам говорили ребята, если профессор пишет по почте, что работу нужно сдать до 23 часов 55 минут, работа должна быть сдана, потому что если студент сдаст ее хотя бы на пять минут позже, она не будет зачтена, и он лишается права получения зачетных единиц по этой дисциплине, и работа переносится на следующий год, - отмечает Татьяна ВЕРЕЩАГИНА. - Поэтому когда над ними висит такой дамоклов меч, они четко соблюдают график учебного процесса. Этому бы нашим студентам у них поучиться».

Благодаря четко выстроенной промежуточной аттестации студент может реально оценить, насколько готов к сдаче экзамена. К слову, экзамены сдают по всем дисциплинам, кроме физкультуры, - там ставят не отметки, а зачет. К количеству баллов российскому студенту, приехавшему учиться в Чехию, придется привыкать: у них единица - это наивысшая отметка.


Тест на результат

В Чехии, как и в России, двухуровневая система обучения, за тем лишь исключением, что их бакалавры учатся не четыре года, а три, а после магистратуры лучшие получают возможность продолжить обучение в докторантуре.

Обучение в чешских вузах на государственном (то есть чешском) языке бесплатное. Однако многие государственные университеты предлагают обучение на иностранных языках, в первую очередь на английском, и здесь придется платить. Средняя цена за год обучения - 2-5 тысяч евро. Для иностранного студента альтернативой может стать подготовительный год обучения (платный), в течение которого он изучает язык и в случае успешной сдачи итогового экзамена получает возможность поступить «на бюджет».

Несмотря на то, что результаты российского ЕГЭ здесь «не работают» (вступительные экзамены придется сдавать), в Чехии учатся многие выходцы из России. Их привлекает не только невысокая цена обучения (во многих московских вузах она значительно выше) и схожесть языков, но и диплом, который дает возможность устроиться на работу в любой стране Евросоюза без его дополнительного подтверждения.


Иностранным студентам в Чехии рады. Для университетов они показатель престижа и их востребованности.


«Мы думали, что в зарубежных вузах не контролируют процесс образования так, как у нас, но оказалось, мы ошибались, - вспоминает Артем САЛАМАТОВ. - В Чехии тоже проходит ежегодный мониторинг вузов, и показатели у нас совпадают, более того, недавно они, как и мы, ввели новый критерий - количество иностранных студентов. Интересно, что за его перевыполнение (в этом наши мониторинги отличаются) вузу доплачиваются деньги».

Конечно, в выигрыше сразу оказались те, кто делал ставку на обучение иностранцев давно, например, земледельческий университет в Праге. Из 10 тысяч студентов экономического факультета 2 тысячи приехали из других стран. За что университет смог получить еще примерно 20 % дополнительного финансирования.

Примечательно, что факультеты юристов и экономистов, с которыми так активно в последнее время «борются» в России, в Чехии по-прежнему одни из самых востребованных. В том же земледельческом университете из 20 тысяч студентов половина - экономисты, которых готовят для всех отраслей.

Основной доход вузов, в том числе от иностранных студентов, - именно от этих факультетов. Однако больше других выигрывают технические вузы.

«В Чехии, как и у нас, доминирует госфинансирование вузов, оно, как им кажется, недостаточное, и также возможно внебюджетное финансирование, - рассказывает Татьяна ВЕРЕЩАГИНА. - Но обучение на внебюджетной основе для чешских вузов менее привлекательно, потому что во внебюджетном плане в наиболее выигрышном плане оказываются вузы с техническими специальностями - с ними работодатели заключают хоздоговоры на исследовательскую тематику».

Отношение чешских работодателей к молодым специалистам в принципе отличается от поведения их российских коллег. В преддверии практики в стенах вузов проходят ярмарки вакансий. Работодатели приходят, чтобы набрать себе студентов-практикантов, которые, как они надеются, впоследствии останутся работать у них. Многие студенты начинают работать, еще не окончив вуз, стараясь содержать себя самостоятельно.

«У нас в стране не сформирована культура работодателей, они несколько иронично относятся к студентам, - рассуждает Татьяна ВЕРЕЩАГИНА. - И хотя к нам в университет регулярно приезжают за молодыми выпускниками, но в целом, если работодателю нужен специалист, он, скорее всего, пойдет не в вуз».

По признанию представителей челябинского педагогического университета, такие международные обучающие поездки приносят огромную пользу.

«Становится понятно, куда мы движемся всей российской системой образования, видна цель, и она привлекательна, - отмечает директор Института дополнительного образования и профессионального обучения ЧГПУ Артем САЛАМАТОВ. - Мы уже взяли курс на европейскую школу, перешли на двухуровневую систему, применяем мониторинги, и когда виден возможный результат, каждый из нас может ответить для себя на вопрос, куда он идет и чего хочет добиться».

Поездка в Чехию стала не первой в образовательном маршруте преподавателей челябинского педагогического университета: они уже побывали в Китае. Теперь они готовятся отправиться в Австрию, где хотели бы познакомиться с опытом работы всех ступеней образования - от детского сада до вуза.


Теги: за рубежом, студенты, педагогика
Автор  Юлия КАЛИНИНА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск - Прага
Раздел  Высшее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD