Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Дополнительные вопросы

05 апреля 2016

В 2016 году дополнительное образование должно перейти на нормативно-подушевое финансирование. Новая система финансирования резко обострит конкуренцию между муниципальными и частными структурами, между школами, где оказывают аналогичные услуги, и учреждениями дополнительного образования.

dop_t.jpg

Перемена мест слагаемых

О том, что дополнительное образование нужно как-то приводить к общему знаменателю, говорят давно, но все в голос утверждают, что это трудновыполнимая задача. С одной стороны, система дополнительного образования разделена между ведомствами, с другой - этот вид образования не является обязательным и обязательно бесплатным, с третьей - система довольно масштабна и по числу организаций, и тем более по числу реализуемых в них программ. Сегодня в стране свыше 8 млн детей посещают более 8 тысяч государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования. К слову, за последние 3 года их число увеличилось на треть, а количество занимающихся там детей и подростков - на 17 %. Сейчас дополнительным образованием занимаются две трети детей. К 2020 году, постановили наверху, охват допобразованием должен увеличиться до 75 %.

То ли потому, что государство вспомнило о воспитательном потенциале системы допобразования, то ли власть имущие поняли: государственному допобразованию без интеграции с частным капиталом не выжить, но тему стали обсуждать на самом высоком уровне все чаще и чаще. Принята, наконец, концепция дополнительного образования, и даже президент отдельно упомянул его в своем послании. В нынешнем году в ФЦПРО дополнительное образование и вовсе (впервые) выделено в особую задачу. Предусмотрены немалые федеральные средства (тоже впервые) на конкурсную поддержку региональных инициатив, на гранты организациям, которые распространяют передовые практики допобразования детей. Поддержат и негосударственный сектор: для частных компаний предусмотрено субсидирование ставок по кредитам.

Хотя с подачи президента и решили, наконец, в 2016 году перевести допобразование на нормативно-подушевое финансирование, как именно это делать, не знает пока никто.

«Переход будет осуществляться поэтапно, будем учитывать все особенности», - сообщил министр образования Дмитрий ЛИВАНОВ. В конце сентября его ведомство выпустило приказ, в котором обозначены общие требования к определению нормативных затрат. Нормативы по дополнительным образовательным программам там предложено определять в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности с учетом формы обучения, типа организации, сетевого взаимодействия и т. д.

В Челябинской области превентивная работа по переходу на нормативно-подушевое финансирование началась гораздо раньше.

Еще до выхода уже упомянутого нормативного документа федерального ведомства в региональном Минобрнауки разработали свои принципы перехода на подушевое финансирование, решив руководствоваться школьной формулой: учебные расходы и фонд оплаты труда.

Сегодня методические рекомендации разосланы по южноуральским муниципалитетам, но в конечном итоге как именно считать, решать именно им: пока финансирование продолжится из местных бюджетов.

«Программы разные и по срокам реализации, и по стоимости. Робототехника дороже, чем занятия вокалом, это понятно, и норматив финансирования будет разный. Теперь муниципалитеты на основе наших рекомендаций должны хотя бы примерно подсчитать, входят они в эти нормативы или нет, какие им нужны коэффициенты», - рассказывает начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся Ирина АНФАЛОВА-ШИШКИНА. Одна из первых трудностей, которую министерству образования области придется преодолеть, - приведение к единому знаменателю (а точнее, к единой форме отчетности 1ДО) разных учреждений допобразования, подведомственных не только Минобрнауки региона, но и министерствам культуры и спорта. Уже в этом феврале каждое учреждение должно было начать заполнять по-новому формы 1ДО. В министерстве надеются понять, сколько раз до этого был посчитан каждый ребенок - у всех были свои, разрозненные, иногда несопоставимые показатели в разных формах отчетности. Сейчас эта форма будет одна.

В формуле, по которой предстоит рассчитывать финансы в допобразовании, сложного ничего нет, убеждены в Минобрнауки области. Главное - определить оператора, который будет выполнять чисто техническую функцию - отслеживать ребенка, а для этого должна быть база данных детей. Когда заработает система «Контингент», станет проще. Региональный оператор выдает сертификаты на каждого ребенка. Здесь важно понять, что сертификат положен не на каждого школьника и дошкольника старше 5 лет, а только на тех, кто числится в системе дополнительного образования, - посещает какую-то секцию, кружок, студию и т. д. Никуда не заявился - сиди дома, лежи на диване. Сертификат имеет некий номинал, рассчитанный исходя из возможностей региона или муниципалитета.

«У нас, условно, 300 тысяч детей, значит, столько и сертификатов. Определяем, что стоимость сертификата (опять же к примеру) 10 тысяч рублей на одного ребенка в год. Дальше ребенок эти 10 тысяч может нести в любое учреждение - в танцевальный кружок, на робототехнику, в спортивную школу, на обучение иностранным языкам, - рассказывает Ирина АНФАЛОВА-ШИШКИНА. - У оператора должна быть база данных всех программ, сколько они стоят. Пришел на танцы - здесь оставил 2 тысячи рублей из 10; пришел на робототехнику - еще 5 тысяч рублей вычли; оставшиеся деньги будут поделены спортивной школой и частной студией обучения иностранным языкам. Каждому учреждению перечислена сумма, равная стоимости этой программы. Сложность именно техническая - отследить потоки. Деньги направили, а ребенок передумал, ушел в другое место. Значит, следует приказ об отчислении из одного кружка, приказ о зачислении в другой, а оператор по приказам из одного клуба забирает деньги, в другой переводит».

Если номинала сертификата не хватит на все желания ребенка, родителям придется доплачивать. Однако совершенно очевидно, что обезличенно, как в прошлом веке, финансовые потоки больше идти не будут. К слову, сегодня в региональном министерстве затрудняются сказать, сколько образовательных программ реализуется в региональном допобразовании. «Их тысячи, у каждого педагога может быть своя», - говорят там.

Неуловимый интеграл

Опытные педагоги хорошо знают, как важны для детей кружки, секции, студии, которые они посещают. Но прежде чем найти занятие по душе, дети пробуют себя, занимаются порой одновременно в нескольких местах. «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота», - строчки Агнии БАРТО про таких «звезд». Нередко они успешны во всем - и в спорте, и в музыке, и в рисовании. Переход на новую систему финансирования может ограничить возможности детских «поисков себя». «Много детей занимается в разных структурах одновременно - и образования, и культуры, и спорта. В течение года они могут перетекать из одного учреждения в другое и снова возвращаться - как это учесть?» - говорит начальник МКУ «Образование» Миасса Наталья КАМЕНКОВА.

Практики сомневаются, что удастся наладить механизм перенаправления денежных потоков в течение года в зависимости от перехода детей в разные секции и кружки. Кроме того, трудно учесть огромное количество нюансов.

«У нас студийное образование. Пришел один ребенок, с одним сертификатом-кошельком, а он обучается в школе моделей, где «Технология», «Рисунок», «Проектирование одежды», «Хореография» - образовательные программы по нескольким предметам! То есть на него работают 4-5 человек, а оплачиваться все это будет как одна услуга?» - задается вопросом директор Копейского Дворца творчества детей и молодежи Татьяна САПОЖНИКОВА.

Не очень понятно, как будет оцениваться результат, и здесь эксперты расходятся во мнениях.

«Без определения четких критериев слишком велика будет доля субъективизма, - считает начальник управления образования Аргаяшского района Ильяс САФИУЛЛИН. Кроме того, по его убеждению, как минимум 50 % средств надо закладывать на «присмотр и уход» - дети заняты, они социализируются, учатся общаться друг с другом и со взрослыми, приобретают ценные качества характера. На результат, считает САФИУЛЛИН, можно заложить до 20 % стоимости. «Набираем группу осенью - к концу года до 40 % детей из нее уйдут по разным причинам, значит, уйдет и финансирование. А если из 15 человек останется только 8, но они покажут самые высокие результаты, тогда как быть? А чтобы пригласить хорошего специалиста, директор должен ему обещать, что зарплата в мае останется такой же, как была в сентябре», - уверен САФИУЛЛИН.

С ним не согласна директор Дома детского творчества в Каслях Галина ХРАМЦОВА. «Мне понравилось, что заложено в нормах: первый год - одна стоимость обучения, второй год - выше, третий год - еще выше. Это будет стимулировать педагога работать так, чтобы дети не уходили. А сейчас почасовая оплата, и преподавателю все равно, закрепляются у него воспитанники или нет», - считает ХРАМЦОВА.

dop_2.jpg

Яблоко раздора

Конкуренция в сфере допобразования уже набирает силу, это очевидно. Аналогичные услуги дети могут получить в школе в рамках внеурочки, которая к тому же финансируется из государственного, а не муниципального бюджета, в школе с педагогами допобразования по лицензированным программам, а также непосредственно в учреждениях допобразования.

В последнее время активно получают лицензии на этот вид образовательных услуг детские дома, которым, во-первых, чем-то надо занять детей после уроков, во-вторых, получить дополнительный заработок через нормативно-подушевое финансирование. Да и на селе услуги допобразования дети, особенно на подвозе, получают в основном через внеурочные занятия в школах.

Кстати, попытки некоторых учреждений допобразования предложить свои услуги по внеурочке не увенчались успехом - школы не идут на заключение договоров, ссылаясь на то, что финансирование из разных бюджетов. Однако и состоявшаяся дружба школы и учреждения допобразования может вскоре закончиться. Масла в огонь добавляет Рособрнадзор, который требует от последних открывать филиалы в тех школах, где работают педагоги допобразования, получать на это отдельные лицензии. «Но это практически невозможно, - считает директор Дома творчества в Аргаяше Радмила ГАФАРОВА. - Во-первых, школа должна согласиться, а кому захочется лишний раз приглашать к себе пожарных или Роспотребнадзор? Любое нарушение - штраф. Во-вторых, на лицензии огромная очередь. Сельские школы останутся без дополнительного образования».

Примерно так же «успешно» муниципальный Дом творчества может конкурировать с частным учреждением. «Мы решили оказывать платные услуги дошкольникам, устав разрешает, и это сейчас востребовано, - рассказывает Радмила ГАФАРОВА. - Даже мебель купили для малышей. Но рядом открылась частная школа, и предприниматели переманили наших воспитанников. У них условия лучше, туалет не на улице, и программу образовательную с дидактическими материалами они смогли купить, а у нас на это денег нет».

Нерентабельная техника

В норматив должно закладываться пополнение материально-технической базы учреждения - это те самые учебные расходы. Это особенно важно в условиях, когда кругом заговорили о возрождении именно технического образования, одного из самых дорогих видов отрасли.

По данным Минобрнауки РФ, сейчас в технических и естественнонаучных кружках в стране занимаются примерно 10 % детей, через несколько лет их должно стать в 2-2,5 раза больше. Не отстает и Челябинская область. Проект «ТЕМП», на который возлагают огромные надежды, ставит задачи за несколько лет увеличить количество детей, которые занимаются техническим и инженерным творчеством, также примерно вдвое. Баллы добавляются за привлечение квалифицированных технических кадров к занятиям с детьми, за наличие собственной материально-технической базы. Благодаря им школа повысит свои позиции в рейтинге «ТЕМПА». Но пока шанс стать благодаря высокому месту в рейтинге «ТЕМПА» инновационной площадкой и получить дополнительное финансирование, в том числе и на обновление оборудования, есть только у школ.

Для увеличения количества программ технической направленности федеральное министерство образования готовит нормативные акты, которые привлекут в допобразование деньги бизнеса, а бизнесу дадут возможность претендовать на бюджетные средства. Форма сотрудничества уже придумана - детские технопарки.


На Южном Урале первый технопарк должен появиться к 1 сентября 2016 года 


В Минобрнауки региона отмечают интерес бизнеса к этой теме - в Челябинске, Сатке, Магнитогорске предприниматели заявили о своих намерениях сотрудничать с властью в создании технопарков, надеясь участвовать в освоении бюджетных денег. Однако, как заявила первый заместитель министра образования и науки области Елена КОУЗОВА, по опыту известно, что федеральные деньги придут только тогда, когда регион добьется определенных результатов. Сейчас все силы будут брошены на то, чтобы увидеть, где кроются ресурсы, и предложить бизнесу новые возможности.

Между тем, по мнению экспертов, детские технопарки - уникальное место, в котором ребенок, занимающийся техническим творчеством, может почувствовать максимальное удовлетворение, полностью самореализоваться, потому что именно здесь его идея может дойти до конкретного воплощения в жизнь.

Как будет решаться двуединая задача - активизация детского технического творчества и вовлечение частного капитала в процесс допобразования детей, можно понять на примере Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь уже построены два детских технопарка. По словам губернатора ХМАО Натальи КОМАРОВОЙ, для ребенка возможность работать в технопарке будет бесплатной, а оплатят сертификат на паритетных началах бюджет и заинтересованный бизнес. Кстати, Ханты-Мансийский округ - один из 5 пилотных регионов, которые выбраны для обкатки механизма нормативно-подушевого финансирования дополнительного образования. Кроме ХМАО, в коротком списке Татарстан, Алтай, Московская область. Пятый регион пока не определен.

Власть пригласила частные структуры участвовать в оказании услуг по дополнительному образованию детей, однако пока предприниматели откликаются мало, и не совсем те, кого ждут. В числе соискателей - преподаватели иностранных языков или владельцы хоккейных и футбольных школ. Техническую направленность никто не предлагает - слишком дорого. В это время настойчиво зондируют почву: как принять участие в бюджетном финансировании - всевозможные военно-патриотические организации, готовые учить детей маршировать, метать ножи или саперные лопатки, осваивать боевые искусства. Одним словом - участвовать в воспитании детей в духе патриотизма, провозглашенного недавно национальной идеей.


Теги: дополнительное образование
Автор  Галина АБАКУМОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Дополнительное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD