Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Игра в изобретателя

16 мая 2016

Агентство стратегических инициатив нашло способ воспитать инженеров со школьной скамьи.

В конце прошлого года в России открылись первые детские технопарки под названием «Кванториум», которые, по словам создателей, предлагают принципиально новую модель дополнительного образования детей. В чем новизна проекта и как он поможет повысить интерес детей к техническим профессиям, разбирался «Вектор образования».

«Мы строим среду ускоренного технического развития детей, - рассказывает автор идеи детского технопарка «Кванториум» Агентства стратегических инициатив Марина РАКОВА. - Наша методология позволяет детям без заучивания решать достаточно сложные технологические задачи. Например, летом дети будут искать способы раннего прогнозирования цунами, которые еще не изобрели. Сегодняшние системы мониторинга дают нам возможность узнать о таком событии только за 40 минут до его наступления». По словам РАКОВОЙ, детям предлагают решать именно те технологические задачи, которыми взрослые еще не занимались. Это делается для того, чтобы ни один преподаватель не мог сказать ребенку: «ты идешь неправильным путем» или «ты делаешь не то». Таким образом, каждый выбранный им путь для решения сложных технологических задач будет априори верен.

kvantorium_t.jpg

Сама идея создания технопарков не нова. Они появились в США в 50-х годах при вузах, а самый первый открылся в Стэнфордском университете. После войны количество студентов уменьшилось, и учебному заведению стало не хватать финансирования. Университет владел большим участком земли (около 32 кв. км), но не имел права продавать его, поэтому было решено сдать землю в долговременную аренду под офисный парк. По условиям контракта арендаторами могли выступать только высокотехнологичные компании, что позволило обеспечить работой выпускников университета, а также решить проблему дефицита высококвалифицированных специалистов. Идея технопарка и ее реализация на территории Стэнфордского университета стали началом знаменитой Силиконовой долины США.

В России технопарки появились при вузах в 90-х годах и работали по тому же принципу, что и в США. Задействовать в их работе школьников и сделать из технопарка место для дополнительного образования детей до сегодняшнего дня не решался никто. Детские технопарки «Кванториум» пока открыты в трех городах - Ханты-Мансийске, Нефтеюганске и Набережных Челнах и работают на базе «взрослых» технопарков. В них бесплатно принимают детей с 11 лет.

Площади детских технопарков различны. «Кванториум» в Ханты-Мансийске может одновременно обучать 800 детей, а в Нефтеюганске и Набережных Челнах - всего 400 человек. Как отмечают директора новых образовательных организаций, желающих учиться у них в разы больше, чем позволяют площади заведений. Наибольшим спросом пользуются секции, где изучают робототехнику и авиамоделирование.

Занятия в «Кванториуме» проходят в форме лекций, практик, семинаров, выездных занятий, стажировок и консультаций. Детей учат преподаватели вузов, сотрудники «взрослых» технопарков и практики.

Школьники занимаются по 13 основным технологическим направлениям, которые называют «квантумом». По словам организаторов проекта, свое имя они получили не просто так. «Квант - системообразующее физическое понятие, в котором скрыт ключ к пониманию устройства Вселенной, - объясняют авторы проекта. - Тот, кто объединит квантовую механику с общей теорией относительности, получит так называемую «теорию всего» и станет величайшим открывателем. И путь к великим открытиям дети начнут в детском технопарке».

Образовательные программы «Кванториумов» уникальны. Они разрабатывались с участием ведущих научных и образовательных институтов технического направления (МФТИ, Московского госинститута машиностроения, НАМИ и МГТУ им. БАУМАНА) и крупнейших госкорпораций (Росатом, ОРКК «Энергия» и Ростехнологии). В каждом квантуме с группой детей работают до двух преподавателей, а также их помощники - лаборанты, системные администраторы, методисты.

В детском технопарке школьники проводят исследования в области космоса, авиастроения, нейротехнологии, биотехнологии, геномики и других прогрессивных областях науки. Перед ними изначально ставят задачи, которые соответствуют запросу реального сектора экономики их региона.

Например, в «Дата-квантуме» ханты-мансийского детского технопарка школьники выполнят проект по заказу окружного правительства - сделают оценку всех нефтевышек Югры и смогут рассчитать, какие из них санкционированные, а какие нет. Но для начала детей научат использовать навигационные сервисы, космические снимки в повседневной жизни. С их помощью они будут изучать окружающий мир, законы развития природных явлений, социальную среду населенных пунктов. Также кванторианцы смогут выступать в роли чрезвычайных дежурных, следить за появлением и распространением лесных пожаров, разливов нефти, наводнений.

В проектной траектории «Наноквантум» команды исследователей будут разрабатывать научные проекты в области современного материаловедения и нанотехнологий. В арсенале лаборатории - оборудование для физических и химических опытов, зондовые микроскопы, которые позволяют исследовать микроструктуру вещества, и многое другое.

Самым удивительным можно назвать «Нейроквантум». Здесь почти нет необычного оборудования, если не считать шапочек, подключенных к ноутбукам, - это портативные энцефалографы, с помощью которых считывается активность мозга. Они нужны, чтобы на расстоянии управлять предметами одной лишь силой мысли.

В «Космоквантуме» дети, изучив теорию, самостоятельно соберут космический спутник и запрограммируют его.

«Сейчас мы даем комплексное представление о будущей профессии, которое позволит ребенку более осознанно обучаться в вузе и в дальнейшем быстрее реализовать себя в профессии, - рассказывает технический директор ООО «Спутниковые инновационные космические системы» («Спутникс») Станислав КАРПЕНКО. - За рубежом сейчас развито направление, где школьники и студенты при поддержке государства разрабатывают и запускают в космос собственные космические аппараты. В идеале мы также планируем, что со временем, когда эти инновационные программы разовьются и в России, наши школьники и студенты также с помощью государства смогут выводить на орбиту свои космические аппараты. Я думаю, что такие результаты обучения очень сильно мотивируют людей для того, чтобы заниматься этим в будущем».

Ребята с разных квантумов могут работать над решением общих задач и, соответственно, развиваться в разных направлениях. Например, если школьники на «Робоквантуме» будут создавать инновационный протез для людей с ограниченными возможностями, то ученики «Нейроквантума» смогут подключить этот протез к человеку и научить им управлять.

Помимо квантумов в «Кванториуме» работают музеи, задача которых - заинтересовать детей научными исследованиями. Каждый экспонат в них - наглядная иллюстрация научных открытий и физических явлений. Есть лестница Иакова, плазменный шар, тонущая лодка, летающая тарелка и многое другое. Все экспонаты интерактивны, снабжены подробной и простой инструкцией и кнопкой, запускающей какой-либо процесс. К слову, почти все тренажеры были сделаны в России. Как рассказали сотрудники «Кванториума» в Ханты-Мансийске, экспонаты для музея делали несколько оборонных и промышленных предприятий, причем в свободное от основной работы время, по ночам.

Создание «Кванториумов» потребовало значительных средств, и часть затрат по договору с правительством региона взяли на себя госкорпорации. В Татарстане таким инвестором стал КамАЗ. По словам президента республики Рустама МИННИХАНОВА, помимо финансирования корпорация снабдила детский технопарк в Набережных Челнах преподавателями, которые работают на предприятии конструкторами и технологами. Вместе с детьми сотрудники КамАЗа будут заниматься разработкой беспилотного автомобиля.

В ближайшее время детские технопарки «Кванториум» появятся на Алтае, в Москве, Подмосковье и Новосибирской области. За этот год их должно быть открыто 16. Известно, что интерес к проекту выразили Башкортостан, Хабаровский и Краснодарский края, Ульяновская, Липецкая, Свердловская и Саратовская области. Подобные намерения есть и у руководства Челябинской области.

Как утверждают в региональном Минобрнауки, в области есть условия для создания технопарков: работают 40 предметных лабораторий, 15 центров образовательной робототехники, а также региональные инновационные площадки на базе школ и учреждений дополнительного профессионального образования. Намерения выступить инвесторами для создания детского технопарка в регионе высказывают предприятия Сатки, Магнитогорска и Челябинска.


Теги: кванториум, технопарк
Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Дополнительное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD