Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Пятый элемент

20 января 2017

В Челябинской области открылись первые образовательные технопарки «ТЕМП». Они помогут решить проблему нехватки специалистов, востребованных в регионе, и станут своеобразной альтернативой традиционному дополнительному образованию детей.

it_park_t.jpg


Технопарки молодеют

Образовательный технологический (а не технический, как многие думают) парк предполагает иной подход к обучению детей, отличный о тех, которые применяют в школах и организациях дополнительного образования. В таком технопарке школьники не просто получают теоретические знания и практические навыки по конкретным дисциплинам, но и используют их в работе над настоящим проектом, который будет востребован в реальном производстве.

Идея создания технопарков не нова, однако раньше они всегда были только «взрослыми». О том, что в них могут заниматься школьники, до недавнего времени не задумывался никто. Технопарки появились в США в 50-х годах прошлого века и работали при вузах. После войны количество студентов резко сократилось, из-за чего университеты стали получать меньше финансирования от государства. Чтобы выжить, вузы начали сдавать свои площади в аренду предприятиям с условием, что они возьмут на работу выпускников. В России технопарки появились при вузах только в 90-х годах.

О том, что нужно создавать образовательные технопарки для детей, публично начали говорить около двух лет назад. Отметим, что идея родилась в России. Площадок, где бы в реальном производстве были задействованы дети, в других странах пока нет.

Первые детские технопарки (кванториумы) в стране открылись в 2015 году в Татарстане и Югре. Они получили финансирование регионального правительства и крупных предприятий. Сейчас в стране работают 7 кванториумов. Они расположены на территории действующих «взрослых» технопарков с десятками современных производств. По словам министра образования Ольги ВАСИЛЬЕВОЙ, в следующем году количество кванториумов возрастет до 40.

«Создание новой формы обучения, которую мы называем кванториум, будет осмыслено, и через пять лет люди назовут это историческим событием в цепи других событий, таких, как, например, присоединение Крыма», – считает помощник президента РФ Андрей БЕЛОУСОВ. Он отмечает, что технопарки развивают у ребенка такие навыки, как умение действовать в команде, решать слабо формализованные задачи, работать с неопределенностью, адаптироваться к быстро меняющейся обстановке.

В кванториумах школьники занимаются по нескольким технологическим направлениям под руководством педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов и ссузов, а также специалистов предприятий. Например, в Москве в одном из двух технопарков этого типа «Мосгормаш» школьники создают проекты в области робототехники, машиностроения, космонавтики и других и, в частности, работают над созданием уменьшенной копии космической ракеты.

На базе действующих высокотехнологичных предприятий школьники не только получают полезные навыки, но и выбирают будущую специальность и даже работодателя. Некоторым удается подписать с предприятиями отложенный трудовой контракт. В соответствии с ним ребята после окончания вузов гарантированно получат работу, причем свою будущую должность они знают уже сейчас.


Своим путем

В Челябинской области развитие технопаркового движения только началось. Образовательный процесс в 10 детских технопарках региона стартовал всего несколько месяцев назад. Все они работают в русле региональной программы «ТЕМП» и имеют свою модель воплощения, отличную от кванториумов.

Например, технопарки Челябинской области не привязаны к одному конкретному месту и могут располагаться в нескольких образовательных организациях. 


«Технопарк – это, прежде всего, новый подход к обучению, образовательная среда. Здесь важны не стены, а идеи», – поясняют идеологи проекта в Минобрнауки региона.


В частности, технопарк «Ступени» Саткинского района располагается в четырех школах муниципалитета. Он был создан на базе имеющихся там ресурсных центров и лабораторий по робототехнике, программированию и компьютерной анимации.

«Это не преимущество, а скорее наш недостаток, – говорит начальник управления образования Саткинского района Елена БАРАНОВА. – Как площадка технопарка каждая из школ обучает только своих учеников и уже достигла потолка в развитии. Для того чтобы сделать качественный рывок, необходимо собрать все ресурсы в одном помещении, а также объединить пока разрозненный штат педагогов. Кроме того, если у технопарка появится собственное здание, там смогут обучаться больше детей».

У управления образования Саткинского района уже есть на примете подходящее помещение. Здание готов передать на баланс муниципалитета резидент (партнер) технопарка «Ступени» – градообразующее предприятие «Магнезит». Сейчас по этому поводу ведутся переговоры. Однако другие детские технопарки региона пока переезжать в отдельные здания не планируют.

Собственных домов у образовательных технопарков пока нет, потому что их открывали без вложения дополнительных средств. Перед ними поставили задачу: искать финансирование самостоятельно, заручившись поддержкой бизнеса, который должен стать резидентом и основным заказчиком технопарка. В этом еще одно отличие южноуральских площадок от кванториумов, на создание которых потратили большие деньги. К примеру, известно, что в детский технопарк Югры на условиях софинансирования вложили 56 млн рублей. Отметим, что на первые государственные деньги южноуральские технопарки смогут рассчитывать лишь через год после открытия.

Кроме того, в противоположность кванториумам, которые имеют общий инженерный уклон, каждый из 10 технопарков Челябинской области не похож на другой и при выборе направленности исходил из нужд муниципалитетов. К примеру, в Красноармейском районе, в котором сосредоточены сельскохозяйственные предприятия, открыли аграрный технопарк. А в Сосновском районе, где сельское хозяйство развито наравне с промышленностью, создали агропромышленный технопарк. Резидентами этих технопарков помимо школ, ссузов и вузов стали или собираются стать крупные предприятия муниципалитетов, заинтересованные в притоке кадров. В конечном счете детские технопарки выполняют роль лаборатории по первоначальной подготовке потенциальных сотрудников для предприятий муниципалитета (подробнее об агропарках читайте в следующих номерах).


В Ашинском районе технопарк предполагает работу с детьми с ОВЗ. 


«На территории района у нас уже была создана региональная инновационная площадка в школе № 9 Аши, где дети получают начальную профессиональную подготовку по рабочим специальностям. Дублировать проект не хотели, – поясняет начальник управления образования Ашинского района Елена БУХМАСТОВА. – Было решено расширить уже имеющуюся базу и открыть технопарк для детей с ОВЗ. В школе № 9 для них появились две новые специальности – «Кролиководство» и «Овощеводство», которые могут быть востребованы в нашем муниципалитете».


Генератор в голове

Эксперты отмечают, что пока существующие в Челябинской области технопарки можно называть так только условно. Сейчас в них в полной мере развита лишь образовательная оставляющая – дети получают теоретические и практические знания по предмету. За это отвечают педагоги дополнительного образования. Тогда как производственная и научная составляющие технопарков, которые предполагают генерирование идеи, по-прежнему находятся в зачаточном состоянии. И даже если дети и производят какой-либо продукт по заказу предприятия, эта работа носит разовый характер.

Для того чтобы решить эту проблему, и дети, и педагоги должны уметь правильно презентовать себя и свой продукт. Этому не учат в школах и организациях дополнительного образования, хотя в последнее время предпринимательские навыки крайне необходимы в современной жизни. Большинство педагогов либо вовсе не понимают, что детский продукт может пойти куда-то дальше выставки и быть востребован в производстве, либо не знают, как его предложить предприятию. Умению преподносить свои проекты и «продавать» себя могут научить представители бизнеса.

Именно развитие предпринимательских способностей во главу угла поставили руководители образовательного технопарка «Ingenerika», который открылся на базе «взрослого» технопарка информационных технологий в Челябинске. Занятия в нем начались в конце ноября. В течение месяца три группы старшеклассников из Сатки, Миасса и Верхнего Уфалея приезжали в IT Park Челябинска и под руководством программистов работали над созданием одностраничного сайта по продаже суперкомпьютера. Заказ школьники получили от разработчика прибора. В итоге один из сайтов ребят был одобрен и взят фирмой на доработку.

В первой проектной сессии «Ingenerika» участвовали дети, которые изучали программирование только на уроках информатики. У них было пять очных занятий, все остальное время школьники общались с программистами IT Park через Интернет. К слову, занятия не были бесплатными и для каждого ученика стоили 6 тысяч рублей.

«Первые две недели мы учили ребят программировать сайт, а остальное время – искусству продаж, – рассказывает директор IT Park Ульяна МАКШАНОВА. – Мы рассказывали им о том, как правильно презентовать себя и свой продукт, как располагать информацию на сайте так, чтобы он был удобен пользователю, и многое другое. Предпринимателем человек не сможет стать, если в детстве он не попал в среду предпринимателей и не попробовал себя для начала в учебном проекте. И такую среду в своем детском технопарке мы пытаемся сформировать».

Первые итоги работы «Ingenerika» и других технопарков подведут в конце текущего учебного года. Детские технопарки могут стать хорошей альтернативой дополнительному образованию и сделать действительно современными те знания, которые во время обучения получают школьники.


Теги: технопарк, школьники, профессия, программирование
Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Профессиональное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD