Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Автобусный тупик

23 августа 2017

Очередные ужесточения коснутся школьных перевозок в Челябинской области. Уже сейчас к образовательным организациям, имеющим автобусы, фактически предъявляются требования как к предприятиям-перевозчикам, которые они выполнить не в состоянии. Чего ждать сельским школам в ближайшее время?

avtobuss_t.jpg


Сжимая кулаки

С 1 июля начинают действовать новые правила организованной перевозки групп детей автобусами. Согласно документу, срок эксплуатации автобуса должен быть не больше 10 лет. Хотя эту норму в правительстве РФ решили пересмотреть. В УГИБДД по Челябинской области сообщили, что пока распоряжений об отмене требования не поступало. В инспекции ждут решения власти. «Соизволит правительство снова перенести срок вступления этого пункта на какое-то время – мы возьмем под козырек, – объясняет замначальника отдела технадзора регионального УГИБДД Андрей КУЗНЕЦОВ. – Не соизволит – запретим эксплуатацию транспортных средств, выдадим предписания».

При этом в районах считают, что даже увеличение разрешенного срока эксплуатации автобуса мало что изменит. Большинство машин стоит на улице, соответственно, срок их службы уменьшается.

На прошедшем в мае в Челябинске втором автомобильным форуме руководитель Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области Владимир КАТАЙЦЕВ заявил, что ведомство продолжит строго наказывать районы за нарушения, кроме того, «школьным перевозчикам» стоит готовиться к новым штрафам.


Второе новшество, которое озвучило Управление автодорожного контроля: на все школьные автобусы должны устанавливаться желтые проблесковые маячки. 


Соответствующий проект постановления находится на стадии обсуждения в федеральном правительстве. По замыслу, документ должен вступить в силу с 1 января 2018 года. В муниципальных районах Челябинской области говорят, что установка мигалок потребует новых затрат. Точную цифру пока не подсчитывали, поскольку постановление не вступило в силу. Поставщики предлагают разные цены: от 400 до 12,5 тысячи рублей в зависимости от лампы (галоген, светодиоды), размера, крепления, производителя.

Вместе с тем Минтранс подготовил поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и КоАП, в соответствии с которыми образовательные организации должны будут получать лицензию на право перевозки школьников. По мнению инициаторов, это позволит значительно повысить безопасность движения при перевозке детей. В ведомстве рассчитывают, что изменения будут приняты в текущем году.

«Я за лицензирование. Без него может быть и так: кто-то увидел конкурс и решил, что будет возить школьников, – размышляет начальник управления образования Аргаяшского района Ильяс САФИУЛЛИН. – Выиграл конкурс, потом пошел к соседу, у которого есть автобус, и предложил ездить, например, в деревню Акбашево: «На тебе 500 рублей – вези».

«Ни одна местная школа не пройдет это лицензирование, – уверен руководитель хозяйственно-экплуатационной группы управления образования Красноармейского района Рашит ГИНИЯТУЛЛИН. – Это за собой потянет такое мощное финансирование: базу создать, людей нанять, оборудование купить… Нереально. А средства должен выделять муниципалитет. Мы выхода не видим».


Крайний кто

Последняя проверка, проведенная автодорожным надзором, выявила в школах Красноармейского района целый ряд нарушений. В частности, Калуга-Соловьевской школе выдали 10 пунктов предписаний и штраф директору 60 тысяч рублей. В Петровской школе – 25 пунктов предписаний и примерно такой же штраф, рассказывает Рашит ГИНИЯТУЛЛИН: «Штрафы им платить из своего кармана. Они в разы больше зарплаты. Где столько в деревне взять? Директор Калуга-Соловьевской школы написала заявление на отпуск с последующим увольнением».

Среди нарушений, выявленных в Калуга-Соловьевской школе, отсутствие специалиста по безопасности дорожного движения с надлежащей квалификацией; отсутствие оборудования для проведения контроля технического состояния автобуса перед выходом в рейс; отсутствие необходимой квалификации у водителей. Кроме того, не проводились плановые работы по техобслуживанию и предрейсовые медосмотры водителей. В школе говорят, что все эти нарушения естественны, так как ни оборудования, ни необходимых специалистов у школы нет и взять их негде.

В Калуга-Соловьевку из Берсеневки (около пяти километров) возят шесть детей. В школе всего 40 учеников. Чтобы назначить там специалиста по БДД, он должен иметь высшее образование. «Доходит до абсурда, – говорит Рашит ГИНИЯТУЛЛИН. – У них была техничка молодая, с высшим образованием. Однако работнику такого уровня нельзя быть ответственным за безопасность движения. Ей дали другую должность и предложили стать ответственной по школе за БДД. Она согласилась». В большинстве сельских школ в Челябинской области подобные должности зачастую совмещают преподаватели ОБЖ, технологии или физкультуры – кого смогли уговорить. «Это же влечет за собой ответственность, – добавляет Рашит ГИНИЯТУЛЛИН, – в первую очередь штрафуют этого человека».

Что касается оборудования, то по подсчетам районного управления образования, на каждую школу нужно затратить минимум 1,5 млн рублей. На этом оборудовании должен работать обученный специалист. Добавляются также расходы на ежегодную поверку: на единицу техники требуется около 80 тысяч.

Проблема общая и возникла не сейчас, говорят в Министерстве образования Челябинской области. Решение может принять только муниципалитет. «И если конкретный район не решил вовремя эти вопросы – появились штрафы, которые в общем-то тоже можно было предупредить», – поясняет первый замминистра Елена КОУЗОВА.

Подвоз школьников – это часть организации учебного процесса, за него отвечает муниципалитет и школа, продолжает замминистра. Региональное руководство только помогает в решении этого вопроса: выделяет деньги на автобусы, привлекает федеральные средства, дает методические рекомендации, согласует какие-то позиции с областной ГИБДД. В Министерстве также готовы помочь организовать обучение специалистов по БДД на базе ЧИРПО.

avtobus_t.jpg


Встать на перекрестке

Муниципальные районы ищут свои способы организации подвоза. Например, в Нязепетровске автобусы пытались передать на баланс местного АТП.

«Такое решение было принято администрацией района, потому что на тот момент автобусы стояли у домов водителей, а это категорически запрещено правилами безопасности перевозок», – поясняет начальник управления образования Нязепетровского района Дмитрий ГАЛАНОВ.

Но решение сохранить таким образом автобусы не оправдалось, потому что населенные пункты расположены далеко от Нязепетровска, а АТП в городе. Водители вхолостую ездили до 45 км, что влекло за собой расход топлива и износ транспорта.

Через полгода в местной администрации нашли другой способ. Директора школ заключили договоры с предпринимателями из их же населенных пунктов. Те предоставили гараж и необходимое обслуживание. Механики в школах обучены, медосвидетельствование проводится в местных ФАПах. Техосмотр, страховка и прочие расходы изначально закладываются в бюджет района на год. «Нам удобно оставить автобус при школе и заключить контракт со специализированным предприятием», – добавляет Дмитрий ГАЛАНОВ.

Но не все могут последовать этому примеру. В той же Калуга-Соловьевке из Красноармейского района таких предприятий нет, да и фельдшерские пункты в районе сократили.

Опыт полной передачи подвоза школьников автотранспортному предприятию есть и в Аргаяше. Район был одним из первых в начале 2000-х. Однако через несколько лет предприятие обанкротилось. Часть автобусов ушла за долги, остальные вернулись на баланс районной администрации в плачевном состоянии. Количество автобусов, по словам начальника управления образования Ильяса САФИУЛЛИНА, до сих пор не восстановлено. В настоящее время подвоз осуществляется другим коммерческим предприятием, которое выиграло муниципальный конкурс. «Деньги, которые мы предлагаем на организацию школьных перевозок, весьма интересны для коммерсантов, – говорит глава управления образования. – У нас даже микроконкуренция идет за подвоз детей».

В районе довольны работой перевозчика. К тому же все штрафы в случае чего ложатся на него, администрация их никак не компенсирует. За состоянием автобусов тоже следит АТП. Если раньше, когда автобус приходил в негодность, муниципалитету нужно было искать средства на капитальный ремонт или замену, теперь это забота предприятия. Оно просто оформляет новую технику в лизинг.

На вопрос, почему другим районам не удается применить у себя такую же схему работы по школьным перевозкам, Ильяс САФИУЛЛИН говорит, что ситуация с расстояниями разная. Аргаяшский район расположен компактно – подвоза свыше 15 км нет. Кроме того, состояние дорог лучше, чем в других территориях области, 90 % – асфальтированные.

В Пластовском районе тоже пытались работать по договору с автотранспортным предприятием. «Мы схватились за голову! – вспоминает начальник районного управления образования Нина АРИСТЕНКО. – У нас на содержание автобусов в год, если взять с зарплатой водителя, уходит более 3 млн рублей (ГСМ, запчасти, техобслуживание и т. д.). А когда посчитали, сколько будет стоить передача АТП, сумма возросла до 7 млн. И это только предварительно». Также, по словам руководителя управления, возникает и проблема холостых пробегов на большие расстояния.


Хождение по МУПам

Еще один вариант организации школьных перевозок – создание собственного муниципального предприятия. В Красноармейском районе пытались пойти таким путем. В прошлом году состоялось несколько совещаний по этому вопросу у главы муниципалитета. После долгих расчетов и консультаций с «опытным» Аргаяшским районом получилось, что на содержание такого АТП потребует 25 млн рублей в год. В бюджете района таких денег нет, поэтому создавать МУП своими силами не получится, говорят в управлении образования. Возникает у специалистов и вопрос по дислокации предприятия. Если оно, например, будет расположено в селе Миасском, то расстояние до Калуга-Соловьевки – 60 км, до села Русская Теча – 90 км.


«Во сколько должен проснуться водитель, чтобы уехать в Русскую Течу и оттуда привезти детей к 8 утра в школу? – задается вопросом Рашит ГИНИЯТУЛЛИН. – Удорожание поездки будет раза в три, если не больше».


Не так давно руководство ГУВД области направило предложение губернатору создать единое областное предприятие по подвозу детей. Однако в региональном Минобре к этой идее относятся скептически.

«Не понимаю, как это можно делать по всему региону, тем более что у нас даже в рамках муниципалитетов такой опыт не всегда был успешен», – говорит министр образования области Александр КУЗНЕЦОВ.

Министерство образования ждет от районов предложений, как поступить: создавать единое региональное предприятие или муниципальные, оставлять автобусы при школах или осуществлять межмуниципальные перевозки с расчетами (например, когда населенный пункт находится на границе с другим районом).

«Единое областное предприятие – это те же гаражи в муниципалитетах, с тем же количеством автобусов, просто они будут управляться из единого центра, – рассуждает Ильяс САФИУЛЛИН. – Вопрос, будет ли при этом предприятие мобильно. Хотя, с другой стороны, осуществляются же перевозки по стране одним оператором. Важна логистика».

Уже сейчас понятно, что создание единого областного предприятия по перевозке школьников обойдется значительно дороже, говорят в региональном Минобре. Кроме того, увеличивается пробег и соблазн использовать автобусы не по назначению. «Такой региональный оператор хорош для дальних поездок. А с точки зрения подвоза к школе вопросов больше, чем ответов», – заключает Елена КОУЗОВА.

Пока большинство районов склоняются к тому, чтобы оставить транспорт при школах, главное – решить проблему с техническим оснащением и специалистами по БДД. «Лучше школам самим осуществлять подвоз, – подтверждает начальник управления образования Пластовского района Нина АРИСТЕНКО. – Мы уже обсуждали этот вопрос с главой района и пришли к выводу, что пока мы готовы возить детей своими силами. Гараж у нас есть, руководителей мы обучили».


Теги: перевозчики, автобус, Минтранс, подвоз
Автор  Алевтина ШЕСТАКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD