Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Обучение с ограниченными возможностями

Обучение с ограниченными возможностями
01 июля 2011

Национальная идея создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями окончательно закрепилась в Челябинской области. В грядущем учебном году 200 детей начнут получать школьное образование с помощью дистанционного обучения


Игра в одни ворота


На Южном Урале насчитывается около трех тысяч детей с ограниченными физическими возможностями. Благодаря государственной программе дистанционного обучения пятая часть инвалидов сможет обучаться за экраном домашнего компьютера.


В семье СТЕРХОВЫХ, проживающих в городе Касли, два ребенка-инвалида, Оля и Саша, страдающих одинаковым наследственным недугом. С первого по седьмой класс к детям на дом приходили школьные учителя. Но со временем жилищные условия - небольшая комната в общежитии - стали главным препятствием для проведения уроков дома, и родители в 7-м классе были вынуждены отказаться от надомного обучения. "Нам просто негде было принимать учителей, - вспоминает Людмила СТЕРХОВА. - Стояли шкафы, диваны, и между ними было настолько тесно, что мы сами еле-еле двигались. Инвалидных кресел не было, и дети сидели когда в обычных, а когда и в компьютерных".


12 лет ожидания в очереди на улучшение жилищных условий прошли даром. Семья самостоятельно нашла вариант обмена и переехала в двухкомнатную квартиру на втором этаже дома, в котором, как, собственно, и везде, отсутствуют пандусы и другие "безбарьерные" приспособления. У детей появилась небольшая, но своя комната, а спустя некоторое время - оборудование по программе дистанционного обучения.


"Когда нас включили в проект, мы подбирали семьи по ряду критериев, - поясняет ведущий специалист управления образования Каслинского муниципального района Ирина БЫКОВА. - Во-первых, ребенок-инвалид, во-вторых, отсутствие противопоказаний и третье - далеко не в каждую семью можно было поставить дорогостоящее оборудование и провести Интернет. И так получилось, что на первый период реализации проекта выбор пал на семью СТЕРХОВЫХ: Ольга и Александр являлись инвалидами с детства и находились на индивидуальном обучении с первого класса".


В ноябре 2010 года доставили технику: системные блоки Apple, мониторы, клавиатуры и устройства для детей-инвалидов. "Есть специальное оборудование - большая клавиатура, джойстик, как говорят, для детей с неработающими руками. Но пользоваться детям этими устройствами неудобно, - рассказывает Людмила СТЕРХОВА. - Джойстиком надо быстро двигать, а реакция у нас все равно замедленная, и к тому же они привыкли к традиционной мышке и клавиатуре". Благодаря тому, что у детей уже имелись ноутбуки, подаренные благотворителями, Оля и Саша очень быстро освоили новую технику, но приступить к занятиям смогли не сразу.


Сначала по вине провайдера - ОАО "Уралсвязьинформ" - затянулось подключение к глобальной Сети, затем ждали включения сетевых преподавателей. И только в марте 2011 года дети с ограниченными возможностями Оля и Саша СТЕРХОВЫ приступили к освоению программы за 8-й класс на базе интернет-платформы "Телешкола" издательства "Просвещение".


Вынужденные по объективным причинам пропускать полностью седьмой и частично восьмой классы, дети столкнулись с новой проблемой. "В плане создания индивидуальной программы с нами не работали. Вот какая программа идет по предмету за 8-й класс, то мы и проходим, - сетует Людмила СТЕРХОВА. - А у нас многих предметов не было. Физику, географию нам не преподавали, истории не было с 5-го класса, английского - с 6-го класса".


Силой воли и упорством Оля и Саша СТЕРХОВЫ закончили учебный курс за 8-й класс в течение двух с небольшим месяцев. Сегодня они готовятся к 9-му классу, в ходе подготовки к которому ошибки и уроки прошлого были извлечены и исправлены. В семью, которая собственными силами улучшила жилищные условия, вновь вернутся педагоги-надомники по русскому языку и математике, на дистанте останутся история с обществознанием, а также информатика, которая понравилась ребятам. "Саше интересна информатика, и в следующем году он будет ее активно изучать, - объясняет педагог-куратор, учитель английского языка каслинской школы № 24 Ольга ШУЛЬГИНА. - Оля любит животных. У них дома есть кот, и она постоянно про него рассказывает. Но из-за недостатка общения они испытывают комплексы".


"Они сидят в колясках в четырех стенах. Они не могут ни спуститься, ни прогуляться - абсолютно ничего. У меня раньше планы были, а сейчас никаких... У них нет будущего", - с горечью в голосе признается мать двух детей с ограниченными возможностями Людмила СТЕРХОВА.


Заболевание, которым страдают Оля и Саша, имеет две смертельные характеристики: оно генетическое и прогрессирующее. Их конечности постепенно теряют свою функциональность. Уже сегодня, чтобы передвинуть мышку, ребятам приходится использовать обе руки и прикладывать немало физических усилий. Чтобы остановить заболевание, необходима медицинская реабилитация, которая сегодня отсутствует. "У нас нет лечебной физкультуры, у нас нет массажа, потому что в поликлинике говорят, что у нас нет условий, - говорит Людмила СТЕРХОВА. - Конечно, обучение таких детей необходимо. Но в них надо вкладывать как со стороны образования, так и со стороны медицины. А то получается, им компьютеры купили, а они будут лежать и просто пальцами в кнопки тыкать".


На западных рубежах


Челябинская область к началу введения дистанционного образования уже обладала солидным опытом обучения детей-инвалидов, накопленным педагогами Ашинского муниципального округа. Здесь с 2009 года на базе межшкольного методического центра, расположенного в школе № 7, находится Школа дистанционного образования. В ней сегодня обучается 15 детей со всего района.


Освоить дистанционное образование Ашинскому району помог случай - длительное время педагоги сотрудничали с московскими школами лего-конструирования, через которые познакомились с уникальной для России i-Школой. Образовательное учреждение на протяжении многих лет занималось обучением инвалидов и предложило ашинцам освоить одноименную интернет-платформу.


Внедрение дистанты осложнялось юридическими препонами, основная из которых - отсутствие нормативно-правовой базы для дистанционного обучения. Работа с инвалидами велась исключительно в надомном режиме. "Мы нашли оптимальный вариант и перевели всех детей, задействованных в нашей программе, в 7-ю школу, - поясняет руководитель муниципальной методической службы Ашинского района Елена БУРХМАСТРОВА. - А всех учителей, которые пожелали участвовать в проекте, мы устроили в школу совместителями".


При методической поддержке москвичей и финансовой поддержке муниципалитета на базе ММЦ был организован специальный учебный класс, оборудованный современной техникой. 17 детей получили аналогичное оборудование домой. Все педагоги прошли обучение на базе двух оболочек: i-Школы и "Телешколы".


Первая проблема, с которой столкнулись педагоги, - разница между программами общеобразовательной и i-Школы. "Если мы говорим о математике, то что изучается в школе в 5-м классе, в i-Школе это 6-й класс, - поясняет методист межшкольной методической службы, учитель информатики и математики Светлана ШЕВАЛДИНА. - То же самое по математике в 10-м классе. То, что изучается школьниками в 10-м классе, в i-Школе в 11-м, и наоборот. В итоге мы записываем ребенка и учителя сразу на два курса".


Для ребенка такое расхождение почти незаметно. Как говорят учителя, особой разницы, где именно смотреть материал, нет. Проблема в юридической коллизии по отношению к инвалидам. С одной стороны, к детям применяется облегченный режим в виде сокращенных занятий, удлиненных экзаменов и так далее, а с другой стороны - стандарты образования не разделяют школьников по физическим недугам в вопросах аттестации и проверки знаний. "На детей-инвалидов изначально заложено меньшее количество часов. Если в обычной школе дети получают от 20 до 36 часов, то здесь 8-12 часов. Потому что мы работаем в рамках надомного обучения и нормативно больше не можем. И ребенку приходится выбирать между математикой и географией, а также приходится дробить - изучая не по 40, а по 30 минут отдельный предмет, чтобы охватить больше, - говорит директор ашинской школы дистанционного обучения Геннадий ГОРШКОВ. - Кто дал право обижать наших детей и ограничивать их в правах? Поэтому мы варьируем между надомным, школьным и дистанционным обучением".


Благодаря такому варьированию каждый обучающийся в школе инвалид Ашинского района имеет собственную образовательную программу, в которой педагоги, под бдительным надзором московских руководителей i-Школы, подстраиваются под ребенка. Вместе с родителями происходит обсуждение того, каким предметам стоит уделить внимание, а на каких можно его ослабить. Расширить количество часов ашинские педагоги намерены за счет включения детей в областную программу дистанционного образования, которая позволит увеличить официальную нагрузку на ребенка в среднем на 4 часа и одновременно повысит зарплату сетевым преподавателям.


"Сегодня в Аше педагоги на дистанте работают как надомники. Это 45 рублей за один час, - объясняет Елена БУРХМАСТРОВА. - Кроме того, поскольку они совместители, на них не распространяются стимулирующие выплаты по НСОТ. Как-то наградить, материально поощрить педагогов мы не можем. Все деньги идут за ребенком в фонд оплаты труда. По сути, педагоги сегодня занимаются благотворительностью".


А нагрузка на педагога ложится колоссальная. За 40 минут отведенного времени ребенку-инвалиду надо не просто объяснить материал, проверить и дать домашнее задание, но также поговорить и выслушать, иначе ребенок может "закрыться" и отказаться от контакта. По признанию учителей, некоторые занятия могут длиться до 3 часов, но зато в среде детей на дистанте нет двоечников и неуспевающих учеников. "Двоечников нет и быть их здесь не может. Когда ты один на один, в любом случае на тройку можно вытащить, - поясняет методист ашинской межшкольной методической службы, учитель информатики Светлана МОШКИНА. - Если в обычной школе прошла контрольная, которую написали на "два", про это забыли и пошли дальше. А здесь можно вернуться, разобраться и все исправить".


Сегодня педагоги мечтают о собственном образовательном учреждении, в котором будут обучаться дети-инвалиды. В идеале они хотят создать учреждение, аналогичное московской школе ЕЗДОВА. У ашинцев есть все предпосылки: люди, педагогические наработки, дети. Но нет финансирования. По твердому убеждению учителей, подобный центр смог бы решить главную задачу дистанционного образования - социализацию детей с ограниченными возможностями. "Мы сегодня используем все возможности, чтобы вытащить детей к нам. Курс "Новичок", который предназначен для всех вступающих в программу, проходит только на базе ММЦ и исключительно для всей семьи, - говорит Елена БУРХМАСТРОВА. - Если какой-то праздник наши педагоги проводят в обычных школах, они обязательно приглашают своих детей с дистанты. Плюс мы регулярно собираем детишек и родителей у нас, чтобы еще ближе познакомиться, поговорить, поделиться радостью".


Перешагнуть через барьер


"Для детей эмоциональный барьер иногда сложнее, чем просто физический недуг и невозможность выхода на улицу, - говорит Елена ЖУКОВА. - Дети, которые ограничены физически, не ограничены в духовных, нравственных, интеллектуальных возможностях. Поэтому считать, что дети-инвалиды не способны овладеть какими-то программами, просто недопустимо". Такова официальная позиция федерального министерства образования, озвученная кураторами проекта создания безбарьерной среды на Южном Урале.


Сегодня на выбор ребенка предложено две обучающие платформы - i-Школа и "Телешкола". Окончательный выбор зависит прежде всего от комплекса учебников, по которым ранее занимался ученик. Если большинство относятся к УМК "Просвещения", то ребенка подключают к дочернему проекту издательства - "Телешколе". В случае разнообразия учебных линий школьник получает аккаунт в i-Школе. Обе платформы обладают необходимыми лицензиями и аккредитованы, разница лишь в содержании, считает Елена ЖУКОВА: "В "Телешколе" повышенный уровень для 10-11-х классов, а в i-Школе есть уникальный контент для занятия детей внеурочной деятельностью. Например, программы для освоения музыкальных инструментов, стихосложения, шахмат".


Немного другой точки зрения придерживаются педагоги, имеющие опыт работы на двух платформах. "Телешкола" работает по такому принципу: дается задание, которое надо выполнить. Здесь нет никакого объяснения, нет связи с педагогом, в лучшем случае - учебник или текст с экрана, - рассказывает Светлана МОШКИНА. - В i-Школе есть возможность найти рекомендации. На портале очень много тренажеров, очень много тестов, много рекомендаций, что-то можно прочитать или распечатать. С другой стороны, в "Телешколе" можно организовать урок сразу с несколькими учениками по видеосвязи".


Каждый ребенок, включенный в проект, получает комплект оборудования в зависимости от вида заболеваний. Например, для слабовидящих или незрячих детей устанавливается клавиатура и принтер по системе БРАЙЛЯ. Для школьников с парализованными верхними конечностями есть специальная клавиатура, на которой они работают ногами. Для инвалидов, которые не могут координировать свои движения, разработано специальное кресло с манипулятором, который управляется головой и шейным отделом позвоночника. В итоге стоимость оборудования может варьироваться от 350 тысяч до 650 тысяч рублей.


Обучением детей по Сети занимаются специально подготовленные сетевые преподаватели, которых в области к 2012 году будет насчитываться более 300 человек. После повышения квалификации им предстоит заключить договор со школой, в которой обучается ребенок-инвалид.


Прошлый учебный год показал, что на некоторых сетевых преподавателей приходилось до 50 дистанционных часов в неделю. Это при том, что у сетевиков сохраняется школьная нагрузка. Чтобы разгрузить преподавателей, сегодня Минобрнауки гарантирует максимальную нагрузку в пределах 12 часов. Это в свою очередь отразилось на детях, которым установлен лимит в размере 4 часов дистанционного обучения.


Организаторы дистанты подчеркивают, что такое ограничение вводится сознательно. От ребенка и его родителей требуется тщательный подход в выборе предметов по двум основным причинам. Во-первых, большой объем часов приводит к значительным перегрузкам при работе за компьютерами, а во-вторых - надомное обучение пока никто не отменял.


Безусловно, признают организаторы проекта, первый год выявил целый ряд недочетов, исправление которых уже ведется. Но в целом, подчеркивает Елена ЖУКОВА, дистанта несет положительный опыт: "Мы не можем говорить об укреплении здоровья, потому что у нас нет таких фактов. Зато мы можем говорить об укреплении веры в себя. Дети начинают общаться, участвовать в сетевых проектах, писать друг другу и преподавателям письма. А ведь если подумать, то в начале года они прятались от преподавателей и закрывали ладошками лицо".


За истекший год проекта в нем приняли участие 43 ребенка-инвалида. В 2011 году к ним подключатся еще 250 детей со всей области, а в 2012-м добавятся еще 200. В итоге, по подсчетам регионального министерства образования, порядка 600 детей с ограниченными возможностями смогут получить образование в домашних условиях. Пока программа рассчитана до 2012 года, но, как заявил премьер-министр Владимир ПУТИН на Всероссийском педагогическом форуме, к 2016 году количество образовательных учреждений, работающих в безбарьерной среде, должно вырасти в 8 раз - почти до десяти тысяч школ.


Михаил ПОРФИРЬЕВ


Теги: sss
Автор  Михаил Порфирьев
Источник  газета Вектор Образования
URL  http://ite74.ru
Место  Челябинск
Раздел  Дополнительное образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD