Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2018 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Наши партнеры

Наши мероприятия

Учитель - это звучит в средствах

Учитель - это звучит в средствах
31 марта 2014

С начала внедрения новой системы оплаты труда в школах прошло пять лет, однако, несмотря на отработанные механизмы начисления зарплаты, вопросов пока больше, чем ответов.

В январе 2014 года ряд московских учителей обратились с письмом к министру образования Дмитрию ЛИВАНОВУ. В нем они посетовали на то, что их заставляют отрабатывать так называемые «присутственные часы».

Если кратко, то суть их претензий сводится к тому, что в законе сегодня отсутствует нормирование труда учителя. Это приводит к злоупотреблениям со стороны директоров, которые заставляют учителей работать сверх установленной нагрузки. В частности, уверяют авторы письма, в школах появилось так называемое «присутственное время» - разница между реальной нагрузкой учителя и максимальной продолжительностью рабочей недели в 36 часов, закрепленной в Трудовом кодексе для педагогов. Например, если учитель работает на ставку, то он должен оставшиеся 18 часов посвятить школе. Причем эта часть никоим образом не оплачивается. Но если у педагога полторы, а то и две ставки, то у него это присутственное время или якобы должно пропорционально увеличиться, что является нарушением закона, или сократиться, и тогда всю «внеурочную» работу он делает «как бы между делом». Это, как пояснили авторы письма, «создало совершенно неравноценные условия труда для сотрудников, занимающих одинаковую должность».

Возмущение педагогов возникло на вполне законных основаниях. Точнее - на отсутствии в законодательстве ясного и понятного основания для нормирования труда учителя.

Делу время, а по ставке - час

Современное законодательство поставило учителя как штатную единицу в двойственное, парадоксальное положение. С одной стороны, есть Трудовой кодекс, а с другой - единственное мерило нагрузки учителя, выраженное в почасовой учебной нагрузке, которая для учителя составляет 18 часов в неделю.

Именно ставка по сей день остается законным основанием для начисления педагогическому работнику базового оклада - той денежной суммы, которую обязаны платить за выполнение своих служебных обязанностей, определенных квалификационными характеристиками, утвержденными Минздравсоцразвития еще в 2011 году.

Описание должности состоит из перечня знаний, умений и навыков претендующего на вакансию учителя. При этом в характеристиках нет четкого объяснения реального объема труда, который необходим для того, чтобы сформулировать критерии начисления заработной платы. Хотя согласно статье 129 Трудового кодекса, под заработной платой понимается «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий, а также компенсационные выплаты и стимулирующие».

«В понятие «ставка» входит только выполнение учебной педагогической работы с детьми, а все остальное, например, проверка тетрадей - это дополнительные работы, за которые производится дополнительная выплата, и согласно «Положению об оплате труда», ее размер, в зависимости от предмета, может быть разным, - поясняет начальник отдела кадров и государственной службы регионального Минобрнауки Марина БУРОВА. - В базовый оклад заложено то, что входит в квалификационные характеристики, например, разработка рабочих программ. Все остальное - сверх этой деятельности, оплачивается из стимулирующего фонда».

Между тем, квалификационные характеристики Минздравсоцразвития предлагают широкий спектр «инструментов» для игры с размером базовой ставки. Например, строка «Обучение и воспитание обучающихся с учетом их психофизиологических потребностей» подразумевает наличие разных детей: одаренных, обычных, с особенностями здоровья, инвалидов и так далее. Но если работа с одними (например, подготовка талантливых детей к олимпиаде) вынесена в стимулирующие выплаты, то «воспитательный процесс» с детьми группы риска вообще исключен из заработной платы педагога-предметника. Другая позиция - «Организация самостоятельной деятельности, в том числе исследовательское и проблемное обучение», а также «Обеспечение достижения и подтверждения обучающимися уровней образования» - означает, что учитель тратит часть своего времени на индивидуальную работу с детьми, чтобы помочь одним написать проект, а другим - ликвидировать пробелы по предмету. Но как и с «психофизиологическими особенностями», на эту часть деятельности учителя средства заложены частично.

И таких нестыковок много: нормирование труда, определение базового оклада учителя происходит исключительно как для «урокодателя» - по часам. Ориентиром служат устав школы, типовое положение, учебный план и муниципальное задание, одним словом - сумма учебных часов по всем параллелям, которую администрация школы делит между учителями.

«Когда я была учителем, то никогда не работала на 18 часов, потому что лично мне этого было мало. Но не потому что ниже заработок, а потому что я так распределяю свои силы. Если я веду 18 часов (по три часа в день), я не выкладываюсь так, как я могу. Поэтому я брала нагрузку до 33 часов, и оптимально для меня было 25 часов, примерно 1,3 ставки, - рассказывает начальник управления образования Еманжелинска Ирина КОНДАКОВА. -Если рассматривать ситуацию с позиции педагога, то чем выше должностной оклад, тем лучше - он отвел свои часы и без дополнительной нагрузки получил фиксированный оклад, а чтобы получить дополнительные выплаты, нужно что-то дополнительно сделать. Но должностной оклад не может быть бесконечно высоким - мы должны поощрять тех людей, которые работают в образовательной организации и занимаются не только урокодательством, а ведут дополнительную, внеурочную работу».

Интересы учреждения понять можно: сформулированные в муниципальном задании цели, на основании которых происходит финансирование, довольно конкретны. Обучить некое количество детей по ряду программ. В случае отсутствия учителя его нагрузка (иначе - свободные часы) распределяются между всеми «свободными» педагогами. И если в условиях города можно найти совместителя из соседней школы, то в условиях села на замену выходит порой далеко не смежный предметник. Азы истории начинает постигать учитель литературы, а физики - химик.

В Трудовом кодексе существует так называемый верхний предел нагрузки, который устанавливается работодателем - это та норма, сверх которой работника нельзя нагружать. Для учителя законом «Об образовании» установлено, что верхний предел определяется трудовым контрактом на основании типового положения. Но в типовом положении предела нет, лишь сказано, что «объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается, исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении».


То есть формально директор может установить любую нагрузку для учителя, а в случае его сопротивления указать на производственную необходимость.


«Есть постановление Минтруда «Об особенностях работы по совместительству», в котором сказано, что учителя можно привлекать к дополнительным работам в его учреждении без заключения какого-либо трудового договора, то есть в рамках его учебной нагрузки, - добавляет старший научный сотрудник Центра правовых прикладных разработок НИИ «Высшая школа экономики» Александр ВАВИЛОВ. - Иными словами, любая работа для педагога в том же образовательном учреждении является обычной работой по основному трудовому договору без каких-либо лимитов, ограничений и дополнительного оформления».

В 2006 году трехсторонним соглашением Минтруда, Минздравсоцразвития и профсоюзов бесправное положение учителя было констатировано. В частности, было сказано, что нормирование труда касается только педагогической работы, то есть проведения уроков, а вся остальная нагрузка остается легитимной, но не лимитированной.

«Мы контролируем, чтобы нагрузка педагога не превышала 36 часов, хотя есть моменты, когда руководителям не хватает кадров и порой нагрузка превышает допустимую норму, - комментирует заместитель министра образования Челябинской области Вера ПОЛЕТАЕВА. - Сейчас у нас растет количество учителей и число обращений по поводу сокращения заработной платы. Мы выезжаем, разъясняем, что зарплата сократилась не потому, что стали меньше платить, а потому, что распределилась нагрузка среди тех, кто пришел».

По официальным данным, школы Челябинской области сегодня укомплектованы штатами на 97%, что в абсолютном значении составляет 24,6 тысячи человек. Исходя из этих цифр, выходит, что южноуральским школам на сегодня не хватает примерно 700 учителей. Однако если учесть среднюю нагрузку в объеме 1,3 ставки, цифры вырастают примерно на треть.

Гарантированное денежное вознаграждение за одну ставку - базовый оклад, его размер формально находится «на совести» работодателя, то есть школы. Но администрация школы напрямую зависит от своего учредителя - администрации муниципалитета, которая получает фиксированный объем средств из региональной казны. «Триединство» парадоксально, потому что никто ни за что не отвечает. В случае нехватки средств на зарплату директор школы разведет руками, кивая на управление образования. Те в свою очередь могут заявить, что дополнительных средств нет, поскольку финансирование идет из субъекта, а на уровне региона имеют полное право сказать: выдавали всем по нормативу, надо было правильно рассчитывать.

«Мы проводили собеседования с территориями и указывали на необходимость избегать колебаний в зарплате: резкого роста в одном месяце и падения в другом, - поясняет Вера ПОЛЕТАЕВА. - Мы на уровне субъекта, согласно закону, финансируем систему образования, но вместе с тем, каким-то образом участвовать в принятии нормативных актов, кроме рекомендаций и методических писем, не можем, у нас нет даже права на согласование, поскольку все решения по зарплате учителей находятся на уровне глав муниципалитетов».

Механизм определения размера базовой ставки внутри муниципалитета пока далек от прозрачности и ясности. Принимая за основу численность детей, как пояснили в ряде местных управлений образования, экономисты выискивают некую оптимальную цифру, чтобы фондов оплаты труда хватило и для больших, и для малых школ.

Единственной расчетной единицей в математических изысканиях остается ребенок. Подушевое финансирование, по заверениям с высоких трибун, должно стать стимулом в конкурентной борьбе за каждого школьника: родители должны выбирать образовательное учреждение. Однако это заявление отчасти беспочвенно: действующая система распределения школьников лишает родителей выбора. Увеличение численности детей происходит во многом за счет первоклашек, но эта «миграция» определяется постановлением муниципалитета о территориальном закреплении школ. Параллельно с этим существуют нормы СанПиНов, жестко регламентирующие численность классов в пределах 25 человек, и администрация школ зачастую вынуждена отказывать ретивым родителям. Небольшой шанс на выбор образовательного учреждения остается в старшем звене, но тут слишком много таких объективных факторов, как успеваемость, укомплектованность и зачастую - финансовые возможности родителей. И как бы школа ни старалась превзойти конкурентов ради привлечения детей, а за ними - финансовых средств, решающее слово все-таки остается за местной администрацией и, как ни парадоксально, управлением строительства и архитектуры, определяющим, где и в каком объеме возводить жилой фонд.

Еще в августе прошлого года базовая ставка по Челябинской области составляла 4-5 тысяч рублей. Сегодня ситуацию удалось выровнять - в среднем «база» варьируется в пределах 7-10 тысяч, хотя, признаются в Минобрнауки, у муниципалитетов были попытки поднять ставку до 14 тысяч рублей.

В прошлом году Минтруда, опираясь на более раннее постановление правительства, рекомендовало отраслевым министерствам определиться с нормированием труда внутри своей отрасли. В большинстве социальных ведомств такая работа либо была завершена, либо ведется сегодня, в системе образования к нормированию пока не приступали.

«В приказе Минтруда сказано, что образовательное учреждение будет самостоятельно разрабатывать нормы труда, но это очень серьезный труд, потому что квалифицированных специалистов этого профиля в школах, способных оценить объем работы учителя, нет, - считает Владимир КОННИКОВ. - У нас уже были своеобразные примеры, когда директора говорили, что раз установлено 36 часов, то их надо отработать. А если у педагога нагрузка 25 часов по учебному расписанию, то на все остальное -

проверку тетрадей, заполнение журналов - остается 11 часов. И, соответственно, каждый сверхнормативный выход должен оплачиваться дополнительно, а для этого надо каждый шаг педагога конкретизировать».

Стимулом по хребту

На фоне более-менее стабильной базовой части фонд стимулирующих выплат находится в крайне подвешенном состоянии. Пример такого «беспокойства» школы Челябинской области ощутили на себе осенью прошлого года.

После опубликования «майских указов» президента региональное правительство волей-неволей было вынуждено дотягивать дополнительными финансовыми вливаниями среднюю заработную плату учителя до средней по экономике, которая неумолимо росла. Однако осенью 2013 года «достигнутый показатель стал ниже прогнозируемого» - средняя по экономике потянулась вниз, потащив за собой и зарплаты педагогов. В целом по области из бюджетов муниципалитетов было отозвано порядка 250 млн рублей.

«Мы в сентябре получили 7 млн рублей и распределили их на оставшиеся четыре месяца. Напечатали квиточки, порадовались за учителей, что у них ощущается серьезный рост заработной платы. А потом у нас отозвали 8 млн рублей обратно, и мы стали печатать другие квиточки, с другими суммами, - вспоминает Ирина КОНДАКОВА. - Если в первом варианте средняя зарплата была около 25 тысяч, то во втором варианте она снизилась до 16 тысяч».

Избежать повтора таких колебаний поможет введение эффективного контракта, которого требует Минтруда. В своих рекомендациях оно настаивает на перераспределении структуры заработной платы у педагогов в пользу увеличения базовых ставок, поскольку в случае введения эффективного контракта вся стимулирующая и компенсационная части будут обязательны для выполнения.

«Сегодня в положениях об оплате труда написано, что выплаты производятся при наличии фонда оплаты труда. В эффективном контракте такого нет - все индикативы, которые там укажут, будут обязательны к исполнению. Кроме того, в эффективном контракте исчезнет понятие «до стольки-то процентов», и если работник выполнит показатели, он сможет получить все в полном объеме, - поясняет Владимир КОННИКОВ. - Конечно, у работодателя возникнут сложности, потому что работника уже мало будет волновать наличие или отсутствие средств в школьном бюджете - это будет нарушение договорных обязательств, о возможности которых надо уведомить за два месяца. И многое будет зависеть от компетентности директора в вопросах экономики».

«Мы готовы управлять стимулирующими выплатами, распределять их равномерно по году, если бы у нас были твердые гарантии их сохранения, - заверяет директор Аргаяшской школы № 1 Галина ЧУХНИНА. - Но такие колебания, как в прошлом году, вынуждают нас идти на крайние меры: получили деньги и сразу раздали».

На сегодняшний день значительная часть «бюджетного» сектора услуг уже перешла на так называемые административные регламенты, жестко определяющие порядок, продолжительность и объем услуг. Будь то оказание медицинских услуг, предоставление справочной информации или регистрации прав на недвижимость. Это пока единственный и финансируемый по нормативу способ зафиксировать объем денежного вознаграждения за труд. И пускай он минимален, но, к примеру, участковый терапевт точно знает, что на одного пациента он должен тратить до 10 минут, в течение которых следует провести осмотр, записать показания и назначить лекарства. Более глубокий анализ деятельности существует в промышленности, где вслед за странами Запада вводится понятие «компетенция» - описание каждой трудовой функции и ее стоимости. Система образования пока, к сожалению, отстает от своих «соседей», возможно, потому что до сих пор не ответила на главный вопрос о том, что такое образование - благо или услуга, и, соответственно, кто такой учитель - «вторая мама» или все-таки специалист с набором знаний, умений и навыков.


Теги: зарплата, учитель
Автор  Михаил Порфирьев
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD