Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Сентябрь 2018 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Наши партнеры

Наши мероприятия

Перечень недоумений

Перечень недоумений
17 апреля 2014

Опубликованный проект нового списка учебников вызвал бурю негодования среди издательств и педагогов.

В марте Минобрнауки выставило на общественное обсуждение проект федерального перечня учебников, рекомендованных для школ. По сравнению с прошлогодним список уменьшился более чем в два раза.


Закручивая гайки

В этом году в процедуре составления перечня произошли серьезные изменения. Его формированию предшествовали пять экспертиз - научная, педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная. В частности, научная экспертиза должна была показать, есть ли в книге ключевые понятия, факты, новые научные сведения. Педагогическая - проверить, соответствует ли содержание учебников стандартам, нормам современного русского языка, а также понятны ли они детям.

Каждую экспертизу провели не менее трех специалистов, которые давали расписку о том, что у них нет никакой личной заинтересованности в том или ином учебнике. На рассмотрение принимались только завершенные линии пособий для начальной, средней или старшей школы. Еще одним обязательным условием для попадания в перечень стало наличие методической литературы и электронных приложений.

Эксперты поделили все учебники на три большие группы: книги, предназначенные для обязательной части программы, для вариативной, а также учебники, которые учитывают этнокультурные и региональные особенности.

Кроме того, книги старшеклассников разделены на две подкатегории — базовую и углубленную. Это вписывается в концепцию Минобрнауки, согласно которой уже в 2015 году единый государственный экзамен будет разделен на два уровня: базовый и профильный.


Одним из самых главных новшеств перечня 2014 года стало исключение из списка учебников, допущенных к работе в школе.


Теперь учебные заведения обязаны будут использовать только книги, рекомендованные Минобрнауки. Кроме того, сам перечень отныне не будет пересматриваться в течение трех лет.

 

В списке не значатся

В проект перечня не попало множество популярных учебников. Некоторые эксперты увидели в этом желание определенных компаний монополизировать рынок учебных пособий, чтобы заработать большие суммы на поставках многотысячных тиражей.

«Мне совершенно не нравится такая тенденция. Если новым законом об образовании мы дали школам возможность формирования вариативных программ обучения, то стандартизируя и уменьшая количество учебников, мы отчасти забираем это право, - считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина АБАНКИНА. - Ведь если учебники прошли полную экспертизу нескольких структур и есть груз ответственности, то почему их не должно быть много?»

Так, в перечень не вошел ни один из учебников английского языка издательства «Титул», которые используют во многих школах. В Минобрнауки сотрудникам издательства объяснили причину отказа тем, что они представили экспертные заключения, в которых название учебников отличалось от того, что значилось на титульных листах книг: помимо слов «Английский язык» они содержали еще поясняющие заглавия курсов - «Enjoy English» и «Happy English.ru». Однако, как заявил главный редактор «Титула» Алексей КОНОБЕЕВ, у всех включенных в перечень пособий по иностранному языку подзаголовки также есть. По его словам, такой аргумент противоречит нормативным документам Минобрнауки.

Учитель английского языка саткинской школы № 5 Мария ГИРЕНКО удивлена, что учебники издательства «Титул» не вошли в перечень по техническим причинам. «Я обучаю детей по серии «Enjoy English» под авторством Мерем БИБОЛЕТОВОЙ - в них очень много ошибок! Странно, что эксперты не обратили внимание на это, - рассказала Мария ГИРЕНКО. - Я пришла в школу два года назад и не могла в корне поменять программу, по которой уже начали обучаться дети. Теперь, в связи с исключением этих учебников из перечня, у меня развязаны руки, я смогу сама выбрать книги, по которым мы будем заниматься. Конечно, хотелось бы использовать аутентичные британские учебники, но это очень дорого, поэтому мы выберем что-нибудь другое».

Продукция некоторых крупных издательств не попала в перечень из-за нарушения процедуры экспертизы. В Минобрнауки заявили, что учебники издательства «Баласс» поступили в ведомство только 20 февраля, хотя крайний срок был 15-го, поэтому их рассматривать уже не будут. Это издательство занимается образовательной системой «Школа-2100», по которой учатся почти 30 % учеников во всех регионах России уже более 20 лет. Эта программа предназначена для непрерывного образования детей от младшей школы до выпускных классов.

Проблемы возникли и с системой образования по программе академика Леонида ЗАНКОВА, по которой учатся 13 % учеников младших классов в стране. Учебники для этой программы выпускает самарский издательский дом «ФЕДОРОВ». Министерство образования заявило, что вместо оригиналов экспертных заключений были предоставлены в Научно-методический совет их копии. При этом директор издательского дома, который лично отвозил в Москву все документы, утверждает, что именно работник министерства настоял на том, чтобы зарегистрировать нотариально заверенные копии, хотя вместе с ними предлагались и оригиналы документов.

«Это обстоятельство ставит под угрозу само существование в образовательном пространстве России известной во всем мире системы развивающего обучения, - говорится в открытом письме издательства к министру образования Дмитрию ЛИВАНОВУ, - перечеркивает результаты глубоких исследований, уникальный многолетний опыт педагогов, оригинальные разработки авторов программ и учебников».

«Мы пребываем в состоянии легкого шока. На мой взгляд, идет передел собственности, - считает заместитель директора по учебной работе лицея № 6 Миасса Наталья КАМЕНКОВА. - Наша школа занимается только по системе обучения Леонида ЗАНКОВА, у нас нет альтернативы. Если учебники не войдут в перечень, нам необходимо будет выбрать новую программу, обучить педагогов, которые годами работали только по ЗАНКОВУ, и купить учебники. На это нужны средства, которые на эти цели в этом году не были предусмотрены».

Из проекта перечня исчезли учебники Людмилы ПЕТЕРСОН, программа которой также используется в развивающем обучении. Один из трех экспертов РАО выдал на них отрицательное заключение. В частности, специалист в своем заключении написал, что приведенное в учебнике определение многоугольника не позволит вычислить его объем, а использование образов Винни-Пуха, Чиполлино или Золушки препятствует формированию у ребенка патриотизма.

Издатели, педагоги и родители назвали перечисленные причины формальными и нелегитимными.


Было составлено множество петиций в адрес властей с просьбами вернуть в список учебники, которые были исключены из-за технических несостыковок.


Под петициями на имя министра образования Дмитрия ЛИВАНОВА, размещенными на сайте Change.org, в защиту учебников системы ЗАНКОВА было собрано более 21 000 подписей; за возвращение учебников математики для начальной школы Л. Г. ПЕТЕРСОН проголосовало более 13 000 человек; за включение в перечень учебников образовательной системы «Школа-2100» - около 4 600 человек.

Дмитрий ЛИВАНОВ прокомментировал поток жалоб по поводу исключения отдельных учебников из перечня так: «Получаю сотни писем - ясно, что это не живые люди, а компьютерная генерация этой истории, эти обращения инициировали издательства». По его мнению, некачественные учебники бесполезны и не должны входить в федеральный перечень, даже если они используются в тысяче школ.

Позднее Дмитрий ЛИВАНОВ заявил, что в федеральный перечень учебников внесут те издания, у которых нарушены формальные процедуры подачи документов в Научно-методический совет Минобрнауки. Однако уже на следующий день заявление министра опровергла его заместитель Наталья ТРЕТЬЯК, сказав, что из нового федерального перечня могут исключить часть уже утвержденных учебников, при этом другие на их место добавлять не станут.

«Рекомендованный список учебников утверждается на три года. При необходимости, если учебник может быть признан нежелательным для его изучения по школьной программе, его можно исключить, таким образом, в течение трех лет перечень может быть изменен», - отметила Наталья ТРЕТЬЯК, уточнив, что добавление новых книг в федеральный перечень невозможно.

Чтобы прояснить ситуацию, в Минобрнауки Челябинской области пообещали направить официальный запрос в федеральное министерство образования.

«Министерство образования и науки Челябинской области обязано приобретать только те учебники, которые опубликованы в федеральном перечне. Однако у нас нет морального права прерывать годами наработанную практику, - прокомментировала ситуацию начальник управления общего образования Минобрнауки Челябинской области Елена ТЮРИНА. - Если ребенок уже учится по этим книгам, можем ли мы их приобретать? Как поступить в этой ситуации, пока непонятно: никаких разъяснительных писем из министерства образования мы не получали».

Федеральный перечень учебников обещают утвердить в начале апреля. Школам, занимающимся по учебникам, которые не попали в список, пока остается дожидаться выхода официального документа. Чтобы смягчить удар, в Минобрнауки России предусмотрели переходный период на замену учебников. Они будут использоваться, пока не истечет срок физического износа. Однако каков он, исходя из документов федерального ведомства, неясно. В проекте приказа об утверждении перечня учебников за подписью Дмитрия ЛИВАНОВА срок износа равен 5 годам, однако в официальном ответе Минобрнауки на обращение граждан о включении в перечень учебников по системе ЗАНКОВА замдиректора департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Ирина ТАРАДАНОВА сообщает, что школы вправе использовать учебники, приобретенные ранее, не более трех лет.

Общественная палата в официальном обращении рекомендовала Минобрнауки пересмотреть проект перечня и порядок его формирования, чтобы обеспечить приоритет содержательных критериев над формальными. Однако пока никакой реакции со стороны Минобрнауки не последовало.

ychebniky.jpg



Теги: учебники, Минобрнауки, перечень учебников
Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD