Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Апрель 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Наши партнеры

Наши мероприятия

Знаки неравенства

15 декабря 2015

В новом учебном году в российских школах стартует инклюзивный ФГОС. Чиновники считают количество построенных пандусов и оборудованных кабинетов, но о моральной стороне вопроса предпочитают молчать. На фоне этой тишины тем громче скандалы, связанные с ущемлением прав особых детей.


Хороша Маша, да не наша

Последний скандал случился совсем недавно в школе №1392 Москвы. Нападкам со стороны родителей подверглась учитель начальных классов Марина Валерьевна и ее дочь Маша, страдающая синдромом ДАУНА. Семилетняя девочка ходила вместе с мамой на работу и сидела на уроках у четвероклассников, поскольку ее не с кем было оставить. Такое соседство не нравилось некоторым родителям, пятерых детей из-за присутствия Маши в кабинете перевели в другой класс. Кульминацией разгорающегося конфликта между классным руководителем и родителями ее учеников стал фотоальбом, куда из-за ошибки фотографа попал снимок Маши. Родители потребовали убрать фото дочки учительницы из уже готового альбома.

Особую остроту этому случаю придает то, что учительница работает в школе, которая считается инклюзивной. На сайте учебного заведения сказано, что там учатся восемь детей с ограниченными возможностями здоровья, которые «не чувствуют себя не такими, как все. Не только получают знания, но и принимают участие в различных внеклассных мероприятиях».

После случая с фотоальбомом учительница ушла на больничный и даже начала думать о смене работы. Часть родителей предложили администрации школы уволить педагога, но те лишь согласились запретить Марине Валерьевне приводить на уроки Машу - заменить учителя сейчас некем. После громкой огласки директор школы пообещал принять в первый класс девочку посреди учебного года.

Случай с девочкой Машей и ее мамой еще раз доказал, что мы по-прежнему не готовы не только учиться с людьми с ограниченными возможностями здоровья, но и даже просто находиться с ними рядом.


Умеренная свобода

«Нам двадцать с лишним лет говорят о том, что вводить инклюзию в школу преждевременно, так когда же начинать? - возмущается директор школы №73 Челябинска Леонид ШЕВЧУК. - Я согласен, что нужно внедрять ее планомерно, но необходимо делать, а не только рассуждать об этом. ТЕМП мы же вводим повсеместно, потому что нам нужны инженеры. Также нужно поступать и с инклюзией, потому что она помогает социализировать ребенка.

Мы должны научить его уважать и любить себя. Если он с самого детства комплексует, потому что его не воспринимают окружающие, девять лет в школе живет с клеймом не такого, как все, - это беда».

При этом Леонид ШЕВЧУК настаивает, что инклюзивное обучение не подходит всем детям-инвалидам, а возможно лишь для тех из них, у кого сохранный интеллект.

myach_t2.jpg

В школе №73 практически у 60% особенных учеников после 4-го класса снимается диагноз ЗПР. 


Учить детей с задержкой психического развития интегрированно вместе с обычными здесь начали еще 25 лет назад. 


Сейчас в школе 104 таких ученика, но об их диагнозе не знают ни сверстники, ни родители одноклассников, и даже порой сами дети с ОВЗ не считают, что чем-то отличаются от других. Конфиденциальность - одно из главных условий приема в эту школу.

К каждому детскому коллективу здесь применяют индивидуальный подход, однако в одном инклюзивном классе могут учиться до 15% детей с ЗПР. Больше, как утверждают педагоги этой школы, помещать нельзя - такие эксперименты были и не дали положительных результатов.

Все уроки дети с ОВЗ посещают вместе с обычными сверстниками, однако трудные темы по основным предметам, к примеру, уравнения по математике, проходят в так называемом «гибком классе», куда собирают учеников со всей параллели. В начальной школе на занятия в «гибком классе» под разными предлогами снимают прямо с уроков. Как утверждают учителя, младшие школьники мало обращают внимание на редкие отлучки сверстников. Начиная с пятого класса, так как такие встречи происходят чаще и могут вызвать большее любопытство у повзрослевших одноклассников, детей с ЗПР собирают на факультативы после уроков.

Ребенок с ЗПР учится по той же программе, что и его здоровые сверстники, но на уроках выполняет более легкие задания для того, чтобы, как здесь говорят, у него была ситуация успеха. С этой же целью дети с ОВЗ занимаются в объединениях дополнительного образования при школе. Наравне с обычными сверстниками они танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, посещают спортивные секции и участвуют в конкурсах.

В школе №73 настаивают, что для детей с задержкой психического развития эффективнее учиться вместе со всеми. По мнению тамошних педагогов, если собирать учеников с ЗПР в коррекционных классах, им не с кого будет брать пример: «Когда ребенку что-то не понятно по предмету, он идет с вопросом не к учителю, а к своему более успешному в учебе однокласснику. В коррекционном классе одноклассник ему не поможет», - объясняют учителя.

Противоположной точки зрения придерживаются в общеобразовательных школах, где набирают коррекционные классы. Там уверены, что инклюзия должна быть умеренной.

«Коррекционные классы эффективнее, - говорит директор школы №5 Еманжелинска Валентина ПЛАКСИНА. - Когда дети с ЗПР учатся в коррекционном классе, они на равных, им там комфортнее. Они вместе со всеми участвуют в мероприятиях, ездят на экскурсии. Когда же дети с ЗПР приходят в обычный класс, у учителя до них просто не доходят руки. Хорошо научить их не могут».

Как отмечают педагоги, дети с ЗПР, попадая в обычный класс из коррекционного, часто стесняются ответить, даже если знают, что сказать, нередко не находят там друзей и, как следствие, отказываются ходить в школу или прогуливают занятия.

Еще больше массового класса боятся родители особенных детей, у которых сняли диагноз ЗПР. Нередко они категорически против того, чтобы их ребенок покидал коррекционный класс, считая, что в коллективе из 10 человек их ребенка научат лучше, тем более что его аттестат ничем не будет отличаться от документов других учеников. И некоторых родителей в школах не могут переубедить, их детей с нормой оставляют в коррекционных классах.


Танталовы муки

Не секрет, что российские школы в основной своей массе далеки от инклюзии. Это признают даже на самом верху. «Введение стандартов инклюзивного образования не означает, что с 1 сентября 2016 года все школы будут полностью им соответствовать, - говорит заместитель министра образования и науки Вениамин КАГАНОВ. - Наша задача - без паники и очень разумно, напрягая все возможные ресурсы, избегая профанации, двигаться к тому, чтобы у нас поэтапно становилось все больше и больше школ, которые смогут обучать особенных детей».

При этом перед властями на местах стоит задача создать условия для обучения ребенка-инвалида в каждой школе, независимо от того, какие проблемы со здоровьем он имеет. Для этого учебные заведения должны быть оснащены специальным оборудованием, иметь в штате педагогов, понимающих, как работать с детьми с ОВЗ, и обеспечить так называемую «доступную среду» для инвалидов.

По словам руководителя центра учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ЧИППКРО Анны ИЛЬИНОЙ, учителя, которые никогда ранее не работали с детьми с ОВЗ, не всегда понимают их психофизиологические особенности. Например, им неясно, каких результатов могут добиться дети с умственной отсталостью, а также насколько эти достижения сопоставимы с успехами детей «с нормой». Вопросы вызывает и принцип комплектования классов, где особые дети будут учиться с обычными. Непонятно также, какие методики диагностики их личностных результатов можно использовать психологам.

«Педагоги осознают, что им придется работать с детьми с ОВЗ, даже если раньше они этого не делали, - говорит Анна ИЛЬИНА. - Другой вопрос, как это делать, потому что еще не все вопросы урегулированы с научно-методическим обеспечением. Например, еще не написаны новые учебники для работы с детьми с особенностями в рамках ФГОС, не во всех учреждениях сформирована материальная база. Все это вкупе вызывает настороженность».

Одно из обязательных условий работы инклюзивной школы - сопровождение детей с ОВЗ педагогическим консилиумом дефектологов, психологов и логопедов. Именно они выстроят индивидуальный маршрут обучения для ребенка в школе и помогут ему усвоить образовательную программу. Однако во многих школах дефектологов и логопедов никогда и не было, а ставки психологов были сокращены из-за майского указа президента о повышении зарплат учителям до средней по экономике. И теперь, когда эти специалисты школам нужны позарез, нанять их они не могут, все по тем же причинам - показатели средней зарплаты учителей уменьшатся.

Директор челябинской школы №39 Светлана УРВАНЦЕВА предлагает решить эту проблему, отправив на переподготовку учителей начальных классов. По ее словам, педагогам, которые освоят вторую специальность, будет комфортнее работать с особенными детьми в классе. К тому же такой сотрудник, совмещающий две должности, будет экономически более выгоден школе.

«Когда вводили краеведение, к его преподаванию готовили учителей географии и истории, потому что они уже имели некие базовые знания по этому предмету, - объясняет Светлана УРВАНЦЕВА. - У учителя начальных классов тоже есть базовые знания логопедии и дефектологии. Знаю это наверняка, потому что по первому образованию я учитель начальных классов. Нас учили звукобуквенному анализу, гимнастике для языка, скороговоркам, а также подбору специальных упражнений для исправления логопедических ошибок. Остальным специфическим особенностям дефектологии и логопедии учителей могут научить на краткосрочных курсах или практических семинарах».

Между тем, в педагогическом университете утверждают, что за 72 или 108 часов выучить педагогов на дефектологов и логопедов невозможно. Чтобы понять специфику дефектов, необходимо полноценное образование длиною в два года и хорошая практика. На кратких курсах можно лишь познакомить учителей с дефектами. В ЧИППКРО обещают за 310 часов объяснить педагогам, чем отличается ребенок-аутист от слабовидящего, в чем разница между обучением детей с умственной отсталостью и ребят с ЗПР.


В ближайшее время повысить квалификацию для работы с особыми детьми придется и педагогам дополнительного образования. 


ФГОС для детей с ОВЗ предполагает организацию внеурочки в объеме до пяти часов в неделю. Особые дети, так же, как и их обычные сверстники, будут заниматься в кружках и секциях при школе или посещать дворцы творчества. Однако, как отмечают директора школ, если курсов повышения квалификации по стандарту для детей с ОВЗ очень много, то для педагогов дополнительного образования их нет совсем.

Отсутствие необходимых знаний у педагогов допобразования уже сейчас приводит к тому, что детям с особенностями в развитии очень сложно найти занятия по душе. Мало где в учреждениях дополнительного образования есть специальные программы для детей-инвалидов. Кроме того, как рассказывают директора школ, в некоторых кружках и секциях искусственно создают препоны, чтобы такой ребенок к ним не попал. Например, просят справку врача о том, что школьнику с конкретным диагнозом можно посещать те или иные занятия, а если не получилось отказать в приеме - уже в процессе обучения ребенка уговаривают родителей его забрать. В работе педагогов кружков и секций важен результат - победы в конкурсах и соревнованиях. С ребенком-инвалидом его добиться гораздо сложнее.


Бег с препятствиями

Весной этого года Минобрнауки Челябинской области решило выяснить, насколько учебные заведения готовы к внедрению ФГОС начальной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также специального стандарта для детей с умственной отсталостью. В исследовании участвовали 280 коррекционных и общеобразовательных школ из 33 муниципалитетов региона. В мониторинге учитывали, написали ли школы адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ, создали ли условия для их обучения. Например, есть ли в школах специальный пандус, поручни и лифт для детей, страдающих заболеваниями опорного аппарата, или, к примеру, наклеены ли на двери специальные цветовые сигналы, которые позволят ориентироваться слабовидящим. Кроме того, специалисты обращали внимание на то, работают ли в школах психологи, дефектологи и логопеды, прошли ли они повышение квалификации, а также и то, как реализация ФГОС отражена в стимулирующих выплатах педагогов.

Ни одна школа региона не была признана полностью готовой к внедрению ФГОС. Тем не менее, регион отобрал 61 учебное заведение, где с сентября начали апробацию стандартов. На эти цели из федерального и областного бюджетов каждое из них получило 1,26 млн рублей.

«Деньги пришли поздно - в начале октября, но нам их необходимо освоить до конца года, - рассказывает директор школы №4 Еманжелинска Виктор ГУСЕВ. - Ремонтные работы при минус 10-15 градусах делать невозможно. Мы бы хотели потратить деньги с умом, изучив рынок, но теперь на это времени нет, потому что необходимо преодолеть конкурсные процедуры. Мы много чего хотели сделать, но когда столкнулись с тем, сколько это стоит, вышло, что выполнить можем только одну треть запланированного. В Еманжелинске ни одна школа не оборудована для инвалидов-колясочников, поэтому мы будем монтировать пандус, расширять дверные проемы. Кроме того, оборудуем класс технологии для детей с умственной отсталостью. Больше денег ни на что не хватит».

komp_t2.jpg

Создание доступной среды в школах для детей с ОВЗ всех категорий, как и покупка специального оборудования для уже имеющихся учеников, - это обязательные условия предоставления субсидии. Директора условно разделились на два лагеря: тех, кто считает, что расширять проемы и ставить пандусы абы для кого не стоит, поскольку денег и так мало и они нужнее тем, кто сейчас учится в школе; и на тех, кто уверен, что доступная среда необходима для всех.

«Если создавать условия, например, для колясочников, то нельзя ограничиться пандусом, нужен лифт или подъемник для коляски, иначе дальше порога человек не зайдет, - рассказывают завучи одной из челябинских школ. - Когда мы посмотрели, сколько такая машина стоит, то ужаснулись. Подъемник, который поможет человеку на коляске взобраться по лестнице, обойдется в 400 тысяч рублей. Понятно, когда оборудование используется, но если оно просто стоит - это неправильно».

В челябинской школе №39 уверены, что в школе любой человек должен чувствовать себя комфортно. У учебного заведения уже имеется пандус и специальный звонок для инвалидов-колясочников. Их хотят дополнить специальными перилами. Такой подход к вопросу здесь объясняют просто - школа уже находилась в ситуации, когда к ним не смог попасть гость в инвалидной коляске, и не хочет, чтобы она повторилась.

«Это случилось 1 сентября, - вспоминает Светлана УРВАНЦЕВА. - На линейку должен был прийти гость, как выяснилось позже, инвалид-колясочник. Линейка всегда проходит на стадионе, на который он свободно бы попал, но в тот год пошел сильный дождь, и мы завели детей в школу в актовый зал. Я не смогла встретить этого человека. Он приехал, подъехал к пандусу, который в то время не был оборудован звонком, и попросил кого-то из родителей сказать мне, что ждет. Никто ничего мне не передал, и этот человек провел немало горьких минут, прежде чем попал в школу. В тот момент я поняла, что среду нужно создавать для всех, потому что в школу может прийти любой человек, с любой особенностью. Поэтому, например, мы намерены разместить специальные знаки на дверях для слабовидящих гостей».

Кроме разовых субсидий, выделяемых от случая к случаю в рамках федеральных программ, учебные заведения могут рассчитывать лишь на стандартное нормативное финансирование. Однако никакое количество денег не поможет преодолеть барьеры, возведенные в умах людей. Люди, отличающиеся от других по состоянию здоровья, в России по-прежнему изгои. Их не любят ни чиновники, ни обыватели. Несмотря на волну протеста, которая поднялась в СМИ и Интернете после случая с семилетней девочкой Машей, родители того самого класса решили все же заменить альбом. Отказалась это сделать лишь одна семья.


Теги: ОВЗ, коррекционая школа, инклюзивное обучение
Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

serdze__48.JPG
serdze__47.JPG
serdze__46.JPG
serdze__49.JPG
serdze__45.JPG
serdze__44.JPG
serdze__43.JPG
serdze__42.JPG
serdze__41.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD