Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Сентябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Наши партнеры

Наши мероприятия

Убийственные игры

20 апреля 2017

Опасные интернет-сообщества все чаще становятся причинами детских самоубийств.

Детский омбудсмен Анна КУЗНЕЦОВА заявила, что рост суицидов среди детей вызывает тревогу. Она назвала статистику «вопиющей». Все чаще родители подростков и учителя слышат о так называемых «группах смерти» – сообществах в социальных сетях, толкающих юношей и девушек к трагедии.

Взрослых призывают насторожиться, когда подросток не высыпается, даже если рано ложится спать. В этом случае непременно стоит проверить, спит ли он в ранние утренние часы – с 4.20 до 6 часов утра. Тревожные симптомы – если ребенок рисует китов, бабочек, единорогов. Активные родители в сообществах уже объясняют друг другу: киты – потому что они выбрасываются на берег; бабочки – их жизнь коротка. В этом же ряду единороги – мифические существа, символизирующие духовную чистоту и искания, с чем, очевидно, дети себя ассоциируют. Но все эти символы и подпольный язык придумали для подростков взрослые, организаторы убийственных игр.

Действиями подростка в группе руководит куратор. Опасные игры в некоторых случаях начинаются с безобидных указаний – например, разбудить куратора в определенное время, затем задания становятся все более жесткими. Одни требуют от подростков перебежать дорогу как можно ближе к движущемуся транспорту, игра получила название «Беги или умри». В другом случае предлагают вырезать на запястье код, убить кошку, подойти к родителям и сказать, что ты хочешь умереть. Все это кураторы требуют снимать на видео в качестве доказательства успешно сделанного задания. Последним уровнем становится задание инсценировать собственную смерть. По условиям игры, это должно выглядеть максимально правдоподобно.

kit_t.jpg

Статистики о том, сколько всего детей уже совершили самоубийства, участвуя в смертельных играх, не существует. Но по разным неофициальным данным, таких случаев уже сотни. При этом специалисты поясняют: на каждый завершенный случай суицида приходится 50 попыток, во время которых ребенок мог покалечиться или, по крайней мере, получить тяжелую психологическую травму.

И если с одной стороны – подросток, чаще всего не понятый взрослыми, то кто – с другой?

Эксперты, изучающие феномен «групп смерти», заявляют о том, что такие сообщества могут использоваться для вербовки. «Явление «групп смерти», первоначально зародившееся как продукт психов-одиночек, теперь переросло в тренд и используется для вербовки, – считает психолог Центра экстренной психологической помощи при МГППУ Ростислав ПРОКОПИШИН. – Точнее, даже не для вербовки как таковой, а для отработки ее эффективных методов. По сути, это тренажер, а игроки – подопытные».


Еще одна версия, зачем нужны «группы смерти», очень тривиальная. Это всего лишь инструмент пиара и способ накрутки трафика. 


Сначала организаторы привлекают в группы подписчиков, через какое-то время информация стирается. А площадку можно продавать, заменив фото с ранами и китами на модную одежду, например.

В ноябре 2016 года за подстрекательства к доведению до самоубийства (ч. 4 ст. 33, ст. 110 УК РФ) был задержан правоохранительными органами Филипп Лис (БУДЕЙКИН). В своем последнем интервью перед арестом он заявил, что «чистил общество» от людей, которые якобы не приносят никакой пользы.

Роскомнадзор пытается блокировать такие группы, но они все чаще становятся закрытыми, и все больше информация там вуалируется. Например, сейчас организаторы «групп смерти» активно используют безобидные, на первый взгляд, хештеги.

Психологи призывают родителей (даже если те не особо вникали в суть детских занятий в Интернете) поинтересоваться и тем более насторожиться, если они встречают у детей на страничках теги #киты плывут вверх#, #разбуди меня в 4.20#, #f57#, #f58#, #тихийдом#, #рина#, #няпока#, #море китов#, #домкитов#, #млечныйпуть#, #150звёзд#, #ff33#, #d28#, # хочувигру#.

Немалая нагрузка легла на администраторов социальных сетей. Одна из них, «ВКонтакте», 15 февраля начала блокировать страницы пользователей, использующих хештеги «групп смерти». Представители Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) заявили, что организаторы преступных сообществ начали массово использовать Instagram в качестве платформы для продвижения своих идей. По данным РОЦИТ, только за последний месяц в России появилось более 45 тысяч записей с хештегами #кит#, #тихий# и #синий#.

Сеть «ВКонтакте» добавила новую опцию для пользователей: теперь на пост можно пожаловаться с помощью кнопки «призыв к суициду». Пресс-секретарь соцсети Евгений КРАСНИКОВ объяснил, что нововведение запустили 27 февраля для «более эффективной обработки поступающих жалоб пользователей».

К борьбе с «группами смерти» подключили учителей. 


В Тюменской области в порядке эксперимента педагогов попросили переписывать аккаунты своих учеников в соцсетях. 


После этого кибердружинники, представители Лиги безопасного Интернета, обнаружив в «группах смерти» детей из списка, деанонимизируют их, связываются с родителями и стараются предотвратить трагедию. В ЛБИ утверждают, что благодаря проведенной работе удалось не допустить самоубийства порядка 30 человек.

В Госдуме подготовлен законопроект об уголовной ответственности за склонение детей к суициду. Его уже поддержали СКР МВД, Минобрнауки РФ, Роскомнадзор, Верховный суд. Темой озаботился и президент Владимир ПУТИН. Он поручил правительству РФ к 30 июня «принять решения, направленные на совершенствование профилактики подростковых суицидов».

Разобраться с «сайтами смерти» пообещал глава Следственного комитета РФ Александр БАСТРЫКИН. «Эта проблема ширится, усиливается. Злоумышленники за полгода доводят ребенка из благополучной семьи до суицида. Только в московском регионе за минувший год покончили жизнь самоубийством 150 детей»,– сказал БАСТРЫКИН на заседании расширенной коллегии ведомства. По данным председателя СК РФ, уголовные дела о так называемых «сайтах смерти» – интернет-ресурсах, где детей толкают к самоубийствам, расследуются в настоящее время в двух регионах России. В 2016 году в результате суицидов в России погибли 720 подростков. Печальная статистика по количеству детских самоубийств за это время увеличилась сразу в 40 регионах страны.

Александр БАСТРЫКИН призвал органы, регулирующие Интернет, закрывать подобные сайты и делать это оперативно – «в упрощенном порядке».


semizdralova.jpg  Педагог-психолог
Челябинского областного лицея-интерната
для одаренных детей
Ольга СЕМИЗДРАЛОВА

– Ключевой вопрос для родителей: надо ли самим начинать разговор с ребенком о «сайтах смерти»? Если у взрослых и детей сложились доверительные отношения, что важно в подростковом возрасте, когда они не боятся спрашивать, говорить или обсуждать, тогда ситуация простая: если ребенок не спрашивает – не говорят, если спросил – честно отвечают. Но если доверие отсутствует, при этом родитель замечает отклонения в поведении ребенка, который много времени проводит в компьютере, общается с какими-то незнакомыми людьми – словом, если появляются признаки, вызывающие беспокойство, тогда начинаем разговаривать. Важно помнить про эффект скрытой рекламы. Ребенок не спрашивал, не знал, ему рассказали – появился интерес. Если информация вызывает интерес, это подталкивает к действию.

Почему это может случиться с подростком? Есть постоянные причины – возрастные. Личностная и эмоциональная нестабильность, когда самооценка в большей степени зависит от мнения окружающих; колебания, метания и перепады – все это может привести к последствиям, о которых ребенок не задумывается. Совершая суициды, дети и подростки не представляют, что это конечные вещи, что ты умер насовсем, навсегда. Они думают: «Я попугаю, родители помирятся и начнут меня больше любить. Или – вот я сейчас попробую, а дальше все будет как-то иначе». В подростковом возрасте и здоровье, и жизнь как таковая не попадают в систему значимых жизненных ценностей, они просто есть – и все. Говорить подросткам о сложностях, о последствиях, которые вызовет утрата здоровья, бесполезно. Для них будущее далеко и прекрасно.

Другая группа причин – переменная, она вызвана социальной обстановкой. В случае с виртуальными «группами смерти» дети рассматривают всю ситуацию как игру, развлечение. Нынешние подростки привыкли к тому, что взрослые полностью организуют им жизнь: всюду аниматоры, в телевизоре – шоу, в компьютере – игры. Эта усиленная ситуация внешнего развлечения приводит к тому, что ребенок не знает, чем себя занять, когда остается сам с собой. Он ищет, кто бы его чем занял. И когда ему предлагают игры вроде «Беги или умри» или какие-нибудь «Киты и единороги», у организаторов получается подростка увлечь. Все накладывается – и социальная ситуация, и возрастные особенности. Дети воспринимают это как очередное развлечение, источник новых эмоций, а не нечто опасное для жизни и здоровья. Дополнительный бонус – что сообщество тайное, что это надо скрыть от взрослых.

Нравственно/безнравственно – подростки различают с трудом. Исследования показывают, что только 10 % шестнадцатилетних имеют нравственные категории как внутреннее, как свое. До этого они принимают установки взрослых просто как нечто внешнее. А в мире взрослых сегодня нет однозначного ответа, что хорошо и что плохо. Убийство – это хорошо или плохо? А убийство плохого человека? Неустойчивость нравственных категорий в обществе, противоречия – на подростка сыплется большой объем информации, и он из потока берет то, что проще, легче, развлекательней и ярче.

Система ценностей меняется стремительно. Что в итоге? Родители и дети разговаривают на разных языках. Для взрослого важно постоянное место работы, доход, перспектива заработать пенсию. Для детей вполне допустима другая линия поведения: пришел, денег заработал – ушел. Не понравилось, неинтересно – поменял место работы. Я встречала молодых людей, которые говорят: «Я на зиму устроюсь, денег заработаю – летом на эти деньги путешествовать поеду». И не скажешь – это правильно или нет, это просто другая система. И когда дети и родители говорят вроде об одних и тех же вещах, они говорят о разном. Отсюда у подростка ощущение, что родители его не понимают, не ценят, не считаются с ним. Они с утра до ночи заняты на работе, загружены, а ребенку говорят, что он должен учиться, чтобы потом работать, как они. А ребенок не хочет такой жизни и не понимает родителей.

Всегда надо помнить, что в ситуации с подростками эффективно работают две вещи: общение, потому что это ведущая деятельность для их возраста, когда подростки общаются всегда, со всеми, круглосуточно, и привлечение к социально полезной деятельности. Надо, чтобы ребенок не только развлекался, а создавал нечто полезное для других. Мы им говорим, чего нельзя делать, но мало что предлагаем, а воспитательный аспект несет не отрицание, а утверждение. Им нужен образец для подражания. 


Подростку говорят: «Не пей, не кури, не употребляй наркотиков!» Он спрашивает: «А что делать-то?» 


Компьютерная зависимость лечится реальной жизнью. Подросткам важно, чтобы была деятельность и конкретный результат: собрали вещи или деньги в благотворительный фонд; очистили берег озера от мусора и т. д.

Когда полезные дела делаются вместе – это еще один плюс. Удовлетворяется не только потребность в общении, но и стремление быть частью какой-то группы. Если группа заявляет, что ценным является труд, милосердие, подросток примет это как свою личную ценность и сможет противостоять разрушительным вещам вроде опасных виртуальных игр.

Взрослым следует понимать, что самое неэффективное – запреты, особенно запреты без объяснений. Отберут у ребенка компьютер дома – он выйдет в Интернет с телефона или пойдет к другу, и тогда в группу вступит не только он, но и друг. Реакция на запрет – нарастание сопротивления. Запретный плод сладок – это работает всегда.

Если заметны признаки вовлеченности ребенка в какую-то опасную ситуацию, в зависимости от тяжести его состояния, от степени этой вовлеченности, надо не откладывая обратиться к психологу, психотерапевту или психиатру.

Главное – для ребенка всегда первична семья, его проблемы – зеркальное отражение тех проблем, что есть в семье. Если нет доверительных отношений с родителями, важно, чтобы ребенок не побоялся о своих проблемах, о какой-то опасной игре, в которую он попал, рассказать – хоть кому. Пусть это будет посредник – друг, приятель этого ребенка, учитель, друг родителей, сосед. Нужно, чтобы люди вокруг не оставались равнодушными, и тогда подростку можно помочь.

К сожалению, в нашем обществе резко изменилась роль женщины. В школе классный руководитель (как правило, женщина) – с утра ругает. В семье мать забыла, что она – источник любви и тепла в доме, солнце в этой малой вселенной, вокруг которого и вращаются, и греются родные и друзья. Ребенок видит издерганную, нервную мать, которая кричит: «Я тебя кормлю-пою, работаю, чтобы у тебя все было, а от тебя – одни неприятности!» Опросы подростков показывают, что большинство родителей говорят своим детям то же самое. Ответная реакция подростков – во взрослой жизни они не хотят иметь детей, а своим родителям отвечают: «Я вас не просил меня рожать!»


Теги: суицид, кит, подростки, социальная сеть
Автор  Галина АБАКУМОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD