Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Май 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Наши партнеры

Наши мероприятия

Диагноз к аттестату

04 мая 2017

Общественная организация «Лига пациентов» сравнила требования к школьной нагрузке с реальной занятостью учеников. Мониторинг показал, что дети работают больше, чем взрослые.

Трудовой кодекс устанавливает планку для взрослого человека – трудиться не более 40 часов в неделю, при этом ученик 7–8-го классов российской школы корпит над учебниками по 48 часов, утверждают общественники. В чем причины и каковы последствия сверхнагрузок в школе, разбирался корреспондент газеты «Вектор образования».

diagnos_t.jpg

В обход норм

Нагрузка на учеников возрастает не планомерно, а рывками – от класса к классу, что не позволяет детям адаптироваться к ней, считает глава общественной организации «Лига пациентов» Александр САВЕРСКИЙ. При таком авральном режиме, который только усиливается при подготовке к ГИА, существует реальный риск ухудшения здоровья ребенка: к выпускному он может получить вместе с аттестатом еще и новый диагноз. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, общая распространенность нарушений здоровья и развития среди детей в возрасте до 14 лет за последнюю десятилетку увеличилась на 26,8 процента, старше 15 лет – в два раза, однако прямой взаимосвязи с условиями обучения и ростом нагрузки на детей не установлено.

В школах Челябинской области для оптимального распределения учебной нагрузки не первый год реализуются различные методики обучения.

– Их существует огромное количество, – говорит министр образования и науки Челябинской области Александр КУЗНЕЦОВ. – У меня на рабочем столе лежит двухтомник, где перечислены только аннотации к технологиям обучения, и это еще далеко не все. По-моему, их и должно быть так много, потому что дети все разные.

По словам министра, в регионе есть школы, где до сих пор обучают детей стоя – за конторками БАЗАРНОГО. Такое чередование конторок с привычными партами, по мнению разработчиков методики, позволяет легче переносить учебную нагрузку. Альтернативная система обучения профессора Владимира ЖОХОВА, которая в свое время активно внедрялась в копейских школах, позволяла ребенку быть «над учебным процессом» – свободно передвигаться во время урока, высказываться, когда захочешь, и даже без спроса покидать класс. До сих пор идея отмены домашних заданий на полном серьезе озвучивается экспертами на конференциях и образовательных форумах.

Практикуются и менее кардинальные способы оптимизации учебной нагрузки. К примеру, часть школ уже перешли с привычных четвертей на триместры:

– Ряд специалистов считает, что при разделении учебного процесса на триместры дети меньше устают, так как к концу традиционной четверти накапливается усталость. Есть школы, которые дробят учебный день на более короткие промежутки времени, чередуя учебу со свободным временем детей, – рассказывает Александр КУЗНЕЦОВ.


К примеру, в Швейцарии дети занимаются с утра два часа, после чего следует трехчасовой перерыв, а потом вновь садятся на пару часов за парты. Для российских школьников такой режим обучения непривычен – нагрузка при нем почти не ощущается.


– В санитарных нормах и правилах отображена шкала трудностей учебных предметов, которые оцениваются с помощью баллов: чем труднее предмет, тем больше у него баллов. Так, по рангу трудности наиболее сложными предметами в 9-м классе являются химия, физика, экономика, граждановедение, а в первом классе – математика и русский язык, – говорит заместитель начальника отдела надзора по гигиене детей и подростков управления Роспотребнадзора по Челябинской области Надежда СОЗЫКИНА.

Пристальное внимание надзорными органами уделяется распределению учебной нагрузки в течение недели, пик которой должен приходиться на вторник-среду. Однако в отдельных школах по-прежнему «понедельник – день тяжелый». Максимальная нагрузка допустима в середине учебного дня, но в образовательных заведениях зачастую этим правилом пренебрегают из-за невозможности включить в расписание нужный предмет. В этом случае не исключены накладки и «двойные стандарты» в расписании: такое нарушение требований СанПиНа влечет за собой административную ответственность (ст. 6.7 КоАП РФ, штраф от 3 до 5 тысяч рублей).


Кабинеты
«строят» расписание

Чаще всего с несовершенным расписанием уроков сталкиваются в крупных городских школах, где насчитывается большое количество классов в одной параллели. Такая проблема характерна для организаций, расположенных в густонаселенных районах муниципалитета, где ведется активная жилищная застройка. Так, в Миассе к району, где располагается школа № 10, примыкают два новых жилых микрорайона, школы в которых не построены:

– В этом году набор учеников составит 97 человек, в прошлом он достигал 85 – рост небольшой, но он есть, – говорит директор школы № 10 Миасса Светлана ПАВЛОВА. – Квартиры в новых домах приобретают в основном молодые семьи с маленькими детьми: возможно, сейчас проблема с наполняемостью групп более актуальна для близлежащих детсадов, но для нас это отложенный эффект, так как дети подрастут и придут к нам.

В настоящее время в учебных классах площадью порядка 50 квадратных метров обучаются до 30 человек, хотя по новым правилам СанПиНа на 1 ребенка положено 2,5 метра. При увеличении числа обучающихся количество кабинетов в школе, как правило, остается прежним, к тому же некоторые классы в силу специфики могут размещаться только в единственном числе – кабинет информатики, иностранного языка с лингафонным оборудованием, спортзал. В такой ситуации формирование школьного расписания становится сродни головоломке, поскольку основным критерием очередности предметов в нем является наличие свободного кабинета.

– Такая ситуация в школах – вынужденная, поскольку технические характеристики школ, построенных еще по советским стандартам, не соответствуют современным требованиям СанПиНа. В условиях роста числа обучающихся школьное расписание «плавает» из-за отсутствия свободных классов, из-за необходимости организовать в стенах школы внеурочную деятельность, – говорит заведующая ресурсным центром ГБУ ДПО ЧИППКРО, экс-начальник управления образования Миасского городского округа Наталья КАМЕНКОВА.

По ее словам, разрешить непростую ситуацию в школах призван переход на односменный режим обучения к 2025 году, который позволит предоставить достаточный простор для организации внеурочной деятельности путем ликвидации второй смены.

В настоящее время встроить внеурочную деятельность в расписание – это целое искусство. Не во всех школах есть музеи, лаборатории, просторные библиотеки, на базе которых можно проводить такие занятия. Во многих школах от этих помещений пришлось отказаться. В условиях роста учеников потребовалось вернуть некогда утраченные кабинеты вновь для проведения уроков. Руководство многих школ столкнулось с противоречием – с одной стороны, Федеральный государственный стандарт обязывает их организовать внеурочную деятельность, с другой – возможностей для этого в силу технических характеристик зданий нет. Каждый руководитель эту проблему решает по-своему: кто-то использует помещения организаций-партнеров, а кто-то уплотняет и перекраивает расписание.


Учеба
под прикрытием

Разграничение учебной нагрузки и внеурочной деятельности, которое произошло в 2015 году в связи с внесением изменений в СанПиН, было призвано снизить общий объем нагрузки на школьников и разнообразить их досуг с помощью занятий в творческих кружках и спортивных секциях. Независимо от продолжительности учебной недели, внеурочная деятельность в школах не должна превышать 10 академических часов в неделю.

– До этого внеурочная деятельность входила в учебный план и регламентировалась отдельными приказами Минобра РФ, поэтому случалось, что цифры в разных учреждениях откровенно «плавали», – говорит Надежда СОЗЫКИНА.

Сегодня образовательные организации на соблюдение требований СанПиНа проверяют по новым требованиям – не чаще, чем раз в три года. Перечень плановых проверок на 2017 год уже утвержден и согласован с прокуратурой области, однако этот факт не исключает возможности проведения внеплановых проверок, инициируемых по обращению родителей:

– В прошлом году к нам поступила жалоба родителя, ребенок которого учился в школе № 90 Челябинска. В ней сообщалось о чрезмерной учебной нагрузке, однако в результате проверки нарушений специалистами выявлено не было, – говорит начальник отдела по гигиене детей и подростков управления Роспотребнадзора по Челябинской области Вероника МАКАРОВА. – Причина в том, что родители зачастую сами путают аудиторную нагрузку с внеурочной деятельностью и говорят в целом о загруженности и усталости детей. Считаю, что на уровне школ необходимо давать разъяснения по этому поводу.

Единичные обращения родителей в надзорные органы связаны еще и с тем, что многие не спешат афишировать, что их ребенок не справляется с учебой. По словам мамы девятиклассницы Ольги ЩИПЦОВОЙ, в этом году в связи с подготовкой к ОГЭ пришлось бросить танцы, хотя дочь занималась в коллективе не один год.

– Если у младшей дочери-первоклассницы во время внеурочной деятельности – музыка, танцы, литературный кружок, то у старшей – исключительно подготовка к ОГЭ, но сейчас ей это важнее, поэтому мы не против, – говорит она. – Жалко, что старшей дочери пришлось отказаться от всех увлечений, чтобы готовиться к экзамену.

По мнению экспертов, такой перенос школьной программы во внеурочную деятельность встречается сегодня во многих организациях, и делается это вынужденно:

– В общеобразовательной программе на физику выделяется два часа в неделю, за это время можно разве что на пальцах объяснить основные законы, но ни о каком понимании предмета речи идти не может, – говорит заместитель директора физико-математического лицея № 31 Максим КАРМАНОВ. – Если ребенок собирается сдавать экзамен по физике при поступлении в вуз, он идет к репетитору и платит деньги либо школа пытается всеми правдами и неправдами дополнительные часы по предмету для него организовать, как правило, за счет внеурочной деятельности.


Кратное увеличение объема учебной нагрузки, как правило, не гарантирует достижения более высоких результатов школьниками на экзаменах: по мнению эксперта, гораздо важнее методики обучения, которые позволяют грамотно дозировать интенсивность уроков.


– В лицее нагрузка гораздо больше, чем в обычной школе, но при этом наши дети успевают заниматься и в музыкальных школах, и в спортивных секциях: с утра до ночи над учебниками не сидят, но результаты олимпиад и баллы ЕГЭ при этом одни из лучших в стране, – говорит Максим КАРМАНОВ.

Для того, чтобы грамотно дозировать учебную нагрузку, в Челябинской области 15 лет назад сотрудниками и аспирантами кафедры анатомии, физиологии и медико-биологической подготовки совместно с научно-исследовательской лабораторией «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» ЮУрГГПУ (в то время ЧГПУ) была разработана модель мониторинга здоровья школьников. В дальнейшем ее апробировали в 10 челябинских школах.


В группе риска

Модель мониторинга здоровья, применяемая с 2003 года на протяжении нескольких лет в школах, ставших пилотными площадками, не имеет аналогов в стране, что подтверждает наличие свидетельства о регистрации программы ЭВМ.

– В основе мониторинга, который позволяет определить влияние учебного процесса на здоровье детей, лежит комплексный подход: за основу специалистами берутся не только физиологические особенности ребенка, но и психологические, также всесторонне оценивается двигательная активность и другие особенности развития, – говорит и. о. заведующего кафедрой общей биологии и физиологии ЮУрГГПУ, д. б. н. Павел БАЙГУЖИН. – Анализ показателей проводился путем сбора информации на сертифицированном оборудовании специалистами кафедры, дополнительные данные запрашивались в медицинских организациях, а также у родителей.

diagnos_t2.jpg

Результатом исследований было выявление группы риска в школе, в которую входили дети, наиболее подверженные негативному влиянию факторов образовательной среды (в т. ч. учебной нагрузки). После включения в группу риска специалисты продолжали сопровождение таких ребят – выполняли новые замеры, применяли углубленные методы оценки функциональных состояний. В случае, если системный ответ повторялся на протяжении нескольких месяцев, выдавались рекомендации мамам и папам незамедлительно обратиться к врачу. Выводы, полученные в результате проведения мониторинга в школах, оказались неутешительными – здоровых ребят, адаптировавшихся к учебной нагрузке, оказалось не более 15 процентов, при этом пятая часть обследованных учащихся в Челябинске имели минимум одно хроническое заболевание еще на этапе обучения в начальной школе. В дальнейшем результаты такого мониторинга легли в основу корректировки учебной нагрузки, чтобы избежать негативного развития событий.

– Проблему дозирования нагрузки необходимо решать только в комплексе – можно много говорить о целесообразности нагрузки, учете типологических особенностей, личностно ориентированном образовании, но как это реализовать при наличии «двойных стандартов» в расписании и пресловутом человеческом факторе? – говорит Павел БАЙГУЖИН. – В один момент мы поняли, что бесполезно продвигать мониторинг «сверху» административными методами, нужен принципиально другой подход.

В настоящее время в школах данный мониторинг не проводится, однако в педагогическом университете магистрантов обучают его основам. На естественно-технологическом факультете ЮУрГГПУ им преподают такие дисциплины, как «Мониторинг здоровья как инструмент создания здоровьесберегающей образовательной среды», «Аппаратно-программные технологии оценки мониторинговых исследований функционального состояния организма» и другие.

Цель нововведений – формирование педагогического состава с новым мировоззрением в вопросах здоровьесбережения детей. В этом году состоится первый выпуск бакалавров, обучающихся по профилю «Биология. Безопасность жизнедеятельности». Они смогут на уровне школ влиять на объемы и интенсивность учебной нагрузки, учитывая особенности здоровья каждого ученика.

Полноценное исследование по соразмерности нагрузки с 1-го по 11-й класс проводилось в свое время в гимназии № 10 Челябинска, которая уникальна с точки зрения распределения двигательной активности детей и аудиторных занятий, так как ребята там активно занимаются танцами и музыкой. Дело в том, что на примере этой гимназии удалось получить интересные результаты: специалисты определили пиковые значения нагрузки детей, после чего расписание было изменено на более адекватное и комфортное, чтобы избежать последствий адаптации детей к высокой нагрузке, что, по мнению экспертов, является особо опасным моментом. Ребенок перестает ощущать дискомфорт и усталость от увеличения интенсивности образовательных программ. Такая стагнация, как правило, рискует обернуться сложностями в развитии. В психологии достаточно широко применим такой термин, как «цена адаптации». Важно, чтобы в погоне за хорошими оценками и успешной сдачей ГИА цена не была слишком высокой.


plehanov.jpg  Главный детский невролог Челябинска,
профессор кафедры неврологии ЮУГМУ,
заслуженный врач РФ Леонид ПЛЕХАНОВ:

– Говорить о том, что чрезмерная школьная нагрузка способна напрямую провоцировать возникновение неврологических заболеваний у детей, неверно, но, с другой стороны, утверждать, что это полностью не так, тоже нельзя. Дело в том, что уровень восприятия у каждого ребенка индивидуален, многое зависит от того, какая образовательная программа реализуется в школе, нет ли в ней перегибов.

Процент пациентов, которые приходят с неврологической болезнью в результате сверхнагрузок в школе, очень небольшой. Обращаются в основном, если у ребенка возникли невротические функциональные нарушения, которые способны привести к срыву адаптации. Таких нарушений масса – от бессонницы до заикания и энуреза, но это не означает, что на ребенка так повлияла обучающая программа. Скорее всего, он изначально был настроен на то, что не потянет большой школьной нагрузки, поэтому спровоцировал нервный срыв.

Заблуждением является мысль, что если человек не учится, значит, здоровее будет: человеческий мозг устроен таким образом, что если его не тренировать, он станет функционально неполноценным. В школе ребенок развивается, поэтому ему полезно задействовать активные клетки мозга для запоминания информации, ее анализа, развития мышления и установления контакта с окружающей средой. Основная задача – грамотно дозировать информацию в процессе обучения, определять ее приоритетность.

Мое глубокое убеждение: большую роль в процессе обучения ребенка играет семья, которая должна транслировать матрицу общения человека в школе, дома, на работе. Важно, чтобы имелось нормальное взаимодействие школы и семьи, потому что психологические проблемы детей не возникают на пустом месте, они лишь закономерный результат.


Теги: нагрузка, нарушения, расписание
Автор  Арина МИРОНЕНКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD