Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Октябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Наши партнеры

Наши мероприятия

Вопросы геометрии

Вопросы геометрии
06 июня 2017

Архитекторы изменят облик школ Челябинской области.

В конце года в регионе презентуют новые типовые проекты школьных зданий. Разработчики обещают учесть все современные требования к организации пространства, которые предъявляют Минобрнауки России и надзорные ведомства, однако классы останутся прямоугольными.


Вписать круг 
в квадрат

О том, что школьные кабинеты должны иметь иную форму, а парты не стоять в ряд, объявила вице-премьер федерального правительства Ольга ГОЛОДЕЦ. «Неправильно у нас классы сконструированы, они у нас все прямоугольные. Потому что есть привычка: учитель стоит впереди, за ним висит доска, а все детишки сидят рядами, как мы учились в детстве, – сказала Ольга ГОЛОДЕЦ. – Чтобы формировать проектный подход, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому, и работа должна строиться иначе».

Категорически против круглых классов высказались архитекторы. По их словам, оптимальной формой учебного кабинета с точки зрения возможности рассаживания детей в разных конфигурациях считается квадрат, а школы с многоугольными классами, как правило, занимают большие по площади участки земли, которые и для типичных зданий учебных заведений выделяют впритык. К тому же проектировка и строительство нестандартных школ обходятся дороже.

«Хотите обучать детей в необычных зданиях – отдавайте детей в частные школы, – резюмировали архитекторы. – Там учебный процесс организован по-другому, а документы об окончании школы выдают точно такие же».

Прямоугольные классы и расстановка парт строго по линейке друг за другом родом из СанПиНов, а те в свою очередь написаны с опорой на типовые проекты зданий и немецкую модель преподавания, когда учитель стоит у доски и объясняет тему классу. Те же корни имеет идея, что для каждого предмета должен быть свой кабинет. При этом окна в нем обязательно проектируются слева, а двери – справа.

Однако с того момента, когда немецкую модель перенимали в СССР, требования к школьному образованию изрядно изменились. Традиционная фронтальная работа с классом на уроке уже не является ведущей. ФГОСы нового поколения требуют от учителей организовать обсуждения в небольших группах и давать индивидуальные задания, а для этого педагогам приходится двигать мебель. Поскольку это действие требует времени, физических усилий учителя и наличия просторных помещений, в школах, где в классах обычно учатся не 25, как положено, а 30 человек, к перестановке прибегают редко.

О том, что классы могут быть какой-то иной формы, кроме прямоугольной, учителя и вовсе не вспоминают. 


В условиях, когда для ликвидации второй смены в российских школах не хватает 6 млн мест, прямоугольные классы оказываются самими вместительными.


Однако некоторые школы все же идут на эксперименты, но не с перестройкой стен, а перестановкой мебели. К примеру, в московской школе «Созвездие» парты стоят не в ряд, а кругом. В одном из учебных заведений Нижневартовска рабочие места учеников двух крайних рядов размещают под углом – расстановка напоминает кусок круглого пирога. Есть школы, где педагоги ставят парты в шахматном порядке.


Простор
для фантазии

На эксперименты в расстановке классной мебели в будущем смогут решиться и учителя новостроек Челябинской области. В ноябре в регионе презентуют 4 новых типовых проекта школ, учебные классы которых планируют оснастить «островными столами», чтобы дети могли сесть в круг и работать в группах.

Сами классы станут просторнее. Их проектируют размером от 75 до 100 кв. метров, при этом самые большие кабинеты можно будет легко трансформировать в маленькие, с помощью раздвижных перегородок. Такими оснастят в частности игровые и спальни для первоклассников, которые поместят на первом этаже, как и часть учебных кабинетов. Выше в блоке начальной школы будут учиться школьники постарше – со второго по четвертый классы.

Еще одним новшеством станет форум, который в больших школах разместят в рекреации между вторым и третьим этажами. В этой зоне детям можно будет самостоятельно позаниматься проектной работой, провести репетицию или просто отдохнуть. Кроме того, предполагается, что учителя смогут проводить там общешкольные занятия свободного посещения.

geometr_t.jpg

Однако форумы – не такая экзотика для школы, как кажется на первый взгляд. «Атриумы и форумы строили в школах Прибалтики во времена, когда она входила в состав СССР, – объясняет главный инженер архитектурно-конструкторской мастерской головного проектного института «Челябинскгражданпроект» Антон ЧУЛИЧКОВ. – В фильме «Приключения Электроника» как раз снимали такую школу – это было в Таллинне. Там даже есть сцена, где Электроник поет наверху, а его все слушают».

По словам эксперта, на Урале такие школы не возводили из-за климатических особенностей, поскольку атриум строили открытым, полностью стеклянным. Дети могли в нем попросту замерзнуть.

По словам авторов новых типовых проектов школ Челябинской области, форум, который представляет собой широкую парадную лестницу, стекло окружать не будет, а на его отопление не потребуется дополнительных затрат. Архитекторы разрабатывают здания, которые рассчитаны на 250, 500, 1 000 и 1 500 мест. При этом известно, что первая школа на 1 500 учеников появится на Краснопольской площадке в 55-м микрорайоне Челябинска. Проект на 1 000 мест впервые будет реализован в 145-м микрорайоне Магнитогорска. На одной территории со школой, которая рассчитана на 250 детей, будут также строить детский сад на 50 воспитанников.

Каждое здание будет делиться на две части – относительно небольшой блок начальной школы и просторное крыло для основной и старшей, которые соединят через второй этаж. Для младшеклассников в здании предусмотрят отдельный вход, поэтому со школьниками постарше они не будут пересекаться.

Здания возведут из сборного каркаса. За счет того, что при строительстве будут использовать несущие колонны, а не стены, планировка помещений будет более свободной. Территорию вокруг школ оборудуют спортивными, игровыми и детскими площадками.

«Школа на 1 500 мест будет четырехэтажной. В ней запланированы 60 классов-комплектов, 3 спортзала, кабинет ритмики, а также есть возможность разместить тренажерный зал. Для него есть место в рекреационной зоне, – рассказал главный инженер проекта, сотрудник ООО «Синай» Олег ЗОТОВ. – Кроме того, проектом предусмотрены две библиотеки (одна будет находиться в блоке начальной школы, другая – в крыле основного и старшего звена), столовая на 700 человек, актовый зал на 650 мест с гримерными и костюмерными. На уровне второго этажа над гардеробом будет место даже для крытого зимнего сада или оранжереи».


Родом с Запада

Станут ли новые школы действительно современными и удобными, пока неизвестно. Южноуральские архитекторы разрабатывали типовые проекты с учетом рекомендаций, которые подготовили в Московском государственном строительном университете по поручению Минобрнауки России, а те в свою очередь опирались на лучшие образцы школ Европы, Азии и США.

Там нет таких серьезных требований к помещениям. Например, в Англии на одного ребенка приходится в среднем около 8 кв. метров общей площади школы, у нас – 15 кв. м. Казалось бы, это хороший показатель. Но выигрывая в площади, мы проигрываем в удобстве. Когда все строго регламентировано, у архитектора меньше возможностей поработать с пространством.


В Норвегии дизайнеры нередко «открывают» школьное пространство, объединив классы с холлом. Для этого они заменяют несущие перегородки стеклянными панелями.


Во Франции при создании проектов школ не боятся советоваться с детьми. Например, начальная школа имени Оливье де СЕРРА была построена в Париже после того, как выставленные на конкурс проекты здания оценили ее ученики. Они вносили предложения во время возведения и посещали с экскурсией стройплощадку. В итоге фасад этой школы покрыт плиткой из акации. Кроме того, здание окружено зелеными насаждениями и фруктовыми деревьями, а стены обвивает плющ. Внутри школы много растений в кадках, а на крыше под стеклянным навесом расположен дзэнский сад камней. Также здесь есть теплица и собственный огород.

Еще один плюс зарубежных школ – они вписаны в пространство окружающих их районов. Пальма первенства в этом принадлежит школе Panyaden в Таиланде, которая известна во всем мире как образец экологически чистой архитектуры. Все постройки школьного комплекса не только выполнены из натуральных материалов, но и повторяют своими очертаниями формы тропических растений и другие творения природы.

Возможно ли такое у нас и как повлияют такие необычные здания на обучаемость детей? Психологи только разводят руками. По их словам, в России, где привыкли к серым типовым зданиям, подобных исследований не проводилось. Поэтому ответить на вопрос однозначно нельзя, хотя, конечно, эксперты признают, что в необычном и ярком здании ребенку учиться интереснее.

Однако есть и удивительные проекты школ в России. К примеру, в Йошкар-Оле государственная школа № 5 «Обыкновенное чудо» похожа на сказочный замок. В конце 90-х ее построил местный предприниматель Сергей МАМАЕВ на месте старой безликой школьной коробки, воплотив мечту своей жены – директора школы Татьяны МАМАЕВОЙ. Здание школы № 5 больше всего напоминает уменьшенную копию Хогвартса. Все учителя здесь имеют квалификацию «сказкотерапевтов», девиз необычного учебного заведения – «Поможем всем детям остаться разными».

Здания, которые связаны с образованием, могут быть по-настоящему интересными и красивыми. Однако чаще это касается инновационных исследовательских центров и намного реже зданий, куда школьники ходят ежедневно. Однако именно для школы, где ребенок проводит целый день, важны эстетика, комфорт и продуманность.

Слова «школа – второй дом» по отношению к большинству учебных заведений звучат иронично. Ведь дом – это место хорошее, а из типовой панельной школы, похожей на бетонную букву П, нередко хочется поскорее сбежать.


Теги: архитектура, здание, дизайн, школа
Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD