Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Август 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Условный рефлекс

09 июня 2017

Что знают в Челябинской области педагоги, школьники и их родители о том, как вести себя в экстренной ситуации, выяснял «Вектор образования».

Если отдельно взятый взрослый человек отвечает за свою жизнь сам, то в школах учителя отвечают еще и за жизнь учеников. При этом какие бы ни устанавливались турникеты, камеры видеонаблюдения и посты охраны, все это не поможет, если нет четкого алгоритма действий. Апрельский теракт в метро Санкт-Петербурга вновь напомнил о том, что никто и нигде не может быть в полной безопасности, а также о том, насколько общество не готово к любым чрезвычайным происшествиям

bezopasnost_t.jpg

События в Петербурге не стали причиной каких-то дополнительных проверок в школах области. К образовательным организациям и так предъявляются повышенные требования, поэтому педагогический состав, как правило, осведомлен о том, как действовать в случае чрезвычайных происшествий. Но с терроризмом не все так просто. Основная проблема в том, что реальность всегда отличается от того, что известно в теории. Действия каждого работника школы в опасной ситуации должны быть не просто четко оговорены, но и отработаны до автоматизма. В основном на автомате проводится только эвакуация.

– Специальных тренировок именно по отработке поведения при теракте нет (нам и не по силам их организовать), – рассказывает учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 1 Верхнего Уфалея Наталья КРУПИНА. – Это, на мой взгляд, минус, так как в реальной ситуации каждый может забыть все, что знал, и просто растеряться.

С этим соглашаются и в школе № 84 Челябинска. По мнению учителей, дополнительные тренировки по ситуации с террористами и заложниками точно не помешали бы, потому что четкого понимания, что делать, нет. «Как себя вести в случае террора, я не знаю точно, – подтверждает учитель английского языка Павел ЧАСОВСКИЙ. – Есть, конечно, общие положения: не паниковать, не вступать в конфликт и так далее. А конкретно по ситуации ничего не ясно. Было бы полезно послушать экспертов».


Причем педагог отмечает, что это должно быть не просто «нудное зачитывание» регламентов и постановлений, а компактные учения: собрали всех, конкретно рассказали, что делать, отработали тренировку. Та же система была бы полезна и в случае любого другого происшествия. «Это как условные рефлексы», – подытожил педагог.


Пока о рефлексах на ЧС у школьников говорить рано, хотя самые распространенные правила многие могут перечислить без особого труда. При этом общая черта во всех ответах – подростки рассчитывают исключительно на учителя и других взрослых, а их задача – слушаться и не паниковать.

«В случае ЧС надо обратиться к учителям, которые организуют людей, – говорит девятиклассница из Челябинска Валерия. – Главное – не допускать паники, из-за нее все станет только хуже».

Такого же мнения придерживается ученик школы № 5 Верхнего Уфалея Илья: «Нужно оценить обстановку вокруг, обдумать свои действия, обратиться за помощью к учителю и следовать за ним».

В ситуации вне школы ребята также предлагают обратиться к прохожим, к людям, которые оказались рядом, в конце концов к профессионалам – позвонить 112. Школьники знают и то, что бесхозные предметы брать нельзя, нужно сообщать о них учителю, ни в коем случае не открывать неизвестный рюкзак или сумку и так далее.

Хорошо, конечно, если хотя бы теоретически дети были способны в экстренной ситуации себе помочь. Но, как показывает практика, готовность подростков действовать в экстремальных ситуациях весьма сомнительна. И речь не о каких-то специфических знаниях и умениях, например, во время ядерного взрыва. К ребенку возле школы может подойти кто угодно и попросить передать портфель кому-то из учеников. «Редко у кого сработает защитный механизм, – говорит учитель ОБЖ челябинской школы № 84 Александр АРТАМОНОВ. – Ребенок возьмет, а там уже дело техники. Я на каждом уроке стараюсь детям объяснить, что если посторонние люди просят что-то занести, передать, ничего брать в руки нельзя, так же, как бесхозные предметы».

В основном обязанность просвещения детей в плане ЧС лежит на преподавателях ОБЖ.

Сейчас программа более расширенная и включает в себя все виды катастроф и чрезвычайных ситуаций. В связи с насущной террористической угрозой этой теме посвящен самый большой раздел, причем, как отмечают учителя «Основ безопасности», независимо от параллели.

Хотя у некоторых специалистов современная программа ОБЖ все равно вызывает вопросы. Основные претензии критиков в том, что в итоге школьники мало знают. Это скорее отрывочные, остаточные знания. Нет автоматизма, который необходим в экстремальной ситуации. А учащиеся не хуже учителя должны знать, как себя вести, что делать и куда идти.

«Я не знаю, как себя вести в случае теракта, так как у нас проводятся только тренировки на случай пожара», – рассказывает ученица 106-й школы города Трехгорный Валерия. Шестиклассник Дмитрий добавляет, что им пока не объясняли правила поведения в случае теракта, скорее они запомнились с плакатов в общественных заведениях.

По мнению педагогов, это не удивительно, потому что иногда дети за неделю каникул забывают тему, пройденную за четверть. А тут информация, которую они изначально считают второстепенной, думая: «У нас такого быть не может». 


Среднестатистический школьник будет хлопать глазами и ждать, что скажет руководитель. Тут уже главное, чтобы сам учитель не растерялся. 


Любой специалист по ЧС скажет, что при сохранении самообладания действия будут адекватными. Кстати, по данным фонда «Общественное мнение», после падения метеорита в 2013 году панику в своем окружении констатировали 40 % челябинцев.

Однако нельзя рассматривать школы в отрыве от общей системы гражданской безопасности в регионе и стране. Ни одна образовательная организация не справится с терактом или стихийным бедствием, если нет общей готовности противостоять. При этом школы, зарегулированные нормами и паспортами безопасности, многое уже делают не столько для практической пользы, сколько для проверяющих.

«Бумаг очень много, регламентов, положений, как что проводить, – говорит Павел ЧАСОВСКИЙ. – Бывает, некогда журнал заполнить после уроков проведенных. Есть минусы, конечно».

Ярким примером неготовности к ЧС стал взрыв метеорита над Челябинской областью. По оценкам экспертов, подавляющее большинство южноуральцев вели себя совершенно неграмотно. Многие были ранены осколками стекла, в том числе школьники, потому что после вспышки пошли смотреть в окно, и пришла ударная волна. Были, конечно, учителя, которые скомандовали ученикам спрятаться под парты, но для большинства это стало полной неожиданностью. Хотя в той же программе ОБЖ есть основные характеристики взрыва и что следует после такой неестественно яркой вспышки. Что действительно было четко сделано практически во всех образовательных организациях – эвакуация учащихся. Это как раз подтверждает мнение педагогов о том, что нужна так называемая «практическая память».

Можно предположить, что вероятность повторения таких событий равна нулю. Но помимо этого в Челябинской области много рисков чрезвычайных происшествий другого характера: затопление, аварии на ядерных объектах и прочее.

«Вот прорвет у нас плотину, я даже близко не представляю, что делать, – признается мама челябинского первоклассника Анна КАНИБЕР. – В силу того, что я живу здесь всю жизнь, я приблизительно понимаю, где в городе верхние точки. Какую часть не затопит – туда и будем выбираться».

Родители считают, что то, чему учат детей, в жизни малоприменимо. Вот успешно провели учителя эвакуацию, всех построили на стадионе, пересчитали. В инструкциях сказано: после ликвидации ЧС завести всех обратно. Но это актуально для пожара. А в случае более масштабной угрозы неизвестно, сколько придется ждать помощи и откуда, рассуждают мамы и папы учеников. «Кто-нибудь знает, что делать, когда в городе звучат сирены или где находятся убежища? – задается вопросом отец первоклассника Андрей ЧИСТЯКОВ. – Этим должны заниматься городские власти и МЧС. Может, они это делают, но я лично ничего не знаю».

Кстати, большинство убежищ в Челябинске давно переделаны под стоянки и автосервисы. Остались они разве что на крупных предприятиях и в больницах.

В подтверждение родительских опасений можно вспомнить 1 сентября 2011 года, когда на станции «Челябинск Главный» произошла утечка брома в одном из вагонов грузового состава. Мало того, что администрация города не получила вовремя уведомление о ЧП, но даже после этого никакой информации не поступило: что это за газ, как защититься, нужны ли противогазы и где их взять. А в это время школьники шли в дыму на торжественные линейки. Руководство школ их просто отправило по домам, не зная, что еще можно сделать.

До сих пор существуют рекомендации, что в случае чрезвычайного происшествия нужно прийти домой, включить телевизор или проводное радио, чтобы получить необходимую информацию. Почти все опрошенные ответили, что у них дома стационарных радиоточек нет. Если вдруг возникнут проблемы с электричеством, человек вообще окажется отрезанным от мира. «А пунктов сбора, например, в жизни никто не видел, и как они должны организовываться», – говорит мама двух школьников Елена БИГИЛЬДЕЕВА.

Незнание или исключительно формальная осведомленность о правилах поведения в экстремальной ситуации – результат не только госполитики, учебных программ или методик преподавания. Изначально должен быть всеобщий запрос на эти знания. По мнению психологов, сегодня в списке семейных ценностей забота о собственной безопасности далеко не на первом месте.

bezopasnost_shkol-t.jpg


Теги: безопасность, чрезвычайная ситуация, ЧП
Автор  Алевтина ШЕСТАКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD