Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Октябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Наши партнеры

Наши мероприятия

Грамота раздора

14 июня 2017

Учителям представили проект концепции преподавания обществознания в школе. Сразу после обнародования документ вызвал горячие дискуссии в Интернете.

obzhestvo_t.jpg

Обществознание стало шестым (после математики, истории, географии, русского языка и литературы) предметом, для которого написали новую концепцию. Проект документа был обнародован на совещании-конференции Ассоциации учителей истории и обществознания.

Он предполагает, что школьники будут изучать предмет в 6–9-х классах, а в 10–11-х классах – закреплять и анализировать ранее изученный материал либо осваивать предмет углубленно. Последний вариант касается тех старшеклассников, которые собираются сдавать ЕГЭ по этому предмету для поступления в вуз.

Авторы концепции предлагают усилить межпредметные связи с учебными предметами «Основы религиозных культур и светской этики», «История России», «Всеобщая история».

Большое внимание в проекте концепции уделяется знаниям в области основ экономики. Ученики будут изучать основные понятия финансовой грамотности, устройство банковской, налоговой, пенсионной систем, системы страхования.

Кроме того, авторы проекта предполагают использовать в обучении учебные компьютерные игры, тренажеры и симуляторы, сетевые инструменты проектной деятельности, а также создать для учителей профессиональную соцсеть и онлайн-курсы повышения квалификации.

Сразу после презентации и опубликования проекта концепции в Интернете документ вызвал недоумение учителей. По их мнению, концепция по сути ничего не меняет по сравнению с сегодняшним днем, хотя весь год до этого говорилось, что школьный курс отстал от жизни и нуждается в модернизации. Сам по себе документ называют «сырым» и местами противоречивым.

Масла в огонь добавил и тот факт, что глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав НИКОНОВ публично объявил, что руководит авторским коллективом по созданию новых учебников по обществознанию. Они почти готовы и в скором времени войдут в федеральный перечень, хотя концепцию преподавания обществознания еще не утвердили в Минобрнауки России, а также не были внесены изменения во ФГОС и не разработаны новые учебные программы.

«Идеальный вариант – вводить новые учебники с 2018 года, но, скорее всего, это будет с 2019-го», – сообщил Вячеслав НИКОНОВ. Как отметил депутат Госдумы, полноценный конкурс учебников, претендующих на то, чтобы попасть в федеральный перечень по этому предмету, можно будет провести в 2019 году.

«Вектор образования» попросил учителей обществознания Челябинской области проанализировать спорную концепцию.


nikitin.jpg  Заведующий лабораторией организации
разработки проектов и маркетинга ЧИППКРО
Дмитрий НИКИТИН:

– Вопросы в проекте концепции вызывает то, что авторы заложили начало курса в 6-м классе. Во многих школах, в том числе и в нашей области, этот предмет преподается с 5-го класса. Видимо, пропедевтический курс мы теперь потеряем – не самая позитивная сторона этой концепции, поскольку в 5-м классе на обществознании рассматриваются проблемы семейных взаимоотношений и другие важные темы.

Положительным считаю то, что в раздел «Экономика» будет добавлена финансовая грамотность и этот блок станет обязательным. Ребят будут учить, как пользоваться банковскими картами, объяснять особенности страхования и кредитования – то, с чем им так или иначе придется столкнуться в жизни.

Сейчас в обществознании, как и в других предметах, превалирует знаниевая модель. Мы ориентируемся на заучивание терминов. Нужен разворот в сторону практикоориентированности. И это как раз предполагается в концепции. Другой вопрос, будет ли это реализовано? Здесь все зависит от авторов учебников. Главное, на мой взгляд, что такая идея заявлена.

Не вижу ничего страшного в том, что содержание предмета изменится по классам, хотя об этом очень долго дискутировали. В разных учебниках по разным программам содержание все равно отличается. Сейчас ведется заключительное обсуждение концепции обществознания, однако, я уверен, что вести преподавание предмета в 2017/18 учебном году мы продолжим по действующей программе.


gluhova.jpg  Учитель истории и обществознания
Магнитогорского городского многопрофильного лицея
при МГТУ им. НОСОВА
Альфинур ГЛУХОВА:

– Все бурные дискуссии сегодняшних дней не сравнятся с теми, которые имели место быть в прошлом году на Всероссийском съезде учителей истории и обществознания. Именно там нам показали первый вариант концепции по предмету. Авторы предлагали изучать обществознание в школе с 7-го по 11-й класс, а освободившиеся часы передать на преподавание истории. Вопрос о профильном обучении в старших классах тогда вообще не стоял. Во втором варианте концепции, который, по словам разработчиков, стал компромиссным, предлагается уже вводить предмет с 6-го класса. Однако в этом году на конференции по поводу освободившегося часа в 5-м классе в этот раз промолчали. Как я понимаю, историки никакого дополнительного урока не получат, а куда он уйдет – пока неизвестно.


На преподавание истории нам дается очень мало часов. Чтобы выдать весь материал, приходится вертеться, как уж на сковородке, и лишний час нам бы пригодился.


Еще одно отличие нынешнего варианта концепции от прошлогоднего в том, что там предлагалось уйти от концентрической модели преподавания курса (изучение предмета до 9-го класса, а в 10–11-м лишь повторение пройденного) и перейти к модульному: в 7-м классе изучаем только раздел «Общество», в 8-м – только «Политика» и так далее. В 2016 году академик ЧУБАРЬЯН также предлагал изучать Конституцию отдельным модулем, финансовую грамотность. На прошлогоднем съезде эта идея вызвала бурное обсуждение. Я помню, что учителя просто кипели. Негодование усиливалось еще и потому, что авторы концепции, в числе которых был победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2015» Сергей КОЧЕРЕЖКО, сами опровергали ее положения по ходу выступления.

На конференции этого года, где представили новую концепцию, решили оставить концентрическую модель преподавания. На мой взгляд, это правильное решение, но возникает вопрос: почему тогда историю больше не преподают по концентрической системе? Там перешли на линейную систему (до 10-го класса учат по векам и на этом все), а в обществознании оставили все по-старому. Курсы истории и обществознания очень сильно связаны между собой, и для них нужна единая модель преподавания: либо концентрическая, либо модульная.


Теги: обществознание, учебник, финансовая грамотность
Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD