Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Июнь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Наши партнеры

Наши мероприятия

Тест для психолога

16 июня 2017

Минобрнауки РФ требует вернуть в штатное расписание школ утраченные ставки педагогов-психологов в связи с тревожной ситуацией вокруг детских «групп смерти». Одновременно вступивший в силу в начале года профстандарт устанавливает жесткие требования. Как удастся восполнить дефицит?

psiholog_t.jpg

По данным статистики, на одного психолога в стране сегодня приходится 850 школьников и 450 дошколят: потребность в организациях в таких специалистах зашкаливает. На Южном Урале ситуация не сильно отличается от общероссийской: в 850 школах области сегодня трудятся порядка 450–500 штатных психологов, остальные ставки были сокращены.


Эффект бумеранга

По итогам расширенной коллегии Минобрнауки РФ принято решение укомплектовать ставки психологов в российских школах и пересмотреть руководству организаций штатное расписание. Среди причин – необходимость профилактики так называемых детских «групп смерти» и предостережение детей от участия в опасных играх, способных привести к суициду.

Несколько лет назад после оптимизации фонда оплаты труда во многих учебных заведениях встал вопрос: платить педагогам зарплату меньше или сократить численность коллектива за счет ликвидации ставок, которые можно безболезненно вывести за штат. Психологи, логопеды и медицинские работники оказались «за бортом» штатного расписания одними из первых. Однако безболезненно лишиться специалистов все равно не удалось: возникший вакуум принес новые трудности в образовательный процесс.

– Наличие ставок педагогов-психологов – это компетенция руководства образовательных организаций, которые формируют штатное расписание, – говорит начальник управления начального, основного и среднего общего образования Минобра Челябинской области Елена ТЮРИНА. – Никто «сверху» ставки психологов не сокращал, их урезали сами школы.

Многие профессиональные психологи тогда были вынуждены уйти из школы работать в частные центры консультирования и диагностики, часть педагогов и вовсе подались на заработки в смежные сферы деятельности. А те, кто остались в учебных организациях, были вынуждены работать на 1,5–2 ставки. По словам работников, и сегодня ситуация мало изменилась – за одну ставку педагог получает около 13 тысяч рублей в месяц, поэтому вынужден брать дополнительные часы. Это окончательно подорвало имидж профессии.

– Сейчас статус педагога-психолога несколько выше, чем пару лет назад, но хотелось бы, чтобы общество видело психологов правильно. В социуме насаждается очень много ложных стереотипов, которые не красят нашу профессию, – говорит победитель конкурса «Педагог-психолог года-2017», которая работает в школе № 38 Озерска, Лилия ЗОТОВА.

По мнению руководителя челябинской областной общественной организации «Объединение профессиональных психологов» Вячеслава КОЗЛОВА, на имидж профессии влияет приток в эту сферу деятельности непрофессионалов из таких областей, как нумерология, астрология и даже метеорология, вывешивающих на своих кабинетах таблички с надписью «Психолог» с единственной целью – быстрого заработка. Стать фильтром на рынке психологических услуг призван профстандарт «Педагог-психолог», который начал действовать с этого года.


Бакалавр нон грата

В соответствии с требованиями нового профстандарта, педагог-психолог образовательного учреждения должен иметь уровень образования не ниже специалитета. Те, у кого нет диплома специалиста либо диплома магистра психологии, не могут работать в школе. Учитывая, что последние годы профильные и непрофильные вузы области как на духу «штамповали» дипломированных бакалавров, многим из их выпускников придется вновь сесть за парты. Потребность в повышении уровня образования педагогами-психологами оценивается экспертами как «внушительная». В связи с чем региональный Минобр в этом году выступил с инициативой ввести дополнительную подготовку психологов, в частности рекомендовал открыть программу заочного отделения магистратуры в вузах, чтобы работающие педагоги, не имеющие нужного образования, могли его получить.

– Не думаю, что профстандарт приведет к существенному обновлению кадров в школах, потому что, как правило, директора школ принимают на работу специалистов, имеющих определенные документы на руках, а не людей «с улицы», – говорит декан факультета психологии ЮУрГУ, профессор Елена СОЛДАТОВА.

По ее словам, раньше диплом бакалавра считался законченным высшим образованием, но поскольку двухуровневая система во всем мире предполагает, что бакалавр – это сотрудник, который помогает специалисту или магистру в их работе, требования к профессии были скорректированы. Во всем мире бакалавры не имеют доступа к консультированию, диагностике, коррекции, тем более не имеют права работать с детской аудиторией. Профстандарт не ставит жестких рамок для учителей, а лишь приводит в соответствие с международными стандартами требования к специалисту на рабочем месте, пояснила СОЛДАТОВА.

При этом сами педагоги-психологи весьма обеспокоены ситуацией с внедрением профстандарта и боятся потерять рабочие места из-за отсутствия нужных компетенций.

– Примерили требования стандарта на себя, и оказалось, что «одежка» не по нам сшита, – говорит педагог-психолог школы № 4 Южноуральска Елена ДОБРУХИНА. – Помимо этого, новые требования вводятся к аттестации педагогических работников, после которой психологам придется либо подстраиваться под новые «правила игры», либо оставлять рабочее место.


Фильтры профтандарта настолько жесткие, что в случае их применения многие школьные психологи будут вынуждены оставить рабочие места: «Как можно в провинциальном городке соответствовать международным требованиям?» – недоумевает учитель. 


По мнению экспертов, нужно было в профстандарте предусмотреть дифференцированный подход, как минимум учитывать статус территории, в которой трудится специалист.

В сельской малокомплектной школе свои особенности психологической деятельности, так как детей обучается немного, в преуспевающем челябинском лицее фронт работ гораздо больше, но методики схожи и здесь, и там. Психолог способен предотвратить развитие негативных психологических ситуаций в организации, поставить на стоп агрессию и негатив в ученической среде, провести вовремя профилактическую работу. Его задача – как можно раньше уловить тревожный сигнал, выстроить диалог с ребенком, по возможности – с родителями. Обычный педагог не будет сегодня тратить время на долгие беседы с родителями, хотя «тесное взаимодействие с родителями ученика» предусматривает профессиональный стандарт педагога.


Профи в дефиците

В школе № 90 Златоуста, в которую входит три структурных образовательных подразделения, ставки педагогов-психологов по решению руководства сохранили во всех организациях, хотя и была возможность оставить только одного школьного психолога.

– Сегодня трудно найти хорошего школьного психолога, в городе среди руководителей школ такая проблема не раз озвучивалась, а у нас в школе в каждом отделении – свой психолог, – говорит директор школы Роза САЛИХОВА. – У них очень большой фронт работ, даже не представляю, как можно вывести из школьного расписания этих специалистов.

Деятельность их сегодня тесно связана с работой медико-педагогической комиссии: в случае выявления задержки развития у ребенка психологи добиваются, чтобы на ГИА у него была другая форма сдачи экзамена – с послаблениями, даже если он не переводится в класс коррекции. Большая работа специалистами проводится в выпускных классах школы – по подготовке к экзаменам, по профориентации. Благодаря грамотной психологической подготовке школьники не боятся участвовать в олимпиадах разного уровня, занимают призовые места. Именно педагог-психолог способен выстроить комфортное взаимодействие педагогического коллектива с родителями, учениками. С участием психологов проводятся педсоветы, совещания по адаптации, медико-педагогические советы.

В штате миасской школы № 4 числятся сразу два психолога, которые делят между собой фронт работ по разным возрастным категориям детей: один трудится в начальном звене, другой – в основном и среднем.

– В школе обучаются 1 185 детей, поэтому наличие двух психологов обязательно, тем более, что школа находится в «рабочем» районе, где проживает большое количество неблагополучных семей, неполных семей, к которым нужен особый подход и внимание, – говорит замдиректора по учебной работе школы № 4 Миасса Людмила КРАСНЕНКОВА.

По ее словам, в последнее время работа психологов в школе была усилена в связи с появлением «групп смерти» и опасных игр в подростковой среде: увеличено число консультаций родителей, проводятся беседы с детьми об их увлечениях и интересах. Одна из психологов школы ранее работала в психоневрологическом диспансере, есть практика работы с детьми с неврологическими заболеваниями, что помогает определить в школьной среде «группы риска».

– Такие организации, как ЧИППКРО и ОЦДиК, сегодня организуют специализированные обучающие курсы и консультации на тему, как выстраивать работу с родителями и детьми по актуальным проблемам, в том числе «группам смерти», – говорит педагог-психолог школы № 3 Коркино Елена ЭРДЛЕ. – Нельзя напрямую говорить с ребенком об опасных играх и группах в Интернете, чтобы это не стало «рекламой». Если будет высокий уровень доверия между матерью и ребенком, ни один призыв извне к суициду не пройдет незамеченным и родители смогут вовремя обратиться к специалисту.


Поймать сигнал

О необходимости возврата ставок педагогов-психологов заговорили после того, как в обществе накалилась ситуация с созданием «групп смерти» в Интернете, получивших опасную популярность среди подростков. Тема детских суицидов вновь стала № 1 в ежедневной повестке профильных ведомств. Эксперты столкнулись со сложностью, что в законодательстве до сих пор не закреплено определение суицида.

– Человечество давно знает проблему суицидов, которая берет начало в античные времена, – говорит педагог-психолог Областного центра диагностики и консультирования, председатель челябинского регионального отделения Федерации психологов образования России Виктор СИДОРЧУК. – На разных этапах развития менялось определение суицида. Одно из самых современных гласит, что это сложномотивированный поведенческий акт, связь социальных, биологических, психологических факторов, в основе которых всегда лежит социально-психологическая дезадаптация личности.

По словам педагога-психолога, наиболее часто возникают мотивы суицидального поведения в подростковой среде: дети вступают в совершенно новый для себя этап жизни, который зачастую характеризуется как сложный переходный период, и то, что в этот момент творится с подростком, – это не его вина, а его беда. Он зачастую сам не знает, как с собой совладать. Современная обстановка, семейное окружение и социум ставят перед ним все новые задачи, которые иногда оказываются трудноразрешимыми.

psiholog_t2.jpg

В период полового созревания немаловажную роль играет неравномерное физиологическое и биологическое развитие ребенка. Особое внимание требуется обращать на подростковую аффективность. Дело в том, что аффект – это эмоциональный взрыв, который наступает независимо от воли человека и происходит пикообразно, у подростков аффектация менее управляемая, чем у взрослых. В этот момент подростка очень сложно «поймать», и только профессиональный психолог может определить с точностью те сигналы, которые свидетельствуют об искажении нормы. Профилактика педагога-психолога должна быть направлена на то, чтобы подросток был готов сгладить пиковые моменты своей жизни.

– Если говорить о подростках из группы риска – это дети, переживающие длительные острые психологические ситуации, подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства с психопатическими реакциями, – говорит Виктор СИДОРЧУК. – В какой-то степени это проблема на грани психологии и психиатрии, но знать и учитывать ее в своей работе должен каждый школьный психолог.

На базе психоневрологической больницы в Челябинске сегодня регулярно проводятся «школы здоровья», на одной из последних были озвучены тревожные данные: 45 процентов от общего числа подростков, попадающих на лечение в психоневрологический диспансер, страдают шизофреническими расстройствами, что еще раз подтверждает медицинские корни проблемы.

Психологи даже выделяют особый вид шизофрении – «подростковая», которая обостряется в возрасте 11–12 лет. На базе Областного центра диагностики и консультирования проводились исследования по определению личностных особенностей подростков, которые способны «подтолкнуть» к суициду. Из 600 опрошенных школьников-подростков к неустойчивому (эмотивному) типу по результатам исследования были отнесены 53,3 процента, к демонстративному – 15,7, к возбудимому – 41,7.

Школьным психологам необходимо внимательно относиться к любому контингенту, с которым приходится работать в образовательной организации, считают в ОЦДиК. Так, демонстративный тип, который зачастую сопровождается шантажом родителей, угрозами попытки суицида, не должен оставаться бесконтрольным. 


Заявление о суициде в любом виде – крик о помощи, значит, нужно включаться в проблему, помочь разобраться в ней, считают профессиональные психологи. 


Возбудимый тип – наиболее опасный, когда ребенку не хватает острых ощущений, адреналина, и он готов попробовать новые острые ощущения. В этот момент внимание подростка крайне важно переключить на занятие спортом, сплавы, горный туризм. Специалисты отмечают: если раньше к группе риска относились подростки с такими зависимостями, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, то в последнее время появился новый вид – компьютерная зависимость, которая несет в себе угрозу попадания в суицидальные сообщества в Сети.


Защита в Сети

На федеральном уровне ищут подходы создания мощного заслона от негативной информации и опасных призывов в Интернете. Накануне депутаты Госдумы РФ приняли в первом чтении ряд законопроектов, направленных на ужесточение ответственности за склонение детей к суициду: администраторам «групп смерти» в соцсетях и организаторам смертельно опасных игр грозит уголовная ответственность. Один из законопроектов ужесточает ответственность за склонение к совершению самоубийства, другой направлен на создание комплекса мер по выявлению таких преступлений и их профилактику.

Стремительно увеличивается количество запрещенных ресурсов Роскомнадзора: если в конце 2016 года в реестре значилось около 52 тысяч опасных сайтов и доменов, то к середине февраля этого года их количество превысило 60 тысяч. Свыше 4,7 тысячи записей содержат запрещенную информацию о способах совершения самоубийства и призывы к нему.

– Сегодня появляются новые угрозы психическому и физическому здоровью детей, среди которых интернет-зависимость, увлечение играми в альтернативной реальности (ARG), повышенный суицидальный риск. Родители и педагоги неизбежно сталкиваются с подобными вызовами, и психолог – это как раз тот специалист, который оказывает психологическую помощь и поддержку детям, их родителям и педагогам, помогает справиться с трудностями взросления и жизненного выбора. Психологи необходимы в образовательных организациях сегодня как никогда, – считает завкафедрой специальной и клинической психологии ЧелГУ Михаил ОВЧИННИКОВ.

По его словам, во ФГОС дошкольного, начального и общего образования определены психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ, среди которых вариативность направлений, диверсификация уровней и вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Законодательством установлены формы психолого-педагогического сопровождения: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза. Тем самым очевидна необходимость деятельности педагога-психолога в школе.

«Психолог ежедневно сталкивается с поведенческими и эмоциональными проблемами детей, девиантным поведением, снижением их учебной мотивации, конфликтами, трудностями профессионального самоопределения, – говорит Михаил ОВЧИННИКОВ. – Перечень задач, решаемых психологом в школе, очень масштабен, и сегодня крайне опасно его приуменьшать».

dubrovin.jpg  Председатель Общественной палаты
Челябинской области
Олег ДУБРОВИН:

– Детское и подростковое самоубийство всегда вызывает ужас у окружающих. Глубоко убежден, что лучший способ избежать трагедии – это быть своему ребенку лучшим другом, больше с ним общаться, искренне интересоваться тем, что его волнует. Однако на уровне законодательной власти тоже необходимо принимать меры. Мы поддерживаем инициативу по ужесточению ответственности за склонение детей к самоубийствам, необходимость возврата в школы детских психологов, открытие центров психологической помощи подросткам в каждом муниципалитете региона. Также крайне важно расширять возможности получения бесплатного образования специалистов этой области.


Теги: профстандарт, психолог, профессия, школа
Автор  Алла РОМАНОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD