Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Август 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

На особом положении

10 августа 2017

На муниципальном уровне буксует процесс открытия центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям.

d_ovz_t.jpg

Полномочия по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ два года назад передали с областного на местный уровень. За это время ППМС-центры появились только в 8 из 43 муниципалитетов

Бег с препятствиями

Новые муниципальные центры, согласно региональному закону, призваны были объединить дефектологов, психологов, сурдологов и других узких специалистов под одной крышей, чтобы оказать необходимую помощь детям с ОВЗ.

– В настоящее время только в восьми муниципальных образованиях области созданы ППМС-центры, – говорит начальник управления начального, основного, среднего общего образования регионального Минобра Елена ТЮРИНА. – Основная причина столь низкой активности территорий кроется в дефиците квалифицированных кадров: в районе могут попросту отсутствовать такие узкие специалисты, как дефектолог или сурдолог.

В условиях нехватки специалистов муниципалы ищут альтернативные формы организации ППМС-помощи детям с ОВЗ. К примеру, организуют коррекционные занятия вне уроков с такими детьми при обычных школах. В этой ситуации областное финансирование, направляемое для оказания ППМС-помощи на местах, распределяется сразу между несколькими образовательными учреждениями, где есть психолог или логопед, дефектолог.

В отдельных территориях пошли на хитрость: чтобы не распылять деньги по разным организациям, определяют базовое образовательное учреждение, в котором есть и кадры, и необходимые компетенции. По такому пути пошли в Варненском и Карталинском районах, где есть сильные школы, которые доминируют по качеству образования, а значит могут быть с наименьшими затратами адаптированы для занятий с особыми детьми.

– Есть норматив затрат на одного обучающегося ребенка с ОВЗ, он един для любой формы организации коррекционного обучения, конечно, в идеале это должен быть ППМС-центр в территории, но не всегда есть возможность создать юрлицо, объединить кадровый состав, найти помещение, – говорит Елена ТЮРИНА.

По ее словам, сегодня деятельность регионального министерства образования направлена на то, чтобы услугу по оказанию ППМС-помощи сделать максимально доступной даже в самых удаленных муниципальных образованиях области, чтобы не приходилось родителям с особыми детьми обращаться за помощью в соседние территории или областной центр, что приводит к лишним тратам времени и денег. Чтобы стимулировать муниципалитеты к созданию ППМС-центров, в систему оценки органов МСУ в Челябинской области включили такой показатель, как создание доступной образовательной среды, который подразумевает не столько комфортную архитектурную среду для детей с ОВЗ (оборудование пандусами, специальными поручнями, большими дверными проемами), но главным образом – образовательную.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» гарантирует получение доступного и качественного образования каждому ребенку, поэтому любой родитель на законных основаниях может потребовать от организации предоставить образовательные услуги ребенку с ОВЗ даже в случае, если диагноз предполагает нарушения интеллектуального развития. В Челябинской области есть прецеденты, когда родители таких детей в суде отстаивали право ребенка обучаться в обычном классе в рамках инклюзии, требуя создания необходимых условий. В настоящее время 51,2 процента обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов получают образование инклюзивно в общеобразовательных организациях области. Всего в регионе насчитывается около 42 тысяч детей с ОВЗ, из них 25 тысяч обучается в специализированных коррекционных школах, при этом количество детей с ограниченными возможностями с каждым годом растет. По данным Минобрнауки области, количество обращений в последние годы в ПМПК (психолого-медико-педагогические комиссии) значительно увеличилось.


Выявить и исправить

«В обществе изменились стереотипы: родители стали меньше бояться определенных диагнозов, они осведомлены, что многие отклонения в здоровье ребенка на ранней стадии можно скорректировать, поэтому важно как можно раньше их выявить и вовремя оказать квалифицированную помощь», – отмечает начальник службы инклюзивного образования регионального Минобра Ирина ОРЕХОВА.

На раннее выявление отклонений в здоровье нацелена работа ПМПК, которые сегодня работают практически во всех муниципалитетах. О деятельности таких комиссий знают в детских медучреждениях, и если фиксируются признаки болезни, местные педиатры направляют таких детей в ПМПК. В ее функции включено определение группы риска и рекомендация индивидуальной образовательной программы ребенку. Последние годы ПМПК также прописывает в заключении необходимые условия обучения ребенка с ОВЗ, которые должны быть созданы в образовательной организации.

– Работа комиссии финансируется исключительно из муниципального бюджета, в части территорий созываются временные ПМПК, к примеру, перед началом учебного года. Но есть и такие муниципальные образования, где до сих пор комиссий нет, а родители с больными детьми вынуждены ездить в соседние территории или в Центральную ПМПК, – говорит Ирина ОРЕХОВА.

В восьми муниципалитетах ПМПК не работают, среди причин – отсутствие квалифицированных кадров. При этом муниципальная комиссия в отличие от ППМС-центра может и не иметь в штате полного состава узких специалистов, этого и не требуется, так как в территориях такие структурные подразделения зачастую имеют общий профиль. В комиссии общего профиля обязательно должен быть логопед, педагог-психолог, дефектолог, врач психиатр, потому что только на основе медицинского диагноза можно рекомендовать специальную образовательную программу. Возможно организовать прием детей врачом удаленно, по месту основной работы специалиста, который после обследования ребенка передаст итоговое заключение в ПМПК, в принципе закон это позволяет.


– У нас в регионе отдельные руководители муниципалитетов предпочитают «закрывать ушки», как обычно делают дети-аутисты, и делать вид, что проблема отсутствия ПМПК в территории разрешится сама собой, но этого не произойдет, если не предпринимать хоть какие-то шаги в работе по ее созданию, – говорит руководитель школы-интерната № 4 в Челябинске Светлана ПОТАПЧУК.


Она подтверждает: количество ребят с ОВЗ в последнее время в регионе только растет. Если раньше в школу-интернат, который является муниципальным учреждением, при наличии свободных мест дополнительно принимали обучаться детей из области, то последние годы такой возможности не стало. В этом году в интернате откроется сразу шесть первых классов разных вариантов: наполняемостью по 12 человек для детей с нормой развития и по пять, где выявлены отклонения интеллектуального развития.

– В Челябинской области удалось сохранить комплексную систему коррекционных учреждений: за последние пять лет ни одно из них не было закрыто, хотя в других российских регионах наблюдается противоположная ситуация, – говорит Светлана ПОТАПЧУК. – Региональные власти придерживаются четкой позиции: сохранить комфортные условия для обучения особых детей в коррекционных учреждениях, параллельно внедряя новые направления на базе школ. Речь идет об инклюзивном образовании.

На Южном Урале сохранен прежний норматив финансирования для специализированных учреждений и разработан новый – для общеобразовательных учреждений, где обучаются дети с ОВЗ. Поэтому директорам школ стало выгодно показывать в отчетности, что у них в школе обучается особый ребенок, хотя раньше зачастую такие дети сидели на задних партах и оставались на второй год. По мнению экспертов, это также способствовало росту выявляемости детей с отклонениями в регионе.


Фильтры профстандарта

Профессиональный стандарт педагога предусматривает в числе обязательных компетенций учителя следование в работе принципам инклюзивного образования. Мягко говоря, большая часть педагогов области до недавнего времени имела крайне размытые представления об инклюзии, а опыт работы с особыми детьми имели единицы. Стараясь наверстать упущенное, многие учителя устремились на курсы повышения квалификации в ЧИППКРО, за дополнительным образованием в Челябинский госуниверситет, магистратуру ЮУрГППУ. На базе педагогического вуза не первый год готовят кадры для работы с особыми детьми, создан факультет инклюзивного и коррекционного образования.

– Поток желающих поступить на заочное отделение факультета возрос в разы в связи с тем, что в новом законе об образовании прописано, что педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обязательно должны иметь дефектологическое образование. У нас и до этого никогда не было дефицита студентов, но сейчас конкурс на место очень высокий, – говорит декан факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ Наталья СОШНИКОВА.

По ее словам, в этом году в вузе открыли еще одно направление магистратуры по запросу образовательных учреждений – инклюзивное образование детей с ОВЗ. На заочном отделении дополнительно ввели набор студентов по таким специальностям, как олигофренопедагоги и спецпсихологи.

Подготовка дефектологов осуществлялась на факультете коррекционной педагогики профильного вуза с 2002 года. В прошлом году произошло слияние двух факультетов – к коррекционному присоединили факультет социального образования, но набор на дневную очную форму обучения продолжили только по специальному дефектологическому. На факультете инклюзивного и коррекционного образования были созданы очная и заочная формы обучения, бакалавриат и магистратура.

На факультет социального образования два года назад полностью прекратили набор студентов на очное отделение из-за низкой востребованности специальности, хотя выпуск студентов данной профессии в вузе пока еще продолжается.


В настоящее время в педагогическом вузе инклюзивному и коррекционному образованию обучаются около тысячи студентов.


– Потребность в таких специалистах очень велика не только в области, но и за ее пределами. Мы готовим наиболее востребованных в стране логопедов, дефектологов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, – говорит Наталья СОШНИКОВА. – Однако переход на двухуровневую систему обучения внес коррективы в подготовку таких кадров для образовательных организаций.

В настоящее время директора школ мало себе представляют, могут ли они брать на работу специалиста, закончившего бакалавриат. По международным стандартам бакалавр не может самостоятельно вести консультирование и коррекционную деятельность, тем более в отношении детей, а может выступать только в качестве помощника магистра. К этому, к примеру, обращены и современные профстандарты: вступивший в силу стандарт педагога-психолога не позволяет работать в образовательной организации, имея образование ниже специалитета. Поэтому в вузе сегодня настоятельно рекомендуют своим студентам продолжать обучение в магистратуре, чтобы в дальнейшем была возможность трудоустроиться в коррекционные школы и детсады, частные организации. Вразрез с требованиями рынка труда большинство студентов ограничивается ступенью бакалавриата: в прошлом году выпуск с бакалавриата факультета превысил сотню человек, побив многолетние рекорды.

d_ovz_t-2.jpg


В режиме нон-стоп

Стремясь оптимизировать муниципальные расходы на содержание ПМПК, в некоторых муниципалитетах рассматривается решение о прекращении работы комиссий, обсуждается, насколько целесообразна их работа. Так, в Сосновском районе ПМПК закрыта. Детей из Верхнеуральского, Агаповского, Карталинского районов родители за собственный счет возят на заседания ПМПК в Магнитогорск.

– Мы работаем в режиме нон-стоп, – говорит руководитель ППМС-центра в Магнитогорске Ирина ШПЕРХ. – У нас нет дефицита специалистов, наоборот, люди хотели бы трудоустроиться в ПМПК и ППМС-центр Магнитогорска, но тарифная составляющая складывается таким образом, что пока введение новых ставок невозможно. Нагрузка на специалистов центра очень большая, приходится работать в выходные дни.

В настоящее время в ПМПК Магнитогорска работают 13 педагогов, в ППМС-центре трудоустроено 20, но этого количества специалистов недостаточно, чтобы закрыть потребность в оказании данного вида помощи детям города, не говоря о том, что в центр Магнитки съезжаются дети из соседних районов.

– Услуги центра очень востребованы, работа ППМС-центра отличается от работы школьных психологов в школах, – говорит Ирина ШПЕРХ. – Магнитогорский опыт уникален тем, что нам удалось на базе центра начать координировать работу всех школьных психологов.

По аналогии выстраивается работа ППМС-центров в Самарской области, где в некоторых муниципальных образованиях пошли еще дальше – там вовсе сократили ставки школьных психологов, вменив их обязанности педагогам ППМС-центра. Но такой подход в работе сегодня противоречит видению федерального Министерства образования и науки, настаивающего на введении психологических служб в каждом образовательном учреждении. Это связано с особой тревожностью в обществе после появления детских групп смерти и склонения детей к суицидам, за которое в России уже введено уголовное наказание.

Сегодня в магнитогорский ППМС-центр раз в неделю съезжаются на совещание педагоги-психологи городских школ и детских садов, чтобы совместно со специалистами центра обсудить план мероприятий на предстоящую неделю. По мнению экспертов, координация работы детских психологов крайне важна: это позволяет систематизировать работу профессионалов и в более короткие сроки добиться результатов, к тому же опыт специалистов центра более профессионален и может быть адаптирован на базе городских школ. Помимо этого педагоги центра на безвозмездной основе выезжают в те городские школы, где ставки педагогов-психологов были сокращены.

dety_OB3_t.jpg


Теги: ППМС-центр, ОВЗ, инклюзивное обучение
Автор  Алла РОМАНОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD