Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Декабрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наши партнеры

Наши мероприятия

Документальные отношения

10 октября 2017
Сложные вопросы педагогов часто имеют простые решения.

Председатель Пермской гражданской палаты, юрист-консультант регионального правозащитного центра Сергей МАКСИМОВ рекомендует педагогам решать проблемы до того, как они возникли. Юрист ведет интернет-приемную и приводит ответы на самые часто задаваемые вопросы.

Оплата за помощь
в проведении ЕГЭ
Трудовое законодательство не требует отдельного пункта по сохранению зарплаты для педагога, которого привлекают к проведению ЕГЭ или ОГЭ, поскольку действие договора, заключенного между школой и педагогом, при этом не прекращается. Соответственно ему должны выплатить оклад и все стимулирующие, какие предусмотрены локальным актом школы.

doc_otn_t.jpg

На учителя, которого привлекают к работе в организации ОГЭ или ЕГЭ, должны издать приказ о возложении дополнительных функций. Вопрос может возникнуть с доплатами, которые работник имеет право получить в связи с дополнительными задачами. Поэтому в приказе должна быть оговорена и оплата труда. Но поскольку приказ готовится в министерстве, то лучше всего оговаривать систему вознаграждений за дополнительные задачи сотрудников в локальных коллективных договорах школы. Причем нужно всегда настаивать на оформлении официальных документов. В противном случае вопросы оплаты будут носить необязательный характер: в одних случаях директора будут удовлетворять запросы сотрудника, в других отказывать. Так и работники могут не согласиться на дополнительную нагрузку, если не знают, получат ли поощрение. В законодательстве не так много пунктов, согласно которым человека можно заставить выполнять дополнительные задачи без его согласия. Это возможно только в случае форс-мажорных обстоятельств – катастрофы природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, голод, землетрясение, эпидемия или эпизоотии, а также в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь. Так как ЕГЭ не является форс-мажорным обстоятельством, то работника нельзя привлечь против воли. Чтобы избежать проблем, стоит оговорить эти вопросы в коллективном договоре организации.

Замещение
временно отсутствующего педагога
Здесь также необходимо согласие работника, за исключением форс-мажорных случаев, о которых мы упомянули выше. Почему в этой ситуации возникают вопросы и разногласия? Потому что вместо заключения дополнительных соглашений часто прибегают к устной договоренности. Например, директор обращается к педагогу: мол, вы замените, а мы потом вас отпустим. Если учитель доверяет своему руководству, то можно не обращаться к дополнительному приказу. Но тогда надо быть готовым к тому, что однажды эта схема не сработает и не хватит, например, денег на компенсацию и дополнительный день отдыха не дадут, потому что остальные учителя заболели, уволились или что-то еще случилось.
Чтобы этих ситуаций не произошло, все-таки лучше заключать дополнительное соглашение. Это разумно и несложно. 


Просто сказать: «Я готов выйти, но чтобы избежать нюансов и сложностей, давайте оформим допсоглашение с указанием выплаты, которую я получу».


Часто педагоги сетуют, что им неловко просить начальство о письменном указании выплаты. Поскольку ситуации с заменами бывают регулярно, можно обсудить решение этого вопроса на собрании педагогов. Избежать субъективных проблем, связанных с неудобствами, можно с помощью коллективного договора, в котором надо обозначить ситуации с заменой учителей. Работникам придется выбрать арбитра, который станет связующим звеном между ними и директором и будет следить за соблюдением договора.

Дополнительные функции
при неполной нагрузке
Если учитель, находящийся на неполной ставке, не желает брать дополнительную нагрузку даже с учетом доплаты, то без его согласия заставить его трудиться больше нельзя. Но должно быть заявление работника на согласие работать по неполной нагрузке.

Режим работы
и рабочее место
Самый частый вопрос: сколько все-таки работник должен находиться на рабочем месте? То ли 36 часов, которые установлены для него 333-й статьей Трудового кодекса, как для работника с сокращенным рабочим днем (в зависимости от должности часы различаются – прим. автора), то ли 18 часов – согласно учебной нагрузке по приказу Минобрнауки от 18 декабря 2014 года.
Законодательство предусматривает две нормы. Первая – выполнение учебной нагрузки. С ней, как правило, вопросов не возникает, работники даже стремятся добавить себе часы. А вот что должен делать педагог, если все уроки отвел, учебную нагрузку выполнил и ему больше не нужно находиться на рабочем месте? Ведь он считает, что может проверять контрольные работы дома. 536-й приказ Минобрнауки утверждает, что его присутствие в организации в таком случае не требуется, если нет каких-либо мероприятий, определенных локальными актами школы.
В рамках этого вопроса есть еще две проблемы, не решенные трудовым законодательством.
Первая проблема: что такое рабочее место педагога? Оно должно быть оговорено в трудовом договоре, но это происходит не всегда. Поэтому при устройстве на работу стоит обратить внимание на этот момент. Даже если написано, что рабочее место – это образовательное учреждение, то стоит уточнить, где в этом учреждении конкретно должен размещаться учитель. Чаще всего школа предоставляет педагогу класс для выполнения своих функций. Но классов в школе не хватает, и педагога периодически просят освободить помещение на время какого-то другого урока. Выходит, у работника нет рабочего места.
Пока вопрос с рабочим местом сотрудника не решен, то и вопрос, должен ли работник находиться в школе после уроков, суды решают по-разному. Если директор хочет уволить педагога за то, что тот отсутствовал, то суды вероятнее всего встанут на сторону учителя, ведь работодатель не определил его рабочее место.
Вторая проблема: работник должен помимо основных функций, связанных с обучением детей, выполнять и другие задачи, в том числе повышать свою профессиональную квалификацию. А на рабочем месте, даже если оно определено, зачастую это невозможно. Он должен посещать образовательные курсы или ходить в библиотеку. Поэтому решение вопроса о пребывании педагогов на работе лучше всего переносить в рамки коллективного договора. Приложением к договору является локальный нормативный акт, который называется «Правила внутреннего трудового распорядка». В них и должно быть описано, где же все-таки работник должен находиться при выполнении обязанностей, не связанных с учебной нагрузкой.

Отчеты учителей
и детей о страницах в соцсетях
Данные сферы деятельности педагогов и школьников законодательством не регулируются.


Поэтому требовать от учителя слежки за учащимися и предоставлять отчеты о своей странице в социальных сетях школа не может.


Это будет допустимо, только если организация примет кодекс моральной этики педагогического работника. Тогда у руководства появится право требовать от учителей соблюдения указанных в кодексе правил. Пока такого документа не принято, педагог может отказаться следить за учениками и предоставлять информацию о своей странице в соцсети.
Но надо учитывать, что страница учителя в Интернете часто является наполовину рабочей. Педагоги обращаются со своей страницы к родителям школьников и самим школьникам, поэтому дело чести думать над тем, что выкладывается на «стену». Есть практика, когда компании привлекали работников к ответственности за опубликованные фотографии с пивом или нецензурные посты. Какие-то записи можно просто закрывать от посторонних. Многие учителя заводят две страницы – одну для работы, другую – личную.
Что касается слежки за поведением учеников в Интернете, то надо понимать, что за пределами школы начинается их личная жизнь. Собирать отчеты о социальных сетях – это, по сути, вторжение в личную жизнь и превышение полномочий. Поэтому наблюдать за активностью ребенка в Сети – все же прерогатива родителей. Если вдруг учителя настораживает состояние ребенка, то он может за рамками своих обязанностей посмотреть, что происходит на странице школьника в Интернете. И если какие-то записи вызовут беспокойство, то тогда принимать меры.

Нужна правовая защита.
Что делать?
Предлагать решение, когда педагог уже попал в неприятную ситуацию, как правило, поздно. Поэтому действия по защите собственных прав нужно предпринимать заранее! Часто работники знакомятся только с индивидуальным трудовым договором, а на все остальные документы, которые регулируют трудовую деятельность внутри коллектива, не обращают внимания. Поэтому перед тем, как заключить договор, обратитесь в профсоюз организации. Просто зайдите и скажите: «Я собираюсь устроиться на работу, мне надо заключить трудовой договор, подскажите, на что обратить внимание?»
Если все же возникает какая-то проблема с нарушением прав, то лучше сначала обратиться к своему руководителю, проговорить свою позицию. А уже следующим шагом, если вопрос принципиальный, можно обратиться в трудовую инспекцию либо использовать неприятную ситуацию в качестве опыта, чтобы в другой раз оформлять все необходимые документы сразу. 

Теги: право, ТК РФ, законодательство
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD