Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Последний рубеж

18 октября 2017

ФГОСы общего образования перестанут быть рамочными документами – их дополнят конкретным содержанием. Стандарты для 1–9-х классов в новой редакции прошли общественное обсуждение, а первые изменения для старшей школы уже приняты Минобрнауки России.

rubezh_t.jpg

Поправок во ФГОС среднего общего образования, в отличие от стандартов начальной и основной школы, не так много, и связаны они с инициативами министра образования Ольги ВАСИЛЬЕВОЙ.

Так, в учебный план включен базовый предмет «Астрономия», который раньше входил в перечень дополнительных. Список личностных результатов дополнен понятием «антикоррупционное мировоззрение», уточнено название учебного предмета «Математика» (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию).

Особенно интересны изменения стандарта для старших классов будут школам, где ФГОС вводят с опережением – с 1 сентября. В Челябинской области в апробации участвуют более 1 700 детей из 53 школ. Это учебные заведения, которые находятся в эксперименте уже много лет, но даже они пока не понимают до конца, как будут учить десятиклассников по новой системе и не навредит ли она им при сдачи ЕГЭ.


Учеба в профиль

ФГОС для старшей школы стал самым революционным из трех принятых. Обсуждение проекта стандарта затянулось на рекордные 1,5 года. Авторы писали и переписывали документ снова и снова, пытаясь найти компромисс между своими желаниями и требованиями педагогической оппозиции. В итоге в 2012 году появилась третья и окончательная версия документа, которая растеряла свою радикальность, но от этого не стала более консервативной.

Над созданием провокационного стандарта трудилась большая группа ученых в области психологии, педагогики и других смежных наук во главе с тогдашним генеральным директором издательства «Просвещение» Александром КОНДАКОВЫМ. В основу авторы положили исследования отечественных ученых, в том числе Льва ВЫГОТСКОГО, Даниила ЭЛЬКОНИНА, Леонида ЗАНКОВА, которые применялись ранее исключительно в начальных классах.

Стандарт предписывает школе выбрать один или несколько профилей из предложенного перечня (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и так называемый универсальный) и обучать школьника по каждому из них в течение минимум 2 170 и максимум 2 590 часов. При этом оговаривается, что учебный процесс должен быть диверсифицирован на четыре взаимосвязанных уровня – индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации.

Универсальный профиль придуман разработчиками для школ, где набирают только один 10-й класс, поэтому туда приходят учиться дети, которые желают получить профильную подготовку в разных областях. Открытие универсального профиля ставит перед школами грандиозную организаторскую задачу: составить расписание для детей и учителей таким образом, чтобы для занятий нашлось и удобное место, и время. Особенно это сложно для тех учебных заведений, которые работают в две смены. 


ФГОС написан во многом с оглядкой на новый тип зданий школ, где кабинеты будут легко трансформироваться, а дети учатся в одну смену. При этом вопросов, куда посадить маленькую группу учеников, не возникнет.


В Рощинской средней школе Сосновского района, где учатся 885 детей, педагоги видят только один выход для решения проблемы – выводить занятия по профильным предметам во вторую половину дня. По-другому не найти помещений. С утра для старшеклассников будут идти уроки по базовым предметам.

«На начало августа в 10-й класс к нам пожелали поступить 19 человек, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе рощинской школы Наталья КЛОЧКОВА. – Вероятно, ближе к сентябрю у нас добавится еще 4–6 заявлений от детей. В них школьники прописывают, какие предметы они хотят изучать углубленно. На основе этих пожеланий мы будем формировать профильные группы. Уже ясно, что в школе будут созданы группы по углубленному изучению физики, биологии и химии. Не исключаю, что одному-двум ученикам понадобится какой-нибудь другой предмет, к примеру, английский язык. В этом случае для такого ребенка будут организованы индивидуальные консультации учителя-предметника».


Предметный
дефицит

Идея разработчиков ФГОС о том, что школьник будет сам выбирать предметы для изучения в 10–11-х классах, вызывала наибольшее сопротивление учителей на этапе обсуждения стандарта. Педагоги в один голос твердили, что старшеклассники к такой ответственности не готовы. И в 2012 году в окончательной редакции документа идея выбора была как будто бы похоронена.

ФГОС предписывает, что при максимальной учебной нагрузке не более 37 часов в неделю школьник должен освоить до 12 учебных предметов (в прежней программе по так называемым федеральным компонентам их было 13, а в принятом в 2012 году ФГОСе – 10). При этом в перечень необходимо включить как минимум по одному базовому предмету из шести предметных областей: «Филология», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности». При этом независимо от профиля все дети должны изучать русский и иностранный языки, литературу, математику, историю, физкультуру, ОБЖ и астрономию. При выборе профильного обучения в этой дюжине должно оказаться до 4 предметов углубленного изучения.

Из учебных планов фактически выбрасывается такой предмет, как «Технология». Вместе с дисциплинами «Искусство», «Психология», «Дизайн», «История родного края» и другими его перевели в разряд дополнительных учебных предметов. Кроме того, в предметных областях заявлены как базовые «Экономика», «Право», «Естествознание» и абсолютно новый курс «Россия в мире», который можно выбрать вместо обычной истории.

В школе № 15 Челябинска курс будут изучать во всех открытых профилях: естественнонаучном, технологическом и социально-экономическом. «С 5-го по 9-й класс дети проходят всю историю и заканчивают цикл, – объясняет выбор учебного заведения заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 15 Ольга ТОРЯНИК. – «Россия в мире» позволяет на базовом уровне посмотреть нашу страну в общемировом контексте».

Новый предмет сравнивают с «Кратким курсом ВКП(б)» и упрекают в излишней идеологичности. Создатели программы подчеркивают: курс направлен на то, чтобы школьник в контексте мировой истории и культуры понял хронические болезни российского общества, проанализировал способы, которыми в России решали глобальные проблемы. Этот предмет призван завершить гражданское становление ребенка, научить вести конструктивный диалог, дискуссию, формировать свою собственную точку зрения и ее отстаивать. О том, формирует ли курс эти навыки на практике, пока говорить рано. «Россию в мире» школьникам начнут преподавать только в этом году.

По ФГОС из привычного нам учебного плана старшеклассников выпадает часть предметов, зато по другим нагрузка распределена сильнее. Так, в гуманитарном профиле школьники могут вовсе не изучать химию, физику и биологию, а выбрать интегрированный курс «Естествознание», в то время как, к примеру, в технологическом профиле с углубленными курсами математики, информатики и физики старшеклассники могут отказаться от обществознания и географии, выбрав курс «Россия в мире». А это значит, что с выбором вуза и направления школьникам необходимо определиться еще в 9-м классе, поскольку в 10-м или 11-м у него не будет возможности передумать. Ребенок, который изучал естествознание вместо химии, физики и биологии, не сможет получить допуск к ЕГЭ по этим предметам.

«ФГОС делает 10-й и 11-й классы очень узкопрофилированными, к чему я отношусь крайне негативно, – говорит учитель биологии и географии школы № 2 Сима Ашинского района Ксения ПУДОВКИНА. – Старшая школа – это не только подготовка к ЕГЭ, но еще и мощное базовое образование. И даже приближенность ФГОС к обучению в вузе не стыкуется с реальной ситуацией, которая есть в наших университетах, где на 1-м курсе дети учат все предметы, независимо от специальности. Кроме того, прослеживается явное несоответствие посылов в самой системе. В Москве заявляют о нацеленности на мощное базовое образование и вводят ВПР для 11-классников по предметам, которые они не сдают на ЕГЭ. Как ребенок справится с работой по биологии или географии, если он изучал только естествознание?»

Педагог также опасается, что учителя столкнутся с ситуацией, когда ученики будут игнорировать базовые предметы и в лицо говорить, что им эти знания не нужны, поскольку они не сдают ЕГЭ.

К слову, тем учителям общеобразовательных школ, которые будут преподавать профильные предметы впервые, тоже придется несладко. И речь идет не только о перестройке манеры преподавания, когда учитель – лишь организатор урока, а ведущую роль играют дети. Применяется или нет этот подход, уже зависит от конкретной школы и учителя. Программа предусматривает не только увеличение часов на профильные дисциплины в 2–3 раза, но и более глубокое изучение тем на уровне первых курсов вуза. Поэтому учителям потребуется освежить не только свои педагогические, но и предметные знания.

rubezh_t2.jpg


Исследовательский
мейнстрим

Вместе с учебной деятельностью школам придется организовать внеурочку в объеме 700 часов за два года. Примечательно, что разработчики стандартов отказались от лимитирования времени во внеурочной деятельности в рамках одной учебной недели, что дает школам возможность для широкого маневрирования. Однако несмотря на это, вопрос, как организовать внеурочку для подросших учеников, оказался сложным для школ. Особенно для тех, где профильные предметы вынесены на вторую половину дня. Для посещения кружков и секций в старших классах у школьников может просто не хватить времени.

«Внеурочка в каком-то виде у детей однозначно будет, – считает директор Рощинской средней школы Любовь БОРИСКОВА. – Нашим ребятам будут зачитываться занятия в организациях дополнительного образования, в наших кружках. Проблема в том, что у нас есть дети на подвозе. Автобус ходит по расписанию, поэтому оставлять таких старшеклассников в школе будет проблематично. В любом случае к организации внеурочки для каждого ребенка придется подходить индивидуально». Директор также добавляет, что в часы внеурочки можно будет учитывать участие в школьных мероприятиях, поездки с классным руководителем.

Однако сложность в том, как это время тарифицировать и оформить документально. До 10-го класса в школах фиксировали как внеурочку лишь занятия в секциях и кружках.

Кроме этого, в рамках внеурочки школьник должен будет подготовить индивидуальный междисциплинарный проект. На него отведено по часу в неделю в 10-м и 11-м классах. При его разработке ребенок должен сформулировать гипотезу, определить цели и задачи своего исследования, рассчитать затраченные ресурсы и планируемые результаты, выстроить процесс реализации проекта, выполнить его и презентовать результат. Проекты могут быть межпредметные или социальные.

«В идеи итогового проекта по сути нет ничего нового. Подобные работы советские школьники начали писать еще в 80-х годах, однако до ФГОС это делали единицы, а теперь требуется, чтобы самой методикой и инструментом исследовательского подхода владели все, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 15 Челябинска Ирина ХОРОШЕВА. – С точки зрения того, что в основных чертах ребенок будет понимать, делать, планировать и показывать продукт, это возможно, даже для троечников. Индивидуальные исследовательские проекты мы с учениками делаем с 7-го класса. И я вижу, что дети даже с небольшим учебным потенциалом очень хорошо раскрываются в этой деятельности. Главное – найти интересную для них тему. Результат поразителен не только в том, что проект вообще сделан, но и в том, насколько сильно приращиваются все компетенции ребенка».

По ФГОС итоговый проект – это форма аттестации ребенка, без которого его не могут допустить до экзаменов. Кроме того, его тема должна быть указана в аттестате. Выпускники 9-х классов (участники эксперимента по внедрению ФГОС основной школы) уже защищали свои работы. Однако им выдали аттестаты старого образца, без упоминания о проекте. Изменится ли что-то в 11-м классе, педагоги пока ответить не могут.

Также непонятно, пригодится ли выпускникам их проект при поступлении в вуз. Идея разработчиков о том, что университеты будут заранее вывешивать направления для создания индивидуальных проектов за год до поступления, а после зачитывать готовые работы как дополнительный бонус при зачислении, пока так и не реализована.

Стандартом также предусмотрено, что старшеклассник будет в обязательном порядке сдавать ЕГЭ не только по русскому языку и математике, но и по иностранному языку, а по всем остальным предметам, изученным за два года старшей школы, ученики будут отчитываться на государственной итоговой аттестации, форма которой остается в стандарте открытой. Однако сам ЕГЭ, как и ОГЭ, по-прежнему нацелен на проверку знаний школьников, а не их умения добывать и анализировать информацию. Поэтому, к примеру, педагоги признаются, что девятиклассников во время подготовки к экзаменам им пришлось переучивать и натаскивать на ОГЭ.


Кроме того, опасения вызывает и сам обязательный ЕГЭ по иностранному языку. В то, что все ученики способны его сдать, по-прежнему верят только в некоторых школах.


Отдельного внимания заслуживает 24-й пункт стандартов «Материально-технические условия», который сформулирован на грани фантастики для современных школ. Так, в каждой из них должны присутствовать учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами, помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством; лингафонные кабинеты; кабинеты профориентации, цеха и мастерские; информационно-библиотечные центры; актовые, спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры и т. д., оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки.

ФГОС старшей школы приняли пять лет назад, однако, как показывает практика, его внедрение спотыкается о целый ряд мелких и крупных проблем. Начиная с физической неготовности школ и заканчивая психологическим отторжением педагогов. При этом до массового перехода на этот стандарт в 2020 году у школ осталось не так много времени.

chipysheva.jpg  Заведующий лабораторией научно-методического
и информационно-аналитического сопровождения
введения ФГОС общего образования ЧИППКРО
Людмила ЧИПЫШЕВА:

– Изменения во ФГОС общего образования, которые ожидаются в 2017 году, станут важным событием. Уже подготовлены проекты изменений в стандарты начального и основного общего образования, в которых представлены уточненные перечни планируемых результатов. Изменения необходимы для конкретизации общих формулировок, чтобы сделать результаты образования каждого ребенка измеримыми. Однако это не значит, что школы должны будут переписать основные образовательные программы. Уточненные результаты достаточно близки с формулировками, представленными в действующих примерных программах. Новой позицией, требующей разработки с учетом существующего опыта, станет программа воспитания.

После утверждения изменений Минобрнауки Челябинской области ЧИППКРО подготовит методические рекомендации для школ о том, какие изменения необходимо внести в основные образовательные программы.


Теги: ФГОС, ЕГЭ, стандарт
Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD