Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Май 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Наши партнеры

Наши мероприятия

Юродивый или святой?

10 мая 2017

Победитель «Большой книги-2012» достоин нового витка популярности.

Впервые услышала о романе Евгения ВОДОЛАЗКИНА «Лавр» около трех лет назад, а недавно получила в подарок эту книгу и рада состоявшемуся «знакомству»: не простила бы себе, если б такое произведение прошло мимо меня.

vodolazk_t.jpg

Поначалу, наткнувшись на старославянский язык, была ошарашена – со студенческих лет, кроме «Не лепо ли ны бяшете…», не помнится ничего. Однако фраз подобных в романе не так много, как в житие, здесь вообще мало диалогов, и они сродни наскальным рисункам: очень понятные, но явно древние. Автор романа – не обычный писатель, а доктор филологических наук. Но древнерусская речь цепляет только в первый момент, потом воспринимается как необходимый атрибут повествования.

Сюжет книги – путь героя на протяжении 80 лет: от рождения в 1440-м до смерти в 1520-м, путь от деревенского лекаря до святого. Его назвали в соответствии со святцами – Арсением, но на протяжении романа имя он меняет в зависимости от этапа жизни.

Маленький Арсений, потерявший родителей во время эпидемии холеры, воспитывался дедом-травником Христофором, лечившим людей. Они жили в доме, наполненном «ароматами множества трав, сушившихся под потолком, и такого запаха не было больше нигде». Христофор передал свои знания мальчику и был уверен, что внук чрезвычайно талантлив. После смерти деда Арсений продолжил его дело. Способность «облегчать возложением руки боль» завораживала народ: «Это были руки музыканта, которому достался в дар самый удивительный из инструментов – человеческое тело».

Герой был вполне удовлетворен жизнью: «Больные несли ему хлеб, мед, молоко, сыр, горох, сушеное мясо и многое другое, что позволяло не задумываться о еде». А общения со своими пациентами вкупе с «беседами» с дедом возле его могилы Арсению вполне хватало.

И его деятельность во благо и здоровье земляков давала ему силы и энергию. «Прикасаясь к телу больного, руки Арсения теряли материальность, они словно струились. В них было что-то родниковое, остужающее». Когда «слава об удивительных руках» его разнеслась далеко за пределы Рукиной слободки, его стали называть врачом. Автор делает такое уточнение: понятие «врач» происходит от «врати» – «заговаривать».

В Средние века «мор» – как правило, от чумы – был вполне естественным явлением. Однажды в такой вот мор к Арсению пришла девушка из деревни, в которой все вымерли. Отовсюду ее гнали как заразную. Арсений подлечил язвы на теле Устины, и они стали жить вместе. Им было хорошо вдвоем, но они не прошли обряд венчания. Это был великий грех, и платой за него стал мертворожденный сын и смерть Устины при родах. Арсений не хотел более жить… Но люди вскрыли избу, похоронили его близких, и тогда он взял себе новое имя в память о возлюбленной – Устин – и ушел замаливать грех.


Отношение к вере в романе трепетное. Пока жива вера – живет и чудо. 


«Всякое исцеление рождается прежде всего из веры в него», – уверен герой. И религиозные мотивы в книге не приторны и не навязчивы, как бывает в окружающем нас сегодня обществе. Здесь все так естественно и понятно, что образ жизни наших предков воспринимается единственно правильным.

Жизнь свою Устин отныне посвящает врачеванию. «Он входил в деревни, пораженные чумой, и выхаживал больных». Милосердие, любовь к людям и сострадание к ним – только это теперь составляет смысл его жизни. К нему приходит понимание: слабость его молитв приводит к смертям. «Он стал считать себя прямым виновником случившихся смертей и исповедовался ежедневно, иначе груз вины был бы для него непосилен».

И о каждом своем достижении, победе, равно как и о неудаче, он мысленно рассказывал Устине, чувства к которой хранил до последних своих дней. «Как могу, моя бедная девочка, отмолить тебя у Господа, когда сам погружаюсь в пучину? Я ваш единственный здесь молитвенник и только потому все еще не прихожу в отчаяние».

И тогда, уже под именем Амвросия, он становится паломником. Где он только не побывал – от Львова до Иерусалима прошел, и проехал, и проплыл сотни километров.

Но и этого долгого и страшного странствия ему не хватило, чтобы искупить вину перед покойной возлюбленной и мертворожденным сыном. Вернулся он из паломничества седым: «Над переносицей через весь лоб тянулся шрам, который смотрелся как глубокая горькая морщина. Вкупе с появившимися настоящими морщинами шрам придавал его лицу выражение скорбного бесстрастия иконы». Потом пришла старость, когда «тело его уже не так гибко, как раньше. Не так неуязвимо... порой оно чувствовало себя, как будто после ударов. Напоминало о своем существовании нытьем то здесь, то там».

Символично, что он вернулся туда же, откуда начался его земной путь. Долго искал место для поселения, а потом нашел «поляну, окруженную высокими соснами. По краям поляны росли кусты, в гуще которых виднелась каменная пещера. Лучи солнца свободно проходили между стволами сосен, что делало место светлым и спокойным… Собрав хвороста и нарвав травы, сложил их в пещере. И лег там спать, и сон его был безмятежен, как в настоящем доме. И во сне он был счастлив, так как знал, что это его последний дом».

Заключительные страницы романа отчасти повторяют начало взрослой жизни героя – он снова принимает роды, только на этот раз удачно, и, держа на руках новорожденного, уходит в мир иной.


Автор  Татьяна ЛОГИНОВА
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD