Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Август 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

И вечный бой!

07 июля 2017

Школа – место, где «покой нам только снится»?

Krug_t.jpg

Повесть про школу Лии СИМОНОВОЙ «Круг» написана еще в преддверии распада СССР.

Итак, автор знакомит нас с образцово-показательной школой, учителями – вполне себе типичными ее представителями и «трудным» классом, который успешно портит нервы педагогическому коллективу. Знакомая ситуация, не правда ли?

Директор школы, Надежда Прохоровна, – человек здесь новый, еще не заслуживший ни авторитета, ни равнодушия, ни презрительного отношения. Но, по мнению школьников, она была все-таки лучше своей предшественницы по прозвищу «госпожа министерша», заботившейся больше о показухе, чем о вверенном ей коллективе учителей, детей и родителей.

Надежда Прохоровна работу свою любила, ей нравились ребята, с которыми «хлопотно и любопытно», пыталась понять и помочь тем, кто переживает сложный период своего взросления и кто «отгораживается от нас, от нашей жизни, в которой многое не принимает… Когда закипает вода в чайнике, мы снимаем его с огня, приоткрываем крышку. Иначе крышку сорвет, может случиться, огонь загаснет… Надо выпускать пар! Но выпущенный пар становится началом движения…» Она не понимала «неформалов», которые верховодили в школе, но и не считала их полусумасшедшими или «гопниками». Ей даже приходила в голову крамольная мысль, что «их спаянности и внутренней дисциплине, которую от них вроде никто и не требовал», можно только позавидовать…

Очень точно автором подмечено разделение учителей на творческих людей, «ремесленников» и попросту равнодушных. Каждый представитель педагогического коллектива несет определенную смысловую нагрузку. Есть среди них и откровенно «случайные» для школы люди – например, «физичка» Ольга Яковлевна, и ретрограды, подобные учительнице литературы, страшившейся свободомыслия и учившей своих учеников «разбирать образ» литературного героя так, «как это делают бабки на скамеечке у подъезда, сплетничая о соседях…», есть и такие, кредо которых – ни во что не вмешиваться. «Учительница биологии заменяет себя телевизором, а географ на каждом уроке показывает учебные фильмы». А вот «молодую учительницу математики ребята не просто ценили – боготворили. Именно после того, как ее отняли у класса, началась их агрессивность…»

Очень ярким получился образ вездесущего завуча школы – Виктории Петровны. Ее штампы («Начинается все с распущенных волос, а кончается распущенным поведением»), ее корявые замечания в дневниках («На требование дать дневник путем обмана отвечали, что нет!»), ее пустые нравоучения («Учись, как полагается, и будешь все понимать!») рождают сомнение: любила ли она детей? Она была уверена: «обязанность младших – подчиняться старшим, таков порядок» и всеми силами старалась этот порядок сохранять.

Дети в повести – главные действующие лица, и все они запоминаются: и Оля ХОЛОДОВА, «лучшая ученица не то что в классе – в школе», и Маша КЛУБНИЧКИНА, вынесшая «приговор» учителям («Как учите, так и учимся»), и Алеша СТОЛБОВ с его признанием: «так скучно учиться в школе, что я не знаю, дотяну ли до аттестата», и Оля ДУБИНИНА, «cамая красивая девочка в школе», и Маша Кожаева с претензиями в адрес взрослых («воспитание учителей сводится к нотациям и окрикам, человека в ученике не видят»), и отличавшаяся нарциссизмом Оля КИССИЦКАЯ («по-настоящему преданно и безраздельно полюбила она только себя, единственную»), и балагур Венька ПРИБАУКИН, награждавший всех вокруг «не обидными, но очень точно бьющими в цель» прозвищами, и Слава КУСТОВ, интеллектуал без темперамента, и Юстина ТЕСЛИ, c горечью констатирующая невозможность родителей понять своих детей («воспитывали меня сначала ясли, потом детский сад – пятидневка, а теперь школа»), и погибший позже футбольный фанат Сережа СУДАКОВ… Впрочем, перечислять нет смысла, скольких детей мы учим – все вы знаете, их много, и каждый – индивидуальность.


«Почти всякий день выясняли они отношения с завучем, с учителями, с классной, бунтовали, качали права, обдумывали дальнейшую тактику сражения…» 


Мы все встречались с такими ситуациями в своей педагогической практике.

И жаль, что не все понимают, как же школьникам не хватает понимания со стороны взрослых: «Иногда так хочется поговорить с учителем по душам, поспорить, доказать свою точку зрения. Но спора не получается, потому что учитель всегда прав. Он переспорит тебя не вескими доводами и примерами, а силою власти».

Но какими же они могут быть жестокими! Конец повести просто оглушает: так коллективно издеваться над одноклассницей и после трагедии с ней не испытать ни раскаяния, ни жалости… Параллель с «Чучелом»? Возможно, только эти – старше и более жестоки. Их «сухие глаза» – словно приговор взрослым, потому что, как справедливо утверждает автор, «дети становятся жестокими и неуправляемыми, когда теряют веру во взрослых, уважение к их словам и поступкам». И как же права бабушка Оли ХОЛОДОВОЙ: «Посеяв рожь, не надо ждать, что пожнешь пшеницу». Действительно, школьники – это «продукт» своих учителей и родителей, и если есть в нем «брак» – это «брак» взрослых.

Впрочем, последние строки повести вселяют оптимизм: «классу бунтарей» дали нового классного руководителя – молодого учителя истории Анатолия Алексеевича, педагога во втором поколении, для которого самое важное в работе – не только воспитать в своих учениках любовь к своему предмету, но и вырастить из них достойных людей.


Автор  Татьяна ЛОГИНОВА
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD