Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Источник энтузиазма

27 октября 2017

Как мотивировать педагогов на работу нематериальными методами.

entuziazm_t.jpg

Современная школа зажата в узких ножницах противоречий: ей необходимо ежегодно демонстрировать положительную динамику результатов, но не хватает высококвалифицированных сотрудников. Разрешить дилемму руководителю может помочь продуманная кадровая политика и выстроенная система мотивации персонала. О том, как повысить эффективность работы педагогов, не выплачивая им дополнительных премий, рассказала психолог Центра психологической реабилитации и коррекции Челябинска Елена АБРАМОВА.

– Системе мотивации персонала посвящено множество научных исследований. В большинстве передовых коммерческих организаций ее выстраиванием занимаются специально обученные люди, однако в школе эта обязанность ложится на плечи директора. Чаще всего руководители образовательных организаций опираются не на научные труды или опросы психологов. Они действуют интуитивно, а значит, не всегда эффективно.

Сегодняшней школе нужен не просто человек, отчитывающий материал по своему предмету и проверяющий тетради, а гибкий профессионал, который разбирается в детской психологии и способен самостоятельно повысить уровень своей квалификации. При этом от учителя требуют быть членом команды, проявлять инициативу, внедрять новшества и уметь работать на перспективу.

Школы, которые умеют удерживать или «вырастить» таких штучных специалистов, отличаются стабильностью кадров, низким уровнем профессионального выгорания, большим количеством интересных авторских разработок и высокой репутацией среди коллег и родителей. Такого результата им удалось добиться не только финансовыми методами стимулирования.

Безусловно, повышение зарплаты или выдача премии – самый простой способ поощрения сотрудника работать еще лучше. Однако опытные руководители давно заметили, что материальная мотивация при отсутствии других стимулов к труду имеет лишь кратковременный эффект. К тому же в школах финансовые ресурсы весьма ограничены.

Построение системы нематериальной мотивации педагогов требует от руководителей немало сил, поскольку стимулы к эффективной работе у каждого человека свои. Для недавнего выпускника педагогического вуза станет важным помощь наставника на этапе вхождения в работу. Вернувшийся из декрета учитель оценит гибкий график и дополнительные отгулы. Амбициозный сотрудник будет чувствовать себя востребованным, если его выдвинут на конкурс профессионального мастерства.

Поэтому дополнительно ко всем необходимым для директора компетенциям ему придется научиться проявлять гибкость и доверительно общаться с подчиненными, понимая их мотивы.


1. Мотив признания
и достижения социального успеха

По известной теории Абрахама МАСЛОУ, ведущей потребностью человека после физиологических и безопасности является потребность в поддержке социума.

Это значит, что признание и одобрение результатов труда работника является необходимым условием для того, чтобы он чувствовал себя нужным организации. Это особенно важно для педагогов, чья работа отличается монотонностью и отсроченными, часто невозможными для контроля результатами. Всевозможные благодарственные письма, грамоты, устные благодарности и похвала будут хорошим способом поддержать и показать ценность учителя для школы и руководства.

Для педагога, чьим мотивом является потребность в успехе и самоутверждении, будет значимым назначение на должность руководителя структурными подразделениями методической службы школы, работа в составе различных советов, комиссий. Он также сочтет за честь стать представителем своей организации на ответственных мероприятиях городского и областного масштаба.


2. Мотив реализации себя
в творчестве

Профессия педагога является одной из самых энергозатратных, а ее представители в большой степени подвержены эмоциональному выгоранию. Это происходит во многом из-за однообразия работы: уходят и приходят дети, а учебный материал остается тем же, добавляется только количество отчетов. На особом счету у учеников всегда учителя творческие, способные внести разнообразие в ежедневную рутину и делающие из простого урока праздник. Именно им необходимо особо чуткое отношение. Предоставьте таким педагогам возможность для творческой самореализации, иначе работа для них перестает быть значимой и быстро утомит. Помогите этой категории сотрудников организовать собственный мастер-класс для учителей района или города, получить грант по интересующей теме, дайте возможность участвовать во внутришкольных и городских конкурсах, поддержите в написании и проведении занятий по авторской методике. Тогда эффективность работы творческих педагогов возрастет вдвое.


3. Мотив обучения
и приобретения новой информации

Близким к мотиву творческого роста является мотив получения новой информации. Для борьбы с рутиной мозгу человека необходимо непрерывное обучение. Это поможет педагогу не сделать преподавание своего предмета автоматическим.


Дайте учителям возможность регулярно повышать квалификацию, помогите получить приглашение на стажировку, включите в состав творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов. 


Это станет важным стимулом для развития молодых специалистов. И наоборот, принудительное формальное обучение «для галочки», только с целью получения сертификата приведет к снижению мотивации и внутренним протестам.

В некоторых школах педагогам, которые заинтересованы в саморазвитии, в каникулы дают творческие отпуска для методической работы, оплачивают обучение на выбранных педагогом курсах, научно-методические пособия и литературу.


4. Мотив принадлежности, общения.
Потребность быть в коллективе

У эмоционально приверженных компании сотрудников ярко выражена мотивация достижения. Любому человеку необходимо чувствовать себя частью коллектива, иметь возможность для комфортного профессионального и личного общения. Особенно это актуально для педагогических коллективов, большинство которых женские. У психологов есть такая поговорка: «Не все женщины на работе работают, но все и всегда находятся в отношениях».

Поддержка существующих традиций, совместное проведение досуга (общие вечера, праздники, экскурсии и т. д.) дают возможность сотрудникам пообщаться в неформальной обстановке и почувствовать общность интересов.

Так, в одной из школ Челябинска руководство поддерживает танцевальную студию, которую организовали сами педагоги. Администрация спонсирует костюмы и помогает найти площадки для выступлений.

В другой школе существует бесплатная группа здоровья для педагогов, где проводят занятия йогой. Во многих школах города есть туристические объединения учителей. Команды выступают на городских и областных состязаниях.

Мотивирует эффективно работать (особенно молодых педагогов) также участие в областных, российских, международных съездах и конференциях учителей, профсоюзных мероприятиях. Они дают возможность педагогам осознавать себя не только частью школьного коллектива, но и частью еще большей профессиональной группы.

Если жизнь в школе для конкретного педагога становится не просто способом зарабатывать деньги, но миссией, делом жизни, в которое вложено много его сил, удачных творческих решений и самостоятельного труда, он ценит ее выше и получает больше удовлетворенности от работы.


Автор  Елена АБРАМОВА
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинск
Раздел  Общее образование

Возврат к списку


onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD