Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Июль 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Наши партнеры

Наши мероприятия

Лучший на все 200

04 сентября 2014

23 южноуральских педагога награждены ежегодной федеральной премией в размере 200 тысяч рублей. «Вектор образования» выяснил, кто попал в региональный список.


УЧИТЬСЯ,  ЧТОБЫ  УЧИТЬ

 volkova.jpg

Ольга Евгеньевна ВОЛКОВА, учитель русского языка и литературы
Гимназия № 127, Снежинск

19 лет
педагогический стаж

«Будь у меня больше времени, я бы написала книгу, как научить детей сдавать ЕГЭ, - улыбается Ольга ВОЛКОВА. - За 13 лет его существования я настолько научилась учить, что переписала бы многие правила русского языка. Книгу бы наверно так и назвала: «Как по-новому научить учиться». Сегодняшним выпускникам нужны именно способы действия. Многие люди учат правила, но на практике применить их не могут. Школьники должны понять, как им прийти к правильному ответу. Тут все обучение можно построить на логике».

Эти выводы близки к результатам исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Если верить итогам проверки, уровень знаний российских школьников значительно ниже среднего. И хотя со временем результаты PISA у отечественных учеников немного улучшаются, проблема с применением их на практике действительно есть.

Заинтересовать детей учебой - главное, считает Ольга ВОЛКОВА. В литературе, например, она часто обращается к технологии французских мастерских. Согласно этой технологии, учитель выступает в роли мастера, а ученик - творца. Мастер помогает творцу настроиться на нужную эмоциональную волну, поймать вдохновение и начать творить.

«К детям, безусловно, предъявляются несколько разные требования, и навязывать творчество всем подряд не стоит, - замечает Ольга Евгеньевна. - Но в итоге каждый ученик, будь он математического склада или гуманитарного, выдает свое произведение. Пусть эти работы будут отличаться по качеству, но, по крайней мере, ученик поймет, что творчеству тоже можно научиться. Он поймет доступность любой работы».

Для того чтобы заинтересовать детей, Ольга Евгеньевна постоянно ищет новые методы работы с ними, выезжает в командировки. Только за последний год учитель побывала на стажировках в Нижегородской, Свердловской и Пензенской областях. Не всегда рабочие поездки связаны с углублением в филологическую среду - педагог интересуется наработками коллег в междисциплинарной деятельности, знакомится с современными разработками ИКТ и так далее. В этом году, например, она участвовала в конкурсе, проводимом компанией «Росатом», для учителей закрытых территорий.

«Смысл этого проекта заключается в том, что в небольших и закрытых городах образование не должно быть хуже, чем в городах-миллионниках, - поясняет Ольга Евгеньевна. - Здесь между учителями распространяется лучший опыт. Мы рассматриваем совершенно новые формы проведения экзаменов, работаем над метапредметностью».

В этом году учитель хочет попробовать внедрить на уроках дебаты.

«Это последствия конкурса, в котором я сама принимала участие, - поясняет идею Ольга ВОЛКОВА. - На практике, конечно, не все получается применить, но стремиться к новому нужно».

К участию в нынешнем конкурсе Ольгу Евгеньевну подтолкнуло любопытство. При таком количестве накопленной информации появилась необходимость систематизировать личный опыт. Захотелось оценить свои силы на общероссийском уровне.

«Для участия в конкурсе нужна сильная мотивация, потому что много сил затрачивается на подготовку документов, - говорит Ольга ВОЛКОВА. - И каждый раз этот процесс проходит как в первый раз. И каждый раз думается: «А надо ли?». Но в моей карьере это очень яркий момент - конкурс нужен мне для того, чтобы понять, что я иду в правильном направлении. Победа дает силы идти еще дальше».

Желание работать учителем у Ольги ВОЛКОВОЙ появилось еще в детстве. Беря пример со своих родителей, которые преподавали в институте, и бабушки, которая всю жизнь работала учителем, Ольга Евгеньевна пошла по их стопам. По ее словам, она всегда мечтала стать учителем, но долго не могла определиться со специальностью. Сначала хотела работать с малышами, затем - из-за отличного, по ее признанию, учителя биологии - хотела выбрать эту специальность. К выпускным классам определилась с филологией: в стране появилась возвращенная литература, книги, которые были запрещены много лет. Для школьницы они стали открытием. Поэтому вопрос выбора уже не стоял.

«Наверное, мне правильно родные говорили, что я только и умею, что учиться, - рассуждает Ольга ВОЛКОВА. - Но мне действительно это просто нравится. А в конкурсах всегда побеждает учитель-гуманист, который любит детей, верит в них и идет с таким настроем по жизни».

 


ДВА  В  ОДНОМ

petrushin.jpg

Сергей Николаевич ПЕТРУШИН, замдиректора по УВР, учитель истории и обществознания
Школа № 59, Челябинск

26 лет
педагогический стаж

Учителю истории Сергею ПЕТРУШИНУ повезло и не повезло одновременно. Он выполняет сразу две роли: управленца и подчиненного. «Как замдиректора я сам себя уволил в качестве учителя философии и взял как учителя экономики - ради хорошей успеваемости учеников», - улыбается Сергей Николаевич. Сегодня на едином госэкзамене экономические вопросы берут верх над вопросами философскими, хотя предпочтение педагог отдает все же последним.

Два разных статуса Сергей ПЕТРУШИН совмещает уже более 10 лет, но иногда в нем все же бунтуют разногласия.


«Учитель и заместитель директора - это две разные роли, они с трудом уживаются во мне, - размышляет Сергей Николаевич. - Как учитель я не всегда понимаю себя как замдиректора, и наоборот».


Приставка «заместитель» к одной из должностей совершенно устраивает Сергея Николаевича. Он не стремится к движению по карьерной лестнице и уверен, что лучше быть хорошим замом, чем плохим директором.

«Директор в наше время - это хозяйственник. У него деньги, и ему от этого никуда не деться, - говорит Сергей Николаевич. - Он должен сегодня их осваивать, развивать материально-техническую базу, а я лучше работу напишу, чем буду сидеть с договорами и госзакупками».

И все же в первую очередь Сергей ПЕТРУШИН считает себя учителем. Ему интереснее работать с детьми, нежели заниматься административной работой.

«Нельзя сказать, что дети в наше время стали хуже или лучше, например, советских детей. На мой взгляд, в каждом новом поколении есть определенная волнообразность, - рассказывает Сергей Николаевич. - Все в мире идет по циклу, и здесь он тоже есть. В какой-то период попадается больше талантливых детей, в другой - дети, которые, возможно, проявят себя не в учебе, а в чем-то другом».

В работе Сергей Николаевич всегда стремится быть честным: если есть претензии к ученикам или коллегам - выскажет все в лицо.

«Открытость в отношениях и с детьми, и с учителями - вот что является для меня важным, - считает Сергей ПЕТРУШИН. - Я никогда не держу камень за пазухой. Все недопонимания предпочитаю разрешать на месте, не буду таить обиду и уж тем более мстить. И эту честность хорошо воспринимают, нам удается достичь взаимопонимания».

Сергей ПЕТРУШИН решил участвовать в конкурсе для того, чтобы установить справедливость.

«В управлении Тракторозаводского района я узнал, что несмотря на большое количество достойных людей, заявки на участие в конкурсе от нас почти никто не подал, - поясняет свое решение Сергей Николаевич. - Мне стало обидно. Я решил поддержать район».

Порывшись в своем педагогическом багаже, учитель решил, что ему есть о чем рассказать. За плечами несколько разработанных программ для элективных курсов по расширенному изучению обществознания, сотрудничество с издательствами, победы детей на разных конкурсах, собственные публикации в федеральных журналах. По мнению учителя, чтобы стать лучшим, мало давать хорошие уроки. Помимо уроков он ведет работу с олимпиадниками, одаренными детьми. Он утверждает, что нужно не только развиваться самому, но и развивать других, делиться опытом.

«Общественный авторитет учителя сегодня не может сравниться с тем, который был в 70-80-е годы, но, на мой взгляд, учитель - это звучит гордо», - считает педагог.

К слову, Сергей ПЕТРУШИН стал единственным представителем мужского пола в списке лучших педагогов Челябинской области. Он признается, что это приятный факт, но вполне ожидаемый, ведь в профессии учителя примерно такое соотношение и существует - на 22 женщины по статистике один мужчина.

 

СВОИ  ЧУЖИЕ  ПОБЕДЫ

 puzikova.jpg

Вера Евгеньевна ПУЗИКОВА, учитель физкультуры
Школа № 15, Златоуст

25 лет
педагогический стаж

После того, как в школьную программу ввели третий час физкультуры, учитель Вера ПУЗИКОВА решила: чтобы детям было интересно, видов спорта на уроках должно быть больше.

«Раньше были легкая атлетика, волейбол, баскетбол, гимнастика, лыжи - и все, - рассказывает Вера Евгеньевна. - Мы ввели лапту, бадминтон, коньки, зимой играем с детьми в мини-футбол на стадионе и ходим в бассейн. Хотели еще организовать настольный теннис, но эта идея разбилась о финансовые трудности».

Остальные виды спорта обошлись школе без особых затрат - для лапты ребята на уроках технологии выточили биты, теннисные мячи - а их нужно не много - были закуплены. Коньки у половины школьников дома есть, поэтому с ними тоже трудностей не возникло. На бассейн дети сдают по 50 рублей, а те, кто не любит плавать, в это время ходят на тренажеры. Для бадминтона закупили 30 пар ракеток - этого набора на класс хватает. «Одна беда с этим видом спорта, - качает головой педагог, - воланчиков всегда катастрофически не хватает».

К слову, Вера Евгеньевна только что получила звание «Отличник физической культуры». Награда пополнила и без того богатый перечень заслуг златоустовского учителя, который уже имеет статус мастера спорта по ушу, кандидата в мастера спорта по дзюдо, по лыжам, первый взрослый разряд по стрельбе… Подтянутая, активная и крепкая женщина с головы до ног выдает в себе спортсмена. Поэтому предположить, что она начинала карьеру как педагог начальных классов, не сразу удается.

Сменить мел на свисток получилось случайно. В летнем лагере, куда молодая учительница приехала работать на лето, она увидела отряд спортсменов, которые занимались ушу. С тех пор этот вид спорта запал ей в душу.

«Помимо собственных тренировок я начала обучать этому и первоклассников, мы занимались боевыми искусствами после уроков, - рассказывает Вера Евгеньевна. - После сокращения ушла в спортклуб, работала преподавателем ушу. К тому времени я уже выполнила норматив мастера спорта».

Позже ее снова позвали в школу - сначала педагогом допобразования, потом - учителем физкультуры. Но уроки не помешали привычным тренировкам, и занятия с детьми продолжились.

«В общеобразовательной школе работать сложнее, - поразмыслив, отвечает Вера ПУЗИКОВА. - В спортшколе дети проходят определенный отбор, и там работают только с предрасположенными к нагрузкам, а на уроках физкультуры приходится заниматься со всеми».

Здоровье детей между тем не радует педагогов: астма, ожирение, сколиоз, нарушения слуха и зрения уже становятся привычными диагнозами. Работа с такими детьми призывает педагога составлять новые рабочие программы, по одной из них ей даже предлагают защитить диссертацию. Очень радуется Вера ПУЗИКОВА тому, что ее занятия ушу благоприятно влияют на астматиков и некоторые из них идут на поправку: в этом виде спорта много времени уделяется дыханию.

Оглядываясь назад, Вера ПУЗИКОВА с уверенностью заявляет, что выбор между спортом и педагогикой перед ней никогда не стоял. Она считает, что сумела реализовать себя как тренер и ей есть кем гордиться. Среди ее воспитанников нынешний чемпион Европы и мира по кикбоксингу Никита ПАВЛОВ. Но Вера Евгеньевна уверена, что в жизни нужно идти разными дорогами и обязательно пробовать новое. Сегодня она успешно занимается учительствованием, в этом году выпустила кадетский класс и волнуется перед встречей с очередными пятиклассниками.

«Мне так непривычно брать смешанный класс, - говорит Вера ПУЗИКОВА. - С кадетами я знаю, как работать, а тут - девчонки, они подбегают, обнимаются, липнут… Я за 5 лет отвыкла от этого. Мальчишек в ежовые рукавицы возьмешь - и с поведением нет проблем. А тут малыши - опять обниматься с ними придется».

Вера Евгеньевна воспитывает своих учеников так, чтобы они воспринимали свои победы как достояние школы, а победы друзей отождествляли со своими. И, попав в список лучших учителей страны, не считает это достижение своей личной заслугой, рассуждая: это заслуга всего учреждения. Возможно, поэтому часть премии учитель оставляет школе - на покупку спортинвентаря (например, тех самых воланчиков, которые так необходимы школьникам). Этот подарок будет не первым. Есть у Веры ПУЗИКОВОЙ традиция: часть «победных» денег тратить на своих детей. Так, после ее побед в конкурсах профмастерства в школе появлялись новые мячи или другие необходимые принадлежности.

 

ИСКУССТВО  ИЗОБРАЖАТЬ

stepanenko.jpg

Елена Юрьевна СТЕПАНЕНКО, учитель ИЗО и черчения
Школа № 54, Магнитогорск

22 года
педагогический стаж

«Яза то, чтобы на уроке было интересно и мне, и детям. Может, даже больше беспокоюсь, чтобы было интересно мне, - улыбается Елена СТЕПАНЕНКО. - Большая часть моей жизни проходит на работе. Как я буду жить, если тут мне будет неинтересно?»

Как говорит сын педагога, «мама умеет развлекаться на работе и еще и деньги за это получает». Действительно, на уроках Елена Юрьевна занимается любимым делом. В отпуске ее руки скучают по кистям и карандашам, и она пишет картины и дома. Сейчас педагог готовит уже вторую свою авторскую выставку.

«Многие считают, что ИЗО - не самый важный школьный предмет, - говорит Елена СТЕПАНЕНКО. - Поэтому для начала я разъясняю своим ученикам, что изобразительное искусство им пригодится в жизни, наверное, больше, чем какой-либо другой предмет. Просто спрашиваю их, как они собираются выбирать обои, как сделают ремонт в квартире, какую одежду будут покупать… Даю им понять, что именно на моих уроках они формируют свой вкус и учатся фантазировать».

По словам Елены Юрьевны, сложнее заинтересовать детей и привлечь их к биографиям художников и скульпторов. Нужно найти для них что-то такое, что отвлечет их от телефонов и заставит задуматься. Так, например, дети готовы спорить, почему картины Клода МОНЕ стоят более 50 млн долларов и что необычного в «Черном квадрате» Казимира МАЛЕВИЧА, но не любят пересказывать жизнеописания известных творцов.

Одной из самых важных работ учитель считает наглядное пособие по архитектуре, черчению, дизайну, которое Елена Юрьевна разрабатывала на протяжении нескольких лет. Она разработала тему архитектуры на примере старинных городских зданий, подготовила фотографии и сняла небольшой ролик. Комплекс видеоурока и методических пособий принес немало побед и открытий. Благодаря этим разработкам дети стали заниматься проектированием на уроках черчения, дизайна, компьютерной графики, повысили успеваемость на уроках. Елене Юрьевне в ответ на потребности детей пришлось освоить 13 компьютерных программ, чтобы в полной мере раскрыть тему для учеников.

Работа с проектом подтолкнула Елену СТЕПАНЕНКО к созданию городской творческой группы. Под началом педагога объединились магнитогорские педагоги, которые тоже начали разрабатывать авторские программы.

«Я занималась архитектурой, кто-то хотел изучать творчество Башкирии или другие региональные направления по культуре, например, - рассказывает наставник объединения. - Все эти наработки мы планируем соединить в единое целое, чтобы созданное коллективное пособие можно было использовать и на уроках истории в школе, и в учреждениях допобразовании, или даже в вузах».

С воодушевлением Елена СТЕПАНЕНКО относится к тому, что сейчас пропагандируются технические специальности. Она уверена, что своими наработками и новыми иллюстрациями сможет наполнить и расширить уроки черчения, главное, чтобы на уроки дали больше времени.

«У меня всего один час в неделю черчения, и я очень завишу от школьного компонента, - сетует Елена СТЕПАНЕНКО. - В урок я включаю только то, что мы обязаны пройти. Если считают, что области нужно развивать техническую сферу, то, безусловно, надо увеличивать нагрузку. В некоторых школах сегодня вообще нет черчения. Как им поступать в вузы?»

Сама Елена Юрьевна признается, что ей ближе ИЗО, нежели черчение. На уроках изобразительного искусства царит более творческая атмосфера. Черчение же устанавливает и для учителя, и для ученика определенные рамки и предъявляет более четкие требования.

 «Для меня ИЗО - важный предмет, - говорит педагог-художник. - А остальным я не пытаюсь ничего доказать. Я выиграла грант, и этим все сказала. Я единственный человек в нашем городе, у которого 4 гранта - 2 президентских и 2 губернаторских. «Лучший учитель» - это всего лишь звание, по факту есть педагоги лучше меня, просто они не участвовали в конкурсе».


Автор  Евгения ЧЕРНОВА
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD