Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Июль 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Наши партнеры

Наши мероприятия

Олимпийский пантеон

06 октября 2014

«Вектор образования» пообщался с победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников 2014 года.

 

6_sirnikov.jpg

Погружение в прошлое

Федор СЫРНИКОВ, 11-й класс, школа № 1, Копейск
Победитель Всероссийской олимпиады по истории

Несмотря на то, что Федор СЫРНИКОВ победил на Всероссийской олимпиаде по истории, с гораздо большим увлечением он говорит о философии. Именно с ней он и собирается связать дальнейшую судьбу, нацелившись на философский факультет московского вуза. «История зациклена на отдельных фактах, событиях. А философия - это совсем иной вид деятельности, предполагающий более свободные размышления. Философия позволяет по-новому взглянуть на многие вещи», - отмечает школьник. Предпочтение он отдает античным ученым и наизусть цитирует Сократа, Платона и других, не всегда известных широкому кругу философов и ученых.

Победа на всероссийской олимпиаде в Смоленске стала дебютом и большой неожиданностью для копейчанина.

«Я в таких фантасмагоричных образах рисовал себе вариации предстоящего, - признается в своем страхе Федор СЫРНИКОВ. - Первый опыт такой поездки, конечно, только уменьшал мои шансы. Те, кто едет на российский этап не в первый раз, уже представляют себе картину, знают требования, им даже в эмоциональном плане легче».

Чтобы подготовиться к олимпиаде, Федор прибегал не только к помощи педагогов и учебников, но и пользовался «ресурсами более углубленного характера» - монографиями и мемуарами. В одном из туров олимпиадники пишут эссе, которое по своей структуре должно быть приближено к научному исследованию. Для своей работы Федор выбрал декабристское движение.

«ЭРЛИХ говорил, что декабристы - это миф, - сообщает молодой человек. - В памяти у народа сложился героико-романтический образ людей, которые служили Родине и Богу. Но многие другие ученые оспаривают это мнение. Если читать историю, то можно увидеть, что не только декабристы были готовы отстаивать свою Родину. Позже таких примеров было очень много».

Говоря об истории, Федор СЫРНИКОВ отмечает, что именно знание своего прошлого делает из человека гражданина. Сам он разочарован тем, что школьники ограничены рамками школьной литературы; исследований, чтобы копнуть вглубь школьного курса, не так уж и много.

А вот с точными науками у Федора дружбы не получилось. Как признается школьник, «очень плачевная ситуация». На математике, по его словам, все решение строится по формулам, а в гуманитарных предметах нет единой формулы, нет правильного или неправильного ответа. Ученик должен сам его найти.

«Кто-то в школе старается быть отличником, подтягивает все предметы, - рассказывает Федор СЫРНИКОВ. - У меня такой задачи нет, может быть, из-за этого у меня много свободного времени, которое я посвящаю тому, что мне нравится. Читаю труды ПЛАТОНА, АРИСТОТЕЛЯ, ЦИЦЕРОНА и других античных философов. Из литераторов мне нравится Жан-Поль САРТР, у него в произведениях симбиоз художественного и философского. Недавно я прочел его новеллу «Стена», которая мне очень понравилась».


6_vilkin.jpg

Озадаченная семья

Игорь ВИЛКИН, 11-й класс, лицей № 31, Челябинск
Победитель Всероссийской олимпиады по физике

Любовь к физике Игорю ВИЛКИНУ досталась от старшего брата. В 2012 году Михаил ВИЛКИН, отучившийся в челябинском 11-м лицее, запомнился области тем, что смог заработать на ЕГЭ 300 баллов, получив максимальное их количество на каждом из трех экзаменов: русском языке, математике и информатике.

В 2014 году перед участием в заключительном этапе олимпиады ВИЛКИН-младший надеялся попасть хотя бы в число призеров, тем более что на подобных соревнованиях трудно оценить своих соперников, узнать, кто сильный, кто слабее. Каждый сосредоточен на своей работе. Между тем, результат превзошел все ожидания.

 «Это уже потом, на подведении итогов, становится ясно, кто чего стоит, - рассказывает Игорь. - Попал в пятерку - значит победитель, вошел в тридцатку - призер. Не попал ни туда, ни сюда - значит, хорошо прокатился, посмотрел Питер».

Год назад Игорь уже участвовал во всероссийской олимпиаде. Но тогда, в отличие от двух своих одноклассников, которые, как и в этом году, стали призерами, он даже не дошел до финала (ему не хватило всего полбалла).

На этот раз, чтобы добиться хороших результатов, Игорь, как и другие олимпиадники из лицея № 31, вынужден был пройти курс биологии, обществознания, истории и географии экстерном. «Побочные» дисциплины старшеклассники часто осваивают сами. Педагоги консультируют их, но фактически олимпиадники самостоятельно изучают эти предметы, а затем сдают экзамены. За счет освободившихся часов ученики добавляют себе дополнительные занятия по профильному предмету, где занимаются исключительно олимпиадной подготовкой.

Усиленная подготовка, между тем, не поможет угадать, какие именно задания будут на олимпиаде. Самым сложным для Игоря стал экспериментальный тур. Отработать стандартные навыки - точные способы измерения и обработки данных, подсчет погрешностей и тому подобное - можно, но само задание всегда неожиданно.

Так, во время одного из экспериментов участники доказывали, что из воздушного шарика выходит только гелий, в то время как там находился еще и воздух, а потом замеряли, с какой именно скоростью он покидает воздушный шар.

«Нам дали весы и несколько грузиков, - вспоминает Игорь. - Мы к ниточке привязывали грузики, ставили на весы, к ним привязывали шарик и смотрели зависимость показания весов от времени. На шарик в это время действует сила АРХИМЕДА, вес грузиков меняется, а масса остается неизменной».

С трудом, но решение все же было найдено, а вот теоретический тур труда не составил - за него победитель набрал максимальное количество баллов.

На эксперимент школьникам дается 2,5 часа, теоретический тур длится 5 часов. Заключительный этап олимпиады длится около недели, но в это время участники получают возможность отвлечься от решения задач. Игорь уверен, что это даже нужно. В перерывах между турами ребят вывозили на обзорные экскурсии по городу, по рекам и каналам. И хотя ничего нового Игорь не увидел, потому что прежде уже бывал в Санкт-Петербурге, ему все же удалось развеяться и отдохнуть.

Отдыхать Игорь любит и признается, что в свободное время он «ничем особенным не занимается», если не сидит за задачами. А сидит он за ними с детства. Еще в начальной школе он решал задачи из книги Григория ОСТЕРА, выясняя, например, что нечистая сила величиной 900 ньютонов не сможет поднять стокилограммового покойника из мертвых.

 

6_akuzhinov.jpg

Печенье для президента

Алексей АКУЖИНОВ, 10-й класс, средняя общеобразовательная школа № 32, Озерск
Призер Всероссийской олимпиады по обществознанию

«Хочу быть президентом». Таким видит свое будущее десятиклассник Алексей АКУЖИНОВ. Став призером Всероссийской олимпиады по обществознанию, молодой человек не намерен останавливаться на достигнутом и попытается взять «золото» в следующем году, и не только в этой дисциплине. Но есть и долгосрочная перспектива: поступить на юрфак и сконцентрироваться на гражданском праве (сначала в планах был МГУ, теперь Алексей больше склоняется к ВШЭ - «там более прогрессивная система обучения и вместо двух - четыре сессии в год, значит, готовиться будем лучше»), попытаться во время стажировки устроиться в федеральные законодательные органы и потом сделать карьеру, венцом которой должен стать пост президента страны. «Я знаю, что Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич в свое время выбрали гражданское право», - поясняет Алексей свой выбор.

Всероссийская олимпиада длилась шесть дней, психологическая и интеллектуальная нагрузки для участников были колоссальными. Алексей просыпался заранее, быстро завтракал и 1,5 часа до начала тура слушал классическую музыку (пятую симфонию БЕТХОВЕНА и «Турецкий марш» МОЦАРТА), которая помогала собраться и снять напряжение. (Хотя в жизни увлекается вовсе не ими, а даже ровно наоборот: тяжелым роком, а в последнее время еще и джазом и блюзом.)

Самым сложным заданием для Алексея стал анализ социологических данных. Школьникам раздали выдержки из работ социологов, к которым прилагались таблицы и диаграммы. По этому большому массиву информации нужно было сделать определенные и вполне профессиональные выводы.

Во втором туре Алексей не рискнул воспользоваться правом выбора. В этом году изменились правила написания сочинения-эссе: если раньше его готовили только по цитатам известных философов, то в этом году добавили творчество художников. Например, эссе можно было написать, опираясь на картину Сальвадора ДАЛИ «Постоянство времени». «Я испугался выбирать картину, так как тренировался писать эссе по цитатам», - рассказал Алексей.

Зато в последнем испытании, там, где школьники выступают оппонентами философов, южноуральцу повезло: «Незадолго до заключительного этапа я прочитал книгу экономиста ХАЙЕКА «Дорога к рабству», и это мне помогло» (работа этого нобелевского лауреата, изданная в 1944 году, считается одним из основополагающих трудов по классическому либерализму).

«Если учитель увидел не школяра, но коллегу - печенька», - поясняет Алексей принцип организаторов олимпиады. Оказывается, на всеросе печеньками называют дополнительные баллы.

Сейчас сладкими для школьника являются дополнительные очки, но еще несколько лет назад он увлекался реальными вкусностями. «Когда был маленьким, любил выпекать десерты, на фестивале кулинарного искусства в ЮУрГУ со своим тортом занял второе место, - рассказывает про своего сына Елена ЕФИМОВА. - Но он вырос и стал целеустремленным молодым человеком, истинным патриотом, с серьезной мотивацией, мечтающим внести свой вклад в развитие страны».

Если не сложится с законотворческой стезей, то Алексей решил: выберет адвокатуру. «Почему не прокуратура?» - «Сегодня она часто не выполняет возложенных на нее обязательств».

 

6_kurinkina.jpg

ШЕКСПИР как неожиданность

Анастасия КУРЫНКИНА, 10-й класс, гимназия № 26, Миасс
Призер Всероссийской олимпиады по искусству

Того, что вся олимпиада будет посвящена творчеству английского писателя Уильяма ШЕКСПИРА, Анастасия КУРЫНКИНА даже не могла предположить. Она ожидала, что темы будут посвящены Отечественной войне 1812 года, потому что не так давно страна отметила годовщину этого события, предполагала увидеть вопросы о художниках или скульпторах, но никак не о ШЕКСПИРЕ.

«Особого восторга от творчества этого автора я не испытываю, - признается Анастасия. - Мне и на региональном уровне было сложно из-за того, что все вопросы касались музыки и театра, а мне ближе всего живопись. Я уже 7 лет хожу в художественную школу, поэтому, конечно, я надеялась, что задания будут и по моей части».

Но уже в первом туре участники отвечали на вопросы по отрывку фильма «Влюбленный ШЕКСПИР». Затем посмотрели спектакль «Двенадцатая ночь», после которого их попросили создать буклеты по этой постановке. При этом школьники должны были отразить все выразительные средства, которые использовались на сцене, и интерпретировать действия актеров. Настя с благодарностью вспомнила последнюю неделю подготовки к олимпиаде. Во время региональных сборов, которые прошли в Челябинске, юные дарования неделю посещали лекции, где один из педагогов дал очень много информации как раз о ШЕКСПИРЕ.

Во втором туре Настя дала волю своей фантазии, создала буклет в виде маски, вложив все силы в его оформление, и получила максимальный балл. «Как оказалось, многие мальчики не умеют рисовать, для большинства из них это задание стало самым трудным, - вспоминает Анастасия. - Но один мальчик проявил смекалку и поступил очень оригинально. Он просто приклеил на лист ножницы, клей, ручку и написал, что не может описать все то, что ему показали в театре. Этот жест оценили судьи, и он получил максимальный балл».

Несмотря на увлечение живописью и архитектурой, Анастасия больше склоняется к карьере юриста. Благодаря призовому месту в олимпиаде девушка сможет воспользоваться льготой при поступлении на искусствоведческие факультеты. Но она хочет попробовать себя «в более серьезной профессии», чтобы «достойно зарабатывать». В этом году Настя намерена участвовать в олимпиаде по обществознанию. Год назад на региональном уровне девушка оказалась на 30-м месте. Теперь она уверена, что поняла свои ошибки и готова исправить результат. Правда, если на юриста поступить не получится, Анастасия будет рада стать искусствоведом: эта профессия ей тоже по душе.

 

6_voronin.jpg

Двойной дубль

Кирилл ВОРОНИН, 11-й класс, школа № 8, Магнитогорск
Призер всероссийских олимпиад по физике и химии

Кирилл ВОРОНИН может легко измерить осмотическое давление в картошке или угадать, что за электрическая схема находится в черном ящике, по двум проводам. Ему нравится решать сложные физические задачи, которые помогают изучать окружающий мир, поэтому старшеклассник и пишет олимпиады.

«Олимпиада дает неповторимые ощущения, сравнимые разве что со спортивными соревнованиями, - признается Кирилл. - Мне нравится азарт борьбы, сам дух состязания. И, конечно, я хочу побеждать».

Однако быть первым на соревнованиях в масштабе страны старшекласснику пока не приходилось. Кирилл ВОРОНИН два года подряд становился призером всероссийских олимпиад школьников по физике и химии, но так и не смог почувствовать вкус победы. В поражении старшеклассник винит собственный организм, который подвел его на двух прошедших состязаниях: перед всероссийскими олимпиадами по химии и физике, которые идут друг за другом в апреле, Кирилл заболел. Недомогание ослабило внимание, поэтому школьник сделал несколько ошибок на теоретических этапах, каждый из которых длился по 5 часов. По словам Кирилла, на олимпиадах болезни преследуют многих ребят: сказывается нервное напряжение и ослабленный иммунитет. В итоге победителями становятся совсем не те старшеклассники, в которых изначально видели фаворитов.

Конечно, в такой ситуации проще было бы отказаться от одной олимпиады в пользу результата на второй. Кирилл даже задумался о выборе между физикой и химией и пришел к выводу, что последняя ему ближе.

«Физику нужно просто чувствовать и понимать. В этой науке мне нравятся все темы, я ощущаю себя в ней естественно, - рассуждает Кирилл. - В химии же есть то, что просто нужно выучить, - редкие формулы, цвет веществ. Этим мне заниматься неинтересно, однако бросать химию и изучать только физику я не намерен».

По его словам, чем выше уровень состязания, тем более универсальными становятся олимпиадные задания по химии. 70 % из них требуют знаний физики, поэтому в химии тоже можно добиться успеха.

Любовь к точным наукам Кириллу передалась от мамы, которая с детства увлекалась математикой, любила решать задачи и после окончания вуза стала инженером. Его бабушки, обе работающие учителями, привили ему любовь к учебе. Кирилл - круглый отличник с 5-го класса. Несмотря на то, что из-за олимпиад он пропускает много занятий, юноша планирует окончить школу с золотой медалью.

Однако сейчас все мысли Кирилла заняты подготовкой к тренировочным сборам для лучших физиков и химиков среди школьников России. По их итогам будет сформирована команда из восьми человек, которые поедут на международные соревнования, где самыми сильными соперниками россиян по-прежнему остаются китайцы. Каждый год они завоевывают много медалей и иногда даже не пускают соперников из других стран в первую пятерку. Чтобы их победить, россиянам нужно быть на две головы выше.

«У китайцев очень серьезная система подготовки. Их в 9-м классе практически забирают из школы, для того чтобы они целыми днями занимались только физикой или только химией, - рассказывает Кирилл. - Кроме того, ребята из Китая очень аккуратные и усидчивые. Наверное, нам, россиянам, стоит этому поучиться».


Автор  Евгения ЧЕРНОВА
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD