Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Где числом, где умением

08 июля 2014

Понятие «средний показатель» настолько прочно вошло в жизнь, что из расчета выбыли крайние позиции. «Вектор образования» решил заполнить этот пробел, посетив самые большие и самые маленькие школы и детские сады Челябинской области.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  ЗАПАС

Чуксинский детский сад, Пластовский район

 plast_f.jpg

plast_p.jpg


Детский сад в селе Чукса, расположенном в 15 км от Пласта, появился четверть века назад, потому что назрела необходимость. Количество детей медленно, но все-таки росло, и на «опушке» села было построено небольшое кирпичное здание на одну дошкольную группу численностью 10 человек. Как вспоминают старожилы, максимум в садике было 13 детей, что в два раза больше, чем сейчас. Нынче детский сад посещают 6 воспитанников - дети в возрасте от 3,5 до 7 лет.

«Перспективы у села нет. Есть ребенок младшего возраста в семье, которая собирается переезжать в Пласт, потому что там работает отец, - говорит Алена ЕРШОВА, ставшая заведующей Чуксинского детского сада после того, как ее предшественница вместе с семьей тоже переехала в Пласт. - Мы надеемся на приток молодежи, потому что у нас в селе базируется одно из крупных сельскохозяйственных предприятий в области, которое создает рабочие места».

Пока детский сад, сельский клуб, фельдшерско-акушерский пункт - единственные «градообразующие» предприятия села, в которых нет вакансий. Более того, по итогам оптимизации дошкольное учреждение лишилось вакансии дворника. Его обязанности выполняет сторож - «очень активная женщина, которая во всем нам помогает». Она, как и еще два сотрудника обслуживающего персонала - повар и младший воспитатель, получает зарплату в размере МРОТ. У двух педагогов - воспитателя и заведующей, совмещающей администрирование и работу с детьми, - заработок выше - около 13 тысяч.

«Я не скажу, что испытываю какие-то трудности на должности заведующей, хотя работать воспитателем было веселее, - признается Алена ЕРШОВА. ­­­- Единственное затруднение пока с новым законом «Об образовании» и ФГОСами - много непонятного, но будем разбираться».

Воспитанники детского сада «Радуга» занимаются по одноименной программе всем миром одновременно. Разница лишь в продолжительности занятия. Если начинается оно для всех одинаково, то прекращается «по мере взросления». Чем младше ребенок, тем быстрее он переходит из-за стола в одну из игровых зон или на улицу в сопровождении младшего воспитателя.

В любом случае ни один из шести детей не останется без присмотра - всем найдется занятие по душе и возрасту. Если угодно - это и есть тот индивидуально ориентированный подход, на развитие которого запрограммированы стандарты нового поколения. Еще одним шагом на пути к ФГОС заведующая считает создание предметно-развивающей среды: она разделяется на образовательную, игровую, спортивную; также имеются уголки природы, быта, правил безопасности. Отдельным поводом для гордости заведующей стало приобретение игрушек на средства областного бюджета.

«Безусловно, содержание здания обходится очень дорого муниципалитету. Но у нас есть все для полноценной работы дошкольного учреждения: водоснабжение, отопление, канализация, нагревательные баки, - говорит Алена ЕРШОВА. - И надо сказать большое спасибо главе Пластовского района Александру НЕКЛЮДОВУ, который продолжает финансировать учреждение, несмотря на столь малое количество детей. Он против закрытия, потому что с одной, экономической, стороны, подвоз в более крупное село более выгоден, а с другой - психологической - достаточно тяжело трехлетнего ребенка отправлять каждое утро на автобусе».

Между тем, все старшие дети села - ученики основного звена - обучаются в соседнем селе Качкарь. Дочь заведующей учится в старшем звене, и каждое утро родители сами отвозят ее в Пласт. А что будет с самим детским садом, когда до школьного возраста подрастет последний выпускник, пока не ясно.

«Мы в принципе рассматриваем возможность возить в Чуксу детей из других сел, но каким-либо образом реорганизовать детсад - нет, - говорит начальник управления Пластовского района Нина АРИСТЕНКО. - Делать из детского сада что-то большее, например, начальную школу - детский сад невыгодно. Потому что если разновозрастные дошколята могут учиться в одной группе и это предусмотрено финансированием малокомплектных садов по группам, то в школе при наличии разновозрастных детей потребуется создание класса-комплекта, а это уже более сложный организационный процесс и длительная бумажная волокита».

 


ЧИСЛЕННОЕ  ПРЕИМУЩЕСТВО

Детский сад № 1, Озерск

ozersk_f.jpg

ozersk_p.jpg

 

Детский сад № 1 Озерска уникален по двум причинам: во-первых, структурно в нем 6 отдельно стоящих зданий, разбросанных по всему городу, а во-вторых, он на две трети состоит из ясельных групп: их 21 из 33. Вдобавок к этому четыре группы рассчитаны на круглосуточный режим (такова особенность закрытого города), в которых, как правило, находятся дети военнослужащих и врачей.

«Нас объединили в 2003 году: шесть детских садов собрали в одно юридическое лицо, - рассказывает заведующая Татьяна КИРСАНОВА, в момент слияния бывшая заместителем одного из дошкольных учреждений. - На начальном этапе объединение давалось тяжело, потому что все было разное, уникальное: коллективы, традиции, программы. Сейчас мы пришли к определенным результатам: все шесть зданий горожане и работники называют детским садом № 1, и на наши услуги есть спрос».

Упор на ясельные группы был сделан администрацией Озерска целенаправленно - в отличие от более старшего возраста, на эту категорию в городе была очередь, которую сегодня почти удалось ликвидировать. Монополистом в этой сфере оказался детский сад № 1, отдавший половину своих зданий под ясли и создав там для «лялек» все необходимые условия: оборудование, обученный персонал, иной режим дня. В этой специализации есть только один минус. Из-за упора на ясельные группы количество мест для детей 3-7 лет в детском саду № 1 ограничено. И значительная часть «выпускников» переходит в другие дошкольные учреждения, как правило, ближе к дому.


«Не все дошкольные учреждения готовы принимать детей раннего возраста, потому что ясли - это серьезное дело, - гордится Татьяна КИРСАНОВА. - По большей части мы занимаемся присмотром и уходом, нежели образовательным процессом, потому что перед нами стоит очень важная задача: сделать из 11-месячных лялечек к трем годам маленьких человечков».


Несмотря на слияние в одно учреждение, каждое структурное подразделение сумело сохранить свою «самостийность». Его возглавляет либо старший воспитатель, либо заместитель заведующего с административно-хозяйственным, кадровым функционалом руководителя образовательного учреждения. Отличие от заведующего только в отсутствии права управлять финансами, но именно эта «дискриминация» больше всего и радует. «Естественно, они (руководители структурных подразделений) чувствуют себя вольготней и занимать мою должность не хотят. За бюджет, а это около 50 млн рублей, за деятельность учреждения ответственность несу я - заведующая», - поясняет Татьяна КИРСАНОВА.

Вместе с тем, объединение утолило кадровый голод учреждения, поскольку все сотрудники каждого структурного подразделения являются работниками детского сада № 1. И если возникает где-то пробел, нарушающий работоспособность учреждения, заведующая может перебросить силы из другого места. Для этого нужно лишь издать один приказ.

Унификация административного процесса прошла параллельно, независимо от сохранения образовательных и воспитательных особенностей каждого подразделения. После объединения в детском саду была создана собственная образовательная программа, в которой была предусмотрена уникальность и специфика каждого отделения под запросы родителей, под особенности контингента, под материально-техническую базу, которую удалось обновить после объединения за счет увеличения субсидии.

«Наверное самая серьезная моя проблема как заведующей - невозможность побывать на всех мероприятиях садика. Во всех шести подразделениях каждый день проходят какие-то праздники, конкурсы, советы и так далее, но я физически не могу разделиться на шесть частей», - сетует Татьяна КИРСАНОВА.

Взаимодействие между подразделениями сегодня поставлено на электронный поток почти на всех направлениях, даже на питании детей. В детском саду внедрена специальная программа для организации питания, которая сама составляет меню, считает килокалории, делает раскладку по продуктам. То есть занимается той работой, которую раньше выполняли специально обученные технологи. Сегодня за этот подготовительный этап отвечает всего один человек, который и формирует заявку на продукты, и рассылает готовое меню поварам.

 

 

СЧИТАЙТЕ  НАШИ  ДУШИ

Нестеровская основная школа, Нязепетровский район

nyazepetrovsk_f.jpg

nyazepetrovsk_p.jpg

Одна улица да три дома - такое описание села Нестерово Нязепетровского района недалеко от иносказательного. Все поселение состоит из менее чем десяти хозяйств, небольшого фермерского хозяйства и двухэтажной школы на 182 места с собственной дровяной котельной, с лицензией на основное образование. Обучается в школе всего 8 детей по аккредитованным программам начального образования.

«У меня каждый ребенок проценты тянет, - говорит директор Нестеровской основной школы Рифат АЗНАБАЕВ. - В прошлом году уехали 4 ребенка, осталось 8. В следующем ждем прибытия сразу 8 детей, и у меня численность вырастает на 100 %».

Сегодня все учащиеся школы укомплектованы в один класс, но занимаются в двух кабинетах. Администрация школы гордится тем, что они применяют индивидуальный подход, даже при неполной нагрузке учителя. Помимо учебных занятий, развивать свои творческие способности школьники могут во время перемены: в коридорах установлены парты с игрушками, красками, фломастерами.


«Наш недостаток в том, что между детьми нет конкуренции, тех отношений, которые есть в больших школах. Их очень мало, они все как на ладони, они живут как в одной большой семье», - признается Рифат АЗНАБАЕВ.


Резкое сокращение контингента как детей, так и учителей произошло в 2008 году с введением подушевого финансирования. Средства на содержание основного звена исчезли, и детей перевели в соседнее село Ункурду, где в полной мере функционирует средняя школа. В Нестерово, чтобы сохранить зарплату и финансирование, на 1-м этаже здания открыли дополнительное дошкольное отделение и перевели туда детей из двух соседних деревень Деево и Котово.

Расстояние - одна из причин, по которым в Нестерово сохраняют школу в статусе основной. Перевести ее в начальную мешает бумажная волокита, а точнее - боязнь ее наступления. Тем более, что подобный опыт уже есть. Когда на селе «закончились» дошкольники, детский сад за ненадобностью был закрыт, а само здание пришло в негодность. Но когда рождаемость начала расти, сельский сход поставил вопрос об открытии дошкольного учреждения ребром. Открыть его заново оказалось практически невыполнимой миссией: инициаторы захлебнулись в требованиях надзорных органов.

Поэтому за здание, в котором есть 15 аудиторий, столовая, мастерская, сегодня держатся всеми возможными силами. В ближайшем будущем рядом откроется Сыроямское месторождение и горно-обогатительный комбинат, рассчитанный на тысячу рабочих мест.

«У меня есть идея: открыть в школе базу для проведения профильных смен, соревнований, тем более что для этого все условия есть. Нет только водоема, - размышляет начальник управления образования Нязепетровского района Николай КИСЛОВ. - Для этого надо немного перестроить здание: расширить пищеблок, обеденный зал, но для этого в местном бюджете нет средств».

Пока здание функционирует как школа с дошкольными группами, его работники делают все возможное для ее сохранения. Бьются за каждого школьника, тем более что каждый - это семья малоимущая, иногда пьющая, иногда лишенная возможности накормить, одеть ребенка. И кроме школы бороться за детей некому.

И кроме школы работать здесь больше негде: к директору стоит очередь из желающих трудоустроиться, а любое увольнение превращает его в личного врага. Когда ликвидировали основное звено, пришлось уволить 6 педагогов, из которых трое были уже на выслуге лет. «Если мы сейчас закроем школу, то потом где я найду себе педагогов? А у меня все учителя с высшим образованием, проаттестованы, с первой категорией», - говорит Рифат АЗНАБАЕВ.

И напоследок. Действующее законодательство пока не делает уступок таким малокомплектным школам. Новый закон о госконтрактах «выбил» из числа поставщиков питания для школы ближайшие территориально небольшие фермерские хозяйства, у которых есть недорогие и молоко, и мясо. Но участвовать в аукционе они не могут по целому ряду положений. И школа, расположенная почти в 300 км от областной столицы, вынуждена работать с крупной компанией из Челябинска по высоким ценам и закупать у нее продукты порой сомнительного качества.

 

 

РАЗМЕР  ИМЕЕТ  ЗНАЧЕНИЕ

Лицей № 35, Челябинск

chelyabinsk_f.jpg

chelyabinsk_p.jpg

 

Лицей № 35 Челябинска первый шаг на пути к самой большой школе сделал шесть лет назад, когда к нему было присоединено образовательное учреждение в весьма плачевном состоянии. Качество образования, контингент численностью 440 детей оставляли желать лучшего, полтора этажа здания были заняты арендаторами, и присоединение к одному из форвардов системы образования педагогический коллектив воспринял жесткой обороной.

«У педагогов были опасения насчет сокращения нагрузки и снижения зарплаты. Они митинговали, жаловались, а в итоге получилось все наоборот, - вспоминает директор лицея № 35 Аурика ФИЛИТОВА. - За пять лет численность детей выросла более чем в два раза - до 920 человек, нагрузки стали почти запредельными и, соответственно, уровень зарплат тоже. Честно говоря, я иногда ругаю своих сотрудников, что они бесплатно вообще ничего делать не хотят. Но, с другой стороны, педагоги понимают, что за свой труд они получат достойную зарплату».

Повышение заработной платы - один из плюсов большого учреждения, которое за счет подушевого норматива получает довольно солидное финансирование. Его хватает и на «традиционную» зарплату за отработанные часы, и на оплату дополнительных занятий с перспективными детьми, и на найм преподавателей вуза.

Отметим, что при соотношении 19 детей на одного учителя огульно расширять штатное расписание в школе не спешат. На вакантные места идет жесткий кастинг, главным критерием которого был и остается опыт работы.

По итогам прошлого года среди выпускников было 6 стобалльников и 4 школьника, набравших по 98 баллов на ЕГЭ. Вдобавок к этому - призовые места на всероссийской олимпиаде и, как результат, попадание в рейтинг 100 лучших учебных заведений России по данным независимого агентства.

С другой стороны, чтобы держать марку, лицей вынужден был на первое время откреститься от своего филиала, который потянул результативность вниз. До последнего времени лицей № 35 и его филиал шли отдельными строчками в рейтинге результатов ЕГЭ.

«Численность не всегда переходит в качество, скорее наоборот, - считает Аурика ФИЛИТОВА. - У нас в позапрошлом году, когда в результате демографического провала у многих школ не было 11-х классов, наши выпускники - 44 человека - показали очень хорошие результаты. Поэтому говорить о том, что чем больше учеников, выпускников, тем лучше результаты, не приходится».

Но не только качество образования «теряет» от большого количества учеников. Проблемы ощущаются при оплате коммунальных услуг за содержание большого комплекса зданий. Муниципальное задание, определяющее размер финансирования, формируется, исходя из численности детей, а не каких-либо иных параметров, будь то площадь, энергоэффективность помещения и так далее.

«Денег на обслуживание здания не хватает как малым, так и большим школам, разница лишь в том, что для последних это, наверное, самая серьезная проблема. У меня два здания общей площадью 16 тысяч квадратных метров и огромные земельные участки, обслуживать которые очень тяжело, - сетует Аурика ФИЛИТОВА. - Я хорошо помню слова Александра КУЗНЕЦОВА, нынешнего министра образования, о том, что средств, выделенных на обслуживание здания, хватает, чтобы жить чистенько, но бедненько, без излишеств».

Несмотря на существующие проблемы, признается директор, желание расти дальше есть. И расти по образу и подобию немногочисленных образцов объединения всех уровней образования под единым юридическим лицом. Так, например, в Москве существуют большие комплексы близко расположенных зданий, в которых находятся отдельно начальная школа, отдельно - основное и старшее звенья, отдельно - дополнительное и дошкольное образование. И это более выгодный вариант - каждое отделение имеет свою специфику, в которую можно целенаправленно вкладываться.

В грядущем учебном году лицей № 35 примет больше 200 первоклашек с прикрепленных микрорайонов - это почти предельная нагрузка, которая не оставляет места для детей и родителей, мотивированных на обучение в престижном учебном заведении.


Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD