Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Май 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Наши партнеры

Наши мероприятия

Всемерное тяготение

07 мая 2014

Утверждение о том, что учителя увлечены целиком и полностью работой, далеко от истины. Среди педагогов немало тех, кто с удовольствием и даже азартом предается страсти в другой стихии - хобби.


КРАСОТА  ПОД  РОСПИСЬ

Марина Владимировна КОСТРОВЕЦ,
главный специалист по кадровой работе управления образования Копейска

Роспись посуды

obzor_kostrovez.jpg

Нанесение символов, рисунков, графики на посуду, домашнюю утварь как искусство стало распространяться среди жителей Земли вместе с возникновением письменности. Люди в какой-то момент осознали, что с помощью невербальных способов можно передавать знания, традиции, взывать к духам, если речь шла о предметах священного обихода. И до сегодняшнего дня историки часто восстанавливают историю по фрагментам, черепкам расписанных тарелок, графинов, блюд. И только когда язык обрел форму алфавита, когда грамотных стало в удельной массе больше, чем безграмотных, а свой хлеб начали зарабатывать летописцы, писатели, журналисты, роспись посуды стала искусством.

Для Марины КОСТРОВЕЦ этот вид творчества - «одно из». Она играла на музыкальных инструментах, занималась вышиванием, вязанием, но именно роспись посуды около пяти лет назад стала делом ее современной жизни.

«Я считаю себя творческим человеком, - признается Марина Владимировна. ­­- Наверно, оттого, что моя работа - управление кадрами - далека от творчества, мне хочется как-то себя реализовать».

Как человек, работающий с человеком, и в своем хобби она держится индивидуального подхода. Отказавшись от какого-либо «промышленного», «коммерческого» производства, Марина КОСТРОВЕЦ расписывает посуду исключительно под характер: пытается прочувствовать человека, сформировать его художественный образ, подобрать рисунок, краски.

«Я очень долго размышляю над тем, что и как сделать, - я делаю вещи конкретно в подарок для человека и потому идею могу вынашивать долго, - рассказывает Марина КОСТРОВЕЦ. ­- Например, я полтора месяца размышляла над тем, что подарить моему руководителю, бывшему начальнику управления образования Наталье ОВЕЧКИНОЙ - человеку, проработавшему в образовании полжизни. И у меня родилась идея с бабочками, которые у некоторых народов ассоциируются с душой, свободой. На мой взгляд, это был ее образ, ее тема».

На роспись одного предмета, в зависимости от его размера и глубины идеи, уходит от одного вечера до нескольких дней. Во время, в течение которого вокруг наступает вакуум, семья Марины КОСТРОВЕЦ старается буквально не дышать - мама рисует. И даже дело не в том, что лишний звук, движение могут отвлечь художника - сам творец никого не видит, ничего не слышит. В этот момент работает только наметанный глаз и жесткая рука - кисть нужно держать таким образом, чтобы ладонь зависала над поверхностью, иначе можно получить жировые следы, отпечатки пальцев.

«Технология росписи проста, все зависит от применяемой техники, - поясняет Марина КОСТРОВЕЦ. - Сперва наносится контур, потом «заливаются» краски или пасты. Сложность в том, что расписывать объемные вещи - кружки, вазы - приходится частями. Сперва рисунок наносится на одну сторону, потом приходится ждать, когда краски высохнут, чтобы начать рисовать на другой стороне».

Назвать художественную роспись «бюджетным» хобби тяжело. Стоимость одной небольшой баночки краски или пасты объемом 50 мл может достигать нескольких сотен рублей, а на роспись одного изделия может потребоваться одновременно несколько красок.

«Моя семья меня полностью поддерживает. Они вместе со мной ездят по магазинам за материалами. Вслед за мной росписью увлеклась моя дочь - она часто рядом сидит над своими работами, - делится Марина КОСТРОВЕЦ. - Когда я заканчиваю рисовать, показываю работу семье. Им нравится смотреть, оценивать и критиковать, да так, что порой приходится переделывать».

В ближайших планах - серия тарелок с рисунком, посвященным женщине, и мозаика на витражном стекле по мотивам картин Густава КЛИМТА, творчество которого, кстати, тоже было посвящено женщине.

Говоря о долгосрочной перспективе, Марина КОСТРОВЕЦ мечтает заниматься фьюзингом - относительно новым видом творчества. Его суть в склеивании несколькими слоями цветного стекла. Но эта процедура возможна только с помощью специальной печи, которая довольно дорога.

«В детстве я занималась музыкой, и кроме нее ни на что времени не хватало, потому что я занималась ей серьезно. А потребность к самореализации в жизни живет во мне - очень многого попробовать в жизни».


ВЫШИТЬ  СВОЙ  КРЕСТ

Татьяна Викторовна ВОВК,
председатель Троицкой районной организации профсоюза работников образования и науки

Вышивание крестиком

obzor_vovk.jpg

«Я еще и крестиком вышивать умею», - расхожая фраза еще несколько десятилетий назад была поводом для гордости. Техникой вышивания крестом владело практически все женское население, хотя в самом простом его варианте, не говоря уже о более чем десяти его видах.

Свой путь в вышивании крестиком Татьяна ВОВК начала в женской гимназии - учениц готовили к женской доле: обучали домоводству, рукоделию. Начиная с 7-го класса вышивание крестом становится ее любимым занятием, по этой технологии она защищала свой выпускной проект.

«Я помню свою первую большую работу «Розы», - вспоминает Татьяна ВОВК. - Это был проект, где нужно было не просто вышить какой-то рисунок, но и подобрать цвета. То есть нельзя было просто взять темно-красный или светло-зеленый цвет. Нужно было, например, найти цвет охры, подобрать его и описать».

Подбор цветов - одна из сложнейших и в то же время интереснейших процедур вышивания. От правильно подобранной палитры зависит окончательный результат - мастерице нужно быть предельно внимательной, чтобы в конкретном месте будущего рисунка вставить нить нужного цвета. «Раз я занимаюсь вышивкой давно, у меня уже глаз наметан - чтобы не менять постоянно нити, я по схеме могу менять направление цвета, а не идти строго по диагонали», - поясняет Татьяна ВОВК.

В ее коллекции - около 10 больших работ. Больших не столько по размерам (к слову, картины, вышитые крестом, измеряются в количестве крестиков, равно как и фотографии - в пикселях), сколько по спектру цветов. И часть этих картин с религиозным наполнением: несколько икон и ангел, получивший пока только половину своего лика.

«Я - русская, верующая, - объясняет выбор своего художественного направления Татьяна ВОВК. - А все началось с подарка на свадьбу сестре. Мне хотелось, кроме обычных цветов и конвертов с деньгами, сделать какой-то необычный подарок. Решила вышить икону «Утоли моя печали» - она приносит в дом добро, любовь, уют. Сходила в церковь за советом - сказали, что икону можно вышивать, если на ней будут обязательные христианские символы. Я все выполнила, как мне посоветовали, оформила вышивку в оклад под стекло, и батюшка в церкви мне ее освятил. Теперь на нее можно молиться».

Современные технологии позволяют создавать собственные схемы для вышивания крестом. Достаточно взять изображение в хорошем качестве и загрузить его в специальную компьютерную программу, которая разложит пиксели на крестики. Татьяна ВОВК пока предпочитает пользоваться традиционным способом. «Сегодня в магазинах много схем, много рисунков. К ним прилагаются цветные мулине, но я стараюсь отходить от предложенных вариантов, самостоятельно выбирать тот или иной оттенок», - говорит рукодельница.

Сегодня к увлечению мамы подключилась девятилетняя дочь. Сам процесс вышивки успокаивает, помогает отвлечься от насущных проблем, настроиться на позитивную волну.

«Когда я вышиваю, я никого и ничего вокруг себя не вижу. Это хороший способ погасить раздражение, - уверена Татьяна ВОВК. - Когда я вышивала «Утоли мои печали», я думала только о хорошем, потому что икона должна была нести добро».

Факт, но при достигнутом мастерстве вышивания и загрузке (все-таки основная работа - нести добро всем педагогам района) уходить от проблем надолго не удается - на техническое исполнение одной небольшой работы уходит всего несколько вечеров. Сейчас Татьяна ВОВК пытается освоить немного новую технологию - вышивание крестом на черной канве. По сути исполнения - то же самое, разница лишь в подборе цветов, поскольку на черном фоне все смотрится гораздо контрастнее.


ПО  РЕЗЬБЕ  ЛЮДЕЙ  НЕ  СУДЯТ

Эрнст Генрихович ШВАНН,
учитель технологии Воздвиженской школы Сосновского района

Резьба по дереву

obzor_shvann.jpg

Основателем русского стиля резьбы по дереву считается инок Амвросий, проживавший в Троице-Сергиевой лавре в конце XV века. Он соединил в своих трудах сразу несколько известных ему стилей, примерно с тех пор на Руси стало множиться число мастеров резного дела - именно так до последнего времени называлось искусство художественной обработки древесины.

Часть будущих корифеев сегодня обучается в Вознесенской школе Сосновского района, где любовь к резному делу им привил и развил учитель географии, черчения, изо, технологии Эрнст ШВАНН. К слову, педагогу пошел уже девятый десяток лет, но это лишь, как принято говорить, возраст по паспорту. Помимо резьбы, Андрей Георгиевич, как называют его большинство учеников, занимается фото- и видеосъемкой, ходит в лес сам и водит туда детей.

«Да, у леса, у дерева есть душа, и я очень люблю лес, - признается Эрнст ШВАНН, нежно поглаживая рукой заготовку, на которой детским трудом вырезано несколько треугольников. - И хотя для резьбы лучше всего использовать липу, мне больше всего нравится береза. Весной часто хожу собирать березовый сок. Но делаю это аккуратно, не как многие - топором».

Своим учителем Эрнст ШВАНН считает прадеда - ветеринара в казачьих войсках. Он научил своего правнука держать в руках инструмент, а подросток отплатил ему более «звонкой монетой».

«Меня всегда притягивала фотография - у моего дяди был «Фотокорр» (один из первых отечественных фотоаппаратов), и после него на чердаке остались кассеты, запчасти, еще какие-то детали, - вспоминает Эрнст Генрихович. - Я решил собрать свой собственный фотоаппарат и вместо линзы использовал очки прадеда. За что и получил хорошую порку. А потом прадед сказал, что его надо сфотографировать первым. Получилось, конечно, ужасно: более-менее четко только в центре, а остальное - размыто».

С тех пор Эрнст ШВАНН уже старался ничего не разбирать, а только созидать. Получив диплом учителя географии, более 30 лет работал по профессии, пока его не пригласили в Вознесенку, где и воскрес его навык резьбы по дереву. Бывший ученик - директор Вознесенской школы - надавил на моральные чувства учителя, напомнив, что одной из преподаваемых «заповедей» была помощь. «Вот, говорит, помогите мне, как сами учили, - учитель технологии в школе нужен. Делать нечего - согласился, хотя и от дома далековато», - рассказывает педагог.

За оставшиеся 30 лет педагогической карьеры учитель технологии «дорос» до собственного кабинета, который стал настоящей лабораторией резного дела. Она заполнена произведениями детского зодчества, и о каждом из них педагог может рассказывать часами.

«Вот эта беседка выполнена девочкой, - показывает учитель на небольшую копию архитектурного сооружения, сотканного из мелких, тщательно вырезанных элементов. - Она с работой ездила на олимпиаду по технологии и сидела среди мальчиков. И набрала почти 49 из 50 баллов, при том что ей вместо заданий за 8-9-й класс выдали тесты за 10-11-й классы».

Появление девочек в преимущественно мужском труде тривиально. Учитель технологии ушла на пенсию, оставив «беспризорными» всех учениц, которых отдали оставшемуся единственным трудовиком Эрнсту Генриховичу. Учителю пришлось немало поразмышлять над тем, чем загрузить нежные женские руки: научил их пилить, строгать, но «девочкам было скучно, а урок должен быть интересным - это даже не обсуждается». И тогда гендерные интересы были объединены: мальчики изготавливали деревянные изделия, а девочки их раскрашивали.

«Резное дело связано с острым, а потому очень опасным инструментом - детям я даю только небольшие резаки для геометрической резьбы, - рассказывает Эрнст ШВАНН. - Те, кто постарше, конечно, работают и с другими инструментами, а их несколько десятков».

Несмотря на солидный возраст, Эрнст Генрихович помнит и многих учеников, чьими портретами увешаны антресоли кабинета: «Я меняю фотографии, и там постоянно появляются новые дети». Он помнит свою первую поделку - скворечник, за который он получил сладкий приз от своего деда - мешочек халвы. «Любовь к резьбе мне привита с детства, - резюмирует Эрнст Генрихович. - И сегодня, если я расстроен, то беру в руки ножик и начинаю резать - это успокаивает».


ЛЯГУХА  НА  ПОМИНЕ

Жанна Викторовна РЫЖКОВА,
директор гимназии № 96 Челябинска

Коллекционирование

obzor_rizhkova.jpg

Когда, кто, где и что начал впервые собирать в коллекцию - современной науке неизвестно. Как не ясны до сих пор мотивы большинства коллекционеров: ради богатства, моды, еще чего-то или кого-то. Психологи считают, что так сознание человека включает защитный механизм - сублимацию. Иными словами, собирая, описывая, систематизируя определенные предметы, человек снимает свое внутреннее напряжение, направляя энергию в позитивное русло.

Рабочий кабинет директора челябинского лицея № 96, если говорить с точки зрения психологии, ввергает сперва в шок, а затем - в позитивное настроение. Вдоль всех стен, на полках, подоконниках, тумбах, столах и, конечно же, в аквариуме находятся лягушки. К счастью или сожалению, но… игрушечные. За исключением одной. По подсчетам хозяйки кабинета, с ней соседствуют около 160 фигурок лягушки.

«Это не я их выбрала, это они меня выбрали. Из всей коллекции я лично покупала штук пять, все остальное было подарено, - уже как мантру рассказывает Жанна РЫЖКОВА про свои отношения с коллекцией.­ - Я не помню, кто и что мне дарил. Потому что все, если хотят что-то подарить, несут мне лягушек. Они все разные, одинаковых практически нет».


Первое знакомство с земноводными произошло около четверти века назад. В годы перестройки с трудом можно было найти более-менее приличный сувенир, поэтому выпускнице школы, пионервожатой Жанне в качестве презента была подарена маленькая статуэтка лягушки. Она до сих пор стоит в шкафу, рядом с другой памятной фигуркой.


«Вы не поверите, но вот эта самая маленькая лягушка у меня пропала, - Жанна РЫЖКОВА держит в руках фигурку длиной, высотой, шириной менее одного сантиметра. - Ко мне в кабинет привели малышей, и я им захотела эту фигурку показать, но поняла, что ее нет. Вспомнила, кто был - пошла по классам. Захожу (хорошо, что дети из младших классов), говорю, что маленькая лягушечка кому-то в карман заскочила, а ее друзья скучают. И через несколько дней мне ее вернули».

С нотками досады Жанна Викторовна вспоминает, как однажды хотела раздать всю коллекцию. Не удалось - пресноводные стали поступать еще с большей силой. Даже те, кто, возможно, посчитал увлечение директора гимназии, мягко говоря, странным, все равно несут Жанне Викторовне лягушку: «Я уже знаю: если дети ко мне приходят в кабинет посмотреть, то они выбирают подарок».

Параллельно с рабочим кабинетом часть коллекции - наиболее дорогие материально и духовно подарки - находится у директора дома. Что вызывает возмущение взрослых и радость маленьких родственников.

«У меня дома много всякого: кружки в виде лягушки, просто фигурки и так далее. Часть из них моя внучка расколотила, а мой муж ее подначивает: «Ломай, Алиса!» - с иронией рассказывает Жанна РЫЖКОВА. - Зато сегодня она вместе с «мама», «папа», «баба», «деда» умеет говорить «ква».

То, что лягушка - будь она фигуркой или живым организмом - приносит счастье, у Жанны Викторовны сомнений нет. После того, как в кабинете обосновалось стадо пресноводных, у школы начался подъем: «Становится все краше, богаче!»

На прошедшем недавно фестивале детского творчества хор гимназии № 96 исполнил песню про лягушек. Но, как уверяет директор, никакого подвоха здесь нет - дети просто выучили новую песню.

«Я вела психологию, и у меня был тест: описать эмоциональное состояние. Для этого я брала двух лягушек, показывала их мордочки и потом разворачивала спиной, - поясняет Жанна Викторовна, крутя на столе двумя крупными лягушками с улыбкой до ушей, высунутыми языками и перекошенными глазами. - И дети безошибочно называли, что они веселые, жизнерадостные. И вообще, мне кажется, у лягушек светлая душа, несмотря на такой скользкий образ. Если посмотреть им в глаза, на улыбку - они необыкновенно красивые».

Одна из таких красавиц живет в аквариуме прямо в кабинете директора. Ее кормят мелкой рыбешкой, а она прячется, когда в кабинете находятся посторонние люди. Хотя в последнее время стала более открытой: «Мне трудно определить, какого она пола, поэтому мы назвали ее Фрошкой, от немецкого «фрош» - лягушка, - рассказывает Жанна РЫЖКОВА. - В живом виде лягушки скользкие и противные, хотя и не все, а в игрушечном варианте очень милые. Мое отношение к ним поменялось, лягушки мне становятся интересны».


Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD