Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Школьный навигатор

02 декабря 2014

В этом году кроме общего ранжира лучших школ ТОП-500 эксперты составили аналогичные рейтинги для сельских школ и организаций с высокими образовательными результатами. «Вектор образования» познакомился с представителями Южного Урала в этих списках.


31_lizey.jpg

Физическое убежище

Лицей № 31, г. Челябинск
Топ-25 лучших образовательных организаций, продемонстрировавших
высокие образовательные результаты (входит в топ-500)

«Фамилия - физик, имя - информатик, национальность - математик». Эта фраза на фасаде лицея № 31 Челябинска сразу напоминает о скандале двухлетней давности, когда директор лицея Александр ПОПОВ на запрос из полиции о лицах кавказской национальности официальным письмом ответил: «В нашем лицее национальность одна - математика».

Александр ПОПОВ - безусловно, самая значимая фигура в лицее. По мнению коллег и родителей лицеистов, он «и совесть, и вдохновение, и опора школы». В ноябре ПОПОВ вошел в сотню самых авторитетных людей страны по версии журнала «Русский Репортер».

Череда сотрясающих эту школу скандалов не мешает из года в год оставаться ей одной из лучших в стране. Вот и недавний визит министра ЛИВАНОВА, который провел здесь урок физики, многие трактуют как еще один довод в пользу лицея.

Все верхние строчки региональных олимпиадных рейтингов по физике, математике и информатике традиционно принадлежат этой школе. Потому и львиную долю обучения здесь составляют профильные занятия. Причем для многих учеников педагоги создают индивидуальные образовательные маршруты. Если раньше, рассказывают учителя, чтобы добиться призов на всероссийской олимпиаде, лицеисту достаточно было пару раз в неделю оставаться на дополнительные занятия, то сегодня конкуренция резко возросла. Чтобы удерживать планку, в лицее изменили систему обучения по некоторым непрофильным предметам. Старшеклассники, которые готовятся к заключительным этапам олимпиад, экстерном изучают биологию, географию, обществознание и экзамены по ним также сдают экстерном. Освободившееся время они тратят на подготовку к олимпиадам.

Три года назад лицей запустил очередной эксперимент для десятиклассников - им уменьшили количество часов по школьному курсу физики. «За счет того, что дети умные и замотивированные, им необходимо меньше времени, чтобы освоить базовую программу, - поясняет заместитель директора лицея Максим КАРМАНОВ. - Вместо этого они большую часть времени отдают олимпийской подготовке».


За счет экономии времени дети могут уделять любимой физике по 8-10 часов олимпиадной подготовки в неделю.


Таких учеников пока не так много, всего 12 старшеклассников.

«Эти ребята - элита нашего лицея, - рассказывает ученик 10-го класса Степан ИВАНОВ. - Я, наверное, немного им завидую. Они разбирают много необычных частных случаев в решении задач, на которые нам не хватает времени. Но учиться им, безусловно, тяжело».

В прошлом году дети, которые попали в этот эксперимент, заняли первое и второе места на Всероссийской олимпиаде по физике. Один из них привез «золото» и с международных состязаний. После удачного старта в этом году система сокращения базовых часов распространилась и на другие профильные предметы.

В каникулы лицеисты отправляются в выездные школы по физике, математике, информатике или экономике, которые организует лицей на базе загородных лагерей. В весенне-осенние каникулы - на неделю, в летние - на три. Наибольшей популярностью пользуется выездная школа по физике, причем не только у лицеистов 31-го. Сюда стремятся попасть многие другие школьники и Челябинской области, и других регионов. Их не останавливает ни конкурсный отбор, ни капризное уральское лето, ни нагрузка в каникулы по 5-7 уроков ежедневно. Прошлым летом на 150 мест в выездную школу по физике заявились 250 человек.

Порой администрация тратит не один год, чтобы найти достойного преподавателя. Особенно остро стоит вопрос с учителями физики и математики, на них в лицее ложится самая большая нагрузка.

«Я бы не сказал, что у нас очень завышенные требования, - поясняет Максим КАРМАНОВ. - Мы готовы принимать и молодых педагогов без большого опыта работы. Рады и сами их доучить, главное, чтобы у них мозги были на месте и глаза горели. Желание и готовность учиться, самосовершенствоваться - вот самые основные критерии нашего учителя».

Сегодня в лицее очень надеются на интернат, построить который предложил министр образования Дмитрий ЛИВАНОВ на встрече с губернатором области. Интернат даст лицею возможность приглашать на обучение талантливых детей со всей области и решит проблему проживания приезжих специалистов.


58-aya.jpg

Неуклонное развитие

Школа № 58, г. Челябинск
Топ-200 образовательных организаций, обеспечивающих
высокие возможности развития талантов учащихся (не входит в топ-500)

Обычная общеобразовательная школа № 58 Челябинска не предлагает детям индивидуальные образовательные маршруты, не гарантирует им победы на областных и всероссийских олимпиадах. Находясь в тесном соседстве с лицеем № 11, гимназией № 80 и другими престижными учебными заведениями, в последнее время она испытывает некоторый дефицит учеников.

Например, в этом учебном году школа приняла всего 50 первоклашек. «У нас «пенсионерский» микрорайон, - объясняют учителя, - рядом практически нет новостроек, в которых бы жили молодые семьи с детьми, школа находится недалеко от вокзала».

Соседство со статусными школами играет роль и при наборе в старшие классы, где дети могут выбрать один из двух профилей - физико-математический и социально-экономический. «Иногда мы набираем один профильный класс и делим его на две подгруппы, - рассказывает директор Ольга АЛЕКСЕЕВА, которая одновременно является и председателем городского совета руководителей образовательных организаций. - Те предметы, которые не являются профильными, ученики посещают вместе, а профильные - отдельно. Понятно, что для школы это затратно, но мы идем на это ради детей, ради имиджа школы».

Серьезная конкуренция не помешала школе № 58 занять свою позицию в топ-200 лучших российских школ, которые развивают в учениках таланты. Рейтинг создан по аналогу формирования топ-500. Эксперты также учитывали наличие в школе хотя бы одного победителя или призера всероссийского этапа олимпиады и вычисляли коэффициент широты возможностей развития таланта.

«У нас нет особого уклона, поэтому мы можем развивать детей разносторонне, - отмечает Ольга АЛЕКСЕЕВА. - Дети у нас учатся разные, каждый из них идет своим путем. Но даже хулиганы, которые доставляют много хлопот на уроках, прекрасно показывают себя в секциях, входят в сборную школы и добиваются своих побед, спортивных».

Не все дети имеют возможность учиться в статусных, престижных школах, объясняют в администрации, но у любой школы есть возможность создать для ребенка все условия, чтобы он смог раскрыться. Например, театральный кружок школы выявляет в детях актерские таланты. Один из выпускников школы окончил Щукинское училище в Москве, сегодня живет в Санкт-Петербурге и успешно снимается в сериалах. Конечно, это нечастые случаи, но школа гордится тем, что смогла раскрыть в детях такие способности. Есть примеры, когда выпускники школы отправляются учиться после ее окончания даже за рубеж. «Я очень горжусь тем, что из нашей обыкновенной школы дети отправляются на учебу за границу, - улыбается директор. - Им хватает полученных у нас знаний, чтобы поступить в иностранный вуз или колледж».

Сильно в школе и патриотическое воспитание. Учреждение носит имя выпускника школы и героя Великой Отечественной войны Ибрагима ГАЗИЗУЛЛИНА, в школьном музее ученики добывают факты о жизни летчика, моделируют экспонат самолета, на котором он совершил свой последний полет. К ученикам часто приходят ветераны. Такая практика общения, считают педагоги, очень положительно влияет на детей. Они занимаются исследовательскими работами, посвященными Великой Отечественной войне, многие поступают в военные училища.

В прошлом году в школе открылось дошкольное отделение на 100 человек. Для них соорудили несколько отдельных площадок для прогулки и собственный вход. Со школьниками они встречаются разве что на мероприятиях - ученики с радостью ходят в гости к дошкольникам с разными концертами.

С этого года в школе появилась школа будущего первоклассника - в дошкольном отделении подросли будущие ученики. Преподаватели школы стараются всеми силами заинтересовать детей, чтобы и родители, и дети поняли, что учиться здесь им будет комфортно, и не ушли в другие школы.


ozersk.jpg

Родной английский

Школа № 32 с углубленным изучением английского языка, Озерск
Топ-500 лучших образовательных организаций,
продемонстрировавших высокие образовательные результаты

Чем раньше, тем лучше - такого принципа придерживаются в школе. Английский язык здесь изучают не то что с первого класса - с детского сада, как только дети начинают говорить. Детсад совсем недавно стал структурным подразделением школы формально, а вообще-то он ее давний социальный партнер.

«Для маленького ребенка абсолютно все равно, на каком языке читать, - русском, английском, - объясняет заместитель директора Кристина СВИСТЕЛИНА. - И если у взрослого в голове возникает психологический барьер (это другой язык, я его не знаю!), то у детей нет таких проблем».

К шестому классу дети созревают до второго языка: сейчас школа предлагает им в качестве дополнительного выбрать немецкий или французский. К старшим классам дети уже вполне осваивают последнюю ступень изучения иностранного языка - начинают на нем думать.

«К 11-му классу у наших учеников не возникает затруднений при написании сочинения-рассуждения. Наоборот, порой они начинают задумываться, что можно сказать на эту тему по-русски, и пытаются подобрать слова», - рассказывает заместитель директора Ирина БОЛДЫРЕВА.

Погружают в языковую среду детей основательно: в старших классах, например, есть такой предмет, как технический перевод. Ученики читают и переводят научные тексты по биологии, математике, физике и химии. Летом работает профильный отряд, десятиклассники изучают делопроизводство, учатся вести переговоры с потенциальными партнерами, знакомятся с азами деловой переписки на английском языке, переводят тексты на политические и экономические темы. В 11-м классе особое внимание уделено чтению газет. И, как говорят учителя, читать ее довольно сложно. Например, если ребята дословно переведут заголовок (а вначале они так и пытаются делать), то не поймут, о чем речь: ведь заголовок - это чаще игра слов. Поэтому сначала школьники читают весь текст, а потом пытаются догадаться, что же на самом деле означает заголовок.

В старших классах школьники также подробно знакомятся с англо-американской литературой, читают и анализируют художественные произведения, знакомятся с биографиями писателей.

В школе говорят, что не знают, занимаются ли их дети с репетиторами дополнительно: ученики не сообщают. «В общеобразовательной школе язык дают два раза в неделю, учитель вынужден выдавать объемную информацию, которую ребенок плохо усваивает, - рассуждает Ирина БОЛДЫРЕВА. - Нашим детям проще, потому что английский у нас каждый день - с понедельника по субботу. Мы имеем возможность дозировать информацию. Но надеемся, что на репетиторов у них просто не остается времени».

Времени у школьников действительно остается крайне мало. У школы городской набор, и попавшие сюда дети очень мотивированы на успешную учебу. С одной стороны, это сказывается на имидже школы, которая из года в год показывает хорошие результаты, с другой - школьники перегружены занятиями.

«Это моя боль: наши дети еще более других погружены в учебу, много внеурочной деятельности, но дети разбиты на маленькие коллективы, они пишут научные работы, еще что-то, а возможности заниматься коллективно-творческим делом, общаться, сходить в тот же театр все меньше, - делится замдиректора по учебно-воспитательной работе Анжела ЛОГИНОВА. - За последние три-пять лет количество мероприятий значительно сократилось. Мы боремся за свои традиции, пытаемся выкроить время, педагоги ищут новые формы, но из-за дефицита времени все сложнее во второй половине дня занять ребенка творческим делом».

Еще одна проблема этой школы связана с ее топонимическими особенностями. В закрытый город, куда каждому необходимо оформлять пропуск, довольно трудно привезти гостей. Поэтому здесь практикуют выездные школы, куда приезжают преподаватели вузов, а в этом году удалось даже пригласить иностранца.

Ежегодно ученики озерской школы принимали участие в программе обмена школьниками, успешно сдавая экзамены и уезжая на год жить в американскую семью. Но в этом году из-за санкций программа была закрыта.

Кроме английского, школа славится сильной физикой, занятиями по робототехнике, лингвистической и историко-правовой лабораториями, что позволяет выпускникам выбирать, кроме лингвистических специальностей, очень разные профессии и продолжать обучение в престижных российских вузах.


kanashevskaya.jpg

Адаптация на селе

Канашевская средняя общеобразовательная школа, Красноармейский район
Топ-200 сельских школ, обеспечивающих высокий уровень
подготовки выпускников (не входит в топ-500)

На первый взгляд Канашевская школа не производит впечатления лучшей сельской школы Челябинской области. Трехэтажное здание с облупившимся фасадом и старыми деревянными рамами выглядит грустным и холодным. Между тем, внутреннее наполнение совсем иное. Грант президента, выигранный школой шесть лет назад, стал толчком к созданию в школе единого информационного пространства. Каждый учитель получил свой компьютер, а в школе появилась общая электронная сеть, объединившая рабочие места педагогов. Канашевская школа может похвастаться и интерактивной доской, и мобильным компьютерным классом. Но важнее этих новшеств администрация школы считает возможность отвечать запросам села, обучая самых разных учеников.

«У нас в основном здании и филиале (пос. Пашнино - «В. О») обучаются 386 учеников, это дети с разными образовательными способностями, разными характерами, - отмечает директор школы Петр МОЖАЙСКИЙ. - Кому-то требуется коррекционное обучение, кому-то нужно помочь раскрыть таланты».

Для того чтобы дать образование и тем, и другим, школа уже четыре года выстраивает модель адаптивного обучения - здесь выявляют и развивают способности каждого: и одаренного ученика, и ребенка с «проблемами в обучении».

К слову, школа не побоялась участвовать в эксперименте по внедрению новых стандартов общего образования. А в старших классах ученики посещают элективные курсы. «У нас проводится «ярмарка курсов» - учителя рекламируют свои элективы, - рассказывает директор. - В ходе голосования дети выбирают 2-4 предмета, которые класс будет изучать».


Кроме того, в расписании среднего и старшего звена есть предметы, которые изучают далеко не в каждой городской школе, - экономика, экология, астрономия.


С одаренными детьми занимаются дополнительно. Причем школа выдерживает конкуренцию с самыми большими школами района, уже в течение десяти лет стабильно удерживая третье место по числу победителей на муниципальном этапе.

Для «коррекционных» детей был создан психолого-педагогический консилиум. В его состав входят логопед, психолог и социальный педагог. Примерно каждый седьмой ученик Канашевской школы нуждается в помощи подобных специалистов.

«В этом году мы столкнулись с тем, что нам нужен еще и дефектолог, - разводит руками Петр МОЖАЙСКИЙ. - К нам в первый класс пришли дети, которые практически не умеют разговаривать».

Чтобы выявить детей, которым нужна особая программа, будущих первоклассников начинают «изучать» летом. Логопед и психолог совместно с учителями проводят мониторинг знаний детей.

«Мы стараемся создать равносильные классы, - отмечает директор. - В течение первого года педагоги наблюдают, кому трудно учиться в общем классе, и рекомендуют родителям таких учеников перейти на коррекционное обучение».

С такими детьми индивидуально работают логопед или психолог. «Эти сотрудники были у нас еще в советские времена, мы просто постарались удержать их всеми силами, психологу предоставили жилье», - рассказывает Петр МОЖАЙСКИЙ.

От советских времен у школы остался небольшой интернат, в 7-8 комнат. Сегодня там живут только психолог, учитель английского языка и учитель физкультуры. Последний бывает здесь периодически, потому что живет в Миасском. Однако интернат совсем не привлекает молодых специалистов, он довольно условно напоминает об уютном жилище, хотя все необходимые блага - вода, канализация, отопление - там есть, но денег на ремонт - нет.

Несмотря на свой внешний вид, любая сельская школа - это всегда центр притяжения для всей деревни. Поэтому родители канашевских учеников всегда готовы отштукатурить фасад здания, помочь решить другие проблемы. «Большинство родителей работают в Челябинске, и дети предоставлены сами себе, мы стараемся занять их во второй половине дня, чтобы они были под присмотром, - рассказывает директор. - Кроме того, нам важно, чтобы все ученики продвигались в своем развитии. Родители это ценят и стараются нас поддержать».

.


Автор  Евгения ЧЕРНОВА, Юлия КАЛИНИНА
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD