Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Законы клана

03 июня 2015

Региональный профсоюз собрал 37 педагогических династий за круглым столом. «Вектор образования» познакомился с некоторыми из них.

Нескучное дело

kasly.jpg

Ольга ВИНОГРАДОВА, учитель математики вечерней сменной школы № 31 Каслей
Наталья ВИНОГРАДОВА, студентка Челябинского государственного педуниверситета
Марта ТРИФОНОВА, бывший учитель начальных классов Вишневогорской школы № 37 Каслинского района (слева направо)
Династия ТРИФОНОВЫ-ВИНОГРАДОВЫ

Педагогический стаж династии –  448 лет

«Чем хороша наша школа, так это тем, что в ней нет родителей», - говорит Ольга ВИНОГРАДОВА. Она с теплом отзывается о своих учениках - заключенных мужской колонии общего режима Каслей.

По словам педагога, там учатся совершенно разные взрослые люди: одни демонстрируют успехи в учебе и после выхода из тюрьмы получают высшее образование, идут работать и заводят семьи, а другие - в 8-м классе учат буквы и цифры. Среди великовозрастных учеников даже ходит присказка: «В шестом классе у меня было коридорное образование, а в седьмом - уличное. Теперь я учусь в восьмом».

«Был у меня один ученик - цыган, - рассказывает Ольга ВИНОГРАДОВА. - Он пришел к нам в 29 лет и стал учиться читать, писать, считать. Я спросила, зачем ему это надо, а он ответил: «Что вы! У меня двое детей - мальчик и девочка. Когда они пойдут в школу, я смогу им помогать». Был год, когда неграмотных у нас был целый класс. Для них мы приглашали учителя начальных классов. Она учила их и по вечерам умирала со страху - зубы у учеников были сплошь золотые и блестели в полутьме».

Против работы в такой необычной школе поначалу выступали и мама, и муж, однако им не удалось заставить Ольгу ВИНОГРАДОВУ уйти. Она уверяет, что в учебном заведении при колонии чувствует себя даже в большей безопасности, чем в обыкновенной школе - ученики очень дисциплинированны и не бегают по коридорам на переменах.

Своеобразную подготовку к новому месту преподавания она прошла еще в школе № 25 Каслей, где была сначала завучем, а затем директором. По словам Ольги ВИНОГРАДОВОЙ, будучи классным руководителем, ей однажды пришлось забирать ученика из медицинского вытрезвителя, а во время ее директорства ночью идти в школу по приглашению полиции - дети ограбили школьный буфет.

«Однако за два года руководства школой я поняла, что быть директором все-таки скучно, - говорит Ольга ВИНОГРАДОВА. - Выгребные ямы, заборы, питание, ремонт - это неинтересно. Возможно, эта работа просто была не для меня. Кроме того, я уволила двух учителей - они пили, и об этом узнали родители. Это было мое самое тяжелое решение как руководителя. После я ушла в декретный отпуск и в школу № 25 больше не вернулась».

Стать учителем Ольга ВИНОГРАДОВА решила благодаря маме и по совместительству первой учительнице - Марте ТРИФОНОВОЙ, которая стала педагогом в 19 лет, вслед за старшими сестрами, братьями и родителями. Первым ее местом работы стала школа № 20 станции Григорьевка в Пермском крае, где преподавала русский язык, была пионервожатой.

«В первый свой рабочий день я пришла в школу с косичками и бантиками, - вспоминает Марта ТРИФОНОВА. - Директор остановил меня и сказал: «Марта Александровна, вы сейчас не девочка, а учительница, убирайте бантики». Моя новая прическа - одна коса, на конце которой был бант, - это, наверное, единственное, что отличало меня от детей. Я была маленькая, худенькая, а моим ученикам было по 18 лет».

Ученики влюблялись в молодых учителей и даже назначали им свидания. Марта Александровна на них не ходила, но коллег покрывала.

Для того, чтобы стать учительницей, в то время необходимо было после окончания десятилетней школы сдать экзамены и поступить в 11-й педагогический класс. Там за год из вчерашних школьников готовили учителей начальных классов, а после лучших отправляли на педагогические курсы для получения предметной специализации. Таким образом Марта Александровна получила право преподавать в начальной школе и вести русский язык в основной.

«Меня приняли в 11-й класс, когда узнали, что все мои родственники - учителя, а сестра работает директором школы, - рассказывает Марта ТРИФОНОВА. - Меня поселили в интернат и назначили стипендию в 180 рублей в месяц, но этих денег нам никогда не отдавали, зато кормили бесплатно и за жилье мы не платили».

Сейчас педуниверситет заканчивает внучка Марты Александровны Наталья, которая, к огорчению бабушки, не будет продолжать династию учителей, хотя в детстве с удовольствием играла в школу.

«Я пробовала, что это такое - учить реальных детей, а не кукол, - рассказывает Наталья ВИНОГРАДОВА. - Работала в частном лингвистическом центре и поняла, что педагогика - это не мое».


Генетический код

kopeysk.jpg

Валентина ЗОЛОТАРЕВА, заведующая детским садом № 45 Копейска
Елена СЕРДЮКОВА, бывший воспитатель детского сада № 14 Копейска
Татьяна ЗОЛОТАРЕВА, заведующая детским садом № 15 Копейска
Галина СЕРДЮКОВА, воспитатель детского сада № 45 Копейска (слева направо)
Династия ЗОЛОТАРЕВЫ-СЕРДЮКОВЫ

Педагогический стаж династии –  340 лет

«Один мой зять долгое время не мог запомнить, кто в нашей большой семье кому приходится и к какой фамилии принадлежит, - рассказывает Валентина ЗОЛОТАРЕВА, в девичестве КОХАН. - А другой зять, приезжавший из Кургана на большое семейное торжество, смотрел на нас и говорил: «Слушайте, копейчане, чего вас так много? Почему вы так размножаетесь?».

Представителей педагогической династии ЗОЛОТАРЕВЫХ-СЕРДЮКОВЫХ действительно много. Педагогов, принадлежащих к этой семье, можно встретить в Санкт-Петербурге, Кургане, Запорожье, Казахстане, но все они так или иначе связаны с Копейском. Именно здесь обосновались три сестры КОХАН - Александра, Елена и Валентина, чьи родители приехали сюда с Украины. Каждая из них решила связать свою судьбу с маленькими детьми. Старшая сестра Александра и средняя Елена стали воспитателями в детских садах еще в годы войны, а младшая Валентина пошла по их стопам уже в 50-е годы.

«Я начала работать в детском саду в 1941 году. Мне тогда было 17 лет, но помню все, как будто это было вчера, - рассказывает Елена СЕРДЮКОВА. - От наших дней отличалось все: и поведение детей, и количество человек в группах, и игрушки. Наш садик, как и другие, был очень бедным. Он располагался в здании жилого дома и занимал три комнаты, в которых размещали 70 человек. Столы стояли рядом друг с другом, дети спали на полу на плотно придвинутых друг к другу матрасах. Малыши вместе с воспитателями сами себе делали игрушки: из рваных одеял шили зайцев и мишек, а из глиняных шариков вылепливали детали для мозаики. Но кормили ребят неплохо - голодными они точно не были. А иногда детям даже давали финики и шоколад».

После войны дошколят и педагогов перевели из жилого дома в отдельное здание из двух этажей, которое садик разделил с детским домом. Директором приюта для эвакуированных из Подмосковья детей стала старшая сестра Александра ЩЕРБИНА. Она проработала там до расформирования детского дома в 1954 году, а после вслед за мужем переехала в Курганскую область, где возглавила детский сад.

Валентина ЗОЛОТАРЕВА, проработав семь лет воспитателем, также стала заведующей садиком в 1963 году. В тот момент ей было 26 лет. Педагог работает в этой должности до сих пор.

«Я начинала заведовать детским садом № 19 «понарошку», - смеется Валентина ЗОЛОТАРЕВА. - Первый год работала и воспитателем, и заведующей. Я вела занятия у детей, писала планы, проводила педсоветы и все думала, что руководить - это не мое».

По словам педагога, она почувствовала себя на своем месте только через пять лет, став заведующей нового детского сада № 45, где работает до сих пор.

Дочь Валентины ЗОЛОТАРЕВОЙ Татьяна пошла по стопам матери и стала заведующей детского сада № 15. По ее словам, соперничества между нею и Валентиной Григорьевной на профессиональной почве нет, но каждый их домашний разговор неизменно сводится к детскому саду.

«Стать заведующей меня уговорила мама, а вот пойти в педагоги я решила сама, - объясняет Татьяна ЗОЛОТАРЕВА. - Наверное, это гены. У меня было два пути - стать педагогом, как мама, или шахтером, кем изначально был папа перед тем, как ушел преподавать в колледж. Я с детства помогала воспитателям управляться с детьми, поэтому как такового выбора передо мной не стояло. Одеть малышей, раздеть, посидеть с ними, пока взрослым нужно отлучиться, - такая производственная практика у меня началась рано».

Продолжателем педагогической династии ЗОЛОТАРЕВЫХ-СЕРДЮКОВЫХ сейчас является Галина СЕРДЮКОВА - внучка Елены СЕРДЮКОВОЙ. Она работает воспитателем в том же детском саду № 45, и пока сюда ходит ее младшая дочка, менять работу не собирается. Ее старшая дочь, которой сейчас 9 лет, в играх уже воображает себя заведующей, а это значит, что, возможно, династия в скором времени пополнится новым продолжением.


Королевы школы

korkino.jpg

Анна МЕДВЕДЕВА, учитель физики школы № 28 поселка Первомайский Коркинского района
Аглая ЗЕЛЕНЦОВА, учитель русского языка и литературы Шахматовской школы Чебаркульского района (слева направо)
Династия МЕДВЕДЕВЫ-ЗЕЛЕНЦОВЫ

Педагогический стаж династии –  240 лет

Семью сельских учителей МЕДВЕДЕВЫХ-ЗЕЛЕНЦОВЫХ можно назвать династией в прямом смысле этого слова. Ее члены не только передают по наследству друг другу любовь к профессии, но и имена - Анна и Аглая.

«Имя Анна носила моя бабушка - учитель географии, - рассказывает Анна МЕДВЕДЕВА. - В честь нее назвали меня. Так же теперь зовут и мою племянницу. А моей сестре-двойняшке Аглае имя досталось от нашей тети Аглаи Александровны ШЕРСТНЕВОЙ, которая была учителем физики. Ее назвали в честь героини романа Григория ДАНИЛЕВСКОГО «Девятый вал».

Книжное имя получила и мама Анны МЕДВЕДЕВОЙ - Аза Александровна, которая работала учителем математики, а также дядя - Генрих Александрович, учитель истории.

Двойняшки Анна и Аглая рано попали в школу. Детские сады в деревне Шумаки и близлежащих поселениях были переполнены, поэтому девочки, когда за ними некому было присмотреть дома, сидели в классах за задними партами и слушали уроки мамы, бабушки или тети, рисовали и решали задачи.

«Как сейчас помню: мама идет по рядам и просматривает работы учеников, а мы с сестрой держимся за подол ее юбки и идем рядом, - рассказывает Аглая ЗЕЛЕНЦОВА. - Или еще одно воспоминание: мы с сестрой находимся на уроке у бабушки. Нам четыре года. Вдруг в кабинет заходит взрослый и говорит что-то. Из всех классов ученики бегут на улицу. Смотрят на небо и ищут что-то глазами, показывают пальцем наверх и радостно кричат: «Вот, он летит!», хотя там ничего необычного не видно. Это было 12 апреля 1961 года, когда Юрий ГАГАРИН полетел в космос».

Играть в школу для Анны и Аглаи было любимым занятием. Девочки проверяли тетрадки вместе с мамой и ставили ту оценку, которую она скажет. Чтобы они не писали на полу, старшие сделали для них маленькую доску из кусочков линолеума.

Учительский дом, в котором Аглая и Анна жили вместе с мамой, дедушкой и бабушкой, был всегда открыт для гостей. Бабушка Анна Игнатьевна помимо работы в школе была также депутатом сельского совета. К ней со своими просьбами часто обращались местные жители. Известно, что она вела переписку с Надеждой КРУПСКОЙ и дружила с женой председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила КАЛИНИНА Екатериной.

Из рук КАЛИНИНА в 1939 году в Кремле Анна Игнатьевна получила орден Трудового Красного Знамени. О встрече с политиком она часто вспоминала. По ее словам, Михаил КАЛИНИН, несмотря на свою должность, был очень простым в общении человеком.

«Бабушка очень любила ходить в походы и заразила своим увлечением меня, - рассказывает Анна МЕДВЕДЕВА. - Каждый год после последнего звонка она брала учеников в горы или на сплав по рекам Уй, Ай и Урал. При этом бабушка очень боялась воды. Дети сплавлялись со вторым руководителем, а бабушка за это время проходила пешком расстояние в 2-3 раза больше, чем было бы по реке. Однако это не мешало ей оказываться в нужном месте раньше своих учеников».

Однако самое большое воздействие в профессиональном плане на Анну МЕДВЕДЕВУ оказала тетя Аглая Александровна. Вместе с ней она долгое время преподавала физику в школе № 28 поселка Первомайский.

Коллеги Аглаи Александровны говорят, что у нее был каллиграфический почерк, и все чертежи она выполняла ровно без линейки. В ее классе всегда была идеальная дисциплина, а ученики обожали физику и знали все законы назубок.

В 2004 году Аглая ШЕРСТНЕВА стала человеком года Коркинского района и отпраздновала 60-летие педагогической деятельности. Благодарные выпускники подарили учителю автомобиль «Ока».

«До того, как пересесть на «Оку», Аглая Александровна ездила на мотоцикле, - рассказывает учитель английского языка школы № 28 Коркино Татьяна МАНТЕЛЬ. - Я помню, как с мужем поехала в колхоз покупать картошку. Смотрю, стоит интересный товарищ - одет в кирзовые сапоги, брезентовый дождевик с капюшоном, и вокруг него собралась молодежь. Подхожу ближе и открываю рот от удивления - это Аглая Александровна. Она высыпает пять 12-литровых ведер картошки в мешок, взваливает его к себе на плечо и очень легко, как будто в нем нет веса, несет его к мотоциклу. В то время ей было 55 лет».

Аглая Александровна преподавала в школе до последних дней жизни. Она ушла из жизни в 84 года.


Южное наследство

chmz.jpg

Марина КАРЕЛИНА, учитель начальных классов школы № 73 Челябинска
Сергей КАРЕЛИН, мастер производственного обучения в профессиональном училище № 236 при исправительной колонии № 2 Челябинска
Ольга ЖИДКОВА, учитель иностранного языка учебного центра «Образ» (слева направо)
Династия ЖИДКОВЫ-КАРЕЛИНЫ

Педагогический стаж династии –  340 лет

В семье Марины КАРЕЛИНОЙ, в девичестве ЖИДКОВОЙ, никогда не было представителей другой профессии, кроме учительской. Ее старшие родственники неизменно учились в школе Арсинского поселка Нагайбакского района и потом оставались в ней преподавать.

«Все наши общие семейные встречи проходили в школе, - рассказывает Марина КАРЕЛИНА. - Моей первой учительницей была двоюродная тетя, русскому языку учила ее дочь, а ИЗО и черчению - мама. Однако никакого панибратства с ними я себе не позволяла даже вне класса. Вести себя скромно и никогда не капризничать меня никто не заставлял, я просто считала такое поведение правильным».

По словам Марины КАРЕЛИНОЙ, свою работу ее мама, Нина Васильевна, никогда не оставляла в школе - в их доме постоянно проводили время ученики. Они готовили праздники, придумывали конкурсы, рисовали газеты и иногда привлекали к этим занятиям маленькую дочку учительницы.

В начале своей карьеры Марина КАРЕЛИНА тоже приглашала домой учеников, но сейчас этого не практикует: «Родители другие, да и с детьми мы теперь очень много проводим времени в школе», - говорит она.

Своих первых учеников Марина КАРЕЛИНА вспоминает с собой теплотой. Ей достался «сиротский» второй класс - от них отказалась первая учительница. В нем учились 42 ребенка, и 27 из них были мальчики.

«Первого сентября мне нужно было из Металлургического района везти детей в центр города, - вспоминает Марина КАРЕЛИНА. - Сейчас понимаю, что ситуация была страшная. В этот день я увидела их впервые, ни одного родителя, чтобы помочь, рядом не было. Я выстроила их парами и повела. Это была очень длинная колонна детей, которых мне нужно было не потерять. За мной шли две девочки и рассуждали: «Ну, так, ничего, вроде, учитель, но проверим, посмотрим». А я думаю, как же они меня проверять будут - на гвозди что ли сажать?»

По своему нынешнему выпускному классу она тоже будет очень скучать.

«Марине очень часто звонят и родители, и ученики, - с улыбкой отмечает ее супруг Сергей КАРЕЛИН. - Она уже привыкла и не обращает внимание, но это так. Кроме того, в нашей квартире всегда много тетрадок, правда, чаще всего они остаются у нас только на ночь. Хотя жена иногда находит некоторые из них в неожиданных местах и стирает с них пыль».

Сергей КАРЕЛИН признается, что супруга очень любит своих учеников и может до бесконечности рассказывать об их успехах. Он считает это вполне естественным и как преподаватель ее понимает. Сергей КАРЕЛИН по образованию инженер, однако уже несколько раз уходил с производства преподавать в училища. Сейчас он работает мастером производственного обучения в училище при мужской колонии строгого режима и преподает сварочное дело и черчение.

Как отмечает Марина КАРЕЛИНА, о своей работе супруг рассказывает мало, но иногда на улице их останавливают его ученики и благодарят.

«Первое время работать там было тяжело, - рассказывает Сергей КАРЕЛИН. - Сложно было смотреть на них, понимать, что они совершили тяжкие деяния, и думать о том, что с этими людьми лучше на улице не встречаться. Кроме того, угнетает сама атмосфера колонии. Но к этому привыкаешь, устанавливаешь с учениками контакт и находишь в них положительные качества».

Работа педагогами приносит супругам КАРЕЛИНЫМ чувство удовлетворения и удовольствия, поэтому они очень хотят, чтобы их дело продолжало и младшее поколение.

Их племянница, Ольга ЖИДКОВА, совмещает преподавание английского языка в детском центре с работой администратора в ресторане и возвращаться обратно в государственную школу не собирается. Сын Евгений ПОРТНЯГИН также не хочет преподавать, несмотря на уговоры мамы, но Марина КАРЕЛИНА уверена: гены все равно позовут.


Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD