Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Июль 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Наши партнеры

Наши мероприятия

Ни к селу ни к городу

02 ноября 2015

«Вектор образования» решил выяснить, как в условиях оптимизации живут малокомплектные школы.

Дефицитные дети

borovskaya.jpg

Боровская начальная школа - детский сад, Красноармейский район
«Стоимость» 1 ученика - 103,5 тысячи рублей
Площадь 738 кв. м
4 школьника, 16 дошкольников

В Боровской НШДС всего четыре ребенка: по одному в первом и втором классах и двое - в четвертом. Третьеклассников нынче нет совсем. Причем все ученики - дети иностранных граждан, узбеки и таджики, чьи родители переехали в Красноармейский район и сейчас строят себе здесь дома. В школу эти дети перешли из местного же детсада, поэтому уже научились говорить по-русски, играя со сверстниками-дошкольниками.

«Поначалу папа одного ребенка приходил, рассказывал основные слова, мы изучали узбекский язык, чтобы хоть как-то с детьми объясняться», - вспоминает директор Боровской НШДС Светлана ЗАХАРОВА. Правда, после очередных летних каникул школьники многое забыли и сейчас говорят с акцентом - в семьях взрослые все-таки предпочитают родной язык.

Основные предметы - математику, русский язык, окружающий мир - школьники 1-го, 2-го и 4-го классов изучают отдельно. А на физкультуру, ИЗО, музыку и технологию все четверо приходят вместе.

Работа в классах-комплектах помогает детям учиться самостоятельности, рассказывают педагоги. По их словам, благодаря заложенной здесь прочной базе знаний ученики потом хорошо учатся и в средней, и в старшей школе. Есть и те, кто оканчивает школу с медалью, и в Боровом считают, что их доля заслуг в этих успехах тоже есть.

Штат этой НШДС - три педагога (воспитатель, учитель и еще один учитель, она же директор), младший воспитатель, а еще повар, сторожа и кочегары. Последние топят дровами котельную и работают посезонно, поэтому в теплые весны на их зарплате удается немного экономить. Вмещаться в нормативы помогает и то, что детсад и школа объединены в одно юрлицо. Средняя зарплата педагогов здесь около 28 тысяч рублей.


«Когда я слышу, что у нас «дорогие» дети, всегда спрашиваю: «А как законодатель трактует эту «дороговизну» - это хорошо или плохо?» Мы считаем, что это хорошо, поэтому муниципалитет находит деньги и содержит этих детей», - объясняет начальник управления образования Красноармейского района Галина АФАНАСЬЕВА.


Боровская школа не всегда была начальной, когда-то здесь учили и среднее звено, благо было кого. В селе работали подсобное хозяйство Челябинского трубопрокатного завода, животноводческий комплекс, выращивали овощи. До сих пор директор подсобного хозяйства Оскар КРАМЛИХ, живущий сейчас в Германии, спрашивает через знакомых: «Как там моя школа, стоит, не разрушили?»

Сегодня сюда гораздо выгоднее подвозить детей в детский сад, чем отсюда возить учеников в соседнюю школу, расположенную в 18 километрах. Во-первых, в Красноармейском районе автобусов не хватает, те 22, что есть, развозят 768 школьников (кстати, только в прошлом году местные власти потратили на подвоз 13 млн рублей). Во-вторых, если школа перестанет работать, половина здания будет простаивать и постепенно придет в запустение.

«Депутат Госдумы Владимир БУРМАТОВ утверждает: именно местные власти принимают решение об оптимизации, но мы не можем с этим согласиться, - рассуждает Галина АФАНАСЬЕВА. - Новый закон «Об образовании» усложнил требования к образовательным учреждениям: кадровые, материально-технические, вопросы безопасности, организации питания и т. д. С ними к нам едут многочисленные надзорные органы, которые руководствуются законом, и лицензию получить становится невозможно. Так что мы в оптимизации идем за законодателем. Если мы не можем на основании новых требований создать лицензионные условия, значит, мы вынуждены учреждение закрыть».

Местные власти считают неправильным закрывать школу, в которую уже вложено много средств и которая сегодня отвечает всем лицензионным требованиям. Кроме того, рядом развивается инфраструктура: построена утиная ферма, заработало предприятие «Сады России». Поэтому пока у Боровской НШДС лишь один недостаток - отсутствие детей. Остается надеяться, что «пригородные» муниципальные районы только выиграют от урбанизации, из-за которой умирают отдаленные от центра деревни.


На краю

araslanovskaya.jpg

Араслановская основная школа, Нязепетровский район
«Стоимость» 1 ученика - 129,7 тысячи рублей
Площадь 760 кв. м
41 ученик

Два девятиклассника - вся выпускная «параллель» Араслановской школы Нязепетровского района. Самый многочисленный здесь - первый класс, сразу девять малышей сели за парты в этом году. Два - четыре ученика на уроке - сегодня норма для этой малокомплектной школы.

«Когда я тут учился, наш класс из 27 человек был самым маленьким, школа вмещала 300 с лишним человек, работала в две смены», - вспоминает лучшие времена директор школы Валерий ЛАЗАРЕВ.

Сто лет назад здесь проложили железнодорожную ветку, построили станцию, вокруг которой и вырос поселок. Заработал леспромхоз, большой хлебоприемный пункт: в местный элеватор свозили зерно из совхозов Челябинской, Свердловской областей. Местные рассказывают, что под поселком словно еще один - так много там хранилось когда-то зерна. Сегодня жутковатый остов разрушенного элеватора и редко проходящие составы - все, что осталось «на память» местным жителям, число которых за последние полвека сократилось почти втрое и едва ли дотягивает до 500 человек.

Железная дорога, уже сыграв однажды решающую роль в судьбе Арасланово, сегодня сделала это снова. Из-за необорудованного переезда, через который детей на школьном автобусе возить запрещено, местную школу не объединяют с соседними. Вот и стоит в центре села большая деревянная изба, куда по утрам за знаниями идут деревенские дети, а по вечерам - истопники.

«На курсах в Челябинске как скажу «печное отопление», все смеются: «В XXI веке живем!» Зато мы не мерзнем, как городские», - улыбается директор школы.

Еще большим атавизмом с точки зрения городского жителя выглядят школьные уличные туалеты, очередь до которых не дошла во времена «модернизации», и ежедневный подвоз воды.

«На собеседовании в министерстве как-то спросили: «В области осталось 19 школ с печным отоплением, из них 5 в вашем районе. Нельзя ли что-то с ними сделать? - делится начальник управления образования Раиса ЛАВРОВА. - А что тут сделаешь? Если мы начнем устанавливать электрокотлы, батареи, все остальное рассыплется».

С водопроводом та же безысходность. «600 тысяч рублей лет семь назад выдали, до середины пути водопровод дотянули и бросили: там грунт - скала, не могли гидромолотом пробить, - вспоминает Валерий ЛАЗАРЕВ. - Глубина оказалась небольшой, все сразу перемерзло. А чтобы получить скважину, нужно бурить 90 метров, ближе воды нет. Недалеко вот пробурили одни, отдали 100 тысяч. Вода побыла месяц и не стало».

Но то, что для городского жителя - экзотика, для деревенского - обыденность. Внутри школы чисто, светло и по-домашнему уютно. Силами коллектива здание школы поддерживается в добротном состоянии. Весь штат - 18 человек: 8 педагогов, 2 совместителя, которые приезжают из других школ, и 8 человек техперсонала.

«Сейчас я один в администрации получаюсь, - рассказывает директор, - в связи с оптимизацией заместителя по учебно-воспитательной работе перевели на учителя, средняя зарплата по школе в связи с этим повысилась». Сейчас «экс-завуч» преподает ИЗО и немецкий язык, но продолжает выполнять административные обязанности - больше некому. Директор ведет физику, информатику и черчение, которое ввели за счет школьного компонента («дети поступают в техникум, чертить не умеют, читать чертежи не могут»). Даже учителя начальных классов преподают в пятом классе литературу и ОБЖ. Один учитель на несколько предметов в Араслановской школе, как и во многих других малокомплектных, - обычное дело. Но, как считают здесь, на качестве это не сказывается. Все девятиклассники в прошлом году успешно сдали ОГЭ, всего одна тройка («и то девочка поторопилась просто»). Правда, в выпуске было всего пять человек. Поступают в основном в ссузы: педагогические, медицинские, машиностроительные.

Средняя зарплата в школе - 14 тысяч рублей. «Брать кого-то со стороны нам невыгодно, потому что совместители все показатели по зарплате нам портят. Да и некого, - признается Валерий ЛАЗАРЕВ. - Мы как-то привезли учителя математики из Нязепетровска. Она пожила три дня и собрала котомку: «Не буду жить на селе, тут топить надо».

Правда, вернулся физрук. Уезжал, плавал в Норвегии на рыболовецком судне. Поплавал-поплавал и вернулся: «Ну эти деньги, поеду-ка я домой».

Медвежий угол - так называют Нязепетровский район, на гербе которого изображен медведь. Школа поселка Арасланово находится в «углу угла». Отгороженный от внешнего мира плохими дорогами («у нас не дороги - направления»), поселок пытается выжить. «Лучше уж так, чем совсем никак», - признается директор. На вопрос, много ли отмерено школе, если выпускники разъезжаются и не возвращаются, директор вздыхает: «Лет десять, может, еще просуществуем».


Мал да удал

vandyshevskaya.jpg

Вандышевская средняя школа, Уйский район
«Стоимость» 1 ученика - 125,9 тысячи рублей
Площадь 1 203 кв. м
47 учеников

Вандышевская средняя школа претендует на место в новом рейтинге из 63 школ области, которые получат дополнительное финансирование. По результатам ОГЭ школа идет сразу за образовательными организациями Челябинска. Причиной таких результатов здесь считают профессиональный коллектив и учебное расписание. На русский язык, математику, физику и химию добавляют часы из вариативной части. Для старшеклассников проходят индивидуально-групповые консультации, которые стоят в расписании. Причем дети обязательно должны выбрать не только русский и математику, но и еще два любых предмета. Так здесь заменили профильные классы, для формирования которых учеников не хватает: в этом году из 9-го и 11-го классов выпускаются по 8 человек. Небольшое количество школьников здесь обратили в плюс - учителя остаются после уроков не только с выпускниками, а со всеми детьми, кому нужна помощь, начиная с самых маленьких.

«Наши педагоги репетиторством со своими учениками не занимаются, все на голом энтузиазме. На родительском собрании лишь одна мама девятиклассника задала вопрос: а учитель вправе задерживать ребенка после уроков для дополнительных занятий?» - рассказывает директор школы Светлана ФОМИНА.

Выпускники поступают в основном в Южно-Уральский аграрный университет, куда, к слову, требуется экзамен по физике. Но вот обратно «на землю» в родное село не возвращаются. Примечательно, что из 26 тысяч живущих в Уйском районе в сельском хозяйстве заняты всего 400 человек. Хотя любовь к земле прививают с раннего возраста. Каждая школа Уйского района возделывает свой огород, педагоги и ученики на нем выращивают овощи, пытаясь сэкономить на питании.

«Стоимость питания с районной льготой в 10 рублей составляет 250 рублей в месяц, но и эту сумму собрать не можем, - вздыхает Светлана ФОМИНА. - Я недавно работаю директором, для меня сбор денег - это «война и немцы». Я сама сижу с меню, с календарем, все просчитываю. Не могут родители платить - нечем».

Если в школе средняя заработная плата 24 тысячи рублей, то в среднем по району она всего 14,2 тысячи.

«Наш район на 84 % дотационный, всего 5,5 тысячи работающего населения, остальные сидят дома, занимаются натуральным хозяйством, - рассказывает начальник управления образования Уйского района Анатолий ВЫДРИН. - Поэтому у нас постоянная проблема с родительской платой, до 30 % не платят вовремя. Когда-то мы производили известный «Уйский сыр», всегда было развито сельское хозяйство и животноводство. Но сейчас все решает логистика, а железной дороги нет. За последние 15 лет трижды разрабатывали проект животноводческого комплекса, но когда начинают просчитывать экономику, она оказывается минусовой: транспортная составляющая съедает все».

Вандышевская школа, научившись экономить на овощах, как и большинство других сельских, не может воспользоваться продукцией местных товаропроизводителей: мясом, молоком. Коммерсанты не спешат получать необходимые сертификаты: слишком хлопотно и затратно. «Школа - бюджетная организация, мы сначала берем продукты, а потом рассчитываемся. А кому надо открывать счета в банках, чтобы вести расчеты со школой? Им проще отдать продукцию кому-то за наличные деньги», - рассказывает Светлана ФОМИНА.

Несмотря на то, что жители района постоянно уезжают (за 15 лет контингент школьников и дошкольников сократился вдвое), здесь не закрывают подряд все школы с небольшим количеством учеников.

«Школа должна существовать, чтобы жило село, - рассуждает Анатолий ВЫДРИН. - Сегодня очень много вложений сделано для того, чтобы образовательные организации существовали. У нас созданы неплохая инфраструктура и условия, все обеспечены теплом. Если мы закрываем школу, здание будет ждать судьба животноводческих комплексов, клубов, ферм, которые сразу разрушались, как только были закрыты. Организовать подвоз тоже сложно, для этого надо увеличивать автобусный парк. И главное: а как же педагоги, их мы куда денем? Поэтому есть эффективность экономическая, а есть социальные условия».

В Вандышевской школе по программе модернизации сделали теплый туалет, соорудили хоккейный корт, рядом оборудовали «каморку» с печью, где зимой дети могут переобуться. Сейчас грядут новые траты: прокуратура потребовала от сельской школы установить по периметру видеонаблюдение, чтобы «защитить от террористов». То, что в деревне от ветра пропадает Интернет (до деревни протянуто оптоволокно, а дальше - разводка по столбам), без которого уже трудно представить себе работу любой образовательной организации, надзорные или какие-то иные органы не интересует.


Деревенский анклав

romanovskaya.jpg

Романовская основная школа, филиал СОШ р. п. Сулея, Саткинский район
«Стоимость» 1 ученика - 34,1 тысячи рублей
Площадь 551,8 кв. м
47 учеников (филиал),  299 учеников (всего)

«У вас тахограф стоит? - А что это такое?» Сегодня в Романовку 31 из 47 учеников приезжает на школьном автобусе из соседних сел. Но про некоторые типичные директорские заботы здесь даже не слышали: все проблемы сейчас решают в базовой школе.

В управлении образования Саткинского района Романовку считают самой «воинственной территорией». Пять лет назад местную основную школу сделали филиалом другой, более крупной, в поселке Сулея, но педагоги и родители до сих пор сопротивляются подвозу детей за 20 км, говорят, что далеко и небезопасно: «Если я хочу, чтобы мой ребенок учился здесь, чтобы я знала, что в обед он уже дома, - я же имею на это право».


«Село без школы - как церковь без креста. Вот Пороги рядом - там школу закрыли, села-то не стало. Люди постепенно стали выезжать, сейчас там одни дачники», - рассказывает руководитель филиала Ирина ЕПИФАНОВА, которая официально числится завучем базовой школы в Сулее.


Плюсом объединения с базовой школой здесь считают то, что ее педагоги стали ездить в Романовку. Кроме того, в Сулею в этом году планируют возить школьников на практикумы по химии. Но учителя Романовской школы в голос утверждают, что и они хорошо готовят школьников и дают им прочные знания. «У нас был стереотип: мы село, куда нам с городом тягаться? А когда стали участвовать в научных обществах учащихся, вывозить детей на олимпиады, оказалось, мы не хуже, а то и лучше», - рассуждает Ирина ЕПИФАНОВА. Тем более что родители романовских школьников обращают внимание на качество образования: «Они же у нас не отсталые, контролируют».

В то же время педагоги признают, что в классах с небольшой наполняемостью работать сложнее: не организовать, например, групповые формы работы.

«У меня класс-комплект, 2-й и 4-й классы сидят вместе. На каждый класс фактически у меня уходит 20 минут. За это время я должна домашнюю работу проверить, новый материал объяснить, закрепить худо-бедно, потому что времени катастрофически не хватает, - делится учитель начальных классов Татьяна РЯДИНСКИХ. - Учителя замечают: когда дети приходят в 5-й класс, они 20 минут сидят и отключаются - уже приучены».

Между уроками уборщица звенит обычным колокольчиком. Лет 20 назад здесь пытались сделать электрический звонок с кнопкой. Но однажды из-за перебоев с электричеством звонок воспламенился. У деревянной школы-избы пятая, последняя, степень огнестойкости: если вспыхнет, то очень быстро сгорит. Но, говорят здесь, в случае чего пожарные успеют доехать. Есть и тревожная кнопка. Когда возле школы как-то баловались хулиганы, охрана «тоже быстро приехала, всего через 20 минут».

Здесь все давно привыкли, что отопление печное, туалеты на улице, а спортзал и столовая расположены по соседству в отдельных зданиях. Питание школьникам привозят в термосах из той же базовой школы. Два года назад в столовую провели воду (до этого посуду мыли в тазах), теперь по требованию Роспотребнадзора установят и водонагреватель - чтобы мыть посуду горячей водой.

Сегодня в Романовке живут около 300 человек. Основным местом работы для жителей этого села и соседних стал Саткинский психоневрологический интернат, рассчитанный почти на тысячу пациентов, расположенный неподалеку. Поскольку работа есть, то и школа, пусть и 1957 года постройки, должна быть, считают местные педагоги.

«В сельской территории родители относятся к школе как к месту, где дети могут посидеть и повзрослеть. Вопросы качества образования их волнуют мало, к сожалению, - рассуждает начальник управления образования Елена БАРАНОВА. - Но мы об этом думать должны, и про эффективное вложение финансов должны думать тоже. Если нет сегодня в школе учителя физики, то не приобретать же дорогостоящую лабораторию для того, чтобы было. И перспектива появления такого учителя не просматривается. Если мы говорим о судьбе маленькой школы, то понимаем, что это следствие гибели сельских территорий. Но я не думаю, что, сохранив школу в несколько человек, мы сохраним поселок».

Сейчас в Саткинском районе в виде отдельного юрлица осталась всего одна малокомплектная школа, там учатся 53 человека.

«Мы - орган местного самоуправления, отвечающий за качество образования, - продолжает Елена БАРАНОВА. - Даже в территориях, где мы сохранили небольшие школы, количество детей уменьшается. Необходим комплекс мероприятий, в том числе и открытие новых рабочих мест, чтобы люди могли жить и работать на земле».


Автор  Юлия КАЛИНИНА
Источник  Вектор образованиЯ
Фотоальбом  Ни к селу ни к городу. «Вектор образования» решил выяснить, как в условиях оптимизации живут малокомплектные школы



Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

wor__33.JPG
wor__32.JPG
wor__31.JPG
wor__30.JPG
wor__29.JPG
wor__28.JPG
wor__27.JPG
wor__26.JPG
wor__25.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD