Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Март 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Наши партнеры

Наши мероприятия

Границы чувств

09 марта 2016

В 2016 году официально вступает в силу стандарт для «особенных» детей. «Вектор образования» выяснил, с какими трудностями сталкиваются педагоги коррекционных школ.


Видимый эффект

Начальная школа - детский сад №14 «Аленушка», Кыштым

kishtym.jpg

Профиль: учатся дети с нарушением зрения
Число воспитанников: 170
Средняя зарплата педагогов: 29 800 рублей в месяц

Оборудованию медицинского блока школы-сада «Аленушка» завидует городская поликлиника. Здесь есть все для лечения дальнозоркости, близорукости, амблиопии и косоглазия. В Кыштыме нет своего детского офтальмолога, а в «Аленушке» учеников наблюдает врач, которая приезжает из Озерска.

О «богатстве» школы-сада наслышаны многие родители города, и директора Татьяну ЕРШОВУ часто просят полечить их детей, которые здесь не учатся, но руководитель отказывает. «Мы не оказываем дополнительные платные услуги, потому что нам это невыгодно, - объясняет руководитель. - Мы - казенное учреждение, и все заработанные нами деньги уходят в администрацию города. Вопрос об их возврате решается очень трудно, а получить статус автономной организации чиновники нам пока не разрешают».

Попасть в заветный кабинет дети города могут летом. В июне школа-сад ежегодно открывает лагерь для учеников других школ, где они получают необходимое лечение в полном объеме. Путевка в лагерь, куда помимо медицинских услуг входят питание и развлекательная программа, стоит 1 200 рублей в месяц.

Лагерь пользуется большим спросом. Как утверждают медики школы-сада, число детей с нарушениями зрения увеличивается год от года. Чаще всего патология глаз проявляется у недоношенных, которые пережили постродовую реанимацию.

«Близорукость и дальнозоркость у ребенка сейчас проявляется уже к 6-7 годам, - рассказывает медсестра Татьяна КУРЧАВОВА. - Дети испытывают большую зрительную нагрузку, пользуясь компьютером, планшетом или телефоном, не соблюдается зрительный режим. Не последнюю роль играет наследственность».

Количество желающих учиться в «Аленушке» больше, чем организация может принять. Очередь в детский сад и начальную школу есть постоянно. Однако, как отмечают педагоги, родители, которые дождались и привели своего ребенка к ним учиться, часто на этом успокаиваются. «Родители уверены, что достаточно ребенку сесть за аппарат, и он уже вылечился, - говорят педагоги. - Мы убеждаем их всеми способами, даже показываем, как их ребенок видит. Удивляются, но ровно на пять минут. А потом еще кричат, что мы обязаны выдать им нормального ребенка, потому что нам за это зарплату платят. А то, что ребенок дома смотрит телевизор, играет в планшет, собирает мелкие конструкторы, считается ими нормальным».

Во многом благодаря такому отношению родителей в «Аленушке» похоронили идею открывать интернат. Организация работает в режиме полного дня с семи утра и до 19 вечера. Как признают педагоги, многие их ученики растут в неблагополучных семьях, поэтому если дети будут жить в интернате, родители о них просто забудут.

Школа-сад поражает своей уютной, домашней и радостной атмосферой благодаря мягким диванам, коврам и ярким стенам. В школьных классах специально для детей есть разноуровневые парты с наклоном и без, конторки, а также стойки, заполненные карточками по предмету, где крупным шрифтом напечатаны формулы или термины. Они позволяют ребенку перестраиваться и менять зрительный режим. Под партой у каждого ученика есть специальный массажный коврик для ног, использование которого также благотворно для глаз.

У детей, имеющих проблемы со зрением, часто нарушена координация движений. Кроме того, они плохо ориентируются в пространстве, поэтому все двери и деревянная мебель в школе-саде по контуру обклеены яркой лентой. Она позволяет ребятам четче видеть очертания предметов. Адаптироваться им также помогают занятия в секции туризма. Во время учебного года ребята ходят в короткие походы на Сугомак, в поселок Слюдорудник и Ближнюю дачу с учителем физкультуры и родителями. Там их учат работать с картой, вязать узлы и правильно запоминать местность. Такие вылазки служат подготовкой к большому летнему трехдневному походу на Таганай.

Своим опытом педагоги школы-сада постоянно делятся с коллегами из области, а в скором времени собираются выйти на международную арену. В этом году через Интернет они будут сотрудничать с начальной школой - детским садом для детей с нарушением зрения во Франции.


Один на всех

Школа-интернат №11, Челябинск

chelyabinsk.jpg

Профиль: учатся дети с тяжелым нарушением речи
Число воспитанников: 262
Средняя зарплата педагогов: 30 925 рублей в месяц

Школу-интернат №11 по праву можно назвать уникальной для Челябинской области. Это единственное в регионе специализированное учреждение, где учат детей с тяжелыми формами заикания, общей недоразвитостью речи или полным ее отсутствием.

Как утверждают педагоги, их ученикам трудно сформулировать и задать вопрос. Уровень развития воображения, к примеру, не позволяет сразу понять условия задачи по математике, необходимо читать ее несколько раз и наглядно представлять, как рассказ.

«Раньше таких детей было немного, поэтому интернат единственный в области, - рассказывает директор школы-интерната Наталья ВОЙНИЛЕНКО. - В стране таких школ по-прежнему мало, но число детей с тяжелыми нарушениями речи растет. Они могут появиться абсолютно в любой семье, поскольку это врожденная патология. Поэтому я не могу сказать, что все наши ученики только из неблагополучных семей. Родители очень разные, но все любят детей, заинтересованы в обучении и требовательны к нам».

В школу-интернат принимают учеников из Челябинска и других муниципалитетов области. В основном это мальчики. Как объясняют специалисты, нарушения речи - это типично мужская патология так же, как, например, глухота - традиционно женская.

Набор в учреждение идет по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, однако помимо этого специалисты школы-интерната сами находят своих будущих учеников. Они сотрудничают с детскими садами и поликлиниками Челябинска, где диагностируют детей с задержкой психического развития и рекомендуют некоторым родителям пройти ПМПК. «У маленьких детей трудно вычленить, что первично: ЗПР или речь, - поясняют специалисты интерната. - Нужна группа дефектологов, чтобы разобраться».

Такие же контакты у интерната налажены и с другими муниципалитетами. О детях с нарушениями речи педагогам сообщают сотрудники управлений образования.


«А где еще таких специалистов найдут? - объясняет свои связи директор Наталья ВОЙНИЛЕНКО. - Где-нибудь, к примеру, в Каслях логопед, конечно, может бить себя в грудь и говорить, что он великий, но его одного будет мало. Нужна система работы, специальный учебный план. Большой очереди из детей к нам нет, но родители звонят».


Для большинства воспитанников школа-интернат работает в режиме полного дня. Вечером детей забирают родители. На ночь в интернате остаются 48 учеников. Это дети из других муниципалитетов, которые уезжают только на каникулы, а также некоторые челябинцы. Школа-интернат расположена на выезде из промзоны Калининского района, поэтому родителям из удаленных от учреждения кварталов города удобнее забирать детей только на выходные.

В интернате помимо обычного школьного образования ученики получают профессию. Начиная с 7-го класса на дополнительных занятиях мальчики осваивают работу портного, а девочки учатся вязать трикотаж на специальных японских машинах. Кроме того, мальчиков также учат разбираться в механике этих машин. После четырехлетнего обучения и сдачи квалификационного экзамена ребятам присваивают второй разряд. Свои работы ученики отправляют на выставки или дарят родственникам и друзьям. По окончании школы ребята поступают в Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности, а оттуда даже иногда идут в вуз. Например, сейчас в Москве и Санкт-Петербурге учатся три выпускника школы-интерната на дизайнера и инженеров-технологов.

«Все оборудование мы приобретали на грантовую помощь в течение нескольких лет, - поясняет Наталья ВОЙНИЛЕНКО. - Материальную помощь от родителей мы не принимаем, у нас даже нет внебюджетного счета. Ну и государство нас финансирует достаточно».


Глухое место

Начальная школа-интернат I-II вида, Миасс

miass.jpg

Профиль: учатся дети с нарушением слуха
Число воспитанников: 41
Средняя зарплата педагогов:
27 100 рублей в месяц

В начальную школу-интернат везут детей с трех лет с нарушением слуха не только из Миасса и расположенных вблизи городов Челябинской области, но и даже некоторых сел Башкирии, но об учебном заведении ничего не знают даже жители окрестных домов. Расположенное в густых зарослях ирги здание бывшего садика помнят только сотрудники надзорно-контрольных ведомств, появляющиеся стабильно дважды в год для проверки. А вот чиновники, по словам педагогов, не заглядывали к ним уже примерно три года.

«Перед управлением образования мы отчитываемся только как школа-интернат, - рассказывает директор Любовь ПЕСТРЕВСКАЯ. - По детскому саду мы даже не сдаем им никаких отчетов. Наш садик там не считают дошкольным учреждением. На вопрос, а кому же мы тогда должны подчиняться, ответа нет».

Те редкие гости, которые в интернат заходят, сразу отмечают, как тут бедно: вокруг старая мебель, вытертые ковры и блеклые, часто пустые стены. Как признают педагоги, вся материальная база, которая у них есть, давно устарела. Муниципалитет на ее обновление денег не выделяет, оплачивая только коммунальные услуги. То, что есть в интернате, собирали всем миром и просили на городских интернет-форумах. Добрые люди принесли в интернат старые диваны, компьютеры и игрушки.

По словам директора, интернат может позволить принять к себе только 43 ребенка, исходя из количества имеющихся кроватей, хотя по проекту воспитанников может быть больше.

Обращаться к родителям за помощью здесь не видят смысла. Педагоги говорят, что многие родители часто удивляются, что у детей за год могли закончиться альбомы для рисования, ручки или карандаши и им требуются новые. Изумление вызывает и тот факт, что дети выросли из одежды или у них порвались ботинки. «У нас на весь интернат найдется от силы 7 нормальных семей. Остальные отдали ребенка к нам и забыли».

Среди воспитанников дошкольного и школьного отделений интерната есть миассцы, которых каждый день вечером забирают домой родители, а есть и дети, которые не видят семью месяц или даже всю четверть. Некоторые из родителей живут в таких отдаленных селах, что выезжают в Миасс с вечера и добираются только к обеду следующего дня.

«Дремучесть родителей в этих деревнях просто поражает, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга ФРОЛОВА. - Рождается глухой ребенок, и они держат его до 7 лет при себе, как домовенка за печкой, пока закон не обяжет их отдать его в школу. У нас сейчас двое таких «маугли», как мы их ласково здесь называем. Эти дети не умеют ухаживать за собой, вести себя в обществе и не могут произнести ни звука. Их родители от нас узнают, что их детям положен слуховой аппарат и его можно получить бесплатно, только необходимо оформить документы, в чем мы им помогаем».

Как признаются педагоги, учеников с легкими дефектами у них просто нет. Детям с нарушением слуха трудно воспринимать окружающую среду. Для понимания все предметы, как и слепым, им необходимо осязать. Однако даже в самых тяжелых и запущенных случаях специалисты стараются, чтобы каждый ребенок к окончанию школы хорошо читал, говорил посредством дактильной азбуки и писал, соблюдая правила русского языка. Каждый предмет в классах и группах детского садика подписан, чтобы у ребенка постоянно увеличивался словарный запас.

Перед новогодними каникулами ребята учили слова, связанные с темой путешествий. Они изучали понятия «суша», «вода», «море» и другие. Так ученики интерната готовились к поездке в детский лагерь Федора КОНЮХОВА в «Солнечной долине», куда пригласил их сам путешественник. Пребывание там для детей было бесплатным.


Семейная школа

Школа №10, Чебаркуль

chebarkul.jpg

Профиль: учатся дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью
Количество учеников: 164
Средняя зарплата педагогов: 24 700 рублей в месяц

В школе №10 открыто говорят о том, что о большинстве семей своих учеников им известно практически все. За более чем 50-летнюю историю здесь получили образование не только мамы, папы, но и их бабушки и дедушки. Родителей со стороны крайне мало. Взрослые выпускники привыкли просить помощи здесь и даже посвящают педагогов в суть супружеских конфликтов.

В единственную специализированную школу Чебаркуля для учеников с ЗПР и умственной отсталостью детей привозят даже из окрестных сел, официально относящихся к другому муниципалитету. Кроме ребят из семей, в основном многодетных и неблагополучных, здесь обучают также опекаемых и воспитанников местного детдома.

Ученики с ЗПР и умственной отсталостью учатся в отдельных классах, но во всех общешкольных мероприятиях участвуют вместе. Педагоги уверяют, что между собой они соседствуют вполне мирно и сколько-нибудь серьезных конфликтов между детьми не было.

«Недавно у меня произошел такой случай, - рассказывает логопед Ирина КУХАРЕНКО. - На занятие в очередной раз привезли девочку с синдромом Дауна и ДЦП, которая учится дома. И я решила начать ее потихоньку социализировать. Вывела на переменке из класса и спряталась за угол, чтобы посмотреть, как она будет себя чувствовать среди других детей. Рядом были мальчишки четвертого класса ЗПР. Девочка вдруг встала на четвереньки и начала ползти. Я ожидала, что сейчас мальчишки будут смеяться над ней, но, оказалось, нет, они лишь удивились ее гибкости и пластичности».

Педагоги признаются, что с каждым годом к ним приходят дети со все более сложными сочетаниями дефектов. Сегодня 47 учеников школы имеют инвалидность. Большая часть из них посещают занятия. На домашнем обучении находятся 11 человек, которые только начали говорить или писать. Помимо глубокой или умеренной умственной отсталости эти дети имеют ДЦП, тугоухость, проблемы со зрением, психические заболевания. Родители не хотят отправлять их в интернат в Челябинск и учат здесь. Поэтому дефектологам школы постоянно приходится учиться смежным специальностям тифло- и сурдопедагога.

«Первоначально попадая к нам, такие ребята учатся общаться с помощью пиктограмм, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга БАЖЕНОВА. - За год бывает, что они смогли начать говорить всего одно слово. Сейчас в 5-й класс пришел мальчик, который буквально недавно научился писать отдельные буквы, но пока не может их связать между собой. Он с первого класса обучался дома по индивидуальной программе, а теперь родители хотят его социализировать. В обществе он себя чувствует хорошо, только в темп урока не попадает».

Помочь такому ребенку учиться должен тьютор, который будет присутствовать с ним на уроках. Такое требование предъявляет недавно принятый специальный ФГОС для детей с ОВЗ. 


Согласно документу, тьютор будет входить в штат сотрудников школы и получать за свою работу зарплату. Пока у школы есть только один такой помощник - мама одной из первоклассниц, но она помогает педагогам работать со своей дочерью бесплатно.


Ученики школы №10 периодически посещают кинотеатр, ледовый дворец и бассейн, но в целом живут достаточно обособленно. Даже ГВЭ до недавнего времени они сдавали у себя.

«В этом году наших детей хотят отправить в другую школу, куда педагоги зайти с ними не смогут, - рассказывает Ольга БАЖЕНОВА. - Мы все в ужасе, потому что если для обычных детей экзамен - это стресс, то для наших тем более. У нас был случай, когда мальчик испугался металлоискателя и начал ругаться матом. Так продолжалось 30 минут. Как завуч раньше я сопровождала детей до аудитории, могла успокоить, направить к медику. Теперь не смогу и не представляю, как организаторы, не зная наших детей, с ними справятся».

Педагоги надеются, что им разрешат провести выпускные экзамены в своей школе или хотя бы отправить с ними в пункт проведения авторитетного учителя или психолога.


Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

seminar__15.JPG
seminar__14.JPG
seminar__13.JPG
seminar__12.JPG
seminar__11.JPG
seminar__10.JPG
seminar__09.JPG
seminar__08.JPG
seminar__07.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD