Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Стресс на профпригодность

10 мая 2016

В Челябинской области прошли конкурсы профессионального мастерства для учителей, классных руководителей и педагогов-психологов. «Вектор образования» побывал на самых интересных испытаниях.


saratovkina.jpg

ИСТОРИЯ С ГЛОБУСОМ

Конкурс «Учитель года», 27 участников

Конкурсные испытания: мастер-класс, разговор с учениками, учебное занятие, представление педагогического опыта, педагогическая мастерская, публичное выступление, круглый стол образовательных политиков

Победитель: учитель истории и обществознания школы № 7 Копейска Оксана САРАТОВКИНА

В главном конкурсе учителей в этом году многое было впервые. Например, за 20 лет состязание первый раз принимал закрытый город Озерск. Впервые все выступления участников можно было посмотреть в Интернете (кроме открытых уроков и разговоров с детьми). На финальном испытании – круглом столе образовательных политиков – участники конкурса поменялись местами с министром образования и науки Челябинской области Александром КУЗНЕЦОВЫМ. Не их спрашивал глава Минобрнауки региона, а учителя задали вопросы ему. Правда, это был короткий блиц в самом конце разговора. Все вопросы так или иначе были связаны с прошедшей беседой и заставляли министра кратко высказываться на те же темы, о которых долго вынуждены были рассуждать участники. Каждый вопрос учителей вызывал смех в зале и на сцене.

Учитель из Ашинского района Ксения ПУДОВКИНА спросила Александра КУЗНЕЦОВА, какой вопрос, не связанный с образованием, он задал бы министру за пять шагов до победы и за 20 минут до финала. «Я бы промолчал», – сказал глава Минобра. Он ответил на вопрос учителю информатики из Магнитогорска Константину ПРОЦЕНКО, что надежные хакеры ему не нужны, потому что «хакать нечего». «Кто вы: универсал или профессионал в своей деятельности?» – спросила Оксана САРАТОВКИНА из Копейска. «Я член профсоюза», – был дан ответ. В середине круглого стола председателю обкома профсоюза Юрию КОННИКОВУ задали вопрос, кого он прежде всего будет защищать – универсала или профессионала, и тот ответил: «Члена профсоюза». Мама троих детей и учитель начальных классов из Трехгорного Ирина СУСЕВА поинтересовалась, как министр успевает и в министерстве, и в семье. «Спасибо водителю», – ответил КУЗНЕЦОВ.

По итогам прошедших испытаний общественное жюри, в которое вошли дети и родители, присудило приз зрительских симпатий учителю информатики школы № 10 Пласта Максиму БАСКОВУ, который участвовал в первом туре конкурса. Учителем года Челябинской области стала Оксана САРАТОВКИНА из Копейска. Имя победительницы на церемонии закрытия конкурса объявил первый заместитель губернатора Челябинской области Евгений РЕДИН. Главный приз состязания – глобус – Оксане САРАТОВКИНОЙ вручила победительница прошлого года Евгения ЖИНКИНА.

«Я чувствую сейчас радость, удовлетворение и в то же время очень большую усталость, – сказала Оксана САРАТОВКИНА. – Хочется домой вернуться, в родные пенаты, к родным детям. Подготовка к областному конкурсу заняла у меня год. Это был год размышлений, которые в итоге привели к победе. Я живу по принципу, что нет ничего невозможного. Думаю, что если поставлю перед собой цель получить «Хрустального пеликана» на всероссийском конкурсе, это будет вполне реально».

В своей практике Оксана САРАТОВКИНА использует технологию перевернутого урока, когда дети получают домашнее задание по новой теме перед занятием. Дома ученики изучают теорию, а на уроке выполняют практические задания. На конкурсе учитель из Копейска давала урок обществознания в 11-м классе о международных преступлениях и правонарушениях. Во время конспектирования она призывала школьников сокращать и кодировать информацию, чтобы сократить время записи. И даже показала пример, нарисовав на доске человечка, а от него стрелку к решетке: «Это условное обозначение личной уголовной ответственности». Как позже Оксана САРАТОВКИНА призналась жюри, освоить приемы кодирования ей пришлось для того, чтобы помочь дочери. Поступив в медакадемию, девушке было трудно справляться с огромным объемом информации.

Учитель из Копейска представит Челябинскую область осенью на всероссийском этапе конкурса в Самаре. За победу в региональном состязании она получила приз – 200 тысяч рублей.


klassny.jpg

ТЕСТ НА НРАВСТВЕННОСТЬ

Конкурс «Самый классный классный»27 участников

Конкурсные испытания: творческая презентация, защита программы деятельности классного руководителя, диалог о воспитании, классный час

Победитель: учитель начальных классов начальной школы № 2 Кыштыма Ольга ВАЛЕЕВА

Финал конкурса для классных руководителей начался с провокации, которую спланировали члены жюри. После испытания «Диалог о воспитании» не в своей тарелке себя почувствовал каждый из десятки лучших участников.

Испытание в этом году решили провести в формате круглого стола. Во второй части дискуссии педагогам рассказали о четырех типах личности – эгоисте и авантюристе Джеймсе БОНДЕ, мастере компромисса кардинале РИШЕЛЬЕ, гуманисте-конформисте Пьере БЕЗУХОВЕ и эффективном менеджере Генри ФОРДЕ, который считает, что для достижения цели все средства хороши. Учителям предложили выбрать, к какому типу относятся они. Большинство назвали себя РИШЕЛЬЕ и ФОРДАМИ, которые либо идут на сделки с детьми, либо эффективно ими управляют.

Чтобы проверить себя, учителям предложили пройти тест на нравственность. Составители опросника описывали конкретные ситуации, в каждой из которой предлагалось пожертвовать жизнью одного или нескольких человек ради спасения многих. Например, застрелить раненого солдата, казнить убийцу, выкинуть за борт умирающего, убить или покалечить ребенка.

Оказалось, что среди финалистов нет ни ФОРДОВ, ни БОНДОВ. По итогам теста 8 учителей из 10 оказались БЕЗУХОВЫМИ. Как признались в кулуарах участники, они отвечали на тест неискренне, с оглядкой на конкурс, поэтому старались не «убивать» детей. «Я согласилась убить только раненого солдата и то только потому, что он давал присягу и был готов пожертвовать своей жизнью», – призналась учитель начальных классов Ольга ВАЛЕЕВА из Кыштыма.

Педагоги пожаловались, что тест очень радикальный и имеет мало отношения к жизни. Члены жюри напомнили, что, когда участники защищали свою программу классного руководителя, они очень легко принимали решения за других и выбор между черным и белым их не смущал. А на вопрос, какие противоречия в системе образования или обществе мешают достичь идеальных результатов в воспитании детей, учителя смело отвечали, что им мешает семья, СМИ и сверстники учеников.

«Дискуссия показала реальную ситуацию, – сказал член жюри, глава центра социально- образовательных инициатив «Со-действие» Игорь НИКОЛАЕВ. – После презентации ваших классных часов я спрашивал себя: а есть ли будущее у нашего образования? Я в глубоком сомнении. Мы сегодня не видим противоречий. Есть мы, которые говорят детям о добром, светлом, вечном, и другие, которые нам мешают. Поэтому у нас на презентациях классных часов сплошь и рядом была тема героизма. Ничего другого обсуждать с детьми нельзя. Программы все как под копирку».

Педагоги начали горячо опровергать его слова и приводили аргументы, доказывая свою яркую индивидуальность. В конце испытания члены жюри признались, что специально хотели вывести участников из зоны комфорта, чтобы они смогли посмотреть на себя со стороны.

Кстати, конкурс классных руководителей в этом году стал самым демократичным из всех состязаний профмастерства. По итогам защиты программ и конкурса-визитки жюри выбрало только восьмерку лучших. Еще двух финалистов определили путем совместного голосования участников конкурса и судей. Таким образом в финале оказались Елена ЮДИНА из Усть-Катава и Валентина АЛЯБЬЕВА из Коркино.

По итогам всех испытаний победителем конкурса стала учитель начальной школы № 2 Ольга ВАЛЕЕВА из Кыштыма. Второе и третье места в состязании заняли Елена ДОГМАН из Аши и Елена ЗАЙЦЕВА из Верхнего Уфалея.

Ольга ВАЛЕЕВА работает классным руководителем 22 года и впервые принимала участие в региональном этапе конкурса. «Я пришла на конкурс, чтобы посмотреть, на что я способна, смогу ли доказать ученым мужам, что я что-то из себя представляю как классный руководитель и педагог», – рассказала Ольга ВАЛЕЕВА. Она представит Челябинскую область на Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям».


debut.jpg

МАТЕМАТИКА ПОБЕДЫ

Конкурс «Педагогический дебют»33 участника

Конкурсные испытания: публичное выступление, учебное занятие, мастер-класс, моя инициатива в образовании, круглый стол образовательных политиков

Победитель: учитель математики школы № 62 Магнитогорска Руслан МАГАСУМОВ

Как рассказать пятиклассникам о Второй войне Рима с Карфагеном, если в учебнике ничего не сказано ни о первом конфликте этих государств, ни о третьем? Некоторые конкурсанты признавались, что пришли на состязание за педагогическим опытом, который трудно получить в школе за несколько месяцев работы. Молодым учителям досталось много сложных испытаний, но самым трудным для многих стали уроки.

За один день жюри отсмотрело 33 открытых занятия. Дебютанты заметно волновались, а на самоанализе нередко допускали ошибки.

Младшеклассники школы № 73 Челябинска анализировали тексты о зайцах, говорили на незнакомом языке и учились определять, который час. Старшие ученики разрабатывали тактику войны, разбирали реформы ПЕТРА ВЕЛИКОГО и проводили эксперименты.

Разиля ГИМРАНОВА из Коротановской основной школы Чебаркульского района стала первым учителем башкирского языка за всю историю конкурса. Она давала урок второклассникам из русских семей, которые до этого ничего не знали ни о башкирах, ни об их языке. Учитель надела на занятие национальный костюм и познакомила учеников с самыми простыми башкирскими словами, такими как «мама», «папа», «ребенок», «мед», «мяч» и другими. Ученики узнали, что в башкирском алфавите 42 буквы и девяти из них нет в русском, а некоторые звуки похожи на английские.

По итогам конкурса Разиля ГИМРАНОВА получила специальный приз от Союза башкирских женщин Челябинской области.

На уроке учителя математики из Магнитогорска Руслана МАГАСУМОВА пятиклассники искали ответы на головоломки с десятичными дробями. Некоторые задачки ставили в тупик даже общественное жюри, которое состояло из старшеклассников и педагогов. Под руководством учителя магнитогорской школы № 62 дети решали задачи с помощью экспериментов. Например, проверяли целлофановый пакет на прочность, накладывая туда картофель, морковь и свеклу. Измеряли пропорции кофе и молока в мерной кружке. По окончании урока школьники признали, что знание десятичных дробей необходимо в повседневной жизни, а в своей работе их используют продавцы и бармены.

Как объяснил Руслан МАГАСУМОВ, на уроках со своими учениками он редко проводит эксперименты, поскольку пока у него мало идей, как проиллюстрировать задачи по другим темам. Однако молодой учитель собирается и дальше работать в этом направлении.

После уроков определили десятку финалистов. Конкурсанты прочили абсолютную победу учителю физики из Аши Артему ХАЛИТОВУ, который запомнился ярким мастер-классом, где на примере радуги и привидений объяснял, что такое квантовая физика. Но по итогам состязания он, неожиданно для коллег, занял второе место и получил приз общественного жюри – торт с яблоком, который является символом конкурса. Победу одержал учитель математики школы № 62 Магнитогорска Руслан МАГАСУМОВ. Он получил приз – около 100 тысяч рублей.

«Волнение такое, как будто мне вручают «Оскар»! – сказал Руслан МАГАСУМОВ на сцене. – Я рад, что получил такую прекрасную возможность принять участие в этом конкурсе. Возможно, этот момент станет для меня переломным. На конкурсе я понял, что заболел «учительской болезнью»! Я чувствую огромную ответственность за то, чем занимаюсь».

На самом деле Руслан МАГАСУМОВ привез из Челябинска сразу две награды, и вторую из них он получил за победу на региональном фестивале «Весна студенческая» в номинации «Фристайл». Состязание в этом году стартовало 2 апреля, сразу после окончания «Педагогического дебюта». Руслан МАГАСУМОВ смеется: в школе никто не верит, что он танцор, на танцполе – что он учитель математики. Хотя, по словам молодого учителя, два эти занятия имеют кое-что общее. Например, секрет удачного выступления и в учительском конкурсе, и в танцах – в точности и просчитанности движений.

Руслан МАГАСУМОВ представит Челябинскую область на Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» в 2017 году.


psiholog.jpg

ДОВЕРИТЬСЯ ЗА 7 МИНУТ

Конкурс «Педагог-психолог»13 участников

Конкурсные испытания: визитная карточка, открытое занятие, кейсы

Победитель: педагог-психолог Областного центра диагностики и консультирования Константин КУЛЬКОВ

Самый малочисленный конкурс профессионального мастерства в этом году по напряжению и интриге не уступил состязаниям учителей. Жюри не стало отсеивать конкурсантов после первых двух испытаний, поэтому до финального и самого сложного задания «Кейсы» дошли все 13 человек. Им предстояло за 7 минут провести консультацию с папой пятиклассника. В роли пап выступили четверо участников регионального форума практической психологии образования, который проходил одновременно с конкурсом на базе Областного центра диагностики и консультирования.

За минуту до встречи с папой конкурсанты узнавали, что мальчик Саша в последнее время ведет себя со сверстниками агрессивно. Вчера в раздевалке после урока физкультуры он пнул одноклассника. Известно, что мальчик хорошо учится, дополнительно занимается краеведением, участвует в олимпиадах. Саша слаб здоровьем, часто болеет, носит очки.

Задача психологов была установить контакт с клиентом, провести первичную консультацию.

Каждая встреча психологов с папой была не похожа на предыдущую. История Саши на ходу обрастала новыми подробностями. У него появлялись братья и сестры, с которыми нет взаимопонимания. Папы периодически становились отчимами, а сам Саша просился играть в футбол. Неизменным в каждой из 13 бесед было одно: папы приходили в школу по просьбе мамы Саши, каждый из них поверхностно был знаком с конфликтом между детьми. Папы радовались тому, что сын превращается из ботаника в настоящего мужчину, и желали отдать его в бокс.

Конкурсантов откровенно выбивала из колеи позиция пап, которые не видели смысла в разговоре с психологом. Они предлагали родителю записать ребенка в плавание, больше проводить времени с мальчиком. Некоторые настаивали на повторных встречах и желали побеседовать с самим Сашей, его одноклассником, классным руководителем, мамой. Педагог-психолог школы № 10 Магнитогорска Артем ИЛЬИН предостерег папу, что поведение Саши может сказаться на его взаимоотношениях со сверстниками.

«Он должен уметь договариваться, – говорил Артем ИЛЬИН. – Ему с девочками пора начинать общаться. Вы вообще внуков хотите?»

Члены жюри остались недовольны прошедшим испытанием. Еще перед его началом они попросили сопровождающих обратить внимание на теоретическую подготовку конкурсантов, которые во время самоанализа на открытых занятиях допускали ошибки в терминологии и названиях трудов и имен известных психологов. После бесед с папами у членов жюри появились пожелания уже для самих участников.

«Некоторые психологи слишком отвлекались от исходных данных и фантазировали на эту тему, совершенно не замечая ситуации», – сообщили члены жюри.

После перерыва конкурсантам предложили принять участие в открытом мастер-классе с замминистра образования Еленой КОУЗОВОЙ. Она выступила в роли директора школы, и участникам предстояло убедить ее не увольнять их с работы.

Победителем регионального конкурса стал психолог Областного центра диагностики и консультирования Константин КУЛЬКОВ. Второе место члены жюри присудили Елене ЛЕКОНЦЕВОЙ из школы № 21 Миасса, третье место досталось Анастасии БУКРЕЕВОЙ из Еткульской начальной школы. Приз зрительских симпатий завоевала Светлана ЕЛКИНА из школы № 32 Копейска.

«Самым трудным сегодня для меня была неизвестность результатов, – рассказал победитель Константин КУЛЬКОВ. – Вчера я посмотрел все открытые занятия конкурсантов и мог себя оценить относительно других, а сегодня – не видел ни одного. Но самым сложным испытанием было первое, где мы рассказывали о себе, потому что я люблю работать, а не говорить».

Кстати, на испытании «Кейсы» Константин КУЛЬКОВ был единственным, кто выбрал объектом консультации не Сашу, а папу, чем вызвал одобрительный смех в зале: «Решение идти на консультацию принимает за вас жена, а сын определяет темы для семейных бесед...»

Константин КУЛЬКОВ работает в Областном центре диагностики и консультирования больше десяти лет. Его специализация – сопровождение детей с девиантным поведением. Кроме того, он руководит региональной службой медиации «Примирение». На конкурсе победитель показывал открытое занятие по формированию самооценки у подростков.


Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD