Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Оглянуться назад

10 мая 2017

В год 100-летия областного профсоюза «Вектор образования» поговорил с ветеранами движения.


ПОДВЕЛА ЛОШАДЬ

dolmatov_t.jpg

Илья ДОЛМАТОВ, председатель обкома профсоюза работников просвещения,
высшей школы и научных учреждений в 1980–1985 годах
5 ЛЕТ стаж работы в профсоюзе

Бывший глава обкома профсоюза Илья ДОЛМАТОВ имеет поистине уникальный послужной список. За более чем 50-летнюю трудовую жизнь он сменил порядка пяти профессий и около десятка мест работы.

Воспитанник детского дома ДОЛМАТОВ не мог рассчитывать на материальную помощь родственников. Не имея профессии после выпуска, он стал подрабатывать грузчиком.

«Чтобы получить эту работу, ребята из детдома проходили испытания, – вспоминает ДОЛМАТОВ. – Например, мне нужно было в одиночку пронести 50 метров ящик стекла весом в 150 кг. Я был чемпионом области по борьбе, метанию диска, толканию ядра среди школьников, так что для меня это задание не стало проблемой».

После окончания педагогического института ДОЛМАТОВ преподавал в нескольких школах и вузах, руководил тремя учебными заведениями и несколькими студенческими стройотрядами, а когда уходил из образования, был плотником, занимался партийной работой. При этом на любой должности ДОЛМАТОВ мало где задерживался дольше чем на пять лет. Столько же он возглавлял Челябинский областной комитет профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. «Меньше было неприлично, больше я не хотел, – говорит Илья ДОЛМАТОВ. – Я сам себе ставил срок, сколько работать. И если мне что-то не нравилось, все ломал и уходил. Для меня это было делом чести».

В профсоюз пришел из обкома КПСС, где возглавлял отдел науки и работал с вузами. Тогда у партийных работников была реальная власть: никакой ректор или декан не могли оспорить их решения. В профсоюзе же дела обстояли совсем не так. Привыкший к безоговорочному подчинению ректоров, ДОЛМАТОВ столкнулся с тем, что его, председателя обкома, могут игнорировать.

«Им не сходило это с рук, – говорит ДОЛМАТОВ. – Если дело касалось незаконных увольнений, перемещений, недоплат, юридический отдел профсоюза держал за горло многих. Помню случай с Виталием МЕЛЬНИКОВЫМ (ректор ЧПИ, ныне ЮУрГУ, 1962–1985 гг. – прим. В. О.). Я проверял документы, оказалось, что ректор отправил председателя профкома в командировку, на что не имел права. Позвонил МЕЛЬНИКОВУ сказать, что такое решение нужно было согласовать, но он меня не захотел слушать. Пришлось собрать членов обкома профсоюза, мы написали бумагу в Минвуз СССР и ЦК партии. МЕЛЬНИКОВА одернули и наказали зарплатой».

После работы в профсоюзе ДОЛМАТОВ ушел руководить челябинским интернатом № 4 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Менее заметная должность принесла ему не только больше денег, но и больше проблем.

Зная, что в основе оздоровительной работы лежит движение, ДОЛМАТОВ ввел для детей утреннюю зарядку и занятия в бассейне. По его словам, многим педагогам интерната эта реформа не понравилась. До этого дети почти все время проводили лежа на кушетках, никакой физкультуры у них не было, и это считалось правильным.

«У меня была масса нестандартных идей, и многим они не нравились, – говорит Илья ДОЛМАТОВ. – Например, незадолго до отпуска я купил лошадь для иппотерапии, а когда вернулся, лошади не оказалось. Ее или продали цыганам, или выпустили пастись, правды я так и не узнал. Из-за пропажи лошади я попал под суд за растрату государственного имущества. Потом был еще один неприятный инцидент с травмой ребенка на спортплощадке. Когда я ушел с должности директора, многие воспитатели интерната на радостях перекрестились».


К слову, это был уже второй судебный процесс в жизни Ильи ДОЛМАТОВА, в котором фигурировала лошадь. 


Первый случился гораздо раньше – в 60-х годах, в Южноуральске, когда он был директором школы № 3.

Как вспоминает ДОЛМАТОВ, в тогда только открывающейся школе была масса проблем и, кроме того, учились 1 500 учеников. Чтобы ему было проще руководить, ДОЛМАТОВ решил оснастить здание радиоузлом и радиоприемниками. В смете расходов такой статьи предусмотрено не было, зато школе выделяли деньги на лошадь, сбрую, телегу. Их директор и потратил на радиооборудование.

«Тогда я очень сильно переживал по этому поводу, ведь мне грозил реальный срок, – вспоминает ДОЛМАТОВ. – На суде честно объяснил все, как было. За меня заступились родители и педагоги. В итоге меня не посадили, а избрали секретарем горкома комсомола. Это был 65 год, мне было 28 лет».

По его словам, общественная работа была для него привычной. Однако больше, чем работать в профсоюзе или партии, ДОЛМАТОВУ нравилось преподавать, причем неважно, где именно – в вузе или в школе.


ПОСЛЕ БАРРИКАД

muniz_t.jpg

Нина МУНИЦ, председатель Троицкой городской организации
Общероссийского профсоюза работников народного образования
и науки РФ с 1986 года
31 ГОД стаж работы в профсоюзе

Председатель горкома профсоюза Троицка Нина МУНИЦ редко может позволить себе перерыв. С самого утра звонит служебный телефон, приходят посетители, кто-то ждет очереди у дверей. К слову, в офисе управления образования, где работает МУНИЦ, в будни таким спросом пользуется только ее кабинет. Журналистов «Вектора образования» коллеги Нины МУНИЦ встретили фразой: «Вы проверять приехали? Нечего проверять, у них все правильно».

«У нас проверки бесконечные, – признается Нина МУНИЦ. – Когда 30 лет назад я стала председателем, у профсоюза было мало документов. В городе тогда работали 46 образовательных организаций, и каждая имела свою папочку. Они все помещались на одной полке. Сейчас же у горкома профсоюза собран целый архив. С развитием Интернета думала, что документооборот станет полностью электронным, а оказалось, что нужно и бумажные отчеты заполнять. Здесь мы мало чем отличаемся от школы».

Прежде чем стать председателем горкома профсоюза, МУНИЦ более 20 лет отработала в школе, сначала учителем начальных классов, а затем заместителем директора. При этом профсоюзной работой она не занималась.

«Я никогда не думала о должности председателя, поскольку мне всегда нравилось учить детей, – говорит Нина МУНИЦ. – Попала сюда по приказу КПСС, хотя поначалу не хотела менять работу. Ни времени подумать, ни выбора мне, конечно, не дали. Предупредили о том, что выставляют мою кандидатуру за два дня до избрания».

Однако МУНИЦ нашла способ заниматься любимым делом, и первые 10 лет совмещала работу в школе и в профсоюзе. Она и сейчас продолжает учить, но уже взрослых людей – новоиспеченных председателей первичек в школах и детских садах Троицка. Часто их приходится обучать с нуля тому, как проводить собрания, что нужно знать об охране труда, как работать с документами...

Помимо знакомства с азами работы профсоюза, Нина МУНИЦ помогает вновь избранным председателям избавляться от дискомфорта в отношениях с начальством, так же, как помогли когда-то ей.

«Когда меня только избрали, я думала: как я, рядовой завуч, буду с начальником управления образования какие-то конфликтные вопросы решать? Как я могу ей советы давать, она же начальник! – вспоминает Нина МУНИЦ. – Этот барьер для меня в первые годы был очень тяжелым. Мне помогла адаптироваться тогда начальник управления образования Любовь ЖАРКОВА. Хорошо, если у всех начинающих профсоюзных лидеров будет опытный наставник».

Чувство уверенности в собственной правоте и силе во время разговоров с начальниками помогло МУНИЦ в период всеобщих забастовок педагогов Троицка в конце 90-х годов – им не платили зарплаты. Учителя вели занятия, а потом приходили на митинг, на главную площадь Троицка, но власти отказывались выходить к бастующим, а предпочитали вызывать руководителей акции к себе.

«Это время вспоминается как кошмарный сон, – говорит Нина МУНИЦ. – Я бы не хотела повторно испытать то чувство. Мы не знали, как дальше сложится ситуация. Администрация города не понимала, что на забастовки нас толкает необходимость. Некоторые члены забастовочного комитета предлагали учителям прекратить занятия в школах и ждали, что профсоюз поддержит это решение. Но нам нельзя было нарушать законодательство. Приходилось спорить, доказывать».

Через какое-то время ситуация улучшилась. Администрация города с помощью кредитов начала выплачивать зарплаты учителям. По словам Нины МУНИЦ, большую поддержку педагогам оказал губернатор Петр СУМИН. «Это один из лидеров, который умел работать с профсоюзом, понимать, выслушать, – вспоминает МУНИЦ. – Он дал слово, что ситуация изменится. И в 98 году она изменилась». По мнению МУНИЦ, сегодня митинги не решают проблемы педагогов. Профсоюзам необходимо выстраивать диалог с властью.


КОЗЫРЬ В РУКАВЕ

belik_t.jpg

Светлана БЕЛИК, председатель Магнитогорской городской организации
Общероссийского профсоюза работников народного образования
и науки РФ с 1983 года
34 ГОДА стаж работы в профсоюзе

Председатель горкома профсоюза Магнитогорска поражает своей кипучей энергией, которая, кажется, никогда не иссякнет, несмотря на возраст. «Я самый старый аксакал в обкоме профсоюза, – говорит о себе Светлана БЕЛИК. – Каждый раз жду, что вместо меня выберут кого-то другого. Не выбирают. Я привыкла к этому».

Перед тем, как стать главой горкома профсоюза, БЕЛИК успела поработать в районном отделении КПСС и магнитогорском комитете комсомола. По собственному признанию, должность в профсоюзе поначалу вызывала у нее отторжение: «Помню свой первый рабочий день, я даже плакала: куда я попала! – вспоминает Светлана БЕЛИК. – Я была настолько от этого далека, но потом освоилась, мне понравилось работать с людьми, делать добрые дела. Я стараюсь как можно больше отвечать на их запросы. К примеру, приходит учительница – злая, напряженная. Я ее слушаю и сочувствую ей. Мы не все можем сделать, но если проживать жизнь более позитивно, возможно, будет больше везти».

БЕЛИК руководит самым большим профсоюзом работников образования в Челябинской области. В нем состоят более 9 тысяч человек, или 95 % от общего числа педагогов города. Таких высоких показателей председательнице удалось достичь не только традиционными методами работы.


К примеру, в Магнитогорске действует программа социального партнерства, в которой участвуют руководители местных предприятий. 


В одной из самых известных торговых сетей Магнитогорска для членов профсоюза действуют скидки 5 % на все продукты питания. Кроме того, по сниженным ценам педагоги могут сходить в одну из частных клиник города и сделать покупки в магазине канцтоваров. Билеты в местный театр для членов профсоюза также обходятся дешевле – всего в 150 рублей.

«Все началось с одной-единственной скидки. Ко мне однажды пришел бизнесмен, который держит химчистку, и сам предложил услугу. Раньше он был профсоюзным работником, – говорит Светлана БЕЛИК. – Теперь я постоянно думаю, кого же еще уговорить предоставить нам скидку? Когда иду к бизнесменам, не пугаюсь, знаю, что делаю это для народа. Тот, кто делает скидки, на мой взгляд, всегда выигрывает. Кроме того, мне кажется, что моему возрасту отказывать некрасиво».

Для магнитогорских педагогов, состоящих в профсоюзе, действует система материальной помощи. Например, могут помочь погорельцам, выделить средства на дорогостоящее лечение для ребенка. Кроме того, членам профсоюза возмещают до 20 % стоимости медицинских операций.

«И если кто-то вдруг говорит: я плачу взносы, а мне ничего не достается, я отвечаю: если сейчас у тебя нет проблем – помоги другому и поблагодари, что у тебя все хорошо», – говорит Светлана БЕЛИК.

По словам председателя, самое памятное в ее карьере событие случилось в прошлом году – в Магнитогорске открыли памятник учителю. Его появления в городе ждали три года.

«Мне некоторые говорят, что я сама себе памятник поставила, – смеется Светлана БЕЛИК. – А если серьезно, три года мы потратили на то, чтобы памятник появился». Монумент в честь учителя стал третьим в области после Пласта и Златоуста.

Как вспоминает БЕЛИК, так же, как открыть памятник, когда-то было сложно сохранить в городе Дом учителя. Сейчас таких в области почти не осталось. Несколько лет назад власти города хотели закрыть Дом учителя и перепрофилировать здание под другие нужды. Экс-глава города КАРПОВ решил лично осмотреть помещения.

«Чтобы показать, как Дом учителя нам нужен, мы обзвонили всех ветеранов, они пришли и заполнили весь дом. Глава пришел и... ушел, а Дом учителя остался», – говорит БЕЛИК. По ее словам, сейчас там работает поэтическая гостиная для молодых педагогов и собирается хор ветеранов.


Автор  Анна ХУДЯКОВА
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD