Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Сентябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Наши партнеры

Наши мероприятия

На все сто

15 мая 2017

Накануне выпускной страды «Вектор образования» не без труда разыскал учителей, которым удалось подготовить сразу нескольких стобалльников.


КАЛЕЙДОСКОП  ЛОМОНОСОВА

krasheninnikova.jpg

Учитель физики лицея № 13 Троицка         
Ольга КРАШЕНИННИКОВА
2 стобалльника

Ольга КРАШЕНИННИКОВА убеждена: если хочешь, чтобы ребенок полюбил предмет, сделай так, чтобы он полюбил тебя. Учитель считает, что на уроке надо создать атмосферу сразу, с первой секунды. «Зайди в класс так, чтобы дети настроились на твою волну. Поймают эту волну – будет 40 минут плодотворной работы. Нет – ни ты не получишь удовлетворения, ни дети», – убеждена КРАШЕНИННИКОВА. Она считает, что на переменах не все дети хотят прыгать и скакать, некоторым просто нужно отвлечься, и включает им хорошую музыку с красивым видеорядом – картинами известных художников. «Хочется создать обстановку, чтобы ребенок приходил и чувствовал, что здесь как дома. И художников будет знать: это – ДАЛИ, а это – ШИШКИН», – говорит педагог.

Впрочем, в естественнонаучном лицее № 13 родителям мало просто комфортных условий для ребенка. Они нацелены на результат. Учитель физики считает, что результат будет, если есть как минимум три составляющие: способный ученик, его заинтересованные родители и образовательная система, настроенная на всестороннее развитие ребенка. «Я не смогу воспитать великого физика, если он не знает математики, не умеет грамотно писать, не может мыслить, не способен общаться. Все хорошо в системе», – считает Ольга КРАШЕНИННИКОВА. В эту систему должно быть встроено и дополнительное образование, так как школьных программ для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно – уровень ЕГЭ вырос за последние несколько лет.


В лицее № 13 детям с 5-го класса преподают естествознание – пропедевтические курсы физики, астрономии, химии, биологии. КРАШЕНИННИКОВА убеждена, что педагог должен уметь любому человеку простыми словами, на пальцах объяснить самый сложный материал. 


«Если говорит научными терминами, красивыми фразами, а объяснить не может – это непрофессионал», – уверена КРАШЕНИННИКОВА. У нее нет своей авторской методики, отовсюду берет «по чуть-чуть». Она практикует, кроме ежедневных, недельное задание; на каждом уроке старается применить опыт, эксперимент, который ребенок проводит сам. С пятого класса дети своими руками что-то мастерят: делают астролябии – старинные угломерные приборы, камеры Обскура – простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов; конструируют измерители давления, силы.

С 8-го класса начинается физический практикум – дополнительное еженедельное развивающее занятие. На гранты, которые получает лицей, куплены комплекты современного оборудования, которое есть не в каждой школе. В комплекте, рассчитанном на двоих, – цифровые датчики, которые измеряют температуру, давление и т. д. Есть линзы, различные другие приспособления. Все оборудование подключается к нетбуку. В нем содержатся программы лабораторных работ. Результаты тут же обрабатываются, и электронный отчет отправляется учителю на рабочий стол. «Мы просто счастливые люди, что у нас есть такое оборудование», – говорит Ольга КРАШЕНИННИКОВА. Ее воспитанники участвуют во множестве творческих конкурсов. Один мальчик сделал калейдоскоп, как у ЛОМОНОСОВА. С этой работой участвовал в конкурсе «Шаг в будущее». Грамоты учителю за победы учеников в разных олимпиадах собраны у Ольги КРАШЕНИННИКОВОЙ в пухлую папку. «Если дать ребенку среду и вдохновить его на творчество, он такое может напридумывать, что не придет в голову ни одному взрослому!» – говорит учитель.

Единый госэкзамен она называет результатом всей предыдущей работы ребенка, в том числе творческой. 10-й и 11-й классы – подведение итогов, повторение, углубление. В выпускном классе педагоги лицея проводят дополнительные курсы, где все знания систематизируются, прорешиваются задачи. Сам педагог, который готовит к ЕГЭ, все время должен быть в этой среде. «Если учитель не решает ЕГЭ без запиночки, без ошибочки, он и ребенка не научит», – говорит преподаватель. Когда готовилась выпускать своих детей, которых она вела с 5-го класса, КРАШЕНИННИКОВА пошла на курсы экспертов ЕГЭ. Проверяла работы, училась, смотрела, какие ошибки допускают школьники, и предостерегала своих.

Выпуск 2015 года Ольга КРАШЕНИННИКОВА считает звездным: средний балл по физике – 76; практически все ребята поступили в столичные вузы – в Москву и Санкт-Петербург. Из двоих стобалльников один учится в МВТУ им. БАУМАНА, другой – в МИФИ. По словам учителя, мог быть и еще один стобалльник из ее выпуска, но он в 9-м классе поступил в СУНЦ им. КОЛМОГОРОВА при МГУ, при этом ребенок из провинциального Троицка имел третий результат в рейтинге. Сейчас он тоже учится в МИФИ и мечтает стать ученым.


ЗАДАЧА  НА  ВСЮ  ЖИЗНЬ

ananina.jpg

Кандидат педагогических наук,
завкафедрой высшей математики
в Озерском технологическом
институте, филиале НИЯУ МИФИ,
преподаватель математики
в лицее № 39 Озерска
Елена АНАНЬИНА                                        
6 стобалльников

8 раз Елена АНАНЬИНА становилась лауреатом фонда «Династия» Дмитрия ЗИМИНА: через своих кураторов фонд проводил опрос, в ходе которого студенты различных вузов России неизменно называли ее любимым школьным учителем. Денежная премия в 30–35 тысяч рублей, которую всякий раз вручали Елене АНАНЬИНОЙ, не так радовала ее, как возможность участвовать в конференции, куда съезжались коллеги, лауреаты «Династии», со всех концов страны. «Я была просто счастлива попасть в это сообщество – лауреатов фонда. Мы общались по несколько дней, слушали научно-популярные лекции лучших ученых, – рассказывает АНАНЬИНА. – Других возможностей встретиться с коллегами со всей страны у меня не было».

Елена АНАНЬИНА признает, что с преподаванием математики в стране в целом сейчас большая проблема: люди, получившие в вузе качественное математическое образование, не спешат идти в школу, поскольку в бизнесе можно заработать гораздо больше – хотя бы в IT-сфере. «Коллег-математиков младше себя я почти не вижу, а я окончила университет в 1994 году. Отрадно, что работать в школу пошли несколько моих учениц, но все равно молодых учителей мало», – считает АНАНЬИНА. Тем не менее, в родном для нее городе Озерске математические традиции остаются прочными. Градообразующий комбинат «Маяк» всегда получает прекрасных специалистов, подготовленных в здешнем филиале МИФИ, куда стремятся поступать школьники Озерска, а для этого им нужна математика. Однако, по словам Елены АНАНЬИНОЙ, с каждым годом нарастает тенденция, когда лучшие выпускники лицея все чаще смотрят в сторону «большой земли», направляясь в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и за рубеж.

Математик не только учит детей и готовит их к экзаменам. Она сама каждый год добровольно себя экзаменует – участвует в конкурсе, который проводит Московский центр непрерывного математического образования, решает творческие задачи. Не раз становилась призером, но хочет стать победителем. Она считает, что такие упражнения позволяют быть в тонусе. И детей, увлеченных математикой, Елена АНАНЬИНА тоже призывает держать форму – решать много задач, участвовать в олимпиадах. Она учит ребят думать творчески, не по шаблону. «Ученики должны знать модели, схемы, но при этом уметь в нестандартной ситуации применить стандартную модель. Я хочу, чтобы они умели трудиться, а труд всегда даст нужный результат», – говорит учитель.

Постоянные перемены, происходящие с ЕГЭ, ни учителя, ни учеников не пугают. «Мы научились готовить ребят к такому ЕГЭ – его поменяли. А нам все нипочем – подготовим и к другому», – смеется АНАНЬИНА. Средний балл ЕГЭ по математике у выпускников специализированного физико-математического лицея № 39 традиционно из года в год высок. Для учителя не так важно, получает ли ребенок 98 или 100 баллов, – это очень высокий результат, и она знает, какой труд за ним стоит. Но для честолюбивого молодого человека получить 100 баллов – просто эйфория, бешеный успех, а все, что на один-два балла ниже, – как серебряная медаль, когда «пролетел мимо пьедестала». Результатов 98–99 баллов на ЕГЭ у учеников Елены АНАНЬИНОЙ было множество. Большинство из этих ребят так или иначе связали свою жизнь с математикой. Один из стобалльников, Павел УТКИН, стал кандидатом физико-математических наук, после окончания МФТИ преподает в этом вузе и работает в Институте автоматизации проектирования РАН в Москве.

Таких высоких результатов ученики Елены АНАНЬИНОЙ добиваются и без дополнительного репетиторства. Учитель считает, что тратить деньги нет необходимости. Если ученик полноценно занимается все 9 часов математики в неделю по программе профильного класса и посещает факультативы, все будет хорошо. Успешные в математике выпускники лицея № 39 имеют хорошие результаты и по физике, и по химии. «Наши дети увлекаются музыкой, сочиняют песни, читают стихи. Их на все хватает», – радуется Елена АНАНЬИНА.


МОЛЕКУЛЫ  И  АТОМЫ  УСПЕХА

inyaуva.jpg

Учитель химии
гимназии № 1 Челябинска
Елена ИНЯЕВА                                              
3 стобалльника

Школьники из лингвистической гимназии № 1 в Челябинске неоднократно побеждали на муниципальных этапах олимпиад по химии и становились призерами на региональных. В неофициальном зачете воспитанники Елены ИНЯЕВОЙ – вторые в области после магнитогорцев, которых готовят к олимпиадам на базе МГТУ. В Челябинске нет такого содружества. «Я позвонила в один из вузов и узнала, что научную работу с ребенком они делать не будут, – говорит ИНЯЕВА. – Если мы готовую принесем, они почитают и что-то посоветуют». Между тем, для химии очень важно наличие оборудования и материалов: муфельные печи, сушильные шкафы, дистиллированная вода, хорошие микроскопы, что как раз есть у вузов. Их помощь школьникам была бы полезной, ведь уровень олимпиадных заданий поднят очень высоко.

Елена ИНЯЕВА себя называет строгим учителем – химики не могут быть очень добрыми, работа опасная и ответственная. И от детей требуется дисциплина и внутренняя организованность. Впрочем, педагог считает, что дети готовы быть такими, им хочется быть умными и ответственными, показывать свои лучшие качества, надо только дать им эту возможность.

В актуальности и необходимости химии как науки для будущего человечества Елена ИНЯЕВА абсолютно убеждена. И дети, полюбившие химию, очень серьезно к этому относятся. «Им не просто нравятся какие-то химические реакции, потому что это красиво. Они говорят, что будут заниматься органическим синтезом, создадут новые вещества. Они хотят быть полезными своей стране», – рассказывает о воспитанниках Елена ИНЯЕВА. Многие из ее ребят уже занимаются наукой в университетах, все три стобалльника учатся в МГУ.

«Натаскать» на 100 баллов просто невозможно, уверена учитель химии. Решающий фактор – внутренняя мотивация ребенка, ему это должно быть нужно и интересно. Задача педагога – интерес поддержать, стать с ребенком единомышленником. «А затем наступает такой момент, когда становится интересно обоим – приходит азарт, кураж, как будто читаешь прекрасную книгу и не можешь оторваться», – говорит ИНЯЕВА. Вместе с детьми учитель читает дополнительную литературу, ищет ее в магазинах и в Интернете, покупает, сообщает ученикам. Вместе купили «Общую химию» НЕКРАСОВА, после чего одна мама переполошилась: «Что за книгу-то вы купили? Август, а ему ни гулять не хочется, ничего, и даже компьютер не нужен. Читает, не отрываясь!» Работоспособность у детей, если они увлечены, может быть фантастической. Один ученик выполнил 50 заданий в день и просил еще. «Я ему предложила все-таки отдохнуть, – говорит учитель. – Это дети, которые могут все отложить, погрузиться. А от этого погружения зависит результат, находятся новые взаимосвязи, выстраиваются свои собственные схемы, приходит понимание предмета».

Таких детей педагог называет элитой, бриллиантами, поощряет, когда одноклассники обращаются к ним с вопросами, если что непонятно. «Я воспитываю в них умение делиться знаниями, общаться, способствовать распространению нашей науки», – говорит учитель.


Подготовка к ЕГЭ у ИНЯЕВОЙ идет неотрывно с участием в олимпиадах – через это прошли все дети, с которыми она занимается, и не просто прошли, а стали победителями или призерами на разных этапах. 


«Никогда ЕГЭ не может быть ограничено только задачами и упражнениями из определенного сборника. Это большая эрудиция, высокий уровень интеллекта, это чтение, которое расширяет кругозор, – считает педагог.– Только тогда можно говорить и о 100 баллах».

В гимназии для занятий созданы все условия. Есть и двухчасовой факультатив, и часы для олимпиадных подготовок. В 10–11-х классах дополнительные 6 часов в неделю учитель в рамках своей нагрузки может заниматься с теми, кто выбрал ЕГЭ по химии. Елена ИНЯЕВА убеждена, что с выбором стоит определиться как можно раньше, не позднее 10-го класса, если есть желание сдать экзамен успешно. При этом педагогам нужно принимать как данность, что одаренные ученики остаются сами собой, с ними непросто. По словам учителя, ее стобалльник по химии Александр ЗЛОБИН сначала занимался математикой, был призером олимпиад. Андрей УСТЬЯНЦЕВ, получивший высший балл на едином госэкзамене и по химии, и по русскому языку, в олимпиадах до 10-го класса участвовать не хотел, ему это было неинтересно. В выпускном классе все-таки решился. По химии в городе занял первое место, а по русскому языку и обществознанию стал призером. «Это эрудиция. Набрана критическая масса – и вот вам результат», – говорит Елена ИНЯЕВА.


ЯЗЫКОВАЯ ЛОГИКА

bahtina.jpg

Учитель русского языка и литературы
школы № 8 Магнитогорска
Серафима БАХТИНА                                      
2 стобалльника

Серафима БАХТИНА считает, что в ее профессии определяющими стали годы работы в педагогическом училище. Литературы там было мало, в основном русский язык и методика его преподавания в начальной школе. Эта привычка начинать с азов, тщательность, углубление в предмет и сыграли свою роль – ученики БАХТИНОЙ в общеобразовательной школе показывают стабильно высокие результаты на олимпиадах по русскому языку и на ЕГЭ. Она предпочитает работать с классом, начиная от 5-го и до выпуска. С первых уроков учитель вместе с детьми составляют алгоритмы, лучшие из которых ученики записывают в тетради и пользуются ими все последующие годы учебы. Таблица, схема, алгоритм – Серафима БАХТИНА считает, что с каждого урока ребенок должен вынести что-то записанное, закрепленное, иначе материал забудется.

Еще одно качество, помогающее в работе, – склонность к логике. По словам педагога, в школе она любила математику, успешно училась. И в русском языке любит логические упражнения, филологические задачи. Обобщающие таблицы предлагает после окончания каждой темы. «Я считаю, русский язык – это логика, а не просто гуманитарная дисциплина», – говорит учитель.

Кроме тетрадей алгоритмов, ее ученики ведут, тоже с 5-го класса, тетради для правил. «У меня дети с этими тетрадями по всей России разъезжаются. Говорят, что в них в краткой, сжатой форме вся информация по русскому языку», – рассказывает БАХТИНА.

В 2002 году, когда ввели единый госэкзамен, Серафима БАХТИНА отнеслась к нему настороженно – показалось, что это натаскивание. Поначалу, по словам педагога, так и было – за два месяца знающий учитель мог подготовить ребенка к ЕГЭ. Однако за годы экзамен сильно изменился. «Сейчас задания составлены таким образом, что если ты не научился понимать прочитанное, не знаешь значения слов, с работой не справишься, все зависит от общего развития, и это правильно», – считает учитель. И сейчас, уверена БАХТИНА, ни один слабый ученик хорошо тест не напишет.

В последние годы приходится много внимания уделять сочинению – отрыв в баллах происходит именно у пишущих детей, у тех, кто хорошо справляется с творческой работой на 150–300 слов. За нее можно получить 24 балла. В оценке сочинения есть четкие критерии – например, богатство языка. «Я с детей требую, чтобы они использовали разные синтаксические конструкции – и простые предложения, и сложные, с обособленными членами, с двойными союзами, чтобы употребляли приложения, риторические вопросы. Они стали внимательнее к этому относиться – и сразу вырос балл», – рассказывает БАХТИНА.

Особая задача – научить ребят в сочинении приводить аргументы. Здесь тоже помогают тетрадки, в которые дети по рекомендации учителя записывают, что происходит интересного в мире, о чем сообщают СМИ, – все это материал для будущего сочинения. Учитель дает образцы работ, которые школьники все вместе разбирают, смотрят, как это написано, затем пишут сами. «Первые работы я у них даже не проверяю, это не имеет смысла. Вызываю авторов к доске, они читают свои работы вслух, бывает очень полезно», – рассказывает БАХТИНА.

Сочинения на заданные темы учитель пишет сама, чтобы видеть, где детям будет трудно, как эти трудности обойти. Примеры тестов, когда они меняются, тоже проходит прежде сама – так легче объяснить ученикам, к чему им готовиться. Почасовая нагрузка у преподавателя небольшая – ровно ставка, 18 часов, но объем работы приходится выполнять огромный, иначе нельзя. Свою методику Серафима БАХТИНА не считает особой, авторской. «У меня ничего нового, много хорошего взято из советской системы образования. И потом – если человек долго работает, любит свое дело, рано или поздно у него выработается свой подход, собственный взгляд на все», – говорит учитель.

Стобалльники Серафимы БАХТИНОЙ – две девочки, Лина САКАЕВА и Настя БОЧКАРЕВА. По словам педагога, класс Насти был особенно замечательный – этих детей БАХТИНА вела с 5-го класса. Кроме стобалльного результата Насти, которая не допустила ни единой ошибки, были показатели в 95, 96, 98 баллов, многие написали за 80 баллов. «Накануне я совсем было собралась уходить на пенсию, но после такого выпуска подумала, что еще поработаю», – говорит учитель.


Автор  Галина Абакумова
Источник  Вектор образованиЯ

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD