Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Март 2019 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наши партнеры

Наши мероприятия

Владимир Путин встретился с Натальей Солженицыной

06 ноября 2012 В.ПУТИН: Наталья Дмитриевна, совсем скоро мы будем отмечать 50-летие [со дня публикации произведения Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»].

Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: 50 лет как вышел «Иван Денисович». И, видите, нам удалось напечатать две книги (показывает книги). Вот эта самая интересная книга, маленькая, но наиболее интересная, – это письма читателей, которые никогда ещё не публиковались, присланные [главному редактору] Александру Твардовскому в редакцию журнала «Новый мир».

В.ПУТИН: «Новый мир» их печатал?

Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Они не были напечатаны. Это просто письма из архива. И, видите, начинаются «Дорогой Иван Денисович», потому что люди не знали, как зовут Александра Исаевича [Солженицына], к нему обращались «Дорогой Иван Денисович». Вы знаете, я думаю, что это 50-летие, и вообще сам «Иван Денисович», который послужил пьедесталом к «Архипелагу», потому что поток писем обрушился после «Ивана Денисовича» и дал огромный дополнительный материал.

Сейчас мы устраиваем конференцию в связи с «Иваном Денисовичем». Я думаю, что это и причина, и знак – не терять памяти. «Иван Денисович» необходим как лекарство против беспамятства. Потому что беспамятство – это болезнь слабого человека, слабого общества и слабого государства. Помнить нужно и хорошее, и плохое – обязательно. Иначе мы хромать будем.

В.ПУТИН: Это правда. Кстати говоря, как в школах идёт изучение [творчества А.Солженицына]?

Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Вы знаете, «Ивана Денисовича» ввели в школьную программу, когда ещё даже не вернули гражданства [А.Солженицыну], нас ещё здесь не было, и кто когда это сделал, наверное, при Ельцине, – изучают: некоторые в 10-м классе, некоторые в 11-м.

«Архипелаг ГУЛАГ» – с ним плохо, потому что, во-первых, он просто рекомендательный, и местные департаменты, которые заказывают книги в издательстве «Просвещение», его не заказывают. Потому что издали хорошо, и книга не самая дешёвая, или ещё по каким-то причинам, это решают местные власти.

Во-первых, раньше был коллектор – просто печатали и развозили по всем школам, а сейчас такого коллектора нет, и кто хочет, тот и заказывает, а кто не хочет, тот не заказывает.

Во-вторых, поставили в 11-й класс весной. А сейчас весной в глазах у школьников и учителей что? ЕГЭ и больше ничего. А поскольку литература вообще не входит в ЕГЭ (кроме тех, кто поступает на филфак и журфак), то кто же будет учить то, что не нужно?

Между прочим, если отвлечься от «Архипелага ГУЛАГ» и говорить вообще, извините, о государственной безопасности, то вообще катастрофа, потому что было пять часов литературы в неделю, а сейчас – два.

И о каком единстве нации мы вчера говорили? Что объединяло всех людей? Один – врач, другой – инженер, третий – не знаю кто, все знали сколько-то Пушкина, сколько-то Грибоедова, все друг другу могли говорить цитатами из «Горе от ума» и все понимали. Не обязательно интеллигенты.

Сейчас этого нет. А что может объединять людей? Только общая литература. Общее телевидение не объединит, и это правда. У нас ведь всё делается только сверху – литературу надо бы вернуть. Выкинули её, а что ввели? Учить коммуникации? Как друг другу улыбаться? Да этому люди и без уроков научатся.

В.ПУТИН: Язык и культура – это самое важное, конечно. Сейчас непростые процессы идут в сфере образования…

Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Вот они непростые идут, и всё не в пользу литературы и истории.

В.ПУТИН: Я думаю, что надо вернуться к этому ещё. А навязывать сверху – это всё-таки неправильно. Нужно, чтобы профессиональное сообщество само определилось.

Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: В том-то всё и дело, что всё профессиональное сообщество, которое гуманитарное, оно, конечно, всё воет и плачет, и хочет, чтобы всё вернули. А то, которое технократическое – говорит, это всё это не нужно.

И это неправильно. Если мы хотим быть Россией, а не просто какой-то территорией, которая включается в общий технологический процесс…

В.ПУТИН: Вы знаете, наверняка предложений много по тому, как заполнять это время, в которое учащийся должен изучать такие и такие предметы. Количество этих предметов постоянно увеличивается.

Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Между прочим, зря увеличивается. Потому что один предмет может абсорбировать новшества, а то, что литературу теснят, – это на самом деле колоссальная опасность для единства страны.

Мы остаёмся многонациональной страной, мы же не будет сидеть здесь с Вами в Москве, наши школьники, и специально изучать татарскую литературу или чувашскую, или ещё какую. Они там на месте будут свою литературу изучать, но у нас должна быть общая…

В.ПУТИН: Согласен.

Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Иначе нет языка.

В.ПУТИН: Это мы ещё обсудим вместе с Министром образования.

Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Два часа в неделю мало, Владимир Владимирович.

В.ПУТИН: Наталья Дмитриевна, я ещё поговорю с Министерством образования.

Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Пожалуйста.

В.ПУТИН: Договорились.

Источник  Пресс-служба президента России
Раздел  Общее образование
Регион  Россия
Документ 

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD