Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Март 2019 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наши партнеры

Наши мероприятия

Високосные итоги

Високосные итоги
29 декабря 2012

Чем педагогам запомнится 2012 год

Новый закон «Об образовании», рассмотренный в третьем, последнем чтении уже в декабре, федеральный рейтинг вузов и связанные с ним громкие акции протеста, вплоть до забастовок студентов и голодовки профессоров РГТЭУ, переход средней школы, пока в экспериментальном режиме, на новые стандарты, заметные кадровые перестановки - далеко не полный перечень событий, произошедших в 2012 году в российском образовании.

В 2012 году для отечественного образования все самое интересное началось в мае, когда руководители всех рангов подводят итоги учебного года, а школьники готовятся к экзаменам и выпускным.

Все познается в сравнении

В начале мая, тут же после инаугурации, президент Владимир ПУТИН подписал несколько указов, два из которых касаются развития системы образования.

Один из них, под номером 597, называется «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». И хотя с точки зрения обывателя документ достаточно разносторонен - в нем говорится и о стратегии развития пенсионной системы, и о необходимости введения профессиональных стандартов, и о работе музеев в ночное время, - самыми важными здесь для большинства стали президентские указания о размере заработной платы бюджетников.

Теперь мерилом становится сравнение. В частности, уже в этом году средняя зарплата всех педагогических работников школ должна сравняться со средней по экономике региона (хотя стартовавшим ранее проектом по модернизации это повышение было предусмотрено только в будущем году). К новому же 2013 году, предписывает глава государства, и сотрудники детских садов должны получать столько же, сколько в среднем составляет зарплата в общем образовании региона.


Пять лет дано на рост доходов врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников: к 2018 году их зарплата должна будет вырасти ни много ни мало до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. То есть если в области средняя зарплата будет 40 тысяч, как прогнозирует региональное министерство экономики, то врач и преподаватель вуза будут складывать в кошелек около 80 тысяч рублей.


К этому же времени должна увеличиться, по мнению президента, и зарплата у мастеров и преподавателей НПО и СПО - как и у педагогов школ, до средней по экономике.

Правда, как-то не очень замеченным на фоне некоторой эйфории стал пункт указа о том, что повышение заработной платы бюджетников возможно за счет привлечения средств, получаемых от реорганизации «неэффективных организаций». (Хотя к 2015 году, требует документ, в малых городах должно появиться не менее пяти центров культурного развития. На базе чего их будут создавать?) Сейчас, в условиях дефицитных бюджетов, многие регионы начали брать кредиты в коммерческих банках, которые вынуждены отдавать с процентами.

К прочим радостям указа относится ликвидация очередей в детсады к 2016 году (пока речь идет только о малышах от трех лет); рост количества детей, которые занимаются дополнительным образованием, к 2020 году до 75 % (и это пока единственное упоминание об этой сфере); увеличение в восемь раз к тому же 2020 году числа учреждений среднего и высшего образования, приспособленных для обучения инвалидов; повышение стипендий для нуждающихся студентов-отличников (в тут же последовавшем документе правительства назван порог, ниже которого не может быть стипендия для этой категории, - 6 037 рублей) и др.

Выше некуда

Еще один майский указ, № 599, касается государственной политики в области образования и науки.

И хотя одной из первых его мер названа разработка и утверждение к декабрю 2013 года Концепции развития математического образования, большое внимание в документе уделяется высшему образованию.

Этот указ нашел отклик в недрах министерства образования сразу. С приходом нового президента пост федерального министра образования занял ректор Московского института стали и сплавов Дмитрий ЛИВАНОВ. Внимание нового руководителя, выходца из высшей школы, приковано к вузам с самого начала. Минобрнауки начинает работу по подготовке и проведению мониторинга вузов, который впоследствии наделал много шума. Полтысячи вузов и почти вдвое больше их филиалов разделили по простому принципу: на эффективно и неэффективно работающих. Четверть из обследованных вузов отнесена ко второй группе.

«Мы впервые провели полномасштабную диагностику качества высшего образования. Ничего подобного ранее не было, - объясняет министр образования Дмитрий ЛИВАНОВ. - Важно, что все вузы прошли оценку по единым и понятным критериям. Теперь у нас есть полный свод данных о качестве образования в каждом филиале, вузе, регионе. Эти данные должны стать сигналом для дальнейшей работы». Такой мониторинг станет ежегодным. В результате мониторинга-2012 какие-то вузы будут закрыты, другие - реорганизованы. Все они по-разному отреагировали на результаты исследования. «Как же так, - возмущаются в знаменитом Литературном институте имени Горького, - мы вдруг оказались неэффективны!» Московский архитектурный институт, попав в «черный» список, вообще заказал молебен о спасении от списка неэффективных вузов. «У нас много разных непонятных неприятностей, и мы думаем о том, как нам выйти из черной полосы. Может быть, получится с Божьей помощью», - сообщил журналистам проректор вуза Михаил ШУБЕНКОВ.

В Челябинской области неэффективными признаны челябинский педуниверситет, Уральский государственный университет физической культуры, МаГУ и агроинженерная академия. И если первые два вуза отстояли свое право на самостоятельность (им предложено разработать программу развития, направленную на достижение показателей эффективности), то последние, скорее всего, будут реорганизованы. В магнитогорском университете, не полагаясь на высшие силы, вышли на пикет, выступая против реорганизации и… ректора, который, по мнению протестующих, довел вуз «до списка».


По словам регионального министра образования Александра КУЗНЕЦОВА, реорганизация местных вузов оправданна. Учебных заведений сельскохозяйственного профиля не так много в стране, а в Челябинской области сразу два таких вуза - агроинженерная и ветеринарная академии.


Той же логике подчиняется решение о реорганизации Магнитогорского госуниверситета - специальности, по которым здесь осуществляется подготовка студентов, можно получить еще в одном магнитогорском вузе. «Сегодня в Челябинской области, как и в целом по стране, избыточное количество высших учебных заведений, причем далеко не каждое из них обеспечивает качественную подготовку выпускников, - отмечает Александр КУЗНЕЦОВ. - В связи с этим решение о реорганизации сети вузов обоснованно и своевременно».

Кстати, президент в своем указе № 599 потребовал обеспечить к 2020 году присутствие как минимум пяти отечественных университетов в первой сотне мирового рейтинга вузов. Пока их там только два, и они находятся в последней сотне всемирного ТОП-400: МГУ ближе к 300-му месту, СПбГУ - в числе последних 50 вузов.

Справедливости ради стоит заметить, что новый руководитель Минобрнауки занимается не только вузами. Помимо рутинной деятельности, министр большое внимание уделяет открытости своего ведомства. Министерство стало активно присутствовать в социальных сетях, ЛИВАНОВ встречается с блогерами и ведет свой твиттер (что, очевидно, помогает ему держать «обратную связь»), у официального сайта министерства изменился дизайн, и это позволило ему стать более функциональным. Да и Общественный совет Минобрнауки вышел из тени: его заседания теперь ведутся в онлайн-режиме.

И вновь на высоте

Еще одно событие, связанное с высшим образованием и случившееся в этом году на южноуральской земле, - «Весна студенческая». На всероссийский молодежный фестиваль в Челябинск прибыли более двух тысяч гостей из 67 регионов России, а также Украины, Белоруссии и Китая. Участники состязались в музыкальном, театральном, танцевальном направлениях, оригинальном жанре и журналистике.

«Весна на высоте» - такой девиз выбрали организаторы для своего фестиваля и не прогадали. «Весна» не только отметилась на крышах зданий и под куполом цирка, но и, по признанию участников, прошла на «отлично». Организаторы приложили максимум усилий, чтобы удивить гостей и сделать их пребывание максимально комфортным. И это им удалось.

Двадцать лет спустя

И все же самое главное, чем запомнится уходящий год, - это принятый в трех чтениях закон об образовании. Спустя два десятилетия основополагающий документ отрасли, претерпев кучу дополнений, изменений, распухнув до неприличных размеров и безнадежно устарев, заменен. Новый закон объединил в себе два: «Об образовании» и «О высшем образовании». Два с половиной года педагоги, общественность, парламентарии, профсоюз чрезвычайно бурно обсуждали новый текст, оттачивая формулировки, доказывая необходимость поправок и невозможность исполнения уже внесенных изменений. В начале декабря, накануне второго чтения проекта в Государственной думе, общероссийский профсоюз образования даже проводит пикет, требуя учесть «мнение народа». В итоге - около 20 тысяч замечаний, почти 2 тысячи поправок и три версии законопроекта.

Министр образования Дмитрий ЛИВАНОВ во время первого чтения проекта в Госдуме объяснил депутатам главные новации, которые несет новый закон. Во-первых, за каждым гражданином закрепляются права на бесплатное дошкольное, школьное, среднее профобразование, на конкурсной основе - на высшее образование. Количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах общего школьного образования не уменьшается, а увеличивается. Во-вторых, повышается доступность образования: вводится возможность использования модульных и инвестиционных технологий, электронного обучения, сетевое взаимодействие образовательных организаций. Фиксируются меры социальной поддержки учащихся: право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии и т. д. По словам министра, новый законопроект рассматривает учителя не только как профессионала, но и как человека, играющего «ключевую роль в нашем обществе». Государство обязуется платить учителю достойную заработную плату (не ниже средней по экономике региона) и гарантирует социальную поддержку. Родители получают возможность выбирать учебные предметы для своих детей и участвовать в управлении образовательных организаций.


«Центральным элементом законопроекта стал сам человек, создание условий для его развития, профессионального роста в любом возрасте», - сообщил ЛИВАНОВ главную идею нового закона.


Между тем, оппозиция не согласна с такой точкой зрения. Во время второго чтения зампред комитета по образованию Виктор ШУДЕГОВ заявил, что законопроект не нацелен на решение глобальных задач по обновлению образования. «Проект закона фактически является замораживающим нынешнее неудовлетворительное положение нашего образования», - считает парламентарий.

Дефицитное обновление

Второй год идет модернизация общего образования. В рамках проекта в этом году выделено рекордное количество средств - 60 млрд рублей. Проект стал экзаменом для регионов: на сайте электронного мониторинга kpmo.ru «двоечники», не достигшие заявленных показателей, светятся красным цветом.

В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент подчеркнул необходимость выполнения регионами взятых на себя обязательств.

Южноуральский региональный бюджет, принятый вскоре после выступления президента, наглядно демонстрирует: послание услышано. 80 % затрат направлены на социальные обязательства и повышение зарплат работникам бюджетных сфер, при том что в ближайшие три года ежегодный дефицит бюджета будет составлять, по прогнозам, около 10 млрд рублей.

Вектор побед

Приятным завершением календарного года для редакции газеты «Вектор образования» стала победа во Всероссийском конкурсе прессы «PRO-Образование», организованном Министерством образования и науки РФ. Мы стали лучшими в стране в номинации «Лучшее специализированное издание по образованию». «Журналисты, которые пишут про образование, - наши союзники: они доводят информацию до наших сограждан», - заявил министр образования РФ Дмитрий ЛИВАНОВ, вручая диплом газете.

Добавим, что это уже третья победа «Вектора образования»: в 2006 году мы были абсолютными победителями в этой же номинации, в 2011-м вошли во всероссийскую тройку финалистов.

После конца света

Подводя итоги, можно вспомнить еще о многих событиях. В 2012 году случились заметные кадровые перестановки: помимо нового министра образования, новый руководитель появился у Рособрнадзора. Его возглавил 30-летний руководитель Иван МУРАВЬЕВ, который сменил на этом посту Любовь ГЛЕБОВУ. Андрей ФУРСЕНКО, экс-министр образования, стал помощником президента. Вице-губернатором Челябинской области, курирующим вопросы социальной сферы, вместо Павла РЫЖЕГО назначена региональный министр социальных отношений Ирина ГЕХТ. Перечислять муниципальные рокировки довольно трудно, потому что руководители образования в некоторых из муниципалитетов меняются с завидной регулярностью.

Еще одним итогом работы образования страны стала публикация результатов двух международных исследований. Так, в PIRLS (международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста») российские ученики начальной школы традиционно показывают лучшие результаты. Так случилось и в этот раз: из 45 стран Россия на втором месте после Гонконга, опередив Финляндию и Сингапур, страны с признанными лидирующими системами образования.

Еще одно международное сравнительное мониторинговое исследование - TIMSS - позволяет проследить тенденции развития математического и естественнонаучного общего образования. Российские ученики 4-х и 8-х классов показали результаты, заметно превышающие среднемировые, и повысили уровень математической и естественнонаучной грамотности по сравнению с 2007 годом (исследование проходит раз в пять лет). Так, по математике Россия на 6-м месте из 35 стран, по естествознанию - на 4-м из 44. Эксперты радуются позитивным изменениям, связывая их с введением итоговой аттестации и появлением мотивации к изучению математики, и говорят об эффективности мер, которые произошли в области образования. Опять же справедливости ради стоит заметить, что есть еще и исследование PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся 10-11-х классов), которое проводится раз в три года. PISA-2009 показала весьма неутешительные для России результаты: по всем параметрам наша страна не поднялась выше 37-го места среди 65 государств-участников. Итоги PISA-2012 подведут только в конце следующего года.

Как бы то ни было, на фоне конца света, предрекаемого жрецами майя, все остальные неприятности меркнут. И поскольку нам удалось пережить апокалипсис, это значит, что все только начинается, и впереди нас ждет много хорошего.


Автор  Юлия КАЛИНИНА
Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование
Регион  Россия

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD