Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Март 2019 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наши партнеры

Наши мероприятия

Закон «Об образовании»: план действий

Закон «Об образовании»: план действий
20 февраля 2013

На третьем съезде руководителей общеобразовательных учреждений министр образования и науки Челябинской области Александр КУЗНЕЦОВ рассказал о том, что изменится в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ» и что уже сейчас нужно делать школам и муниципалитетам.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу с 1 сентября 2013 года, с начала нового учебного года.


Осталось всего лишь полгода для того, чтобы подготовиться к вступлению в силу закона и начать учебный год по новым правилам. 


Работа предстоит огромная, начиная с приведения в соответствие с новым законом всех нормативных правовых актов, всех приказов в сфере образования, учредительных документов образовательных учреждений, заканчивая заменой печатей, штампов и вывесок.

С чего надо начинать. В первую очередь, надо изучить и проанализировать закон, сравнить, что осталось прежним, а что будет осуществляться по новым правилам, изучить компетенции, посчитать расходы на реализацию полномочий.

Для выполнения этих мероприятий в Министерстве образования и науки Челябинской области создана рабочая группа по реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Разработан план мероприятий по реализации закона.

Какие последовательные мероприятия включены в этот план:

I этап – до 1 сентября 2013 года: в основном это мероприятия, которые необходимо осуществить Министерству.

1. Составление перечня действующих нормативных правовых актов Челябинской области по вопросам образования.

2. Изучение вопросов, отнесенных к компетенции Челябинской области в сфере образования (установление новых полномочий, изменений действующих полномочий).

3. Принятие нормативных правовых актов Челябинской области, регулирующих отношения в сфере образования, которые необходимо будет привести в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (внести изменения или признать утратившими силу).

4. Принятие новых нормативных правовых актов Челябинской области, регулирующих отношения в сфере образования, необходимых для реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

5. Расчет потребности средств областного бюджета, необходимых для реализации новых расходных обязательств Челябинской области с 1 января 2014 года.

6. Расчет потребности средств местных бюджетов, необходимых для реализации расходных обязательств муниципальных районов и городских округов с 1 января 2014 года в связи с перераспределением полномочий.

II этап – до 1 декабря 2013 года: уровень областных и муниципальных полномочий.

1. Приведение приказов Министерства образования и науки Челябинской области, регулирующих отношения в сфере образования, в соответствие с законом (внесение изменений, признание утратившими силу).

2. Принятие новых приказов Министерства образования и науки Челябинской области, регулирующих отношения в сфере образования, необходимых для реализации закона.

3. Приведение нормативных правовых актов Челябинской области, регулирующих отношения в сфере образования, в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в целях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

4. Приведение приказов Министерства образования и науки Челябинской области, регулирующих отношения в сфере образования, в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в целях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

5. Приведение нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с Федеральным законом, нормативными правовыми актами Челябинской области.

III этап – до 1 января 2016 года: уже полностью относится к полномочиям образовательных организаций.

1. Приведение наименований и уставов образовательных учреждений в соответствие с законом «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приведение локальных актов образовательных организаций в соответствие с законом, подзаконными актами и уставом учреждения.

3. Внесение изменений в трудовые книжки работников о переименовании образовательного учреждения.

4. Замена печатей, штампов и вывесок образовательных организаций.


Уже сейчас на уровне муниципального района или городского округа необходимо проанализировать, какие муниципальные правовые акты в сфере образования необходимо будет изменить или принять новые. 


О законе 

Закон «Об образовании в Российской Федерации» разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования. закон устранил имевшиеся противоречия и пробелы в нормативных правовых актах. законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями.

Отдельные главы закона посвящены регламентации правового положения образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников.

В частности, в законе подробно урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающих возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.

Одной из новелл закона является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и другое). Введение соответствующих положений в закон позволило унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику.

В законе закреплены современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные:

– кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

– сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

– использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

– обучению по интегрированным образовательным программам;

– образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим.

Также на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Наиболее значимые изменения в системе образования, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:


1. Дошкольное образование выведено в самостоятельный уровень общего образования. 


Законом предусмотрено утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2. С 1 января 2014 года за счет средств областного бюджета будет осуществляться обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и частных дошкольных образовательных организациях, т.е. направляться субвенция на оплату труда и учебные расходы.

Содержание зданий и оплата коммунальных услуг в муниципальных дошкольных образовательных организациях будет, как и раньше, осуществляться за счет средств местных бюджетов.

3.Что касается государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, то в соответствии с законом это является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации.

4. закон закрепил деление образовательных организаций на типы - по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации.


Виды образовательных организаций в рамках типа упразднены. 



Взамен этого предусматривается возможность использования в наименовании образовательной организации специальных названий, исходя из особенностей осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

законом установлены типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Установлены типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

При этом четко закреплено, какие образовательные программы (помимо определяющих цель деятельности образовательной организации) она вправе реализовывать (перечень закрытый):

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Таким образом, подлежат переименованию в общеобразовательные организации:

– общеобразовательные школы-интернаты;

– образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

– специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

– образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

– оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации, например, муниципальное (бюджетное) учреждение общеобразовательная организация.

В заключительных положениях закона установлен порядок определения тождественности образовательных программ, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и наименований образовательным программам, предусмотренных законом.

Установлен порядок соотнесения образовательных уровней, установленных в Российской Федерации до дня вступления в силу закона, и уровней образования, установленных законом.

Обратите внимание, что в настоящее время к компетенции субъекта Российской Федерации отнесено содержание в полном объеме специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Новым законом предусмотрено предоставление субвенций только на оплату труда и учебные расходы.

Однако статьей 79 закона предусмотрено, что отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Нами будет направлен запрос в Министерство образования и науки Российской Федерации о том, за счет каких средств (областного или местного бюджета) должно осуществляться содержание зданий и оплата коммунальных услуг в указанных общеобразовательных организациях.

5. законом разрешено организовывать индивидуальный отбор при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

Соответствующий нормативный правовой акт будет принят на уровне Челябинской области.

Кроме этого, предусмотрена возможность создания государственных общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации.

6. В законе разведено, что образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (путем самообразования, семейного образования). При этом экстернат исключен из форм обучения и рассматривается в законе как инструмент, обеспечивающий возможность прохождения лицами, получившими образование вне образовательных организаций, промежуточной и итоговой аттестации в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
а также получения документа об образовании.

7. Одно из нововведений закона – мониторинг системы образования, который представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, будет установлен Правительством Российской Федерации.


8. Установлен особый порядок ликвидации и реорганизации образовательных организаций.


В соответствии с ним принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Челябинской области, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений будет установлен Правительством Челябинской области.

9.законом признан особый статус педагогических работников в обществе. Сохранены социальные гарантии, которые предоставлены действующим законом Российской Федерации «Об образовании».


Предусмотрено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (сейчас не реже чем один раз в пять лет).


Предусмотрено, что порядок предоставления длительного отпуска сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы будет установлен Министерством образования и науки Российской Федерации (сейчас такой порядок устанавливается учредителем образовательного учреждения).

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» законом закреплено, что расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.


В установленные на 1 сентября 2013 года оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.


Введено такое понятие, как конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Кроме этого, к компетенции образовательной организации отнесено установление требований к одежде обучающихся (школьная форма).

В настоящее время на уровне Российской Федерации тоже идет приведение нормативных правовых актов в соответствие с требованиями закона. Подготовлены проекты федерального закона, указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Российской Федерации. На сайте Минобрнауки проходит общественное обсуждение этих проектов.

На сайте министерства образования и науки Челябинской области опубликована также презентация, подготовленная управлением надзора и контроля в сфере образования, по процедурам государственной регламентации образовательной деятельности: лицензирование образовательной деятельности; государственная аккредитация образовательной деятельности; государственный контроль (надзор) в сфере образования.


Источник  Пресс-служба Министерства образования и науки Челябинской области
Место  Челябинск
Раздел  Общее образование
Регион  Южный Урал
Документ 

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD