Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Ноябрь 2017 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Наши партнеры

Наши мероприятия

Карты, деньги, детвора

Карты, деньги, детвора
12 августа 2013

Премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ постановлением правительства дал старт модернизации дошкольного образования в России. Только в первый год реформы, рассчитанной на 2013-2015 годы, из федерального бюджета планируется выделить около 50 млрд рублей. Средства будут направлены прежде всего на ликвидацию очередности и создание современных условий в детских садах.

Как пояснили в региональном Минобрнауки, модернизация дошкольного образования в общем будет схожа с аналогичным реформированием общего образования и коснется целого перечня направлений.

Вслед за созданием дополнительных мест муниципалитеты в своих «дорожных картах» выразили намерение удержать заработную плату и повысить квалификацию педагогов, внедрить новые технологии, в том числе обучение с помощью компьютеров. Более подробно - в интервью министра образования и науки Челябинской области Александра КУЗНЕЦОВА.


kuznezov_resize.JPG

- Александр Игоревич, идеологически модернизация общего образования подразумевала изменение сознания педагогов, переход на новые технологии обучения, а по факту зачастую сводилась к «латанию дыр». Стоит ли рассчитывать на качественные изменения у «дошкольников»?

- Рассчитывать на то, что идеология поменяется за год, бессмысленно, это достаточно растянутый во времени процесс. В таких случаях говорят: «Вода камень точит». Мы делаем упор на смещение акцентов от простого освоения денег - ремонта, приобретения оборудования и так далее - в пользу роста качественных показателей. Неважно, идет речь о школе или детском саде: педагогов надо мотивировать на повышение квалификации, изменение самой технологии педагогической деятельности. Учителя десятилетиями работали с мелом, тряпкой и обычной доской, в рамках классно-урочной системы. Сейчас требуется правильно организовать учебную и внеурочную деятельность, грамотно использовать новые технические средства обучения, в том числе электронные учебники, чтобы в конечном счете добиваться повышения качества. Изменения касаются всей системы, поэтому и проходящие процессы обновления называются комплексным планом модернизации образования. Затягивать модернизацию нельзя, иначе страна окажется в очень серьезном кризисе. И с «дырами» позволю себе не согласиться. За последний год резко вырос процент школьников (с 54 до 80), для которых созданы современные условия обучения.

Сейчас затраты федерального и региональных бюджетов просто колоссальны. Мы должны в обозримой перспективе - в течение 5-7 лет - получить результат в виде качественного человеческого потенциала, который должен найти свое место в реальном секторе экономики, что повлечет за собой и повышение производительности труда, и внедрение новых производственных технологий.

Генеральная цель модернизации - повышение качества образования вообще и дошкольного в частности. Но добиться результата можно, если в сферу дошкольного образования включены все дети. Пока у нас, по данным статистики, 40 % детей дошкольного возраста в стране не охвачены дошкольным образованием, говорить о каких-то изменениях не приходится.

Поэтому сначала надо всех включить в дошкольную систему и параллельно с этим поднимать ее качество.

- Какие показатели будут заложены в проект модернизации для Челябинской области?

- Показатели окончательно будут оформлены в соглашении между Челябинской областью и федеральным правительством. Затем подобные документы будут подписаны между региональным правительством и муниципалитетами.

В целом мы ставим глобальную задачу. Она обозначена в «дорожных картах» муниципалитетов и «дорожной карте» региона, которая согласована и подписана губернатором Михаилом ЮРЕВИЧЕМ и опубликована на сайте нашего министерства. В первую очередь необходимо к 2016 году охватить дошкольным образованием всех детей от 3 до 7 лет, и мы думаем, что с этой задачей справимся, учитывая предполагаемые федеральные финансовые вливания. Среди детей младше трех лет мы планируем поднять уровень охвата с нынешних 60 % до 70-75 %.


Большое внимание будет уделено повышению квалификации педагогов дошкольного образования. К сожалению, и по ныне действующему закону у нас не всегда соблюдается регулярное пятилетнее повышение квалификации среди «дошкольников». По новому закону это необходимо будет делать раз в три года.


После создания работающей системы повышения квалификации начнем внедрять новые педагогические технологии. С прошлого года в детские сады области стало поступать компьютерное оборудование, которое может стать для дошколят мощным образовательным ресурсом, если грамотно организовать с ним работу. Если в общем образовании количество цифровых образовательных ресурсов зашкаливает, то в дошкольном секторе такого массива пока нет. Слабо развита и технология работы с техническими средствами - еще одно направление модернизации.

Сегодня представлен колоссальный спектр образовательных программ, но среди них очень мало игровых программ, которые бы носили образовательный характер. В детском саду основной вид деятельности - игровой, но игры, игрушки должны носить образовательную направленность, и педагоги должны научиться правильно их использовать в целях развития ребенка.

- Что, согласно муниципальным «дорожным картам», местной властью ставится во главу угла?

- В первую очередь снизить очередность и включить в сферу дошкольного образования как можно больше детей. У каждого муниципалитета своя ситуация - треть территорий вообще очередности не имеет, у части она очень высокая, но есть проблемные территории - Ашинский, Аргаяшский районы, где охват самый низкий в Челябинской области. Поэтому в муниципальных «дорожных картах» акценты будут расставляться по-разному: там, где охват высокий, мы делаем упор на качество образования - повышение квалификации, внедрение федеральных образовательных стандартов. А там, где охват низкий, - естественно, на его увеличение.

- Нет опасения, что подобная разница приведет к расслоению среди муниципалитетов: здесь хорошо «учат», а там - едва всех в садик устроили?

- Конечно, будут определенные сложности, но у нас есть рычаги управления ситуацией. С сентября 2014 года финансирование дошкольной сети будет осуществляться за счет субвенций областного бюджета, как в общем образовании. В нормативах, которые разрабатываются, будут заложены понижающие и повышающие коэффициенты, с помощью которых мы сможем оказывать влияние на те или иные процессы.

Например, в Челябинске хорошо развито коррекционное дошкольное образование по всем видам заболеваний, чем не могут похвастаться другие муниципалитеты. И если мы увеличим финансирование этого направления, то подобные коррекционные учреждения будут формироваться в большем количестве. Не секрет, что в условиях дефицита дошкольных мест некоторые муниципалитеты шли на то, чтобы коррекционные группы закрывать, что не всегда оправдано. Вообще, инклюзия в детских садах, в отличие от школ, слабо развита. Квалификация педагогов-«дошкольников», к сожалению, довольно низкая в отношении инвалидов, к тому же очень мало соответствующих программ, по которым дошкольник с особенностями развития может находиться в общей группе.

- Критериальная база изначально будет заложена в проекте модернизации?

- Я не думаю, что она будет фигурировать в нашем соглашении, федеральное правительство ограничивается общими параметрами. Но внутри субъекта мы имеем возможность, учитывая специфику нашего региона, муниципалитетов, вводить свои критерии, причем разные для каждой территории, поскольку у всех разные стартовые условия.

Вообще, я считаю, что критерии будут разрабатываться и меняться в условиях создающейся сейчас системы оценки качества образования. Мы недавно провели очередную аккредитационную комиссию и снова вернулись к тому, что проблема прозрачной системы оценки качества образования - дошкольного, общего, профессионального - с каждым годом все больше и больше обостряется, потому что без вменяемых параметров, критериев, показателей всех - администрации, педагогов, персонала - нам не обойтись. Пока нет критериев, показателей, ориентиры и темпы развития будут размыты.

- На какую сумму может рассчитывать Челябинская область в первый год модернизации и на что она будет израсходована?

- Пока в проекте фигурирует цифра чуть меньше полутора миллиардов рублей федерального бюджета и 1,2 млрд рублей, выделенных на областном и муниципальном уровнях. В общей сложности можно говорить о сумме, превышающей 2,7 млрд рублей. Надо учитывать, что объем средств, планируемых в 2014-м и 2015 годах, будет напрямую зависеть от того, насколько успешно мы справимся с задачами первого этапа модернизации. Но уже сегодня ясно, что такого большого объема средств в дошкольном образовании никогда не было.

Надо отдать должное губернатору Михаилу ЮРЕВИЧУ, заранее призвавшему муниципалитеты сделать проектно-сметные документы на строительство дошкольных учреждений. В ноябре прошлого года, когда начались разговоры о проекте модернизации, у нас уже был большой запас документации, позволяющей спокойно начать строительство в этом году. Хотя надо сказать, что некоторые территории относились к проекту как к фантазии, учитывая снижение темпов экономического развития страны.

Я регулярно встречаюсь с главой регионального Минстроя Виктором ТУПИКИНЫМ, и мы обсуждаем тему строительства детских садов. Сегодня есть положительные примеры, как, допустим, в новом микрорайоне Челябинска, где меньше чем за год были возведены два современных больших детских садика. При этом есть технологии, позволяющие строить такие объекты и за меньшие сроки, в том числе здания модульного типа. Скорость - немаловажная вещь, поскольку в итоге она снижает затраты на строительство, удешевляет стоимость одного дошкольного места. Для нас важно, повторю, чтобы деньги не просто освоили, а освоили эффективно.

Федеральное правительство поступило совершенно правильно, когда обозначило каждому региону максимально предельную цену одного места. Для Челябинской области стоимость 150-местного детского сада установлена в размере 115 млн рублей, примерно 766 тысяч рублей на одно место. Нас это устраивает, потому что мы для себя и строителей ставим еще более жесткую задачу - 600, 550 тысяч рублей, и подавляющее большинство с этой задачей справляется. И та проектно-сметная документация, которую нам сдали муниципалитеты, находится примерно в этом же коридоре. Конечно, многое зависит от привязки объекта: если есть готовая инфраструктура, строительство обходится намного дешевле. Но в целом сегодня я не вижу радикальных проблем, которые могут помешать успешной реализации проекта модернизации на территории Челябинской области.

- В ходе модернизации общего образования школы испытали немало проблем, вызванных законом «О госзакупках», когда тендер выигрывали недобросовестные предприниматели или оборудование было плохого качества. Планируется каким-то образом защитить модернизацию дошкольного образования?

- Надо иметь в виду, что с 2014 года вместо закона 94-ФЗ у нас появляется федеральная контрактная система, и мы этот переход уже обговорили с главным контрольным управлением области. Мы начнем ориентироваться, главным образом, на достижение индикативных показателей, а не на дешевизну товаров или услуг. В ближайшем будущем мы проведем мониторинг закупок, совершенных в 2013 году, с позиции новых критериев.


Мы выделяем средства муниципалитетам, учитывая разные показатели, и ставим перед ними задачу создать современные условия. Если в территории справились, значит, на следующий год они получают финансирование в полном объеме. А тем, кто не справился, сокращаем финансирование по каждому параметру. Это и есть контрактная система.


Финансовые органы, которые начнут проверять освоение средств модернизации дошкольного образования, будут ориентироваться на выполнение пунктов, обозначенных в соглашениях, например, открыты ли места, и так далее. Если все в порядке, значит, процессом управляет эффективный менеджер. При этом и целевое расходование тоже будет учитываться, но приоритет будет отдан индикативам.

На мой взгляд, изменения будут положительные, потому что мы начнем заключать контракты с организациями, у которых есть опыт работы, положительные отзывы, хорошая репутация.

- На уровне губернатора, регионального правительства, министерства есть понимание грядущей модернизации. А есть ли оно, на ваш взгляд, у глав муниципалитетов?

- С некоторыми территориями придется поработать, потому что там были избраны или назначены новые руководители. Тем, кто давно работает, лекций читать не придется.

Безусловно, с людьми нужно встречаться, потому что важно создать качественное дошкольное образование, а не просто охватить всех детей. Например, мы два года работаем над системой повышения квалификации - стажировочными площадками - и смогли наконец-то переубедить глав в их пользе. В самом начале работы гостями площадок в основном были специалисты из других субъектов Федерации, потому что сфера дошкольного образования Челябинской области уже и так зарекомендовала себя. Муниципалитеты в лучшем случае посылали заведующих дошкольных учреждений, потому что были уверены, что вряд ли можно узнать что-то новое. Но мы добились того, что к нам ездят заместители глав муниципалитетов, начальники управлений - то есть команды, как мы и планировали. И это не единичные случаи, я сам читаю лекции и вижу заместителей глав по социальным вопросам. Люди начинают проникаться не только необходимостью количественного роста сети, но и необходимостью качественного совершенствования работы дошкольного сектора.

- Вы не устали от модернизаций?

- Почему устал? Наоборот, когда проектов нет, тогда и наступает психологическая и моральная усталость.

Когда мы говорим не только о решении сиюминутных проблем, а о качественном росте системы - это, на мой взгляд, архиинтересно. В конечном итоге через определенные взаимосвязи все отражается на качестве социально-экономического развития страны. Для меня это аксиома, потому что я езжу по миру и вижу, что бурного социально-экономического развития многие страны добились благодаря успешно действующим системам образования. Я уверен, и мировой опыт доказывает: если в образовании все хорошо, экономика будет развиваться, а не наоборот.


infografika_doshkolniky copy.jpg


Автор  Михаил ПОРФИРЬЕВ
Источник  Вектор образованиЯ
Место  Челябинская область
Раздел  Дошкольное образование
Регион  Южный Урал

Возврат к списку

onlain2-zagolovok.jpg onlain2-ekzamen.jpgonlain2-san.jpg onlain3-lizenzii.jpg

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

sent_2017__31.JPG
sent_2017__30.JPG
sent_2017__29.JPG
sent_2017__28.JPG
sent_2017__27.JPG
sent_2017__26.JPG
sent_2017__25.JPG
sent_2017__24.JPG
sent_2017__23.JPG

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ООО Ай «Ти Инжиниринг»
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD