Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Апрель 2019 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Наши партнеры

Наши мероприятия

Выступление Александра Кузнецова на Дне министерства

Выступление Александра Кузнецова на Дне министерства
10 октября 2011

Учитывая, что инициатором подобных встреч выступило министерство образования, мы предполагали, что выступления начальников управлений образованием будут достаточно короткими, и вы с ними сможете еще пообщаться, поэтому большая часть общения пройдет у нас с вами, у вас со мной.

Я бы хотел в ходе этих встреч постараться еще раз детально объяснить те изменения, те предложения, которые внесены федеральным, региональным правительством для реализации в системе образования. Причем не только общего, но и дошкольного, и профессионального.

Я сам проработал в системе общего образования — учителем, директором, но, будучи чиновником, начал понимать, что успехи общего образования во многом зависит от того, как развивается дошкольное образование и профессиональное образование. Для меня тема профессионального образования стала новой в последние годы и я понимаю, что мы очень сильно связаны все вместе в одну цепочку. И когда мы рассматриваем вопросы общего образования, нужно, по крайней мере, на втором плане, помнить, что есть дошкольное, дополнительное и профессиональное образование, которые являются взаимосвязанными.

Поэтому вы меня простите, если я, о каких то вещах, не относящихся к общему образованию, тоже буду говорить и, может быть, даже о вещах, вообще не относящихся к образованию. Потому что это единая социально-экономическая система Челябинской области, а в данном случае, город Озерск.

Изменений, вы знаете, за последний год произошло достаточно много. Они готовились в течение Года учителя, от которого мы очень много ждали — денег, ресурсов, чего-то еще, но не дождались. Зато произошли изменения в нормативно-правовой базе. Они еще не завершены, и последним аккордом станет принятие новой версии федерального закона «Об образовании», скорее всего, на осенней сессии Федерального собрания. Закон достаточно радикальный, вы имели возможность с ним ознакомиться, обсуждался он довольно долго, несколько версий у этого закона было. Те, кто его не видел — он есть на сайте федерального министерства.

То, что касается Челябинской области и муниципальной системы образования — здесь тоже за последний год произошло достаточно много изменений. Это введение отраслевой системы, на которую Озерск перешел немного позже, чем все остальная Челябинская область, и здесь, как я понимаю, тоже не обошлось без определенных волнений. В закрытых муниципальных образованиях, как правило, уровень заработной платы заметно выше, чем в других территориях Челябинской области. У нас сейчас средняя заработная плата учителей в области примерно 18 тысяч рублей в ЗАТО, в других — примерно около 9 тысяч рублей. Двукратный разрыв в размере заработной платы. И, конечно, он объясняется не тем, что кому-то дают больше, а кому-то меньше денег, потому что у нас единое нормативное подушевое финансирование по всей области с 2008 года. Он объясняется разной структурой образовательного процесса в этих территориях: наполняемостью школ, классов, общей инфраструктурой и другими параметрами, которые, без сомнения, влияют на уровень заработной платы конкретного специалиста, в данном случае, учителя. И нам нужно использовать тот передовой опыт, который приобрели образовательные учреждения Челябинской области в части оптимизации своих собственных ресурсов в деле повышения расходов на тех направлениях, которые у нас с вами являются обязательными.

Я, может быть, скажу какие-то непопулярные вещи для многих из вас, некоторые даже могут вызвать возмущение. Сейчас, например, мы ходили по школе, и мне сообщили, что в школе 12 бюджетных продленок, и я поразился. На мой взгляд — это неправильно. Потому что группа продленного дня не является обязательством государства, в данном случае — школы. Это конечно дело школы — брать деньги или нет. Конечно, фонд оплаты труда позволяет оплачивать продленку, но у нас получается, что в данной школе средняя заработная плата ниже, чем средняя по Озерску. А ведь у вас есть ресурс повышения заработной платы именно учителей, если вы откажетесь от каких-то обязательств, которые не являются для вас обязательными.

Опять же такие вещи надо делать осмотрительно, потому что к хорошему привыкаем быстро, и в том числе в школе. Льготы по питанию, льготы на проезд, продленный день — это нормальная реакция нормального человека. Не только родители, все привыкают быстро к хорошим вещам. И я, общаясь с коллегами из других министерств, вижу, сколько в Челябинской области идет выплат социального характера, которые совершенно не являются обязательными в Челябинской области. У нас миллиарды рублей раздаются всем подряд. Хотя мы должны четко понимать, что социальная помощь должна быть адресована, подчеркиваю, тем, кто в ней нуждается. Я всегда привожу пример: мои дети учатся в обычной общеобразовательной школе, где есть льготы по питанию, льготы по проезду. Но зачем дочерям министра льготы? Я зарабатываю хорошо и выступаю за то, чтобы мой ребенок полностью оплачивал проезд в транспорте. Вот, например, льготы сельским учителям. Мы недавно обсуждали эту тему с главой Увельского района Анатолием Литовченко. Он выходец из учительской семьи, жена, мама работают учителями, в общем, все работают в школе, кроме него. Глава района живет в сельском хорошем доме, но они вообще ничего не платят за коммунальные услуги, потому что жена — учительница, потому что стопроцентное погашение затрат за коммунальные услуги для всех у учителей в сельской местности. Это выливается в миллиарды рублей. Кому-то это надо, а кому-то не надо, а отказаться невозможно, потому что по закону отказаться невозможно. И попытки даже главы района изменить закон, к сожалению, были опротестованы прокуратурой. Глава пытался ввести квотирование на 100 % погашение затрат для 18 квадратных метров жилья, а если дом больше — оплачивай сам. Но прокуратура опротестовала, решив, что из областного бюджета надо оплачивать все.

Я рассказываю об этом, потому что это не только проблемы образования, это касается всей социальной системы, и нам нужно внимательно относиться к тому, на что мы тратим деньги. А мы тратим очень большие деньги и не только в системе общего образования. Основной головной болью является система профессионального образования, которая находится в плачевном состоянии. Хотя денег на существование этой системы идет в разы больше чем, например, на одного школьника. В разы больше.

У нас, к сожалению, подготовка специалиста на уровне оператора ЭВМ, причем нужная специальность — в некоторых территориях уже не знают, кого готовить — доходила до ста тысяч рублей в год. Вы все знаете нормативы финансирования школьника, а здесь в разы больше. Хотя он не специалист по большому то счету. На уровне оператора ЭВМ готовит обычная общеобразовательная школа. И, естественно, такие траты не продуктивны. Они приводят к тому, что мы все с вами абсолютно испытываем дефицит финансовых средств. На систему профобразования тратится почти 2,5 млрд рублей в Челябинской области, из которых четверть суммы можно было реально сэкономить, просто отказавшись от непродуктивных выплат, непродуктивного содержания основных фондов и оборудования, которые не используются в образовательном процессе, а потратить эти ассигнования на модернизацию материально-технической базы и повышение заработной платы преподавателей.

И я, учитывая, что здесь в основном собрались руководители учреждений, каждого из вас призываю к тому, чтоб рачительно относиться к тем ассигнованиям, которые у вас имеются, и формулировать те предложения для министерства и муниципалитета о том, как еще более эффективно можно было этими средствами распоряжаться. Денег много не бывает, сколько бы мы с вами не повышали зарплату, не увеличивали нормативы финансирования — всегда денег будет не хватать. Это нормальная ситуация для нормального руководителя. Не хватает времени, денег и людей. Всем и всегда. И американцам, и нам с вами, и кому бы то ни было.

Так вот, возвращаясь к более частным вещам, касающимся системы общего образования и последних инициатив, высказанных в конце лета, начале учебного года. Мы, конечно, испытывали очень серьезную обеспокоенность по поводу повышения фондов оплаты труда в системах общего и дошкольного образования, особенно, учитывая то, как это произошло прошлой осенью, когда у нас было небольшое — 10%-ное повышение фондов, связанное с переходом на отраслевую систему оплату труда. Это было обязательство субъектов перед федералами, потому что мы должны были перейти на новую систему оплаты труда, и в этом году процесс однозначно должен быть закончен. У нас, к сожалению, на 1 сентября осталась одна территория, которая не перешла на новую систему — это город Кыштым. Все остальные с 1 сентября уже перешли.

Это напрямую влияет на наши отношения с федерацией, федеральным Минфином, потому что это одно из условий нормальных взаимоотношений, финансирования любого субъекта со стороны федерального центра. Ну и сама логика отраслевой системы оплаты труда правильная. Основные принципиальные позиции верные, и вы наверное помните, как мы переходили на единую тарифную сетку в 1992 году —  была буря негативных эмоций. Тогда, конечно, морально-политический климат в стране был другой. Когда партия сказала "надо", а мы ответили "есть" — этот менталитет еще был жив в нас. И эта система была хороша в условиях галопирующей инфляции, когда нужно было огромной массе бюджетников, да по несколько раз в год, повышать заработную плату. Но время прошло, мы живем в другой стране с более устойчивой экономикой и, конечно же, часть ресурсов должна идти на стимулирование тех, кто показывает хорошие результаты.

Дорогие коллеги, вам надо избавиться от иллюзии по поводу того, что мы все с вами работаем хорошо. Нет! Система образования — это массовая система, и среди нас с вами есть и хорошо работающие, и очень хорошо работающие, и есть, извините, откровенные лентяи. Я всю жизнь в системе образования, и могу говорить об этом с полным основанием. Это касается учителей, это касается техничек, это касается руководителей образовательных учреждений – мы по-разному с вами работаем. И оплачивать всех одинаково бессмысленно. Нельзя стимулировать плохой труд. И то, что этот принцип стимулирования хорошего труда должен перестроить систему, причем такого серьезного стимулирования, — это правильный принцип. Пока у нас, может быть, нет ресурсов в том объеме, чтобы была заметна разница между хорошо работающим и плохо работающим сотрудником, но эти ресурсы будут постепенно увеличиваться.

Мы уже обсудили с Сергеем Львовичем Комяковым (первый заместитель губернатора Челябинской области, - прим. ред.) возможность повышения зарплаты в будущем, 2012 году, потому что федеральным правительством ставится задача поднять среднюю зарплату учителей до средней зарплаты по экономике ни к 1 сентября 2013 года, как изначально предполагалось, а сделать это уже в 2012 году. Но я думаю, что это очень смелое решение, и в Челябинской области оно наверняка дастся не просто, хотя бы в силу того, что с подобными задачами очень легко справляются дотационные территории, которые живут на федеральные средства. У них все очень просто происходит — они получают транши и повышают до средней по экономике. Потому что у них бюджетная сфера и есть экономика. А вот тем территориям, где есть реальная экономика, выполнить задачу гораздо сложнее. И, тем не менее, эта задача не является невыполнимой, и она будет выполнена в 2012 году.


"федеральным правительством ставится задача поднять среднюю зарплату учителей до средней зарплаты по экономике ни к 1 сентября 2013 года, как изначально предполагалось, а сделать это уже в 2012 году"


На повышение в 2012 году, если оно состоится, окажут влияние много факторов, в том числе — работа экономики. Если мы сейчас во вторую волну кризиса уйдем, то все будет проблематично. Если все пройдет мимо, то тогда есть шанс на более радикальное повышение. Если в этом году у нас средняя зарплата, по нашим расчетам, основанным на расчетах муниципалитетов, поднимается с 11 примерно до 15 тысяч рублей в среднем по Челябинской области, то там уже надо будет ожидать повышения с 15 до 20 тысяч рублей. Но в год — это два миллиарда "плюсом", только на учителей.

А уже, я так понимаю, пойдут вопросы по поводу зарплаты дополнительного образования, других педагогических работников образовательного учреждения, административно-технического персонала и так далее. И, предваряя эти вопросы, хочу сразу сказать: денег на всех не хватает, чтобы всем одинаково повышать зарплату. И то, что именно учителям в школе и воспитателям в детских садах поднимается, потому что это основные фигуры образовательного процесса. Не может быть детский садик без воспитателя и его помощника, не может быть школы без учителя. Это главные действующие фигуры в любом образовательном учреждении.

Конечно, их заработная плата должна существенно отличаться от заработной платы других сотрудников. Мы понимаем, что без участия социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре в детском саду, педагога дополнительного образования многие вещи не решатся, так как они должны бы решаться. Но мы с вами должны понимать, что мы не будем и не можем оплачивать труд, скажем, с одной стороны учителя и, например, педагога дополнительного образования, работающего в школе. Не будет одинаковой оплаты, она будет разная, учитель будет получать больше.

Это не просто волюнтаристское решение политиков, это решение, которое основано на анализе российского и международного опыта работы образовательных систем. В этом отношении я вам рекомендую обратиться к журналу «Вопросы образования», где первая публикация Майкла Барбета в 2008 году. Он проводит глубокий анализ эффективности образовательных систем и в публикации отвечает на вопрос, что такое хорошая школа. А в этом году в первом и втором номере «Вопросов образования» есть публикация, которую можно скачать и прочитать, в ней отвечается на вопрос: как сделать хорошую школу еще лучше. Там тоже есть анализ всей мировой системы образования. Этот анализ подтверждает, что успешны те системы образования, где работают высококвалифицированные кадры учителей, чья работа хорошо оплачивается. Поэтому на это, наверное, делается упор российским федеральным правительством.

И вы знаете, что решение об опережающем росте зарплат учителей было принято в апреле этого года Путиным, конечно, любые подобные социальные проекты будут носить политическую окраску. Такое бывает везде — и в Америке, Италии и так далее, там, где принимается популярное решение, оно принимает политическую окраску, и это нормально, и к этому надо спокойно относиться.

Но это решение, самое главное, должно сработать в итоге на повышение качества образования. Это не просто повышение зарплат, это повышение зарплат, где с каждого учителя будет спрошено. И вы знаете, что параллельно у нас меняется система аттестации. Областной регламент на этот счет уже принят, и сейчас, у кого срок аттестации предыдущий истек, ее придется проходить по новым правилам. А там, как мы помним, есть такая позиция, как соответствие занимаемой должности. И никто не скрывает, ни федералы, ни мы, и руководители должны понимать, что это инструмент избавления от плохих работников. (Шум в зале.) Понятно?

Я специально вас провоцирую на такие вещи. Но это инструмент, который, может, пока вам не нужен. Мы пока тут не захлебываемся в кадрах, у нас пока больше вакансий, чем желающих прийти в образовательное учреждение. Но этот инструмент уже появился. Я не думаю, что мы сразу начнем злоупотреблять этим инструментом, это было бы абсурдно. Мы с вами прекрасно знаем, насколько сложно избавиться от учителя, который вносит конфликтность в коллектив, с детьми, родителями, педагогами, но невозможно от него избавиться. Я сам за свои годы директорской деятельности, к сожалению, на себе испытал, потому что в конечном итоге, директор должен отвечать за общее качество работы своего учреждения, и у него должны быть инструменты влияния на свой коллектив. И финансовые, и дисциплинарные инструменты должны быть, позволяющие избавиться от тех или иных сотрудников и сформировать тот коллектив, который может повысить качество образования.

Мы должны перестать относится к заработной плате как к некоему социальному пособию, которое одинаково всем выплачивается. Оклад должен быть низким, и совершенно правильно было отмечено, что мы психологически не готовы к этой разнице в заработной плате. Но вы должны потихонечку готовится сами и готовить своих сотрудников. Разный труд будет по-разному оплачиваться. Причем, может быть, даже трудиться будут все одинаково хорошо, но в данной конкретной ситуации труд одного будет нужнее, чем труд другого. Потому что жизнь меняется, а не стоит на месте. Например, школа запустила у себя программу комплексной информатизации, и люди, связанные с ней, должны получать большую заработную плату за счет стимулирующих выплат, потому что это основная задача на этот год. И это надо всем нормально объяснять. Выполнили одну задачу, ставьте другую задачу и повышайте другим людям зарплату. Деньги, зарплата должны быть инструментами управленческой деятельности со стороны руководителя. Это нужно четко людям объяснять.

Именно поэтому мы настаиваем на том, чтобы стимулирующие выплаты в фонде оплаты труда были доведены как минимум до 30%. Если они будут доведены, дальше, пожалуйста, можно заниматься повышением базовой части фонда оплаты труда, повышением оклада и так далее. Но должен быть некий инструмент в стимулирующей части, с помощью которого можно было бы решать вопросы эффективности, а в итоге — повышение качества образования.

Еще раз подчеркну принципиальную вещь: зарплата — это не социальное пособие, а инструмент управленческой деятельности. И то, что по-разному будет оплачиваться разный труд, надо четко понимать. Конечно, здесь велика роль руководителя, который платит деньги действительно профессионалам, которые нужны в этот момент этому учреждению, а не просто своим знакомым, которые сложились таким узким кругом. Это всегда вызывает напряжение, обвинения в адрес руководителя в том, что он платит своим друзьям, а другим ничего не платит. Мы все люди, и от подобных фактов никуда не денешься. Такие соблазны всегда появляются, но на то есть муниципальная власть, чтобы отслеживать подобные вещи.

Самое главное — сейчас выстроен механизм отслеживания работы на уровне каждого образовательного учреждения, в том числе — на уровне федеральной власти. Вы знаете сайт kpmo.ru, на котором выкладываются индикативные показатели каждого образовательного учреждения страны. Каждого! И любой желающий может на этот сайт зайти и посмотреть, а как работает такая-то школа в такой-то деревне; а меняются ли там индикативные показатели, а есть ли положительная динамика? Если нет, значит не очень хорошо работает школа. Если там численность детей падает, видимо, родители этот педагогический коллектив не ценят. И эта прозрачность будет только усиливаться в нашей с вами деятельности, и к этому тоже надо относиться нормально. Мы сейчас работаем как под стеклом.

Вы знаете, я уже много лет веду интернет-приемную в онлайн-режиме. И Озерск там тоже пишет, и ко многим вещам я отношусь спокойно, потому что возможность обратится к министру — это такой инструмент сведения счетов ,и можно написать на кого какую-нибудь гадость. И такое бывает, потому что люди такие бывают и в нашей среде. Иногда я получаю сигналы, по которым нужна реакция. И когда мы совершаем какой-то промах, надо понимать, что об этом могут заявить куда угодно — и президенту написать, и губернатору, и кому угодно. Поэтому надо помнить об этом, когда вы принимаете те или иные решения. Может, кто-то сначала промолчит, а потом будут вопросы задавать. Не надо стесняться задавать вопросы, но открыто, четко и понятно их формулируйте. Не на эмоциональном, а на конструктивном уровне.

Теперь проговорим про принципиальные позиции. Почему мы пошли на повышение зарплаты учителей, я сказал. Почему 30 %? Это была верхняя планка в соглашении, которого мы достигли с федерацией. Есть, конечно, территории в стране, которые больше подняли фонд оплаты труда, но мы решили совместно с областным правительством и Законодательным собранием не ограничиваться только повышением зарплаты учителей, но и поднять фонды в детских садах на 30 % для всех работников. Причем здесь возникло техническое непонимание с Минфином, оно уже устранено. Повышение на 30 % касается не только детских садов, оно касается организаций, реализующих программу дошкольного образования. А это значит, и школы, в составе которых функционирует дошкольное отделение, и к нему плюсом 30 % с 1 сентября. Это четкая позиция губернатора, правительства и законодательного собрания. Поэтому 30 % - это то, что область смогла сделать в условиях дефицитного бюджета, потому что социальных расходов в этом году было огромное количество. Не только связанных с выборной кампанией, но просто социальных расходов, которые нас вынуждают делать федералы. У них позиция — если мы даем, то и вы давайте. И в итоге мы приходим к концу года с 15 миллиардами дефицита областного бюджета.

Но предполагается, что социальная направленность бюджета сохранится и в будущем году, но сейчас это в плановом порядке и нам проще и легче это делать, когда знаешь, что все уже выступили. В апреле Путин предложил повысить зарплату учителям. И все начали думать, а где же деньги-то взять. Сейчас такие вещи проще решать, и мы решаем. Поэтому сейчас уже можно планировать повышение зарплаты учителей и, возможно, других категорий работников, но еще раз подчеркиваю, на всех денег и в таком объеме не хватит. И повышение зарплаты для всех остальных категорий работников на 6,5 % будет с октября в этом году и пока, подчеркиваю, планово закладывается в федеральном бюджете повышение на 6,5 % с 1 сентября. Это то, что пока можно гарантировать и обещать.

Я понимаю, что это сразу вызывает недовольство: учителям и воспитателям больше, а остальным меньше. Коллеги, еще раз подчеркиваю — дифференциация и разница будет. Одним будет быстрей повышаться, другим будет медленнее повышаться заработная плата.

У вас, конечно, есть инструменты регулирования этой разницы, потому что сейчас отраслевая система позволяет руководителю каким-то образом смикшировать эту разницу и сделать ее не столь значимой, если оно, конечно, нужно. Отраслевая система — это очень хороший инструмент в руках руководителей. Пользуйтесь им грамотно. Также как им должен пользоваться муниципалитет. Это не должно быть догмой и ничего страшного я не вижу в том, если каждый год это положение будет немножко меняться. Еще раз подчеркиваю, любой закон, нормативно-правовой акт, локальный акт образовательного учреждения — это инструмент. В этом году задачу выполнили, на следующий поменяйте, и ничего страшного в этом нет. Не надо это, конечно, делать незаконным путем, а можно делать законным, меняя нормативно-правовую базу. Такие возможности у вас есть.

Очень важно, чтобы мы с вами повышая заработную плату работников, в данном случае — учителей, не забывали о том, еще раз подчеркиваю, не забывали о том, что это из условий повышения качества образования. Сейчас с учителя будет спрашиваться больше. Мы будем заставлять, теперь это обязанность любого педагога, раз в пять лет проходить аттестацию. Не желание, а обязанность. И, естественно, повышать свою квалификацию.

Мы понимаем, что в прошлые годы у нас были здесь трения, потому что каких то плановых денег на эти вещи не закладывалось, и мы их просмотрели в бюджете Челябинской области. И если кто из вас следил за ситуацией, у нас очень серьезные поправки были внесены в областное законодательство и в закон о нормативах финансирования, и в закон об образовании. И такие же поправки будут вынесены на сентябрьское заседание, а потом еще в октябре будут поправки. И в итоге мы получим такое серьезное измененное законодательство, в котором будут учтены ресурсы и на повышение квалификации педагогов раз в пять лет, на аттестацию педагогов, на компенсацию затрат по ЕГЭ уже сделали, на изменение ставки учителя начальных классов с 20 до 18 часов, на введение ФГОС второго поколения, на третий час физкультуры, на запуск должности педагога-библиотекаря. На этот счет есть письма министерства, где все перечислено, датированные  8 и 12 сентября. Кроме того, сейчас будет повышение зарплаты работникам здравоохранения, которые работают в школе. Там по линии Минздравсоцразвития и по линии Минобрнауки.

То есть это те вещи, которые сейчас закладываются в нормативно-правовую базу. Это будет законно. Уже есть законы, и в среднем до 15 октября эти законы будут приняты, это будет закон, который обратной силы не имеет. Это вопрос принципиальный, и мы попытаемся решать вопросы таким образом: в законе надо все предусмотреть, чтобы потом к нему не возвращаться.

Еще раз подчеркиваю, а потом будем спрашивать: а почему у вас аттестацию не провели, тарификацию не повышают? А где у вас динамика индикативных показателей инициативы «Наша новая школа»? И в последнее время мы оперируем такими вещами, что есть учитель, у которого хорошие результаты ЕГЭ. Это конечно здорово, но важен не сам результат, а динамика прироста. Потому что одни учителя начинают с малой позиции, а другие сразу с первых мест стартуют. И неудивительно, что некоторые статусные учреждения дают хорошие результаты, потому что они на стартовом уровне детей себе подбирают с высоким уровнем. И второй момент — это не должно быть единственным мерилом качественной работы коллектива. Мы должны четко понимать, что ЕГЭ — это лишь обученность ребенка. Это не образованность его, не воспитанность, это обученность. Это порой не самое главное в жизни.

Поэтому у нас перед сотрудниками министерства поставлена задача разработки комплексной системы мониторинга качества образования в Челябинской области, в соответствии с которой мы будем отслеживать различные аспекты и стороны жизни образовательных учреждений и муниципальных образовательных систем. Отчасти этот мониторинг присутствует на сайте kpmo.ru, аналогичные параметры будут появляться в нашей образовательной системе. Причем они будут меняться, еще раз подчеркиваю, потому что в зависимости от меняющихся задач будут менять параметры.

Сейчас нам федералы выставили целый перечень задач. У города Озерска вроде все в порядке за исключением того, что в кабинетах химии вода не подведена и проводка в кабинетах физики. И лабораторные корпусы где-то не сделаны. Это вещи, по которым будет не просто меняться отношение федералов, но будет меняться отношение в части финансирования Челябинской области, потому что трехлетний проект, который мы все воспринимаем в основном как повышение заработной платы учителей, этим повышением не ограничивается.

Я напомню параметры проекта — 120 млрд рублей на всю страну. Этих денег не было даже по национальному проекту. Это большие деньги, из которых около 2,5 млрд получит Челябинская область. 452 млн мы получили уже в этом году, рассчитывая в 2012 году получить 1,3 млрд, а в 2013 — еще 800 млн. Почему говорю — рассчитываем? Потому что получим мы эти деньги или нет, зависит от того, насколько успешно справимся с задачами этого года. В соглашении, подписанном губернатором с федеральным министерством образования, указано — поднять среднюю заработную плату учителей в Челябинской области до 83 % средней заработной платы по экономике территории в первом квартале 2011 года. Но с этой задачей, я думаю, мы справимся. У нас есть для этого основания, потому что деньги мы направили, законы приняли, так что все будет работать на повышение качества учителя, и с этой задачей мы справимся.

Но есть другие задачи, которые мы должны выполнить - это дистанционное образование, это повышение квалификации, это аттестация учителей по новым правилам и целый ряд других параметров. Если мы не достигаем этих параметров, то нам на следующий год эту сумму сократят. Причем по каждому параметру на 2 %. А в конечном итоге мы можем потерять около 200 млн рублей.

Все эти деньги пойдут вам, если 1,3 млрд получаем от федералов на следующий год, то это, простите, на каждого школьника Челябинской области примерно по 4,5 тысячи рублей. Я не говорю, что все должно быть механически — будет решать муниципалитет. Но даже если вы умножите 700 детей на 4,5 тысячи рублей, то получите ваши деньги, которые вы можете потратить — на текущее оборудование, мебель, транспорт, дистанционное образование и так далее.

Но еще раз подчеркиваю условия: показатели должны выполняться. Если выполняются — вы получаете дополнительные деньги. Мы должны четко иметь в виду, что финансирование, что из области, что из федерации, будет при достижении определенных индикативных показателей, которые каждый год будут видоизменяться в зависимости от того, как будет ставиться задача, направления. Резких кардинальных изменений не будет, но постепенно они будут происходить. Подчеркиваю, одну задачу выполнили: обеспечили холодной водой кабинеты химии, задачу убираем, ставим другую. Итак, постепенный рост будет идти. И такой подход принципиальный будет во всех вопросах, во всех. Деньги будут выдаваться на результат.

И очень прошу всех работников системы образования, те обязательства, которые у нас есть, выполнить. Потому что от этого, подчеркиваю, будут зависеть отношения муниципалитета и регионального министерства, но в итоге — с федеральным правительством.

И еще один момент, на который я хочу обратить внимание. Он частично объясняет решение о повышении зарплаты учителей в общем ряду педагогических работников. Мы смотрим статистику и демографическую ситуацию. Да, по учителям кое-где проблемы есть, но они не катастрофичны. Но при этом зная, сколько вакансий в здравоохранении, в образовании вакансий не много. И у нас в системе ситуация разная — наибольший дефицит кадров в дошкольной сфере с учетом роста дошкольной сети. Вы знаете, что ваша территория очень выгодно отличается от других субъектов Российской Федерации, хотя и мы испытываем проблемы с устройством в детские сады. И в этом году мы предполагаем около 6 тысяч новых мест открыть, у нас есть немного средств на эти цели. С одной стороны, то, что денег мало — это плохо, а с другой — показывает эффективность работы в системе, что мы ищем разные варианты не очень затратных решений. Куда потратить деньги, мы найдем! На ту же самую заработную плату. Так, в детских садах действительно работников не хватает: воспитателей, помощников воспитателей, причем при росте количества работников мы, естественно, ожидаем снижения качества. Потому что люди со стороны приходят не очень пока грамотные и образованные. Надо учить, надо повышать квалификацию. Но, тем не менее, проблемы мы решим.

В школах вакансий меньше, в дополнительном образовании вакансий вообще нет. Это такая сфера уникальная, где самая низкая заработная плата, но там вакансий нет вообще. Конечно, они где-то появляются, но, в общем, их нет. И люди держатся, и текучки кадров практически нет. Конечно, это не означает, что им можно вообще не платить.

Я еще раз подчеркиваю — деньги это инструмент решения проблемы. Можно обижаться, можно не обижаться — как хотите, но деньги будут направляться туда, где есть проблема, и ее нужно решать. В общем образовании, дошкольном, в дополнительном пока не получается.

Причем здесь что нужно иметь в виду. У нас очень хорошо со спортом и художественно-эстетическим блоком и у нас очень плохо с техническим творчеством. Просто откровенно плохо. Отдельные очаги какие-то остались в дополнительном техническом образовании Челябинской области, в промышленной области при чем. Но для того, чтобы все это реанимировать, конечно, нужны сумасшедшие ресурсы. Мы сейчас пытаемся разговаривать с промышленными предприятиями, чтобы они снова повернулись лицом к этой теме, поскольку все рухнуло, когда они все бросили. Все техническое творчество было на предприятиях, но они от этого отказались. Муниципалитеты не смогли потянуть это обязательство и, в конечном итоге, получилось то, что получилось. А техническое творчество для нас — наиболее актуальная тема. И поэтому, если будет складываться областной бюджет, в этом направлении работы будут вестись в первую очередь. Еще раз подчеркиваю, то, что связано с техническим творчеством. Здесь тоже не может быть поголовно всем одинаково. И тем, кто поет (петь надо, это хорошо), и тем, кто танцует. Но техническое творчество важнее. И ассигнования, и ресурсы мы уже начинаем вкладывать в муниципальные учреждения, те, которые занимаются техническим творчеством в первую очередь.

(Далее вопросы из зала)


Источник  Вектор образованиЯ
Место  Озерск
Регион  Южный Урал
Документ 
Фотоальбом  Дни Министерства образования и науки



Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD