Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Апрель 2019 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Наши партнеры

Наши мероприятия

Вместо учреждений - образовательные организации, вместо учащихся - обучающиеся

31 октября 2011

Что еще меняется в новом законе «Об образовании».

В рамках системы образования осуществляются общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение.

 

Изменяется система уровней образования (образовательных цензов)

сейчас

предлагается

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование — бакалавриат;

6) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура;

7) послевузовское профессиональное образование

 

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

5) среднее профессиональное образование;

6) высшее образование — бакалавриат;

7) высшее образование — подготовка специалиста, магистратура;

8) высшее образование — подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливаются по уровням образования, в том числе для дошкольного образования и «третьего» уровня высшего образования.

 

Уточняется классификация программ

сейчас

предлагается

1)      общеобразовательные программы:

 

·        основные общеобразовательные программы:

— дошкольного образования;

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего (полного) общего образования.

 

·        дополнительные общеобразовательные программы

 

2) профессиональные программы:

 

·        основные профессиональные программы:

— начального профессионального образования;

— среднего профессионального образования;

— высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

— послевузовского профессионального образования (аспирантура (адъюнктура), ординатура и интернатура, докторантура).

 

·        дополнительные профессиональные образовательные программы:

— программы профессиональной переподготовки;

— программы повышения квалификации;

— программы стажировки

 

 

1) основные образовательные:

 

— основные общеобразовательные программы:

образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.

 

— основные профессиональные образовательные программы:

образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена);

образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры; программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

 

— программы профессионального обучения

программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и служащих, программы повышения квалификации по профессиям рабочих и служащих, программы переподготовки по профессиям рабочих и служащих

 

2) дополнительные образовательные программы:

 

дополнительные общеобразовательные программы:

— общеразвивающие;

— предпрофессиональные;

 

дополнительные профессиональные программы:

— программы профессиональной переподготовки;

— программы повышения квалификации.

 

Из числа образовательных исключаются и становятся самостоятельным видом программ — программы подготовки научных кадров (докторантура).

Вопросы подготовки в докторантуре планируется включить в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»

 

Совершенствуются типы и виды образовательных организаций

сейчас

предлагается

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

6 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

 

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений

 

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего образования.

 

Образовательные организации, реализующие различные виды дополнительных образовательных программ, относятся к одному из следующих типов:

1) организация дополнительного образования;

2) организация дополнительного профессионального образования.

 

 

 

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различного уровня образования, вида и направленности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено Федеральным законом

 

Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов, а также Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены виды образовательных учреждений.

Например, общеобразовательные учреждения — начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей; общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста; общеобразовательная школа-интернат; и т.д.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования — федеральный университет, университет, академия, институт

 

 

Виды образовательных организаций в рамках типа упраздняются.

 

Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее типа.

Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Специальное название образовательной организации указывается в ее наименовании

 

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами

 

Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе

 

 

Статус обучающихся

 Сохраняются все права и меры социальной поддержки обучающихся

сейчас

предлагается

Отсутствует

Вводится понятие «обучающийся».

 

Обучающийся — лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (обучении) и осваивающее образовательную программу

 

Отсутствует

Предусматривается поэтапное повышение стипендии.

 

Размер государственных академических стипендий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, устанавливается Правительством Российской Федерации в размере не менее одной трети минимального размера оплаты труда для студентов профессиональных образовательных организаций, половины минимального размера оплаты труда — для студентов образовательных организаций высшего образования, минимального размера оплаты труда — для аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажеров

 

Стипендии обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования выплачиваются в зависимости от успехов в учебе

 

Студентам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования, государственные академические стипендии выплачиваются вне зависимости от успехов в учебе

 

Законодательно не урегулировано

Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, обеспечиваются на время получения образования учебниками и учебными пособиями, техническими средствами обучения, иными необходимыми для учебного процесса учебно-методическими материалами и средствами обучения образовательными организациями бесплатно

 

Законодательно не урегулировано

Предусматривается размер государственной социальной стипендии.

 

Государственные социальные стипендии назначаются студентам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Размер государственной социальной стипендии, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах средств, выделяемых данной организации на стипендиальное обеспечение, в размере не менее полуторакратного размера государственной академической стипендии

 

Законодательно не урегулировано

 

Транспортное обеспечение обучающихся включает организацию их бесплатного подвоза к образовательным организациям, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот при проезде на транспорте общего пользования.

 

Организация бесплатного подвоза обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется данными образовательными организациями.

Финансовое обеспечение расходов на организацию бесплатного подвоза обучающихся к образовательным организациям осуществляется учредителями

 

Отсутствуют

Закреплены вопросы оказания обучающимся психолого-педагогической и медико-социальной помощи

 

Отсутствует

Закреплены вопросы защиты прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

 

В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей:

1) ходатайствовать перед органами управления организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о проведении с участием выборных представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся дисциплинарного расследования деятельности работников указанных организаций, нарушающих и (или) ущемляющих их права;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

3) использовать иные способы защиты прав и законных интересов, не запрещенные законодательством Российской Федерации

 

Статус педагогических работников

Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников

сейчас

предлагается

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;

Ежегодный удлиненный основной оплачиваемый отпуск

Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности)

Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы

Право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.

Пенсия за выслугу лет до достижения пенсионного возраста

Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю;

Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;

Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности)

Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы;

Повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет;

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости

Отсутствуют

Вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников:

·                   Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности.

·                   Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград.

·                   Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация

Отсутствуют

Закрепляются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных мер государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам

Отсутствует

Устанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, с лицами, обучающимися в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника


Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ

Вводится кредитно-модульная система организации образовательного процесса

при реализации профессиональных образовательных программ.

сейчас

предлагается

Законодательно не предусмотрена.

 

Применяется по желанию отдельных вузов.

При реализации профессиональных образовательных программ может применяться кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий.

Зачетная единица (кредит) представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, которая включает все виды его учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане, в том числе аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики.

Количество зачетных единиц (кредитов) по каждой основной профессиональной образовательной программе по конкретному направлению подготовки и специальности устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Количество зачетных единиц (кредитов) по каждой дополнительной профессиональной программе определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

 


Предусматриваются сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ

сейчас

предлагается

Законодательно не предусмотрены.

 

Применяются в отдельных субъектах Российской Федерации, участвующих в КПМО, других проектах по развитию образования.

 

Основные образовательные программы могут реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, посредством организации сетевого взаимодействия.

 

Сетевая форма реализации образовательных программ представляет собой реализацию образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе иностранными, посредством сетевого взаимодействия.

В сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

 

Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ:

1)            совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов;

2)            зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

Совершенствуется регулирование дистанционных образовательных технологий.
Вводится электронное обучение

сейчас

предлагается

К компетенции образовательного учреждения относится использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

 

 

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии), в том числе через сеть Интернет, или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

 

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации образовательных программ различных уровня и направленности во всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании.

 

Основные образовательные программы могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения частично или в полном объеме. Соотношение объема занятий с использованием дистанционных образовательных технологий (электронного обучения) и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется соответствующей образовательной программой.

 

Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично посредством дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения, должны сформировать информационную образовательную среду, обеспечивающую реализацию образовательных программ, обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам.

 


Экономическая деятельность в сфере образования

 Закрепляются права граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательных организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм

сейчас

будет

Не предусмотрено.

 

Предусматривается возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) в пределах соответствующих ФГОС.

 

Предусматривается возможность финансового обеспечения на конкурсной основе за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы, в пределах соответствующих ФГОС.

 

Вводятся новые экономические институты в сфере образования

сейчас

предлагается

Меры государственной поддержки образовательного кредитования не были разработаны и установлены на законодательном уровне.

Регулируется Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»

 

Образовательное кредитование.

 

Частно-государственное партнерство в сфере образования

 

Ведение единого государственного реестра объектов образовательной деятельности, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя федеральный и региональные банки данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

 

Государственное и муниципальное имущество, включенное в единый государственный реестр объектов образовательной деятельности, должно использоваться для целей образования.

Изменение целевого назначения имущества, включенного в единый государственный реестр объектов образовательной деятельности, возможно только после исключения соответствующего имущества из данного реестра.

Физические или юридические лица вправе получать информацию, содержащуюся в едином государственном реестре объектов образовательной деятельности


Общее образование

 Общее образование включает в себя следующие уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.

 

Дошкольное образование

сейчас

предлагается

Законодательно не предусмотрено

Образовательные программы дошкольного образования обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому

 

Органы местного самоуправления организуют и координируют бесплатную методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе посредством создания консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях

Образовательная программа дошкольного образования de facto включает в себя и присмотр и уход за детьми

В законопроекте разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня.

Не допускается включение в расходы на присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В Законе РФ «Об образовании» содержится общая норма, предусматривающая возможность осуществления индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

 

Требования к лицам, осуществляющим такую деятельность, не устанавливаются

Законопроектом предусматривается, что услуги по реализации образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться индивидуальными предпринимателями, в том числе в рамках индивидуальной педагогической деятельности

 

Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

сейчас

предлагается

Отсутствует

Предусматривается возможность реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными программами в целях получения обучающимися начальных знаний и навыков о профессии и подготовки обучающихся к продолжению образования по соответствующему направлению подготовки.

 

Допускается интеграция основных образовательных программ общего образования с дополнительными предпрофессиональными программами в области физической культуры и спорта, а также с дополнительными предпрофессиональными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка



Источник  Вектор образованиЯ
Раздел  Общее образование
Регион  Россия
Документ 

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD