Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Март 2019 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наши партнеры

Наши мероприятия

Президент России встретился с работниками образования

25 ноября 2011 Дмитрий Медведев посетил Дворец творчества детей и юношества, где наблюдал за репетицией ансамбля народных танцев, а позднее встретился с работниками дошкольного образования, детских учреждений культуры и библиотекарями.

В ходе беседы обсуждались различные вопросы, связанные с развитием системы дошкольного образования, в частности проблемы доступности детских садов и учреждений культуры, финансирования дошкольных учреждений, библиотек, оплаты труда работников таких организаций, а также меры поддержки детей-сирот, многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Д.МЕДВЕДЕВ: Здравствуйте!

В хорошем месте встречаемся, я всегда очень рад, когда подобного рода встречи проходят прямо на территории учреждения культуры. Видно сразу и то, чем мы занимаемся, и все проблемы видны. В общем, это, наверное, правильно.

У нас сегодня встреча с теми людьми, которые помогают большинству молодых людей просто познавать мир, учат азам развития. Знаю, что здесь собрались работники детских домов, учреждений культуры, библиотек, дополнительного образования, детских садиков. Не буду говорить вам банальности. Вы сами отлично знаете, что родители доверяют вам самое ценное – своих детей, и от вас зависит, насколько современными людьми они будут, насколько смогут адаптироваться к нашей жизни, какими они войдут в мир взрослых.

Но это общие слова, а есть вполне конкретные проблемы. И мне бы хотелось построить разговор следующим образом. Я постараюсь какие-то ещё вещи озвучить сейчас, а вас попросил бы рассказать о том, как у вас дела; какие-то вопросы, естественно, если у вас будут, мы тоже с вами обсудим.

Хотел бы, если это получится, конечно, чтобы наш с вами разговор завершался некоторыми обобщениями, потому что мне не просто хочется с вами пообщаться – мне нужно было бы сделать некоторые выводы о том, как нам дальше строить работу с системой дошкольного образования, с учреждениями культуры, с другими бюджетными организациями, у которых очень важные задачи и у которых, в общем, не самая простая судьба именно в силу того, что, к сожалению, есть хроническое недофинансирование. И мы должны просто понять, каким образом нам эти задачи с вами вместе решать.

Начну с вопроса о доступности дошкольного образования. Тема исключительно важная. Сейчас – и в последние годы, скажем так, и, может быть, наиболее интенсивно за последний месяц-два – я обсуждал вопрос о детских садиках практически, наверное, в нескольких десятках субъектов Федерации. Нет ни одного субъекта Федерации, где бы мне сказали, что всё в порядке. Понятно, всегда есть к чему стремиться, но, к сожалению, просто сама система детского дошкольного образования, и все присутствующие здесь это отлично знают, она развивалась очень тяжело. В 90-е годы она просто деградировала, она стремилась вниз: закрывались детские сады, люди уходили оттуда. И только, может быть, несколько лет назад мы взяли на вооружение курс по восстановлению детских садов.

Очередь в стране ещё очень большая. В то же время, не хочу обижать никого из руководителей регионов, всё-таки делается уже немало, строят немало детских садов. Значительное число удалось вернуть из ранее отторгнутых, проданных, промотанных, так сказать, детских садов. Но где-то это сделать невозможно.

Важно, чтобы дошкольным образованием был охвачен практически каждый ребёнок. Думаю, что присутствующие здесь педагоги это понимают. Вопрос в том, какое это дошкольное образование. Оно не должно быть для всех универсальным, это всё-таки не школьное образование. Но тем не менее всё-таки он должен получить какие-то первоначальные знания, будь то дома, в детском саду, включая частные детские сады, или в каком-то ином образовательном учреждении или учреждении культуры. В любом случае ребёнок должен какие-то творческие навыки сформировать, способности свои потренировать, готовиться к школе, научиться читать. Поэтому новые образовательные стандарты, которые начинают применяться, они должны быть как-то согласованы и с тем уровнем дошкольного образования, который мы сегодня имеем.

Надеюсь, что задачу по обеспечению всех наших граждан, всех детей детскими дошкольными учреждениями, во всяком случае самой остродефицитной категории, а это дети в возрасте от 3 до 6–7 лет, мы сможем решить в стране где-то за три года. Вот я прикидываю, я просто со всеми губернаторами почти на эту тему говорил, это не маниловщина, это реальная цифра. Что касается всей очереди, я думаю, для её ликвидации потребуется чуть большее время.

Как это делать? Надо строить новые детские дошкольные учреждения, создавать их на основе современных требований, требований, которые касаются и развития творческих способностей, и занятий физкультурой, спортом. В то же время нужно отойти от некоторых завышенных ожиданий, потому что у нас в прежние годы были очень жёсткие нормативы по детским садам. Из-за этого система частных, семейных детских садов не развивалась вообще.

Мы изменили сейчас эти требования. Считаю, что это нормально, потому что в конце концов пусть сами родители решают, куда отдавать ребёнка. Если родителям достаточно, чтобы ребёнок был в детском дошкольном учреждении, в группе краткого пребывания два, три, четыре часа, – ну и ладно. Но тогда там не обязательно, чтобы была кухня огромного размера, чтобы там соблюдались все требования по приготовлению пищи, и так далее. То есть большее разнообразие, мне кажется, действительно должно пойти на пользу.

Что ещё очень важно: важно сделать так, чтобы на эти цели хватало средств. И это, наверное, самое сложное в любой задаче. В последнее время я обратил внимание всех: и губернаторов, и руководителей муниципальных образований, в конечном счёте всех наших граждан – на то, что наша система так называемых межбюджетных отношений (это не значит, что она совсем плохая) в известной степени уже вошла в противоречие со своим назначением. Именно поэтому мы должны принять решение о том, как будут делиться деньги. Вопрос вроде бы бухгалтерский, но исключительно важный, вы все это понимаете.

То есть где эти деньги будут находиться? У нас сейчас в основном действует такое правило: значительная часть денег отправляется в Москву и потом в виде субсидий, дотаций спускается снова в регионы и в муниципалитеты. Так можно действовать, но в этом случае у муниципалитетов, да и у регионов в ряде случаев не хватает собственных источников, и мы не можем, откровенно говоря, ждать, что регионы будут тратить деньги на важнейшие нужды. Скорее всего они просто будут стоять с протянутой рукой и говорить: «Но вы нам всё-таки дайте вот на это, на это, на это».

И очень часто я даже сам понимаю, что, когда ко мне приходят губернаторы и просят деньги (они это делают, естественно, регулярно, такова жизнь: и ко мне приходят, и в Правительство приходят), иногда они просят на то, что действительно связано с федеральными задачами, это нормально, но иногда они говорят: вы нам помогите вплоть до того, что построить школу или детский сад. Это-то точно губернаторы должны делать сами, но для этого у них должны быть источники. Почему я об этом вам рассказываю? Потому что сейчас идёт работа по созданию новой системы распределения доходов. Надеюсь, что это позволит решить важную задачу – и у субъектов Федерации, и у муниципалитетов будут лучшие возможности для того, чтобы финансировать и дошкольное образование, и учреждения культуры, библиотеки, обновлять и материальную базу, и, конечно, заниматься оплатой труда.

Про вариативные виды детского образования я уже сказал. В принципе я считаю, что это полезная вещь.

Теперь следующая тема, которую я хотел бы затронуть вначале, которая, безусловно, волнует всех здесь присутствующих, – это ваша зарплата. Это одна из самых острых проблем, которая, к сожалению, пока не решена. Зарплата крайне низка, что, конечно, сказывается и на уровне пенсий. Конечно, люди, которые работают в системе, – это люди отзывчивые, люди, которые воспринимают свою жизнь как призвание, по сути, но от этого не легче ни вам, ни вашим коллегам.

Хотел бы сказать несколько вещей просто для начала разговора. Во-первых, можете не сомневаться: я понимаю эту проблему, как и другие мои коллеги, которые отвечают за состояние дел в отрасли, и мы эту проблему обязательно будем решать и решим – и сделаем это в достаточно короткой перспективе. Имею в виду задачу повышения оплаты труда работников дошкольного образования, учреждений культуры, работников библиотек, потому что сейчас это, наверное, самая трудная категория, которая осталась. Мы за последние годы многое сделали по другим бюджетникам, вы знаете об этом, пора начинать заниматься этой проблемой.

Как можно это сделать? Что я могу предложить: думаю, что можно было бы сделать это поэтапно, распределив ответственность за решение этой задачи между федеральным центром и регионами так, чтобы мы взаимно стимулировали друг друга. Предложения по итогам нашего с вами разговора я подготовлю и озвучу в ходе произнесения Послания Президента Федеральному Собранию. Это будет в конце года.

Кроме того, это тоже можно было бы обсудить, можно было бы решить вопрос об одномоментном повышении заработной платы в следующем году по отдельным категориям, которые в силу разных причин нам просто нужно сохранить, потому что люди есть люди, они зачастую просто увольняются. Сделать это тоже можно в рамках процедуры по децентрализации полномочий, о которой я сейчас рассказывал вам. Эта тема, наверное, тоже очень важна.

Несколько ещё замечаний по поводу поддержки семей с детьми, многодетных семей и семей, которые воспитывают детей-инвалидов. Я просто хотел сказать, что не так давно, 21 ноября, мною подписан закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, согласно которому увеличивается на 2 тысячи рублей размер налогового вычета на детей. Теперь он составляет 3 тысячи рублей, и на третьего и каждого последующего ребёнка он применяется. Такой же вычет устанавливается и на ребёнка-инвалида, что, в общем, тоже нас просили сделать, а также на инвалидов первой и второй группы до 24 лет, которые обучаются по очной форме образования. В дальнейшем такая работа также будет продолжена.

Есть ещё один вопрос. Он, может быть, тоже очень важный, во всяком случае когда мы говорим о детях-сиротах, которым нужно адаптироваться к жизни. Летом этого года, кстати, встречался с такими детками, которые приходили ко мне в Кремль. Они говорили о том, что их очень часто ставят в сложное положение, просто нарушают их права – включая права на квартиры. Поэтому хотел бы тоже всех проинформировать о том, что мною недавно подписан закон о том, чтобы бесплатно оказывалась юридическая помощь детям-сиротам и детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Надеюсь, что это поможет всё-таки в большей степени защитить их права, потому что теперь это гарантировано по закону.

В общем, для того, чтобы не забегать вперёд, не решать все вопросы за вас, я на этом, наверное, подведу черту. И просил бы вас высказываться, предлагать какие-то свои идеи. Давайте просто поговорим.



Источник  пресс-служба Президента России
Место  Петрозаводск
Регион  Россия

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD