Вектор образования

Сейчас
Яндекс.Погода

Рассылка

Календарь событий

Апрель 2019 г.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Наши партнеры

Наши мероприятия

О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в Челябинской области

О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в Челябинской области
30 ноября 2011

Абрамова Т.В., Тюрина Е.А,

коллегия Министерства образования и науки Челябинской области,

29 ноября 2011 года

О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в Челябинской области

Новые образовательные стандарты вызвали большое количество критических замечаний. Разработчикам ставят в вину снижение уровня научности и фундаментальности образования, что может привести в будущем, по мнению оппонентов, к потере конкурентоспособности страны. Споры продолжаются до сих пор, хотя в большей степени они касаются стандарта старшей школы.

Стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и реализуется во всех образовательных учреждениях России в этом учебном году.

1 сентября 2011 года 38 001 первоклассник и 1 803 учителя начальных классов челябинских школ начали обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования.

К этому значимому событию региональная образовательная система готовилась поэтапно. Министерство образования и науки Челябинской области, являясь официальным экспертом нового стандарта, в целях предварительного выявления проблем, возникновение которых вполне возможно при столь масштабном системном изменении в образовательной сфере, приняло решение о его пилотном испытании, начиная с 2008 года.

Апробационные площадки были открыты в 7 муниципальных образованиях (Челябинске, Магнитогорске, Озерске, Снежинске и Агаповском, Варненском, Саткинском муниципальных районах).

Вовлечение школьных команд 19 учреждений области в экспертную и апробационную деятельность позволило сформировать группу консультантов и тьюторов, которые возглавили пилотное введение стандартов, в опережающем режиме участвовать в разработке стратегии и системы управления введением ФГОС в Челябинской области.

Постоянный мониторинг и анализ происходящего в период инновационной деятельности позволили Министерству образования и науки области определить основные направления деятельности по введению стандарта среди которых:

1. Обучение школьных команд и учителей.

2. Анализ эффективности деятельности муниципальной системы дополнительного образования и проектирование на этой основе моделей внеучебной деятельности.

3. Пересмотр норматива подушевого финансирования.

В 2008-2009 учебном году был введен экспериментальный областной базисный учебный план для начальной школы, который впервые включал 10 часов внеурочной деятельности.

В течение двух лет в 185 первых классах обучались по новому учебному плану 4 400 первоклассников. Теперь это третьеклассники и выпускники первой ступени обучения, т.е. к концу учебного года мы сможем получить первые реальные результаты обучения по новым стандартам.

2010-2011 учебный год был годом пилотного введения новых стандартов в начальной школе. Решение о введении стандарта с 1 сентября 2010 года каждое образовательное учреждение принимало самостоятельно.

Таких школ в области оказалось 167 из 12 городских округов и 18 муниципальных районов. Мы благодарим руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, которые взяли на себя смелость и такую ответственность. Они были первопроходцами, а это означало постоянное изучение их деятельности, мониторинг, анализ, обобщение и вновь апробация.

Таким образом, по состоянию на 1 сентября 2011 года в Челябинской области по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучается 46 415 учащихся, что составляет 33,7% от общей численности обучающихся 1 ступени.

Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 5 октября 2010 г. №02-600 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» был утвержден сетевой план-график введения ФГОС общего образования в Челябинской области. Данный документ определил стратегию введения стандарта на региональном, муниципальном и институциональном уровнях управления.

Для более эффективного организационного, методического и информационного сопровождения введения стандартов на базе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования был создан Региональный центр ФГОС.

Широкомасштабное введение ФГОС НОО с 1 сентября 2011 года предполагало изучение готовности школ к этому процессу. Сформулированные Министерством образования и науки РФ критерии готовности требовали конструктивной и содержательной проработки, а главное, технологического представления для образовательных учреждений и органов управления. В связи с чем была разработана методика оценки готовности образовательных учреждений региона к введению ФГОС начального общего образования по нормативно-правовому, организационному и содержательному обеспечению, затем осуществлен мониторинг внутреннего и внешнего оценивания готовности школ области к введению стандарта и подготовлены аналитические материалы по его результатам.

По результатам самооценки в марте 2011 года только 14% школ имели высокий уровень готовности к введению ФГОС НОО, а уже по результатам внешнего оценивания муниципальными комиссиями в мае 2011 года – 41%. Такой подход к проведению мониторинга обеспечил готовность школ к введению стандарта, а также предоставил им временной лимит для «работы над ошибками».

Кроме того, анализ результатов мониторинга позволил своевременно обеспечить недостающую инструктивно-методическую поддержку школам, скоординировать деятельность регионального центра и муниципальных методических служб по решению выявленных проблем. Работа с пятью процентами школ, не готовых к введению ФГОС НОО в части организационного, нормативно-правового и содержательного обеспечения, стала своеобразным летним заданием для органов управления образованием и методических служб Аргаяшского, Верхнеуральского, Кунашакского, Нязепетровского, Октябрьского, Пластовского, Увельского, Чесменского муниципальных районов и Златоустовского, Миасского городских округов.


Активное и масштабное разворачивание реформ в образовании в последние годы натолкнулось на ограничения системы, неготовой их воспринять и «переварить». Это усиливает риски имитации деятельности на уровне образовательных учреждений и выше



Прежде всего, речь идет о незавершенности трансформации механизмов управления и финансирования, оценки качества и регулирования содержания образования, определяемого ФГОСами.

В этой связи обращаем ваше внимание на возможность рисков этого масштабного системного изменения и их минимизацию.

1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают основную образовательную программу в соответствии с заказом социума. Но как показывает анализ, расширение реальной самостоятельности образовательных учреждений пока разбивается об объективную неподготовленность к такой деятельности части руководителей и педагогов школы.

Понимая риск дестабилизации привычной схемы управления (федерация – регион – муниципалитет – школа), мы предложили вам сетевой план-график введения ФГОС общего образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 5 октября 2010 г. №02-600 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»), отражающий, в том числе, систему работы на муниципальном и институциональном уровнях. Тем самым предполагалось, что вами будут выстроены модели управления муниципальными системами образования в части введения ФГОС ОО.

Практика же показывает обратное. В областном конкурсе «Новой школе – новые стандарты», организованном и проведенном Министерством совместно с ЧИППКРО осенью 2011 года, в номинации «Лучшая муниципальная модель управления реализацией ФГОС общего образования» не участвовал ни один муниципалитет, хотя положительный опыт в области есть. Сегодня вашему вниманию будет представлен опыт Магнитогорска, использующего проектный метод в управлении введением ФГОС в муниципальной системе образования.

В этой связи Министерство образования и науки рекомендует муниципальным органам управления образованием разработать муниципальные модели управления введением ФГОСов, учитывающие имеющиеся условия в территориях.

2. Открытыми остаются вопросы о гарантиях обеспечения во всех школах требований ФГОС к условиям освоения основной образовательной программы.

Начиная с 2007 года, в области проводится мониторинг создания в образовательных учреждениях современных условий организации образовательного процесса. За основу взята федеральная методика оценки достижения данного показателя. По данным на 1 июля 2011 года в современных условиях обучается 46,4% школьников области.

Введение новых стандартов в начальную школу требует корректировки ряда параметров данного показателя.

Приказами Министерства образования и науки Челябинской области (от 31.10.2011 г. №01-1693 и от 09.11.2011 г. №24-1776) утверждены минимальные требования к комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений в городских и сельских школах соответственно. Проанализировав требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы, новые СанПиНы и рекомендации Минобрнауки России, Министерство определило минимум для образовательных учреждений области, который должен быть создан в начальной школе. Определена примерная стоимость такого комплекта – от 1,8 до 3,5 млн. рублей в зависимости от наполняемости класса.

Как показал мониторинг, по состоянию на 17 ноября 2011 года в школах области степень оснащенности образовательных учреждений в целом составляет 19 %.

Это значит, что в этом году только каждый пятый первоклассник обучается в условиях, соответствующих требованиям стандарта.

Вместе с тем, хочется отметить, что лидирующие позиции по обеспечению условий реализации ФГОС занимают Снежинский (42,7%), Магнитогорский (37,1%), Челябинский (30,1%), Озерский (29,6%) городские округа и Увельский (33,5%), Пластовский (33,5%), Красноармейский (29,8%) муниципальные районы. Самый высокий уровень оснащенности в Верхнеуральском районе (51,7%), мы попросим их поделиться опытом.

Решению проблемы оснащенности школ может способствовать проект по модернизации системы общего образования. В 2012 году планируемый объем финансирования проекта составляет 1,34 млрд рублей. Данные средства будут направлены в муниципалитеты в виде субсидий, которые должны быть потрачены, в первую очередь, на создание условий обучения в соответствии с новыми стандартами.

Надеемся, что результаты мониторинга позволят вам грамотно оценить потребности школ, распорядиться средствами, а значит, обеспечить создание условий реализации основных образовательных программ. В рамках работы коллегии Челябинский государственный педагогический университет представит вашему вниманию игровые образовательные комплексы «Научные развлечения».

3. Достижение новых результатов, предъявляемых стандартом, должно быть поддержано обновлением состава и компетенций управленческих и педагогических кадров. В России практически не происходит омоложения педагогического корпуса. Доля российских учителей пенсионного возраста за 2002 – 2010 годы выросла с 11% до 18%, а доля педагогов до 30 лет – всего на 13%. В образовательной системе Челябинской области работают 19,1% пенсионеров. Основной причиной низкой сменяемости кадров является недостаточное пенсионное обеспечение педагогов. Сегодня доход работающего учителя и пенсионера отличается в 4 раза. При таких условиях учителя стремятся работать в школе до «последнего дня», препятствуя тем самым естественному обновлению кадров.

В условиях введения новых стандартов учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагогов. Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых стандартов выступает одним из гарантов реализации идей стандартов, поэтому основной задачей для всех уровней управления было и остается повышение квалификации работников системы образования по тематике, отражающей специфику нового образовательного стандарта.

В 2010 – 2011 годах только на базе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования обучено 9 574 специалиста. В их числе специалисты органов управления образования, руководители образовательных учреждений, школьные команды и учителя. Институтом разработаны содержательные модули по 59 образовательным программам курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, отражающих требования ФГТ и ФГОС, разработан и реализуется 71 модульный курс.

По данным мониторинга 80,5% учителей первых классов 2011-2012 учебного года прошли курсовую подготовку в объеме не менее 72 часов, что свидетельствует о понимании проблемы и серьезной работе в этом направлении на всех уровнях.

Вместе с тем одной курсовой подготовки явно недостаточно для успешной реализации основных образовательных программ. Сегодня, как никогда, особую роль должны выполнять муниципальные методические службы, оказывающие консалтинговые услуги и научно-методическое сопровождение образовательных учреждений. Обучение школьных команд, проектный подход, дистанционные технологии являются наиболее актуальными и результативными формами повышения квалификации. Стремительно развивается тьюторство, обеспечивающее адресное сопровождение процессов введения ФГОС в территориях. В области подготовлены и работают 169 тьюторов.

Наиболее интересным является опыт муниципальной методической службы Ашинского района, которая стала победителем областного конкурса «Новой школе – новые стандарты» в номинации «Лучшая муниципальная модель методического сопровождения реализации ФГОС общего образования».

Руководителям муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений необходимо приступать к разработке и реализации персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников в условиях перехода на адресные модели повышения квалификации, которые продиктованы новыми требованиями к профессиональной деятельности педагогов.


Одним из основных рисков введения ФГОС является вульгаризация идей внеурочной деятельности, которая должна развивать личность, потенциал учеников, а на деле становится камнем преткновения.


Министерством образования и науки области решен вопрос финансирования внеурочной деятельности в объеме 10 часов с 1 сентября 2011 года. Разработаны модели реализации внеурочной деятельности, которые были представлены на заседании федерального координационного совета в г. Санкт-Петербурге.

Наиболее востребованной в области оказалась смешанная модель организации внеурочной деятельности. Ее используют в своей деятельности 54% школ.

В области создан и постоянно обновляется региональный банк педагогического опыта по внедрению стандартов. Так, 27 школ уже представили свои программы внеурочной деятельности, которые вошли в областной сборник «Программы внеурочной деятельности».

Как показал мониторинг, в 2011-2012 учебном году в среднем в каждом первом классе области на выбор учащимся и их родителям предложено 8,2 часа внеурочной деятельности. Реализуют ее 30% учителей начальных классов, 39% - учителей других предметов, 16% - педагогов дополнительного образования и 15% - внешних совместителей. Распределение часов по направлениям внеурочной деятельности представлено на слайде.

Но в своих обращениях родители все более активней встают на защиту детей, «оголяя» для управленцев проблемы школы по организации внеурочной деятельности.

Термин «внеурочная» подчеркивает специфику этой деятельности: у нее ни в коем случае не урочная форма проведения и это не добавка к общему образованию (1350 часов за 4 года), но названия программ внеурочных занятий в школах говорят сами за себя: «ОБЖ», «Мой окружающий мир», «Развитие речи», которых являются продолжением предметных программ.


Внеурочная деятельность является обязательной для школы, а не для ученика. Но у некоторых директоров школ отсутствует понимание того, что родители имеют право отказаться от посещения их ребенком тех или иных внеурочных занятий в школе


Они могут воспользоваться аналогичными услугами учреждений дополнительного образования, культуры и спорта или развивать своего ребенка в определенных направлениях самостоятельно. В таких случаях отказ родителей от услуг школы необходимо оформлять в письменной форме. Это может быть либо договор, где указывается объем образовательных услуг, которыми родитель воспользуется, либо мотивированное заявление с отказом от определенных услуг по внеурочной деятельности. Но и в договоре, и в заявлении необходимо оговорить, что родители берут на себя реализацию ФГОС в части определенных направлений развития личности ребенка и гарантируют достижение их результатов.

Обращают наше внимание родители на перегруженность детей, усталость, а когда внеурочную деятельность заменяют двумя дополнительными занятиями, возникает нежелание посещать школу.

Выполняя требования новых СаПиНов руководители школ забывают о рациональном и оптимальном подходе к составлению расписания, учете психологических и физических особенностей школьников младшего возраста, тем самым усиливая социальную напряженность и поток обращений в онлайн-приемную министра.

Муниципальным органам управления образованием необходимо выстроить модели внеурочной деятельности с, учетом заказа социума, используя сетевое взаимодействие и интеграцию общего и дополнительного образования.

Опыт деятельности по организации и моделированию внеурочной деятельности в Челябинской области представит заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО Кисляков Алексей Вячеславович.

5. Многовековая мудрость «владеющий информацией владеет миром» актуальна и в вопросах введения новых стандартов. Информационное сопровождение в области осуществляется по двум направлениям.

Во-первых, это подготовка Министерством образования и науки Челябинской области 12 инструктивно-методических писем по различным аспектам организации образовательного процесса в условиях реализации стандарта.

Одним из важнейших механизмов информирования участников образовательного процесса являются сайты Министерства и Института, где оперативно размещаются нормативные, методические и иные материалы. На сайтах организована работа форумов, на которые были размещены ответы на более 200 вопросов, которые оказались интересны трем тысячам интернет-пользователей. По результатам работы форума составлен и опубликован сборник «ФГОС в вопросах и ответах».

Аналогичный подход используют большинство муниципальных органов управления образованием, но, к сожалению, сайты редко обновляются, а документы не отражают территориальную специфику введения ФГОСов.

Во-вторых, это вовлечение родителей в управление и обсуждение хода введения новых стандартов. В Челябинской области имеется определенный опыт привлечения общественности, родителей к разработке и реализации основной образовательной программы, который представлен в журнале «Вестник образования» №10 2011 года. В помощь директорам общеобразовательных учреждений подготовлены и направлены методические рекомендации по организации и проведению общешкольного родительского собрания в школах области с родителями будущих первоклассников.

Однако эта деятельность зачастую носит формальный характер и не реализует идеи гражданско-общественного управления системой образования. Недооценивание этой деятельности органами местного самоуправления может вызвать негативные социальные эффекты, напряженность родителей и детей. В связи с чем рекомендуем активней вводить практику проведения городских и районных родительских собраний в деятельностных формах, привлекать общественность к разработке и реализации основных образовательных программ, сотрудничать со средствами массовой информации.

Перспективными направлениями в вопросах введения ФГОСов на 2012 год являются:

- пилотное введение стандарта основного общего образования;

- масштабное введение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- построение модели оценки качества начального образования;

- создание и деятельность стажировочной и базовых площадок.

1. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» стандарт основной школы в обязательном порядке должен быть введен в 2015 году. Вместе с тем считаем целесообразным пилотное введение ФГОСа основной школы. В связи с чем руководителям муниципальных органов управления образованием до 10 марта 2012 года необходимо определить перечень общеобразовательных учреждений, готовых в пилотном режиме ввести ФГОС основного общего образования с 1 сентября 2012 года.

2. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2010 года №Пр-2009 в 2010-2011 учебном году была проведена апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент признан удачным. На базе субъектов, участвующих в апробации, создаются стажировочные площадки по введению курса ОРКСЭ. В ноябре 2011 года 5 специалистов Челябинской области прошли обучение на курсах повышения квалификации тренеров-преподавателей в Федеральном институте развития образования.

Челябинская область не участвовала в федеральной апробации данного курса, но в 2011-2012 учебном году в пилотном режиме во втором полугодии будет введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 71 классе 57 школ для 1778 учащихся. В настоящее время изучен выбор учащихся и их родителей (законных представителей). Наиболее востребованными оказались модули «Основы светской этики»: его выбрали 1048 учащихся (58,9%), и «Основы религиозных культур» - 442 человека (24,9%). Вместе с тем 269 учащихся выбирают модуль «Основы православной культуры» (14,5%), а также 16 учеников Сосновского района и один Троицкого городского округа - модуль «Основы исламской культуры», один ученик из Южноуральска - «Основы иудейской культуры» и один ученик из Катав-Ивановска отказался от изучения данного предмета.


В Минобрнауки России готовится приказ об обязательном введении курса с 2012 года.


Министерством образования и науки Челябинской области в территории направлено инструктивно-методическое письмо от 26.08.2011 г. №103-5002 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области», разъясняющее ситуацию и предлагающее методические рекомендации по организации и введению курса, график курсов и семинаров. Но как показал мониторинг в Кыштымском, Локомотивном, Озерском городских округах и Аргаяшском, Брединском, Еманжелинском, Карталинском, Каслинском, Нязепетровском, Пластовском, Троицком, Увельском, Чебаркульском муниципальных районах, учителя не готовы к преподаванию и, главное, не планируется их обучение в 2012 году. По предварительным данным, обучение «Основам религиозных культур и светской этики» будет осуществлять 65% учителей начальных классов, 19% - учителей истории; 11% - учителей МХК, 3% - учителей русского языка и литературы, 2% - других специалистов.

3. В период с 17 по 25октября 2011 года образовательные учреждения Челябинского и Магнитогорского городских округов и Сосновского муниципального района принимали участие в апробации моделей проведения процедур оценки качества начального образования в рамках федеральной целевой программы «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами».

В ходе апробации 2 955 учащихся из 18 образовательных учреждений выполняли итоговые контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку, математике, окружающему миру, а также комплексную работу. Федеральный мониторинг впервые будет проведен через 4 года, в нем будут принимать участие выпускники, обучавшиеся по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, поэтому участие в апробации позволяет внести своевременные коррективы в деятельность образовательных учреждений и методических служб, с целью обеспечения положительных результатов освоения стандарта сегодняшними первоклассниками.

Уровень сложности предложенных итоговых работ и особенности формулировки в них заданий значительно отличаются от традиционных, учащимся предлагаются учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие не только предметных знаний и умений, но умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, извлекать информацию из текстов, схем, рисунков, планировать и контролировать свои действия. Результаты выполнения контрольных работ переданы в ИСИО РАО (Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования), пока подведены итоги по математике – только 47% учащихся из 16 регионов, выполнявших работу, достигли базового уровня подготовки и выше.

Анализ работ и полученных результатов позволяет сделать практические выводы. Во-первых, достижение планируемых результатов возможно при реализации учителями начальных классов системно-деятельностного подхода. Следовательно, возрастает роль повышения квалификации и методической работы в межкурсовой период, а также особое внимание должно быть уделено выбору учебников, предпочтение следует отдавать программам, изначально создававшимся на основе системно-деятельностного похода. Во-вторых, следует включать во внешнюю оценку в рамках аккредитации образовательных учреждений и итоговый мониторинг уровня обученности, проводимый на муниципальном уровне, задания, составленные в логике нового подхода.

4. Челябинская область стала победителем конкурсного отбора региональных программ развития образования в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». За три года в область будет привлечено 93,24 млн рублей

В 2011 – 2013 годах на территории Челябинской области на базе ГОУ ДПО ЧИППКРО будет функционировать стажировочная площадка, Магнитогорский государственный университет станет соисполнителем работ, обеспечивающих повышение квалификации всех категорий работников образования Челябинской области и других субъектов Российской Федерации. Выбор тематики стажировочной площадки: «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования как системообразующий ресурс социально-экономического развития Челябинской области, обеспечивающий современное качество общего образования» - обусловлен достаточным опытом области в этом направлении и необходимостью в сжатые сроки обеспечить условия введения ФГОС начального и основного общего образования во всех ОУ области.

На базе стажировочной и семи базовых площадках, открытых в Магнитогорском, Миасском, Снежинском, Челябинском городских округах и Сосновском муниципальном районе, планируется обучить 64 ведущих консультантов по вопросам развития общего образования, 70 тьюторов и 1 490 педагогических и руководящих работников образования по вопросам введения ФГОС общего образования, 30 тьюторов и 1 520 педагогических и руководящих работников образования по государственно-общественному управлению образованием. Надеемся на поддержку этого проекта на местах в части повышения квалификации и участию в инновационной деятельности площадок.

Чтобы стандарт стал реальностью нашей образовательной системы, недостаточно его просто изучить как некий документ. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования требует серьезных изменений в компетенции управленцев и профессиональных педагогов. Об успехе реформы будут судить не по достижениям отдельных выдающихся школ и педагогов, а по сухим цифрам статистики. А это означает, что нужна серьезная работа каждого, и только совместными усилиями мы достигнем поставленной цели.


Автор  Татьяна Абрамова, Елена Тюрина
Источник  Министерство образования и науки Челябинской области
Место  Челябинск
Раздел  Общее образование
Регион  Южный Урал
Документ 

Возврат к списку

Южный Урал        Россия

Мы в социальных сетях

Фоторепортаж

pobediteiy_olimp__77.jpg
pobediteiy_olimp__76.jpg
pobediteiy_olimp__73.jpg
pobediteiy_olimp__72.jpg
pobediteiy_olimp__71.jpg
pobediteiy_olimp__70.jpg
pobediteiy_olimp__69.jpg
pobediteiy_olimp__68.jpg
pobediteiy_olimp__67.jpg

Статистика посещений

Яндекс.Метрика
ITExpert
© 2011 ООО «Информационное агентство «Вектор Образования» | Сделано в IT Engineering LTD